Родительское собрание "Проблемы адаптации первоклассников"
консультация на тему

Кондратьева Юлия Леонидовна

Процесс адаптации ребенка к школе длительный и сложный, порой и совпадающий с кризисом 7 лет. На собрании рассматриваются возрастные особенности первоклассников, трудности, у них возникающие, даются советы родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rs_adaptatsiya_1_klasspreza.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6 им. А.С.Макаренко

Родительское собрание

«Проблемы адаптации первоклассников»

Арзамас

     Обычно от поступления ребенка в школу мы ожидаем очень многого. Нам кажется, что  1 сентября наш ребенок, как по волшебству изменится, станет настоящим первоклассником. Он будет с удовольствием ходить в школу, делать уроки, читать книги, интересоваться учебой, а не игрой

   Но что же происходит в реальности? Никаких волшебных изменений с ребенком не происходит. И 2, 3, и 10 сентября он остается вчерашним дошкольником. Ребенок изо всех сил старается соответствовать нашим требованиям, но у него это не всегда получается. И к стрессу первых школьных дней прибавляется тревога не выполнить родительские наставления, обмануть ожидания взрослых

   Важно, чтобы мы понимали невозможно стать школьником в один прекрасный день. Должно пройти время, прежде наш малыш станет настоящим школьником. Адаптация ребенка к школе занимает не сутки и не одну неделю, это процесс длительный и сложный. В первое время ребенок находится на границе школьного и дошкольного возраста, и переступит он эту границу не сразу

    Переход от дошкольного детства к школьному происходит через кризис 7 лет. В этот период происходят существенные изменения всего психического облика ребенка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением

С наступлением кризиса 7 лет возникают трудности обучения и воспитания. Ребенок перестает следовать привычным нормам поведения. Его поведение становится странным, немотивированным и даже демонстративным. Для кризиса 7 лет характерны манерничанье, капризы, паясничание

Возрастные особенности  первоклассников.

  • Переход из дошкольного в младший школьный возраст нередко сопровождается кризисом 7 лет.
  • Для кризиса 7 лет характерны: манерничанье, капризы, паясничание. С наступлением кризиса 7 лет возникают трудности обучения и воспитания. Ребенок перестает следовать привычным нормам поведения. Его поведение становится странным, немотивированным и даже демонстративным
  • Нормы и правила школьной жизни порой идут вразрез с желаниями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться.
  • Дети наряду с радостью, восторгом или удивлением по поводу происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение.
  • Свое новое положение ребенок не всегда осознает, но обязательно переживает его: он гордиться тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение.
  • Дети возбудимы, легко отвлекаются, т.к. лобные доли больших полушарий не сформированы, они сформируются к 13 годам.
  • Особую роль в жизни школьника играет учитель, который выступает как центр его жизни.
  • Период приспособления к требованиям школы, существует у 1-классников. У одних он длиться 1 месяц, у других 1 четверть, у 3-их растягивается на 1-ый учебный год.

Особенности современного первоклассника :

  • У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
  • У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
  • У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение. Высокий уровень самооценки.
  • Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими. Авторитет – не тот!
  • У современных детей более слабое здоровье.
  • Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие  - дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.

Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников.

  • В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.
  • Первоклассники отвлекаются, быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
  • Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.
  • Для детей характерна высокая  утомляемость.

Когда уместна тревога?

Обычно                                                          

  • Снижается первоначально непосредственный интерес к школе, занятиям.
  • Начинает время от времени ныть, что учиться надоело (особенно в конце недели и четверти), но активно интересуется всем остальным.
  • Радуется, когда не надо делать домашнее задание.
  • Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки.
  • Иногда выражает недовольство учителем или опасения по его поводу.

Опасно

  • Полное отсутствие интереса к учёбе.
  • Делает уроки только «из-под палки».
  • Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается  постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней (кашель, насморк, рвота, понос), которые  кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома, либо, что гораздо реже, простой симуляцией этих симптомов.
  • Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию
  • Ничего не интересно, безразличен ко всему, даже играм, если они требуют хоть какого-то напряжения.
  • Вялость и безынициативность, когда дело касается школы и уроков

Беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе

Показатели адаптационных затруднений:

  • Недостаточная реализация личностного потенциала;
  • Слабая интегрированность ребёнка в детском коллективе – низкий статус в группе, отсутствие авторитета, неполное принятие роли ученика;
  • Трудности в общении;
  • Острое переживание неудач;
  • Неадекватная самооценка;
  • Несамостоятельность, поиск причин во вне.

Советы родителям:

  • Нужно стараться, чтобы ребёнок дольше оставался «почемучкой». Школьник, не задающий вопросов, - это повод для родительской тревоги.
  • «Любознательность создаёт учёных». Надо учить задавать вопросы, прежде всего самому себе, использовать словари и т.п. Родители должны провоцировать задавание вопросов и ни в коем случае не отмахиваться от них.
  • Семья должны формировать культ интеллекта – в создании домашней библиотеки, в интересных беседах, спорах. Объяснить ребёнку, что бесполезных знаний нет: всякое знание приносит пользу, только одно – сегодня, другое – завтра. Нужно всё начинать делать вместе с ребёнком.
  • Нужно ставить ребёнка в ситуацию размышления. Умение размышлять сформирует у него представление о последствиях каждого действия. Задача взрослого не столько в том, чтобы отвечать на вопрос ребёнка, сколько в том, чтобы побудить его думать, предлагать, выбирать…
  • Нужно научить ребёнка анализировать свою работу. Не указывать на совершённую ошибку в работе, а направлять его внимание на поиск её
  • Необходимо развивать внимание и память ребёнка
  • Благоприятно действует на него ситуация успеха. Она удовлетворяет потребность ребёнка в самоуважении и повышении престижа. Всегда можно найти какие-то успехи ребёнка, сравнивая его предыдущие успехи, отмечая его продвижение вперёд.  

Обучение в школе – это совершенно новая деятельность для ребенка. Для того, чтобы у ребенка  сформировалось положительное отношение к школе, важно, чтобы он понимал: учиться ему по силам, он может справиться с учебными нагрузками. На первых порах для ребенка необходимо ощущение собственной успешности. Оно значительно облегчает трудности адаптации и способствует повышению учебной мотивации. Вот почему на первых порах     для ребенка особенно важно поощрение.

Но хвалить первоклассника – это не просто называть его умницей или молодцом. Здесь есть несколько тонкостей.

  • Поощрение должно быть конкретным: мы хвалим не ребенка самого по себе, а какую – то черту его поведения, результат его деятельности. Если мы говорим: « Умница, отлично!» - то не очень понятно, за что ребенка хвалят и ребенку трудно сорентироваться в том, какое поведение является одобряемым. Когда мы говорим ребенку: «Ты сегодня очень аккуратно написал буквы!», он получает информацию о том, что нужно делать, чтобы быть хорошим школьником, и понимает, что это для него возможно.
  • Оценивая результаты деятельности ребёнка, не переносить их на личность самого ребёнка. Он как личность всегда хороший и желанный для своих родителей. Нельзя сказать: «Ты всегда неаккуратный», а нужно: «Вот эта часть работы сделана неаккуратно»
  • Почаще ставить себя на место своего ребёнка и вспоминать себя в его возрасте.

Памятка родителям первоклассника

1. Одинаково не правы как те родители, которые предоставляют первоклашке полную самостоятельность, так и те, которые устанавливают тотальный контроль за всей его деятельностью.
        «Уроки задают тебе, ты их и делай», - заявляет усталая мама, приходя с работы поздним вечером. Услышав подобную фразу, ребенок ощущает ваше глубокое равнодушие к своим нуждам.
        «Ну, что нам сегодня задано?» - спрашивает бабушка, распаковывая портфель и листая страницы учебника. В такой ситуации первоклашка скоро придет к выводу, что учеба больше нужна взрослым, и они сами все сделают, нечего даже напрягаться.
        Лучший вариант – сидеть рядом с ребенком, наблюдать за его работой, быть готовым помочь, но не вмешиваться без его просьбы. После выполнения задания спокойно спросите ребенка, доволен ли он своей работой, что получилось хорошо, а что – не очень.

2. За уроки нужно садиться через час-полтора после возвращения из школы, когда ребенок уже слегка отдохнул, но еще не успел перевозбудиться от домашних игр и развлечений.

очень важно ограничить время приготовления уроков. Многочасовое выполнение домашних заданий приводит к переутомлению и отрицательному отношению к учебе. Время, отведенное на приготовление уроков, не должно превышать 1 часа

3. Между выполнением уроков следует делать перерывы. 15-20 минут занятий – 5 минут отдыха.
4. Чередуйте устные и письменные задания. Начинайте приготовление уроков с самых трудоемких или тех, что даются ученику тяжелее остальных.
5. Очень важно приучить ребенка к самоконтролю. После выполнения задания попросите сына или дочь проверить написанное. Если он сам нашел и исправил ошибку – обязательно похвалите! Лишь когда самопроверка войдет в привычку, можно прекратить напоминать.
6. Ошибки ребенка не должны вас раздражать, они должны удивлять. Дайте ребенку почувствовать вашу уверенность в его успехе. Не ругайте за ошибки, не восклицайте: «Мы столько раз писали это слово, а ты опять пишешь неправильно!» Лучше удивитесь: «Ой! Как же это получилось?»

7. Встречая ребенка из школы, постарайтесь усилить в нем положительные впечатления и не акцентировать внимание на негативных. Поставьте вопрос так: «Что сегодня было хорошего? Что было самое интересное?»
8. После выполнения уроков похвалите ребенка: «Ты сегодня так быстро и хорошо все сделал!» Радуйтесь его успехам и новым знаниям: «Неужели ты уже знаешь, как решать такие сложные задачи?»

9. Ключ к успеху –
понимание трудностей ребенка и спокойная родительская уверенность в его возможностях. С такой поддержкой ребенок будет чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми сложностями.
10. Перед сном шепните ребенку на ушко:
«Я так счастлива, что ты у меня есть!» 

Школа – это не страшно!

Робость и неуверенность перед школой возникает у большинства детей младшего школьного возраста, многие не хотят идти в школу.

  •  И лучше чем родители уладить эту проблему никто не сможет.
  • С момента просыпания у ребёнка должно быть хорошее самочувствие и приподнятое настроение, для этого родителям необходимо предусмотреть следующие моменты.
  • Утром поднимите ребёнка пораньше, чтобы неторопливо, спокойно собраться в школу. Помните: спешка усиливает тревожность.
  • Постарайтесь накормить ребёнка его любимым блюдом. Вкусная, съеденная с удовольствием пища поднимает настроение.
  • Когда ребёнок приходит с хорошими отметками, хвалите его. А в конце четверти устройте с ним праздник. Играйте с ним дома в «Школу», пусть он побудит учителем, и вы сможете увидеть его отношение к школе.
  • Пусть школа для вашего ребёнка будет дверью в сказку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Мы все и родители, и учителя, с волнением и нетерпением ожидаем того дня, когда наш ребенок пойдет в первый класс, станет школьником. Это важное событие в его жизни, но оно не менее значимо и дл...

Родительское собрание "Адаптация первоклассников к школе"

Вашему вниманию предлагается подробный конспект собрания и презентация....

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Данный материал разработан к родительскому собранию в 1 классе....

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Наступил долгожданный день. когда дети переступили порог школы. Радостное настроение, ожидание успехов ребенка... Но уже через неделю вам кажется, что все изменилось! Почему? Что происходит с первокла...

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Рекомендации родителям первоклассников по адаптации детей к школьной жизни....

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Данное собрание рекомендую для учителей первоклассников...

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Данный материал поможет учителю начальных класов провести родительское собрание по адаптации первоклассников к школе...