Готов ли ваш ребенок к школе
консультация (1 класс) на тему
В данной статье рассматриваются психологические критерии готовности ребенка к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotov_li_k_shkole.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?
- Социально-психологическая готовность к школе:
- Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).
- Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).
- Развитие школьно-значимых психофизиологических функций:
- Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом* ножницами);
- Пространственная ориентация, координация движений (умение правильно определять выше -ниже; больше -меньше, вперед -назад, слева -справа);
- Координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
- Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).
- Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).
К началу обучения в школе дети должны уметь:
- Строить сложные предложения разных видов;
- Составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;
- Находить слова с определенным звуком;
- Определять место звука в слове;
- Составлять предложения из 3-4 слов;
- Членить простые предложения на слова;
- Членить слова на слоги (части);
- Различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
- Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения;
- Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
- Иметь представления о сезонных явлениях природы;
- Знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать:
- Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел;
- Как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
- Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
- Знаки +, =, >, <;
- Название текущего месяца, последовательность дней недели;
- Уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
- Соотносить цифру и число предметов;
- Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- Пользоваться арифметическими знаками действий;
- Измерять длину предметов с помощью условной меры;
- Составлять из нескольких треугольников, четырехугольникоь фигуры большего размера;
- Делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
- Ориентироваться на листке клечатой бумаги.
Какие требования предъявляет школа к развитию речи ребенка?
- Умение правильно произносить все звуки речи и различать их па слух.
- Умение употреблять разные части речи точно по смыслу.
- Использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением.
- Умение отвечать на вопросы и задавать их.
- Умение самостоятельно передавать содержание литературных текстов.
- Умение составлять рассказы о предметах (но плану, предложенному взрослым, по картинке, по серии сюжетных картинок).
- Кругозор (представление ребенка о мире достаточно развернуты, развита память, внимание, другие интеллектуальные способности).
Необходимость наличии школьной формы.
Согласно Федеральному закону «Об образовании» школьная форма не является обязательной. Решение этого вопроса отнесено к компетенции Совета школы и её администрации. В настоящее время форма вернулась во многие школы, в том числе и в нашу.
Аргументы психологов в пользу введения школьной формы:
1). Ребёнок из малообеспеченной семьи в форме не будет чувствовать себя униженным, глядя на разодетых детей из состоятельных семей;
2). Наличие формы является традицией для учебных заведений России и других стран на протяжении веков;
3). Форма дисциплинирует, делает ребёнка более организованным, собранным, внимательным, создает деловой настрой, повышая производительность труда;
4). В форме неудобно (физически) затевать свалку на перемене, тем самым одежда определяет тип поведения;
5). Деловой костюм создает эстетику рабочего места;
6). Зрение детей очень хрупкое. Зрительное напряжение усиливается из-за многообразия различных ярких цветов, которые отрицательно влияют на зрение, повышают утомляемость, а значит, ведет к снижению сопротивляемости организма различным заболеваниям;
7). Деловой стиль одежды меньше раздражает нервную систему за счет сдержанности цветового решения и правильности линий, что способствует лучшей концентрации внимания, меньшей утомляемости, большей работоспособности;
8). Школьная форма, как и любая корпоративная одежда, подчеркивает принадлежность человека к данной организации. Если школа является для учащихся авторитетным социальным инструментом, то и ношение формы как знак принадлежности к ней повышает уровень мотивации к учению.
Если родители доверяют школе, учителям, то можно прийти к взаимопониманию по вопросу о введении школьной формы.
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки, одно то, что вы читаете нашу памятку, показывает, что вы очень хотите помочь вашему малышу полюбить школу и успешно учиться.
Наши рекомендации:
¦ Уже сейчас постарайтесь постепенно режим для вашего малыша соотнести с режимом для школьников. При этом помните, что сон и ранний завтрак в этом режиме главное. Показателем того, что ребенок вовремя ложится спать и высыпается, является то, что он сам встает не позже 7 часов, чувствуя себя выспавшимся.
¦ Чтобы ребенок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши
словесные инструкции и требования. Старайтесь выражать их четко, немногословно,
доброжелательно и спокойно. Ваши требования должны быть посильны для ребенка. В
любой ситуации не пугайте его будущими трудностями в школе.
¦ Перед школой и во время учебы проверяйте зрение и слух ребенка. Большую часть информации мы получаем зрением и слухом. Сам ребенок не может чувствовать снижение зрения и слуха и, следовательно, не скажет вам об этом.
¦ Подготовка к чтению: 6-7 летний малыш должен знать все печатные буквы алфавита. Многие могут сразу слитно читать согласную + гласную, а некоторые дети могут свободно читать тексты. Несмотря на такую разную подготовку,все дети устают от проиесса чтения очень быстро. Чередуйте это занятие с отдыхом или подвижными играми. Поощряйте произношение слов перед зеркалом. Пусть малыш «погримасничает»: высунет расслабленный язык к подбородку, к носу, отведет влево, вправо. Контролируя себя в зеркале, произносит громко и четко звуки: а-о-у; а-ы-э-и -отдельно и так, чтобы один звук плавно переходил в другой. Эти упражнения развивают артикуляционный аппарат.
¦ Подготовка к письму: Брать ручку или карандаш ребенок должен теплыми разогретыми пальцами. Старайтесь, что бы его пальцы располагались на ручке правильно (как у вас). Познакомьте малыша с линованными тетрадями. Пусть он научится ориентироваться в них достаточно быстро и точно в соответствии с такими словами;
* вниз - вверх, вправо - влево
* начало, середина, конец строчки
* следующая, предыдущая страница, буква, цифра
* поля на странице
* расположение справа налево (в строчку)
* расположение друг под другом (в столбик)
* и т. д.
Раскраски замените обведением по трафарету и штриховкой. Линия должна быть направлена сверху вниз, справа налево, а если она кривая, то против часовой стрелки. Расстояние между линиями 0,5 см - это основной принцип нашего письменного алфавита. Запомните, дети так же устают от этих занятий, как и от чтения.
¦ Подготовка к грамматике: С 5-летниго возраста ребенок может выделить в слове
первый и последний звук, найти заданный звук внутри слова. Перед школой он легко
может называть в слове все звуки по порядку. Проверьте это. Не путайте буквы со
звукам. Звук-это то, что мы слышим, буква-это то, что мы пишем. В предложении он
так не может назвать слова по порядку. В тексте назвать количество предложений. Он
умеет отвечать «кто», «что», «что делает», «какой» и сам поставит вопросы к словам в
предложении. То есть.6-7летний ребенок способен расчленить речь на отдельные
грамматические единицы. Поощряйте его умение наблюдать, сравнивать, исправлять, уточнять свою речь и речь близких. Общайтесь с ним, пусть он как можно больше рассказывает, спрашивает, открывает для себя новое.
¦ Подготовка к математике: В отличии от чтения и письма успешность в математике
зависит от освоения и умения двигаться в трехмерном пространстве. Для этого
помогите ему свободно владеть такими понятиями:
> вверх - вниз
> вправо - влево
> горизонтально – вертикально
> прямо, по кругу, наискосок
> предыдущий, следующий
> с краю, между, в середине
> далеко - близко (дальше - ближе)
> старше - моложе
> больше – меньше
> и т.д.
А так же точно понимать предлоги, определяющие пространственные положения: на..., в..., за.., с..., под..., и т.д. Объединять предметы в группы по одному признаку (цвету, форме, функции, материалу, принадлежности). Сравниватьпредметы, группы предметов, явления, находить сходства и различия. Владеть счетом в пределах 10, играя с пальчиками: знать названия пальчиков, объединять их в различные (по количеству) группы, делать из них разные фигурки. Если ваш малыш знает цифры, выкладывайте их по порядку, обозначайте соответствующей цифрой количество предметов.
¦ Самое главное-помните, что при подготовке к школе вы должны оставаться для
вашего ребенка любящими и понимающими родителями и не брать на себя роль
учителя. Ребенок устроен так, что он с охотой делает только то, что у него получается,
и не желает делать то, что у него не получается. Это нежелание родители принимают
за лень. Запомните, ребенок не может быть ленивым. Не угнетайте своего малыша
своим превосходством, своими прошлыми школьными успехами. Лучше вспомните
ваши трудности в обучении и, главное, доверительные взаимоотношения. Ваша
любовь, терпение и ваши теперешние учебные навыки будут служить гарантом
уверенного продвижения в учебе для вашего малыша.
Постарайтесь достижения ребенка не сравнивать ни со своими достижениями, ни с достижениями старшего брата или сестры, ни с достижениями одноклассников. Это очень трудно. Но, по крайней мере, не озвучивайте эти сравнения при ребенке, даже если они в его пользу.
Памятка для родителей
Делайте
- радуйтесь вашему ребенку.
- разговаривайте с вашим малышом заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.
- когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
- установите четкие и жесткие требования к ребенку.
- в разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.
- ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
- будьте терпеливы.
- говорите медленно.
- спрашивайте «что» и «почему».
- поощряйте ребенка в стремлении задавать вопросы.
- если ребенок не умеет еще читать или читает плохо, каждый день читайте ему.
- не скупитесь на похвалу или поцелуй.
- поощряйте любопытство и воображение вашего малыша.
- поощряйте игры с другими детьми.
- заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он бы мог рассказать.
- старайтесь, чтобы малыш вместе с вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, пусть он поможет вам ухаживать за цветами, вешать полки.
- приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песенок, стихов, сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.
- помогите ребенку выучить его фамилию, имя, адрес, домашний телефон, день рождения, а также
сведенья о маме, папе, бабушке, дедушке, сестрах и братьях.
- старайтесь проявлять интерес к тому, что нравится делать ребенку.
- будьте примером для вашего малыша: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения газет, журналов, книг.
- не теряйте чувство юмора.
- играйте с ребенком в разные игры.
- проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются весте.
Не делайте
- не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончит рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит.
- не задавайте слишком много вопросов.
- не принуждайте делать ребенка то, к чему он не готов.
- не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен, займитесь чем-то другим.
- не требуйте сразу слишком много: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится
самостоятельно наводить порядок.
- не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это!»
- не говорите: «Нет, она не красная». Лучше скажите: «Она синяя».
- не надо критиковать ребенка с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии других людей.
- не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на вас внимание.
- не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т.д.
- не ожидайте от ребенка дошкольного и младшего школьного возраста понимания всех логических связей, абстрактных рассуждений и объяснений.
- не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.
- не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.
То, что предлагается в этой книге, вы можете менять, приспосабливать к каждой конкретной ситуации. Хотелось бы, чтобы эти предложения стали отправной точкой, с помощью которой вы найдете среди окружающих вас вещей то, что поможет лично вам разнообразить занятие с ребенком, обогатить их, сделать их более интересными. И еще: живите рядом с ребенком, любите его, радуйтесь ему, как самому главному сокровищу вашей жизни - только это сможет дать высокий уровень готовности к школьному обучению.
Желаем вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты для родителей "Готов ли ваш ребенок к школе?"
В данный материал тесты для родителей входит три темы: 1. " Готов ли ребенок к письму?" 2. " Готов ли ребенок к чтению?" 3. " Знает ли ребенок школьные правила или что такое школа?" К каждому тесту да...
Готов ли ваш ребенок к школе?
Материал содержит основные критерии готовности ребенка к усвоению родного языка в школе.Большинство детей к моменту обучения в школе овладевают всей системой родного языка. Однако не у всех процесс ов...
Готов ли ваш ребенок к школе?
Кажется, совсем недавно ваш ребенок сделал свой первый шаг, произнес свое первое слово – и вот он уже готовится к поступлению в школу. Что ждет ребенка в школе – радость познания или школьные проблемы...
Тест-опросник для родителей "Готов ли Ваш ребенок к школе"
Многих родителей будущих первоклассников волнует вопрос подготовки ребёнка к школе. Это можно проверить самим родителям. Предлагаю тест - опросник Е. Голощаповой...
Готов ли Ваш ребенок к школе?
Виды психологической готовности:личностнаямотивационнаясоциальнаяинтеллектуальная...
Презентация "Готов ли ваш ребенок к школе"
Выступление на родительском собрании в детском саду....
Родительское собрание "Готов ли ваш ребенок к школе?"
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности ч...