Готов ли ваш ребенок к школе
консультация (1 класс) на тему

Поспелова Мария Андреевна

В данной статье рассматриваются психологические критерии готовности ребенка к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotov_li_k_shkole.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?

  1. Социально-психологическая готовность к школе:
  • Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).
  • Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).
  1. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:
  • Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом* ножницами);
  • Пространственная ориентация, координация движений (умение правильно определять выше -ниже; больше -меньше, вперед -назад, слева -справа);
  • Координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
  1. Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
  2. Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).

К началу обучения в школе дети должны уметь:

  • Строить сложные предложения разных видов;
  • Составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;
  • Находить слова с определенным звуком;
  • Определять место звука в слове;
  • Составлять предложения из 3-4 слов;
  • Членить простые предложения на слова;
  • Членить слова на слоги (части);
  • Различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
  • Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения;
  • Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
  • Иметь представления о сезонных явлениях природы;
  • Знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать:

  • Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел;
  • Как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
  • Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
  • Знаки +, =, >, <;
  • Название текущего месяца, последовательность дней недели;
  • Уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
  • Соотносить цифру и число предметов;
  • Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • Пользоваться арифметическими знаками действий;
  • Измерять длину предметов с помощью условной меры;
  • Составлять из нескольких треугольников, четырехугольникоь фигуры большего размера;
  • Делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
  • Ориентироваться на листке клечатой бумаги.

Какие требования предъявляет школа к развитию речи ребенка?

  • Умение правильно произносить все звуки речи и различать их па слух.
  • Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.
  • Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением.
  • Умение отвечать на вопросы и задавать их.
  • Умение самостоятельно передавать содержание литературных текстов.
  • Умение составлять рассказы о предметах (но плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок).
  • Кругозор (представление ребенка о мире достаточно развернуты, развита память, внимание, другие интеллектуальные способности).

Необходимость наличии школьной формы.

Согласно Федеральному закону «Об образовании» школьная форма не является обязательной. Решение этого вопроса отнесено к компетенции Совета школы и её администрации. В настоящее время форма вернулась во многие школы, в том числе и в нашу.

Аргументы психологов в пользу введения школьной формы:

1). Ребёнок из малообеспеченной семьи в форме не будет чувствовать себя униженным, глядя на разодетых детей из состоятельных семей;

2). Наличие формы является традицией для учебных заведений России и других стран на протяжении веков;

3). Форма дисциплинирует, делает ребёнка более организованным, собранным, внимательным, создает деловой настрой, повышая производительность труда;

4). В форме неудобно (физически) затевать свалку на перемене, тем самым одежда определяет тип поведения;

5). Деловой костюм создает эстетику рабочего места;

6). Зрение детей очень хрупкое. Зрительное напряжение усиливается из-за многообразия различных ярких цветов, которые отрицательно влияют на зрение, повышают утомляемость, а значит, ведет к снижению сопротивляемости организма различным заболеваниям;

7). Деловой стиль одежды меньше раздражает нервную систему за счет сдержанности цветового решения и правильности линий, что способствует лучшей концентрации внимания, меньшей утомляемости, большей работоспособности;

8). Школьная форма, как и любая корпоративная одежда, подчеркивает принадлежность человека к данной организации. Если школа является для учащихся авторитетным социальным инструментом, то и ношение формы как знак принадлежности к ней повышает уровень мотивации к учению.

Если родители доверяют школе, учителям, то можно прийти к взаимопониманию по вопросу о введении школьной формы. 

 

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки, одно то, что вы читаете нашу памятку, показывает, что вы очень хотите помочь вашему малышу полюбить школу и успешно учиться.

Наши рекомендации:

¦  Уже сейчас постарайтесь постепенно режим для вашего малыша соотнести с режимом для школьниковПри этом помните, что сон и ранний завтрак в этом режиме главное. Показателем того, что ребенок вовремя ложится спать и высыпается, является то, что он сам встает не позже 7 часов, чувствуя себя выспавшимся.

¦    Чтобы ребенок умел слышать учителяобращайте внимание, как он понимает ваши
словесные инструкции и требования. Старайтесь выражать их четко, немногословно,
доброжелательно и спокойно. Ваши требования должны быть посильны для ребенка. В
любой ситуации не пугайте его будущими трудностями в школе.

¦  Перед школой и во время учебы проверяйте зрение и слух ребенкаБольшую часть информации мы получаем зрением и слухом. Сам ребенок не может чувствовать снижение зрения и слуха и, следовательно,   не скажет вам об этом.

¦        Подготовка к чтению: 6-7 летний малыш должен знать все печатные буквы алфавита. Многие могут сразу слитно читать согласную + гласную, а некоторые дети могут свободно читать тексты. Несмотря на такую разную подготовку,все дети устают от проиесса чтения очень быстроЧередуйте это занятие с отдыхом или подвижными играми. Поощряйте произношение слов перед зеркалом. Пусть  малыш «погримасничает»: высунет расслабленный язык к подбородку, к носу, отведет влево, вправо. Контролируя себя в зеркале, произносит громко и четко звуки: а-о-у; а-ы-э-и -отдельно и так, чтобы один звук плавно переходил в другой. Эти упражнения развивают артикуляционный аппарат.

¦        Подготовка к письму: Брать ручку или карандаш ребенок должен теплыми разогретыми пальцами. Старайтесь, что бы его пальцы располагались на ручке правильно (как у вас). Познакомьте малыша с линованными тетрадями. Пусть он научится ориентироваться в них достаточно быстро и точно в соответствии с такими словами;

*   вниз - вверх, вправо - влево

*   начало, середина, конец строчки

*   следующая, предыдущая страница, буква, цифра

*    поля на странице

*   расположение справа налево (в строчку)

*    расположение друг под другом (в столбик)
*    и т. д.

Раскраски замените обведением по трафарету и штриховкой. Линия должна быть направлена сверху вниз, справа налево, а если она кривая, то против часовой стрелки. Расстояние между линиями 0,5 см - это основной принцип нашего письменного алфавита. Запомните, дети так же устают от этих занятий, как и от чтения.

¦    Подготовка к грамматике: С 5-летниго возраста ребенок может выделить в слове
первый и последний звук, найти заданный звук внутри слова. Перед школой он легко
может называть в слове все звуки по порядку. Проверьте это. Не путайте буквы со
звукам. Звук-это то, что мы слышим, буква-это то, что мы пишем. В предложении он
так не может назвать слова по порядку. В тексте назвать количество предложений. Он
умеет отвечать «кто», «что», «что делает», «какой» и сам поставит вопросы к словам в
предложении. 
То есть.6-7летний ребенок способен расчленить речь на отдельные

 

грамматические единицыПоощряйте его умение наблюдать, сравнивать, исправлять, уточнять свою речь и речь близких. Общайтесь с ним, пусть он как можно больше рассказывает, спрашивает, открывает для себя новое.

¦    Подготовка к математике: В отличии от чтения и письма успешность в математике
зависит от освоения и умения двигаться в трехмерном пространстве. Для этого
помогите ему свободно владеть такими понятиями:

>       вверх - вниз

>       вправо - влево

>       горизонтально – вертикально

>       прямо, по кругу, наискосок

>       предыдущий, следующий

>       с краю, между, в середине

>       далеко - близко (дальше - ближе)

>       старше - моложе

>       больше – меньше

>       и т.д.

А так же точно понимать предлоги, определяющие пространственные положения: на..., в..., за.., с..., под..., и т.д. Объединять предметы в группы по одному признаку (цвету, форме, функции, материалу, принадлежности). Сравниватьпредметы, группы предметов, явления, находить сходства и различия. Владеть счетом в пределах 10, играя с пальчиками: знать названия пальчиков, объединять их в различные (по количеству) группы, делать из них разные фигурки. Если ваш малыш знает цифры, выкладывайте их по порядку, обозначайте соответствующей цифрой количество предметов.

¦    Самое главное-помните, что при подготовке к школе вы должны оставаться для
вашего ребенка любящими и понимающими родителями и не брать на себя роль
учителя. Ребенок устроен так, что он с охотой делает только то, что у него получается,
и не желает делать то, что у него не получается. Это нежелание родители принимают
за лень. 
Запомните, ребенок не может быть ленивымНе угнетайте своего малыша
своим превосходством, своими прошлыми школьными успехами. Лучше вспомните
ваши трудности в обучении и, главное, доверительные взаимоотношения. Ваша
любовь, терпение и ваши теперешние учебные навыки будут служить гарантом
уверенного продвижения в учебе для вашего малыша.

Постарайтесь достижения ребенка не сравнивать ни со своими достижениями, ни с достижениями старшего брата или сестры, ни с достижениями одноклассников. Это очень трудно. Но, по крайней мере, не озвучивайте эти сравнения при ребенке, даже если они в его пользу. 

Памятка для родителей

Делайте

 

-  радуйтесь вашему ребенку.

-  разговаривайте с вашим малышом заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.

-  когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.

-  установите четкие и жесткие требования к ребенку.

-  в разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.

-  ваши объяснения должны быть простыми и понятными.

-  будьте терпеливы.

-  говорите медленно.

-  спрашивайте «что» и «почему».

-  поощряйте ребенка в стремлении задавать вопросы.

-  если ребенок не умеет еще читать или читает плохо, каждый день читайте ему.

-  не скупитесь на похвалу или поцелуй.

-  поощряйте любопытство и воображение вашего малыша.

-  поощряйте игры с другими детьми.

-  заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он бы мог рассказать.

-  старайтесь, чтобы малыш вместе с вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, пусть он поможет вам ухаживать за цветами, вешать полки.

-  приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песенок, стихов, сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.

-  помогите ребенку выучить его фамилию, имя, адрес, домашний телефон, день рождения, а также
сведенья о маме, папе, бабушке, дедушке, сестрах и братьях.

-  старайтесь проявлять интерес к тому, что нравится делать ребенку.

-  будьте примером для вашего малыша: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения газет, журналов, книг.

-  не теряйте чувство юмора.

-  играйте с ребенком в разные игры.

-  проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются весте.

Не делайте

- не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончит рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит.

-  не задавайте слишком много вопросов.

-  не принуждайте делать ребенка то, к чему он не готов.

-  не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен, займитесь чем-то другим.

-   не  требуйте   сразу  слишком   много:   пройдет  немало   времени,   прежде   чем   малыш   приучится
самостоятельно наводить порядок.

-  не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это!»

-  не говорите: «Нет, она не красная». Лучше скажите: «Она синяя».

-  не надо критиковать ребенка с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии других людей.

-  не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на вас внимание.

-  не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т.д.

 

-    не ожидайте от ребенка дошкольного и младшего школьного возраста понимания всех логических связей, абстрактных рассуждений и объяснений.

-    не  проявляйте  повышенного беспокойства  по  поводу  каждой  перемены  в  ребенке:   небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.

-    не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.

То, что предлагается в этой книге, вы можете менять, приспосабливать к каждой конкретной ситуации. Хотелось бы, чтобы эти предложения стали отправной точкой, с помощью которой вы найдете среди окружающих вас вещей то, что поможет лично вам разнообразить занятие с ребенком, обогатить их, сделать их более интересными. И еще: живите рядом с ребенком, любите его, радуйтесь ему, как самому главному сокровищу вашей жизни - только это сможет дать высокий уровень готовности к школьному обучению.

Желаем вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты для родителей "Готов ли ваш ребенок к школе?"

В данный материал тесты для родителей входит три темы: 1. " Готов ли ребенок к письму?" 2. " Готов ли ребенок к чтению?" 3. " Знает ли ребенок школьные правила или что такое школа?" К каждому тесту да...

Готов ли ваш ребенок к школе?

Материал содержит основные критерии готовности ребенка к усвоению родного языка в школе.Большинство детей к моменту обучения в школе овладевают всей системой родного языка. Однако не у всех процесс ов...

Готов ли ваш ребенок к школе?

Кажется, совсем недавно ваш ребенок сделал свой первый шаг, произнес свое первое слово – и вот он уже готовится к поступлению в школу. Что ждет ребенка в школе – радость познания или школьные проблемы...

Тест-опросник для родителей "Готов ли Ваш ребенок к школе"

    Многих родителей будущих первоклассников волнует вопрос подготовки ребёнка к школе. Это можно проверить самим родителям. Предлагаю  тест  - опросник Е. Голощаповой...

Готов ли Ваш ребенок к школе?

Виды психологической готовности:личностнаямотивационнаясоциальнаяинтеллектуальная...

Презентация "Готов ли ваш ребенок к школе"

Выступление на родительском собрании в детском саду....

Родительское собрание "Готов ли ваш ребенок к школе?"

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности ч...