Развитие читательского интереса у младшего школьника
материал (1 класс) на тему

Тюменкова Надежда Олеговна

Лекторий для родителей по теме "Развитие читательского интереса у младшего школьника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskiy_interes.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание  в 1 классе

по теме:

«Развитие читательского интереса у младшего школьника»

Выполнила :Тюменкова Н.О.

учитель начальных классов МБОУ "Школы №6"

Время проведения:III четверть 1  класса

Форма проведения: лекторий для родителей, практикум

Сл.№2

Цели: познакомить родителей с методами и приёмами развития у детей читательского интереса

Задачи: познакомить родителей с динамикой развития техники чтения; показать роль книги и чтения в развитии ребёнка; познакомить с причинами возникающих проблем в чтении; показать пути развития у детей интереса к чтению

Не только в школе, но и в семье мы учим детей любить книги. Наверно, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, так как роль  книги огромна.

Сл.№3

Хорошая книга и воспитатель, и учитель, и друг. «Чтобы воспитать, нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение»,- писал А.П.Чехов.

          Пока ребёнок мал, родители с упоением читают ему книги. Но вот ребёнок пошёл в школу, и родители с облегчением вздыхают: «Теперь он сам будет читать». А спустя 8-10 лет мы слышим: «Ну как книга?» «Ничего, нормально»,-отвечает сын или дочь. И родители с удивлением ощущают, что между ними и детьми стена непонимания.

Сл.№4

          Избежать подобных сцен помогает семейное чтение. Во время него родители открываются для ребёнка с новой стороны, что прибавляет им уважения. И родители вдруг открывают, что дети стали взрослее, что с ними можноговорить не только о школьных отметках.

Если ребёнок рос и развивался в семье, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть из книг. Из него вырастет увлечённый читатель. Опыт показывает, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз.

          Однако уже в начальной школе многие родители сетуют на проблемы с чтением. Вот наиболее распространённые:

  • Ребёнок читает очень медленно, с большим количеством ошибок, никак не может перейти от чтения по слогам к чтению целыми словами.
  • Даже если ребёнок читает бегло и правильно, он категорически отказывается прочитать больше того, что задали.
  • Ребёнок не способен пересказать прочитанное, он не понимает и не запоминает, что читает.
  • Сл.№5

          Причиной таких отклонений могут быть:

  • Дислексия – нарушение чтения, при котором ребёнок не может овладеть слогослиянием, чтением целыми словами, плохо понимает прочитанное.
  • Дисграфия – нарушение письма, при котором ребёнок заменяет гласные или пропускает их, путает звонкие и глухие согласные, пропускает целые слоги, не обозначает мягкость согласных и.т.п.

         Решить эти проблемы поможет специалист – логопед – дефектолог.

Сл.№6

Скорость чтения в 1 классе, норма 20-25 слов в минуту, скорость школьная 30-35 слов.

         Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе 120-150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился артикуляционный аппарат человека, именно при такой скорости достигается лучшее понимание текста. Скорость чтения является одним из самых важных факторов, влияющих на успеваемость. Как добиться оптимального чтения?

Сл.№7

  1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

       Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные по времени упражнения. Мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой.

       Что же зачастую наблюдается в семьях? Папа или мама усаживают первоклассника, который плохо читает, у которого чтение вызывает затруднения, и говорит: «Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи». Папа или мама допускают здесь серьёзную ошибку, подавляя у ребёнка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребёнок прочитывает и пересказывает. Через час ещё одна порция. Перед сном ещё одна. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировка в течение часа-полутора за один приём.

  1. Хорошие результаты даёт чтение перед сном.

       Последние впечатления дня фиксируются эмоциональной памятью, и те часы, когда человек спит, он находится под этим впечатлением.

  1. Если ребёнок не любит читать, ему необходим режим щадящего чтения.

       Это такой режим, при котором ребёнок прочитает 1-2 строчки и получит кратковременный отдых. Такой режим получается автоматически, если ребёнок просматривает диафильм: две строчки прочитал, посмотрел картинку, ещё две строчки прочитал, посмотрел картинку… Можно читать поочерёдно: несколько строчек читает ребёнок, потом – несколько строчек взрослый.

  1. Очень полезны три упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть.

        Многократное чтение проводится в течение одной минуты. По истечении минуты ребёнок замечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение того же отрывка. При этом ребёнок снова замечает, до какого слова он дочитал на этот раз, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, он прочитал на несколько слов больше во второй раз. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребёнка, им хочется читать ещё. Однако более 3 раз не следует читать один и тот же отрывок.

Далее предлагается этот же отрывок прочитать в темпе скороговорки. При таком чтении не следует уделять внимание выразительности чтения. Зато повышены требования к чёткости прочтения окончаний слов. Упражнение длится 30 секунд.

       Затем ребёнку предлагается прочитать выразительно знакомую часть текста, а взрослый его не останавливает. Ребёнок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит чудо: ребёнок, прочитавший несколько раз один и тот же отрывок текста, выработавший повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать её в том же, повышенном темпе. Его возможностей хватает ненадолго, но если проводить такте упражнения ежедневно, то длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.

 Работа над техникой чтения- процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей.

Сл.№8

(Учитель знакомит родителей с содержанием памятки «Как добиться высокой техники чтения» - Приложение 1)

           Часто бывает так, что ребёнок знает все буквы, может читать, но не хочет. Родители негодуют: «Ты ведь уже умеешь читать!» В ход идут принуждения: « Прочитай ещё страницу», «Пока не дочитаешь до конца, не выйдешь». Как же сделать так, чтобы

процесс чтения стал для детей личной необходимостью?

Сл.№9

Приложение2,Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей

Сл.№10

- Приложение 3)«Как помочь плохо читающему ребёнку»

Практикум – дискуссия с родителями по следующим ситуациям

  • Мать рассказывает, что, укладывая десяти летнюю дочку спать, всегда читает ей несколько страниц из книги. Так заведено, и дочка ждёт этой минуты.

- Согласны ли вы с тем, что такой большой девочке надо читать?

- Чем руководствуется мама, читая выросшему ребёнку вслух?

- Что даёт такая традиция?

  • -Вы Машу не спрашивайте по чтению, - хором заявили школьники,- она у нас не умеет читать.

-Да, не умею,- ответила Маша,- Со мной и мама дома занимается, и бабушка, а я всё равно никак не научусь.

-В чём причина Машиного неумения читать?

-Как бороться с внушённым неумением?

-Какие приёмы помогут ребёнку поверить в себя?

  • В нашей семье мы часто дарим детям книги. Обязательно подписываем их: «Серёже – в первый день ученья», «Настеньке – в день рождения от бабушки и дедушки».

-Что даёт такая традиция?

-Считаете ли вы, что детям надо дарить книги?

  • На прогулке шестилетний Максим увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно её рассмотреть и запомнить, чтобы дома посмотреть в книге и узнать её название. Понаблюдав, Максим заметил, что на крылышках у неё много чёрных точек. Дома достала книгу, и вместе они долго рассматривали изображённых в ней бабочек. Наконец, нашли такую, которой заинтересовался Максим. Она называется многоглазка огненная. Мама спросила: «Ты понял, почему она называется огненной? А почему многоглазка?» Максим высказал свои предположения.

-Как вы относитесь к такому стилю общения взрослого и ребёнка?

-Что вы воспитываете, обращаясь вместе с ребёнком к книгам за ответом на возникший вопрос?

  • Ребёнок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: «Сколько раз тебя учила? Разве так читают? Смотри, как надо!»

-Как вы оцениваете поведение матери?

(Один втягивает голову в плечи, другой – обижается, третий – становится равнодушным к чтению. Будем терпимы к тому, что на первых порах дети могут и ошибаться, и читать медленно, тихо. Это сейчас нам кажется, что это просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Наберёмся терпения, чтобы не отбить у ребёнка желания читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.)

  • Немного почитав, Серёжа говорит: «Не хочу больше читать!» «Читай, кому говорю!» - требует мать. «Ну мам,» - умоляет Серёжа. «Кому говорят, читай!» - почти кричит мать. «Не ори на меня,» - грубит сын. «Ты с кем так разговариваешь? Да я тебя…»- угрожает мать.

-Как избежать конфликта?

Приложение 2.

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей

  • Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  • Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  • Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом интересном месте. Ребёнку обязательно захочется узнать, что будет дальше.
  • Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он его запомнил.
  • Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте его и ваши впечатления.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге.
  • Помните: чем лучше и больше читает ваш ребёнок, тем лучше он будет ориентироваться в жизненных ситуациях и разбираться в людях.

Приложение 3.

Как помочь плохо читающему ребёнку?

          Младшему школьнику требуется консультация специалиста-логопеда-дефектолога, если на фоне проблем с чтением он:

  • Испытывает затруднения при выполнении задания по установлению порядка или последовательности (например, путается в порядке следования дней недели или времён года);
  • Не может повторить в прямом порядке больше трёх цифр, а в обратном – больше двух;
  • Не может повторить даже простые ритмы, которые взрослый выстукивает по столу рукой или карандашом;
  • Испытывает затруднения при составлении рассказа по картинке;
  • Плохо ориентируется в заданиях, требующих знания, где право, где лево;
  • Не может сделать фонетический анализ слова;
  • При чтении часто производит замены гласных или согласных;
  • Переставляет слоги, читает справа налево;
  • Невнимателен, беспокоен, импульсивен.

          Работая с плохо читающим ребёнком, необходимо формировать и развивать у него:

  • Представления о собственном теле (что находится вверху, а что внизу, что справа, а что слева, что спереди, а что сзади)
  • Пространственные представления (что находится ближе и дальше, кто больше и меньше, что раньше и позже и т.п.)
  • Представления о последовательности (порядок следования времён года, суток, месяцев, дней недели; выкладывание последовательности из мозаики, бусинок, геометрических фигурок по образцу; складывать разрезные картинки и изображения из кубиков; составлять рассказ по серии картинок)
  • Представления о звуковом составе слова (скороговорки)
  • Представления о слоговом составе слова (проговаривать слова по слогам, перекидывая мяч друг другу или хлопая в ладоши

Приложение 1.

Как добиться высокой скорости чтения

  • Если ребёнок ещё на первых ступенях овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5-7 минут, пересказал содержание. Через час-два ещё 1-2 абзаца. Перед сном ещё одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за один приём.
  • Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
  • Если ребёнок не любит читать, необходим режим щадящего чтения (например, можно просматривать диафильм и читать строчки под кадрами).
  • Необходимо отмечать рост скорости чтения, сравнивать результаты, радоваться каждому успеху.

Сл.№11

Правила чтения для учащихся

  • Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать ежедневно не менее 10-15 минут в день.
  • Старайся не читать лёжа.
  • Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор.
  • Обращай внимание на поступки героев, делай для себя выводы.
  • Делись с друзьями информацией об интересной книге.
  • Если тебе встретились непонятные слова, обратись за разъяснением к словарям или к взрослым.
  • Бережно относись к книге, используй закладки.
  • Веди читательский дневник. Записывай туда автора и название прочитанной книги, а также своё впечатление о книге.

Сл.№12

Памятка «Как готовить домашнее задание по чтению»

  • Внимательно прочти название произведения, которое тебе необходимо прочитать.
  • Посмотри, кто автор произведения.
  • Внимательно прочитай весь текст.
  • Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.
  • Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.
  • Подумай над тем, какова главная мысль этого произведения.
  • Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить.
  • Составь план пересказа текста.
  • Подготовь пересказ.
  • Не глядя в текст, вспомни действующих лиц и главного героя.
  • Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.
  • Выскажи своё мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением с родными. Им это будет интересно.

 Сл.№13

Как заучивать стихотворение к завтрашнему дню

  • Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
  • Тихо прочитай стихотворение вслух.
  • Выясни непонятные слова.
  • Громко прочитай стихотворение. Постарайся уловить мелодию, ритм стихотворения.
  • Прочитай стихотворение громко и выразительно.
  • Через 2 минуты повтори стихотворение 2-3 раза вслух по памяти, при необходимости заглядывай в текст.
  • Через 3 часа повтори стихотворение, не заглядывая в текст.
  • Утром следующего дня сначала прочитай, а потом расскажи по памяти стихотворение.

Сл.№14

Если стихотворение отвечать через 2-3 дня

1 день – Прочитай стихотворение про себя. Выясни непонятные слова. Второй раз прочитай стихотворение про себя.

2 день – Пусть кто-нибудь прочитает тебе стихотворение  несколько раз. Постарайся запомнить его  на слух.

3 день – Читай стихотворение и проговаривай его шёпотом. Выразительно громко прочитай стихотворение. Расскажи по памяти. Перед сном расскажи вслух.

Сл.№15

Если стихотворение большое по объёму

  • Раздели стихотворение на четверостишия или по смысловым отрывкам.
  • Выучи первый отрывок.
  • Выучи второй отрывок.
  • Повтори первый и второй отрывки вместе.
  • Выучи третий отрывок.
  • Повтори первый, второй и третий отрывок вместе.
  • Продолжай так же.
  • Расскажи всё стихотворение.

Приложение 4

Список книг, рекомендованных для чтения летом

После окончания 1 класса

  • Фольклор (потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки).
  • Былины о богатырях.
  • М.М.Зощенко. «Учёная обезьяна».
  • Н.Н.Носов. «Незнайка на Луне», «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе».
  • Г.Б.Остер. «Вредные советы».
  • Э.Н.Успенский. «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Школа клоунов».
  • А.Милн. «Винни-Пух и все, все, все».
  • В.В.Бианки. «Музыкальная канарейка» и др.
  • К.Г.Паустовский. «Барсучий нос» и др.
  • М.М.Пришвин. «Земля показалась» и др.
  • Стихи А.С.Пушкина, А.Л.Барто, С.В.Михалкова, С.Я.Маршака, В.Д.Берестова, А.А.Шибаева, Б.В.Заходера, Э.Э.Мошковской.
  • Сказки А.С.Пушкина.
  • Русские народные сказки.
  • В.М.Гаршин. «Лягушка-путешественница».
  • В.А.Жуковский. «Как мыши кота хоронили».
  • Д.Биссет. «Беседы с тигром», «Всё кувырком».
  • Д.Родари. «Приключения Чиполлино».
  • Д.Харрис. «Сказки дядюшки Римуса».
  • Сказки Х.-К.Андерсена, братьев Гримм, Ш.Перро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие читательского интереса у младших школьников

Развитие читательского интереса у младших школьников...

Презентация на тему "Развитие читательского интереса у младшего школьника"

Презентация на тему "Развитие читательского интереса младшего школьника"...

Развитие читательского интереса у младшего школьника

Конспект родительского собрания с практической частью. Родители примерят на себя школьный костюмчик и перевоплотятся в тех самых учеников, которые ежедневно страдают от того, что им предстоит вып...

Статья на тему "Развитие читательского интереса у младших школьников"

Чтение играет огромную роль в жизни ребенка, вырабатывает у него определенное миропонимание, определенные нормы поведения, художественный вкус....

Психолого-педагогические методы развития читательских интересов у младших школьников

В данной статье описаны методы развития читательских интересов...