Родительский лекторий. "Права и обязанности родителей"
методическая разработка (1 класс) на тему

Явкина Валентина Алексеевна

РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ

 

 

Тема:

Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребёнка в

систему  образования.

 

 

                                                

ПОВЕСТКА

 

1. Знакомство с основными законодательными актами, обеспечивающими жизнедеятельность школы                                                       

а) Требования к учащимся                                                           

 

2. Права родителя, как заказчика социальных услуг.             

 

3. Обязанности учащегося и родителя, как законного представителя несовершеннолетнего.                                                                 

4. Ответственность родителей за воспитание и обучение детей, согласно Кодексу об административно-правовых нарушений и Уголовного Кодекса РФ.                                                                                                  

5. Как грамотно защитить свои права и права ребёнка.          

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ

Тема:

Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребёнка в

систему  образования.

        

ПОВЕСТКА

1. Знакомство с основными законодательными актами, обеспечивающими жизнедеятельность школы                                                      

а) Требования к учащимся                                                              

2. Права родителя, как заказчика социальных услуг.              

3. Обязанности учащегося и родителя, как законного представителя несовершеннолетнего.                                                                

4. Ответственность родителей за воспитание и обучение детей, согласно Кодексу об административно-правовых нарушений и Уголовного Кодекса РФ.                                                                                                  

5. Как грамотно защитить свои права и права ребёнка.          

Закон Российской Федерации

«Об образовании»

Устав школы

Статья 32. 

Компетенция и ответственность образовательного учреждения.

Статья 3. 

Цели и предмет деятельности.

Статья 5. 

Ответственность учреждения.

Статья 16. 

Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения.

Статья 19. 

Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

Статья 51. 

Охрана здоровья обучающихся, воспитанников

Статья 6. 

Основы деятельности и организации образовательного процесса.

Статья 35. 

Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями.

Статья 8. 

Управление Учреждением

Статья 45. 

Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального общеобразовательного учреждений.

Статья 3. 

Цели и предмет деятельности.

         

Статья 50.

 Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников.

        Статья 52.

Права и обязанности родителей (законных представителей)

Статья 7. 

Права и обязанности участников образовательного процесса.

Статья 32. 

Компетенция и ответственность образовательного учреждения.

           К компетенции образовательного учреждения относятся:

1) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;

2) привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств.

19) создание необходимых условий для работы общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся.

21) координация в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом;

23) выбор учебников из утвержденного федерального перечня.

 3. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

2) реализацию не в полном объеме образовательных программ.

3) жизнь и здоровье обучающихся, во время образовательного процесса;

4) нарушение прав и свобод обучающихся,

5) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В Уставе школы более полно раскрыт перечень дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе.

-индивидуальные консультации;

-работа спецкурсов, кружков, секций;

-консультации психолога;

-медицинские услуги.

Статья 16. 

Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения.

2. При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения.

Школа имеет право отказать в приёме только в двух случаях:

- лицам, не проживающим на данной территории,

- при отсутствии свободных мест

         

 Статья 19. 

Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

Обучение детей начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте.

Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения - восемнадцать лет.

Приём детей в первые классы во все виды государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений на конкурсной основе является нарушением п.3 ст.5 Закона. Заключение медико-педагогической или психолого-педагогической комиссии о готовности ребёнка к обучению носит рекомендательный характер.

          7.За совершенные неоднократно грубые нарушения Устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста 14 лет. (Процедура исключения подробно изложена в Уставе школы)

Статья 6 Устава школы дополняет эти статьи Закона об образовании. 

Основы деятельности и организации образовательного процесса.

Учреждение работает по графику 6 дневной недели. Учебная нагрузка не превышает 25 часов в неделю. Продолжительность учебного года 34 недели. Продолжительность каникул во время учебного года не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Сроки каникул согласовываются с ДО.

На основании чего была разработана статья 6 Устава школы?

Статья 51. 

Охрана здоровья обучающихся, воспитанников гласит:

1. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

Статья 35. 

Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями.

1. Управление осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующего образовательного учреждения.

2. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы.

3. Непосредственное управление осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор.

Из статьи 8 Устава школы. (Управление Учреждением) хочется процитировать только 3 пункта:

8.2 Управление осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом соответствующего образовательного учреждения.

8.3 Формами самоуправления образовательного учреждения являются Совет учреждения, педагогический совет, методический совет, попечительский совет, общее собрание трудового коллектива, классные родительские комитеты.

8.4 Совет Учреждения состоит из работников Учреждения, представителей родительской общественности и учащихся старших классов.

Статья 45. 

Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального общеобразовательного учреждений.

1. Государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги. (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.

         3. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

Эта статья закона отражена в Уставе школы

Статья 3 п 3.4.2. 

Цели и предмет деятельности.

Статья 50.  Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников.

и

Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей)

Закона РФ об образовании подробно изложены и дополнены в Уставе школы

Статья 7. 

Права и обязанности участников образовательного процесса.

Первый пункт которой звучит так:

Участниками образовательного процесса являются  обучающиеся, педагогические работники, родители (законные представители) обучающихся.

Закон Российской Федерации

"Об образовании"

Глава I.   Общие положения      (ст.ст. 1 - 7)

 

Глава II.  Система образования  (ст.ст. 8 - 27)

 

Глава III. Управление системой образования

(ст.ст. 28 - 38)

Глава IV.  Экономика системы образования  

(ст.ст. 39 - 49)

Глава V.   Социальные гарантии  реализации

            прав граждан на образование  

(ст.ст. 50 - 56)

             

Глава VI.  Международная   деятельность  в  

            области образования  (ст.ст. 57 - 58)

                                 

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.

Статья 15. 

Общие требования к организации образовательного    процесса

1. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин.

3. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

4. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.

5. Научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и объективный контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня образования обеспечиваются государственной аттестационной службой, независимой от органов управления образованием, в соответствии с государственными образовательными стандартами.

6. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.

7. Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.

Статья 16. 

Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения

Учредитель устанавливает порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, обеспечивающий прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

2. При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

П.47 Типового положения, школа обязана принять всех граждан, подлежащих обучению, которые проживают на территории, закреплённой за школой.

Школа имеет право отказать в приёме только в двух случаях:

- лицам, не проживающим на данной территории,

- при отсутствии свободных мест

Если человек не проживает на данной территории, а в школе есть свободные места, то его обязаны принять в школу, заключив с ним договор.

Если человек проживает на территории, закреплённой за школой, но в школе на момент обращения нет свободных мест, то ему может быть отказано в приёме в школу и заключении договора на образование.

Статья 18.

 Дошкольное образование

1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

     2. Утратил силу с 1 января 2005 г.

     См. текст пункта 2 статьи 18

До внесения изменений в Закон об образовании он звучал так:

Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоёв населения.

Статья 19. 

Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование

1. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

          2. Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте.

          3. Основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными.

Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения - восемнадцать лет.

Приём детей в первые классы во все виды государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений на конкурсной основе является нарушением п.3 ст.5 Закона. Заключение медико-педагогической или психолого-педагогической комиссии о готовности ребёнка к обучению носит рекомендательный характер.

          7. По решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет.

Исключение обучающегося из образовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения.

Статья 32. 

Компетенция и ответственность образовательного учреждения

1. Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.

2. К компетенции образовательного учреждения относятся:

1) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;

2) привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств.

19) создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

21) координация в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом;

23) выбор учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.

3. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;

3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

5) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 35. 

Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями

1. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующего образовательного учреждения.

2. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.

3. Непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения.

Статья 45.

 Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений

1. Государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.

2. Доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения используется данным образовательным учреждением в соответствии с уставными целями.

         3. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

Статья 50.

 Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников

1. Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.

4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

10. Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.

11. Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста одиннадцати лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.

Направление таких подростков в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.

16. Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников

1. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

2. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях. Обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

3. Педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителя.

4. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Статья 52.

Права и обязанности родителей (законных представителей)

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними основного общего образования имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

2. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

3. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны выполнять устав образовательного учреждения.

4. Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.

5. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников несут ответственность за их воспитание, получение ими основного общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"

Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"...

Презентация к родительскому собранию "Права и обязанности родителей"

Презентация содержит ссылки на статьи закона РФ о правах и обязанностях родителей, об административной ответственности родителей за невыполнение своих обязанностей....

Родительское собрание "Права и обязанности родителей"

Презентация к родительскому собранию....

Лекторий "Права и обязанности родителей"

Наш разговор пойдет о правах и обязанностях родителей.Для этого мы обратимся к Семейному кодексу РФ глава 12 Права и обязанности родителей.  Информация взята  со  справочно-правовой сис...

Родительское собрание "Права ребенка-обязанности родителей" 1 класс

Познакомить родителей с основными правами ребенка и напомнить об обязанностях родителей...

Родительское собрание "Права детей- обязанность родителей"

Родительское собрание направлено на ознакомление родителей с основными правами ребенка, провозглашенными в различных документах, законах с целью пополнить знания родителей (законных представителей) о ...