Рекомендации для родителей первоклассников.
консультация (1 класс) на тему

Бакшаева Анна Александровна

В статье перечисляются рекомендации для родителей по оптимизации обучения детей в начале 1 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по оптимизации обучения детей

  • Учет особенностей обучения вашего ребенка может быть полностью обеспечен только в его домашней работе.
  • Многим детям необходим дневной сон после занятий в школе для того, чтобы они смогли нормально выполнять домашние задания.
  • Дома у вашего ребенка обязательно должна быть возможность работать в том ритме, в котором работает его мозг. Вы легко можете подстроить выполнение домашних заданий под этот ритм.
  • Как только ребенок начинает перебирать карандаши, менять ручки, снимать-одевать тапочки или «мечтательно» смотреть в пространство, надо сразу прекращать занятия, не пытаясь вернуть ребенка к деятельности, даже если он позанимался всего 10 минут. Необходимо оставить ребенка в покое, поговорить с ним о чем-нибудь постороннем и минут через 5 вернуться к урокам.
  • Вам желательно находиться рядом с ребенком во время выполнения домашнего задания, чтобы возвращать его к занятиям (сам он этого может и не делать). Очень важно сохранять при этом спокойствие, не раздражаться и не нервировать ребенка. Лучше, если ребенок будет работать с черновиком, но прежде, чем переписывать задание в тетрадь, дайте ему отдохнуть. Само переписывание тоже надо осуществлять с перерывами.
  • Длинное стихотворение лучше учить небольшими порциями, не все сразу. После повторения стихотворения (или правила) наизусть необходим небольшой перерыв перед продолжением занятий. Вспоминание — это деятельность, требующая значительного умственного напряжения. Кроме этого, некоторое время спустя заученная информация может непроизвольно «всплывать», активизироваться и мешать последующей работе, наслаиваясь на нее, смешиваясь с ней или вытесняя ее. Перерыв в работе может это предотвратить.
  • Вечером лучше еще раз просто прочитать ребенку то, что ему надо запомнить, а не требовать, чтобы он повторил. Дополнительное прослушивание информации способствует ее упрочению, но не приводит к переутомлению. А еще одно повторение по памяти может оказаться той последней каплей, которая приведет к перенапряжению, разрушающему установившиеся в мозгу связи. И утром ребенок уже ничего не сможет вспомнить, так как ему будет нечего вспоминать.

  • Самое вредное для здоровья и бессмысленное для обучения — не выпускать ребенка из-за стола, пока все уроки не будут сделаны, и ругать его при этом за то, что он постоянно отвлекается.
  • Настойчивые, последовательные родители, видя, что не справляются сами, нанимают репетиторов. И уже репетиторы доводят ребенка до полного переутомления и нервного истощения, так как обязаны  добросовестно отрабатывать время, за которое им платят.
  • Не следует с первых школьных дней приучать  ребенка работать самостоятельно - он все равно не сможет. Родителей это очень тревожит, тем более что и учителя настаивают на самостоятельности. Если действительно заботиться о развитии и обучении ребенка, то о воспитании его самостоятельности приходится на время забыть.
  • Работа ребенка должна быть продумана и организована взрослыми так, чтобы представлять из себя четкую последовательность конкретных деятельностей, между которыми можно было бы отдохнуть.
  • Каждую деятельность необходимо представить четкой короткой инструкцией, вынесенной вовне в виде рисунка или схемы и находящейся перед глазами ребенка. Инструкции должны быть короткие (или разделены на короткие самостоятельные части) еще и для того, чтобы хватало объема оперативной памяти и не происходило выпадения, «замен» и перестановок частей информации.
  • Предварительные рассуждения вслух настраивают и подготавливают ребенка к деятельности. Как показал Гальперин, предварительное проговаривание делает работу осмысленной, помогая ребенку осознать свои действия. Когда ребенок устает, в его рассуждениях появляются симптоматичные повторы, «зацикливания». Услышав это, взрослый может остановить занятия и дать ребенку отдохнуть.
  • Важно обеспечить ребенку полноценный ночной отдых, поэтому его отход ко сну должен быть максимально спокойным. Если укладывание спать сопровождается криками, угрозами и наказаниями, то ребенок перевозбуждается и еще долго, в течение 2-3-х часов не может заснуть. Спит он после этого не только мало, но и беспокойно, отдохнуть не успевает и, придя в школу, уже на первых уроках выключается из деятельности.

Как миновать кризис первой четверти

А что испытывает ребёнок перед 1 сентября? Какие чувства и мысли его обуревают?

В последнее время всё чаще приходится констатировать, что к своим законным семи годам почти половина детей, в особенности мальчиков, оказывается психологически не готова к началу регулярного обучения. Технически чаще готова, а с точки зрения зрелости всех предпосылок, необходимых для успешной адаптации, - нет, то есть отмечается незрелость регуляторных функций, и как следствие – затруднено «опроизволивание» и поведения, и памяти, и речи… но всё это может как затруднять, так и облегчать существование ребёнка в школе именно в первые два месяца.

Восемь причин тревоги у первоклассников

Психологи глубоко убеждены, что первые четыре – шесть недель в школе являются критическим периодом для любого ребёнка. Это почти нормальная ситуация, как с  малышами в детском саду и их страхами. Ведь у будущего школьника масса страхов, неуверенности, тревоги.

Можно попробовать понять, почему.

  1. Чаще всего ребёнок попадает в малознакомое для него место, где он физически должен тратить свой ресурс на своеобразное «ориентирование».
  2. Это ориентирование и построение новой для ребёнка модели поведения необходимы не только в физическом пространстве, но и в пространстве новых формальных отношений – охранник, дежурный, техничка, буфетчица и др
  3. Наличие большого количества незнакомых людей, с которыми надо взаимодействовать, необходимость ориентироваться в пространстве уже неформальных отношений.
  4. Недостаточная структурированность школьных правил и прав самого ребёнка (плюс отсутствие хорошо знакомых людей, которые в этом отношении могут помочь). Такая ситуация – «нерасписанность» всех возможных проблем и разрешённых путей их решения – может стать источником истинного стресса для ребёнка, ведь ему неоткуда брать новые модели поведения, у него их просто нет в арсенале, а родители часто лишь запугивают детей, считая, что чем жёстче они расскажут ребёнку о том, как надо вести себя в школе, что там нельзя делать, тем послушнее и правильнее будет его поведение.

  1. Повышение своего внутреннего статуса, также часто не позволяет ребёнку обратиться к родителям с простым вопросом, своеобразное неудобство перед близкими, «ведь я уже взрослый». Подобное повышение собственного статуса, традиционно называемого в педагогике «становлением позиции школьника», именно в начале школьной жизни часто является тормозящим адаптацию  ребёнка фактором.
  2. Значительно возрастающие уже к третьей декаде сентября, а тем более к началу октября образовательные, программные нагрузки, хоть формально и без домашних заданий, но фактически - с ними.
  3. Несовпадение ожиданий, то есть того, что ребёнок в своём внутреннем плане представлял как ШКОЛУ, и того, на что он на самом деле «напоролся»
  4. Нарастание педагогических и родительских претензий к ребёнку, вполне объяснимых, поскольку все семь вышеперечисленных пунктов приводят к тому, что ребёнок оказывается в ситуации настоящего стресса, усугубляющего его эмоциональное и физическое неблагополучие.

В результате всего перечисленного уже к началу октября месяца все – и педагоги, и психологи, и, конечно, родители – видят, что дети уже неуспешны, истощены, расторможены, раздражены, а большинство из них уже начали просто болеть, даже те, кто продержался в детском саду. То есть налицо все признаки школьной дезадаптации – как поведенческой, так и учебной.


Рекомендации для родителей по оптимизации обучения детей

  • Учет особенностей обучения вашего ребенка может быть полностью обеспечен только в его домашней работе. Многим детям необходим дневной сон после занятий в школе для того, чтобы они смогли нормально выполнять домашние задания.
  • Дома у вашего ребенка обязательно должна быть возможность работать в том ритме, в котором работает его мозг. Вы легко можете подстроить выполнение домашних заданий под этот ритм.
  • Как только ребенок начинает перебирать карандаши, менять ручки, снимать-одевать тапочки или «мечтательно» смотреть в пространство, надо сразу прекращать занятия, не пытаясь вернуть ребенка к деятельности, даже если он позанимался всего 10 минут. Необходимо оставить ребенка в покое, поговорить с ним о чем-нибудь постороннем и минут через 5 вернуться к урокам.
  • Вам желательно находиться рядом с ребенком во время выполнения домашнего задания, чтобы возвращать его к занятиям (сам он этого может и не сделать). Очень важно сохранять при этом спокойствие, не раздражаться и не нервировать ребенка. Лучше, если ребенок будет работать с черновиком, но прежде, чем переписывать задание в тетрадь, дайте ему отдохнуть. Само переписывание тоже надо осуществлять с перерывами.
  • Длинное стихотворение лучше учить небольшими порциями, не все сразу. После повторения стихотворения (или правила) наизусть необходим небольшой перерыв перед продолжением занятий. Вспоминание — это деятельность, требующая значительного умственного напряжения. Кроме этого, некоторое время спустя заученная информация может непроизвольно «всплывать», активизироваться и мешать последующей работе, наслаиваясь на нее, смешиваясь с ней или вытесняя ее. Перерыв в работе может это предотвратить.
  • Вечером лучше еще раз просто прочитать ребенку то, что ему надо запомнить, а не требовать, чтобы он повторил. Дополнительное прослушивание информации способствует ее упрочению, но не приводит к переутомлению. А еще одно повторение по памяти может оказаться той последней каплей, которая приведет к перенапряжению, разрушающему установившиеся в мозгу связи. И утром ребенок уже ничего не сможет вспомнить, так как ему будет нечего вспоминать.
  • Самое вредное для здоровья и бессмысленное для обучения — не выпускать ребенка из-за стола, пока все уроки не будут сделаны, и ругать его при этом за то, что он постоянно отвлекается.
  • Настойчивые, последовательные родители, видя, что не справляются сами, нанимают репетиторов. И уже репетиторы доводят ребенка до полного переутомления и нервного истощения, так как обязаны  добросовестно отрабатывать время, за которое им платят.
  • Не следует с первых школьных дней приучать  ребенка работать самостоятельно - он все равно не сможет. Родителей это очень тревожит, тем более что и учителя настаивают на самостоятельности. Если действительно заботиться о развитии и обучении ребенка, то о воспитании его самостоятельности приходится на время забыть.
  • Работа ребенка должна быть продумана и организована взрослыми так, чтобы представлять из себя четкую последовательность конкретных деятельностей, между которыми можно было бы отдохнуть.
  • Каждую деятельность необходимо представить четкой короткой инструкцией, вынесенной вовне в виде рисунка или схемы и находящейся перед глазами ребенка. Инструкции должны быть короткие (или разделены на короткие самостоятельные части) еще и для того, чтобы хватало объема оперативной памяти и не происходило выпадения, «замен» и перестановок частей информации.
  • Предварительные рассуждения вслух настраивают и подготавливают ребенка к деятельности. Как показал Гальперин, предварительное проговаривание делает работу осмысленной, помогая ребенку осознать свои действия. Когда ребенок устает, в его рассуждениях появляются симптоматичные повторы, «зацикливания». Услышав это, взрослый может остановить занятия и дать ребенку отдохнуть.
  • Важно обеспечить ребенку полноценный ночной отдых, поэтому его отход ко сну должен быть максимально спокойным. Если укладывание спать сопровождается криками, угрозами и наказаниями, то ребенок перевозбуждается и еще долго, в течение 2-3-х часов не может заснуть. Спит он после этого не только мало, но и беспокойно, отдохнуть не успевает и, придя в школу, уже на первых уроках выключается из деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей первоклассников

Ребенок идет в школу. Педагогические рекомендации учителю и практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников....

Рекомендации для родителей первоклассников( Развитие мелкой моторики рук.)

Данный материал содержит информацию для родителей по развитию мелкой моторики рук....

Рекомендация для родителей первоклассника "Памятка для родителей"

Памятка разработана для родителей учащихся 1 класса с целью помочь своему  ребёнку адаптироваться к условиям обучения в школе....

Рекомендация для родителей первоклассника "Эмоциональная поддержка первоклассника"

Рекомендация- совет подготовлена для родителей учащихся 1 класса с целью помочь им оказать эмоциональную поддержку детям в период адаптации к школе....

Рекомендации для родителей первоклассников.

Данный материал направлен на психологическое просвещение родителей первоклассников. Данные рекомендации помогут преодолеть трудности в процессе адаптации к школе первоклассников....

Рекомендации для родителей первоклассника.

В статье даны рекомендации для родителей первоклассников....