Картотека пальчиковых игр
картотека

Чуманова Юлия Александровна

Пальчиковые игры во второй и средней группах

Скачать:


Предварительный просмотр:

В семье важно, так же как и в детских садах, комплексно применять все средства физического воспитания. Родители должны стремиться к тому, чтобы создать наиболее благоприятные гигиенические условия, использовать естественные факторы природы (солнце, воздух, вода), следить, чтобы дети выполняли разнообразные физические упражнения, занимались доступными видами физического труда, правильно делали движения, применяемые в повседневной жизни и входящие в различные виды деятельности(рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах, процессы одевания и умывания). В тесной связи с ними используются средства нравственного, умственного, эстетического воспитания, направленные на гармоничное развитие личности.

 

Гигиенические факторы являются своеобразным средством физического воспитания. Соблюдение требования личной гигиены, режимной деятельности, сна, питания, вызывают у ребёнка положительные эмоции, что в свою очередь улучшает деятельность всех органов, систем и повышает работоспособность.

Гигиенические факторы составляют обязательные условия для более эффектного воздействия упражнений на организм ребёнка. Несоблюдение чистоты помещения, а также игрушек, одежды, обуви может привести к различным заболеваниям детей и снизит положительное влияние физических упражнений на их физическое развитие.

Естественные силы природы являются важным средством укрепления здоровья, а также повышения работоспособности: вода очищает кожу от загрязнения; солнечные лучи убивают различные микробы, благоприпятствуют отложению под кожей витамина «Д» и охраняют ребёнка от заболеваний; воздух садов, лесов, содержащий особые вещества (фитонциды), способствуют уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом.

Дети должны как можно больше времени проводить в естественной среде – на свежем воздухе, чаще соприкасаться с природой: ступать босыми ногами на землю, подставлять под луч жаркого солнца и свежего ветра своё тело, надо использовать любую возможность, чтобы побродить по воде, больше двигаться, реализуя всё разнообразие способов движения в естественной среде.

Очень благоприятны для физического развития детей водные процедуры – обтирание, обливание, душ, плавание.

Обливание водой до пояса – наиболее доступная процедура в различных условиях, а особенно дома.

Поток воды освежает тело, поднимает тонус мышц, активизирует их работу, возбуждает нервную систему, вызывает бодрость. В процессе водных процедур поведение ребёнка всегда активно.

Плавание – прекрасное средство оздоровления и закаливания детского организма. Учите детей плавать, если есть возможность – посещайте с детьми бассейн, это только поможет окрепнуть организму ребёнка.

Солнечные ванны благотворно влияют на организм ребёнка, укрепляя его общее состояние, улучшая обменные процессы и повышая жизнедеятельность. Наиболее полезны ультрафиолетовые лучи (солнце), обладающие бактерицидным действием. Поэтому, сейчас, когда приближается весна, лето чаще гуляйте с детьми, а летом загорайте, но помните, всё должно быть в меру.

Вся детская жизнь проходит в игре, поэтому и физическое воспитание строится на подвижных играх, на играх с элементами спорта, на играх с элементами соревнования и т. д. Ещё А. С. Макаренко писал: «Как ребёнок играет, так и будет работать».

Выдающийся русский ученый, рассматривая подвижные игры как одно из важнейших средств физического воспитания, подчёркивал, что во время игры ребёнок учится преодолевать препятствия, которые встречаются в жизни.

Подвижные игры способны обеспечить развитие всех необходимых физических качеств (сила, ловкость, быстрота, выносливость и гибкость). Вступая в игру добровольно, каждый её участник сам берёт на себя обязательства выполнять правила и традиции игры.

Игры не требуют от участников специальной подготовленности.

Во избежание чрезмерной нагрузки не следует после игр с прыжком давать игры с быстрым бегом, желательно после сильной нагрузки провести малоподвижные игры: «Найди и промолчи»«Кто так ходит», где выполняются спокойные, плавные движения.

Большое значение для здорового образа жизни имеют прогулки. Они способствуют повышению выносливости организма ребёнка, устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям, учат детей преодолевать различные препятствия, становиться подвижными, ловкими, сильными, укрепляют мышечную систему, повышают мышечный тонус.

Также желательно для укрепления здоровья детей утром проводить с детьми зарядки, зимой проводятся они в помещении, перед открытой форточкой, ребёнок должен быть легко одет, босиком.

Утренняя гимнастика включает в себя 2-3 игры разной подвижной интенсивности (с постепенным увеличением нагрузки, не забывая о возрастных особенностях детей).

Утренняя гимнастика способствует улучшению физического развития, развитию моторики, физических качеств, повышение работоспособности детей.

Питание также является средством физического воспитания детей дошкольного возраста, оно обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития ребёнка.

Рациональное питание – это питание детей, полностью отвечающее возрастным физическим потребностям организма в основных веществах и энергии. В зависимости от возраста дети должны ежедневно получать определённое количество питательных и минеральных веществ и витаминов.

Чтобы правильно организовать физическое воспитание ребёнка в семье, надо учитывать возраст, возможности своего ребёнка, заранее определить план и конкретные задачи, приготовить физкультурный инвентарь (велосипед, коньки, лыжи, санки и т. д.), одежду, обувь, придумать и подобрать физические упражнения.

По мере роста малыша постепенно включают новые спортивные виды физических упражнений: городки, настольный теннис, волейбол, баскетбол.

Однако спортивная нагрузка не должна превысить возможностей детского организма: надо чередовать её с отдыхом.

Занятия спортом обеспечивают постепенно увеличивающуюся нагрузку на костно – мышечно – связочную систему ребёнка, которая со временем укрепляется, становится выносливой. А разносторонняя, спортивная нагрузка воспитывает привычную активную осанку, которая сохраняется ребёнком лишь при условии хорошей, постоянно поддерживаемой тренированности мышечной системы.

Хорошо, когда родители не только организуют занятия физическими упражнениями и оказывают детям помощь, но вместе с ними ходят на лыжах, катаются на санках, коньках, играют в теннис, бадминтон, городки, плавают.

Пример родителей увлекает детей и, кроме того, облегчает усвоение знаний и двигательных навыков.

Только при совместной работе семьи и детского сада, и используя разнообразные средства физического воспитания, мы сумеем сохранить, укрепить и вырастить детей физически и психически здоровыми личностями.



Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

 

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю,  (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю,   (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем

                                              машинку».)

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь!      (Смена рук.)

Я тебя поймаю,                     (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)

В ручках покатаю!               (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

Пальчиковая гимнастика «Ягоды»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

С ветки ягодки снимаю,        (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить

                                                         каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с

                                                         него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю.          (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко,        (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной

                                                        ладошкой.)

Я попробую немножко.        (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой

Я поем ещё чуть-чуть,          достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Лёгким будет к дому путь!  (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках

                                                        «убегают» как можно дальше.)

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Красный-красный мухомор-  (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор.             (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки  

                                                           показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём!      (Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём!          (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Вышла осень погулять,   («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Стала листья собирать.   (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)

Пальчиковая гимнастика «Деревья»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Здравствуй, лес,                  (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.)

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Пальчиковая гимнастика «Овощи»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Я – зелёная капуста,              (Руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто.  (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимете с меня,         (Разводим руки в стороны.)

И останусь только я!

Пальчиковая гимнастика «Фрукты»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Жёлтый-жёлтый наш лимон,  (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он.    (Пальцы резко разводим в стороны.)

В чай его положим                  (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и

                                                           «опускаем лимон в чай».)

Вместе с жёлтой кожей.         (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения –

                                                          «помешиваем чай».)

Пальчиковая гимнастика «Овощи - фрукты»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

В огороде много гряд,          (Сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат,               (Загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зелёный огород             (Хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Я надену сапоги,       (Показываем на ноги, туловище, голову.)

Курточку и шапку.  

И на руку каждую     (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру

                                          ладони, показывая направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку.      (Смена рук.)

Пальчиковая гимнастика «Обувь»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Обуваем ножки бегать по дорожке.  (Двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова:                    (Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два!                  (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

В магазине покупают                          (Сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я –                         (Загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья.                      («Шагают» пальцами по столу.)

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Из тарелок, как один,            (Ладони вместе перед собой «тарелка».)

Суп мы ложками едим.         (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Вилкой кушаем котлеты,      (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец

                                                         придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)

Ножик режет нам омлеты.    («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

Пальчиковая гимнастика «Продукты питания»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Муку в тесто замесили,      (Сжимают и разжимают пальцы.)

А из теста мы слепили       (Прихлопывают ладонями, «лепят».)

Пирожки и плюшки,          (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –            (Обе ладони разворачивают вверх.)

Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно!                    (Гладят животы.)

Пальчиковая гимнастика «Зима» 

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Снег ложится на дома,     (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши.               (Руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима,      (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Мы её не слышим…         (Рука за ухом.)

Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Что зимой мы любим делать?      (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Пальчиковая гимнастика «Новогодний праздник»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

- Здравствуй, Дедушка Мороз!   (Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс?         (Руки вперёд ладонями вверх.)

- Громкие хлопушки,                   (Хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки.                     (Вертим кистями.)

Пальчиковая гимнастика «Части тела»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

У меня есть голова,              (Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.)

Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать,

Ручки – чтобы поиграть.

Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Вот, убрав царапки,     («Моем руки».)

Кошка моет лапки.

Мордочку и ушки        (Круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке.      (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет

                                             ушки.)

Пальчиковая гимнастика «Детёныши домашних животных»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Побежали вдоль реки     (Двигают указательными и средними пальцами по поверхности стола от

                                                 себя к краю. Повторяют несколько раз.)

Котята наперегонки.

Пальчиковая гимнастика «Дикие животные наших лесов»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Заяц и ёжик навстречу друг другу     (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу

                                                                         друг другу.)

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они.      (Стукнуть кулачками.)

Быстро бежали – поди догони!          (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

Пальчиковая гимнастика «Детёныши диких животных»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Это зайчонок, это бельчонок,                (Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок      (Вращают большим пальцем.)

Бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок.

Пальчиковая гимнастика «Домашние и дикие животные»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Зайка – ушки на макушке –     (Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».)

Скачет, скачет по опушке.      (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».)

Шёл за ним колючий ёжик,    (Переплели пальцы и пошевелили.)

Шёл по травке без дорожек,

А за ёжиком – краса –             (Плавные движения руками перед собой.)

Рыжехвостая лиса.

Пальчиковая гимнастика «День Защитника Отечества»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Илья Муромец –         (Приосаниться.)

Добрый молодец.       (Показать бицепсы.)

Зорко в даль глядит   (Рука козырьком.)

Да врагов разит.         («Бросить копьё».)

Пальчиковая гимнастика «Дикие животные жарких стран»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Хобот носит только он –      (Рукой плавно двигаем перед собой – изображаем хобот.)

Лопоухий серый слон.          (Приставляем руки к ушам.)

Пальчиковая гимнастика «Мамин праздник»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Мамочка хорошая,     (Воздушный поцелуй над ладонью.)

Мамочка любимая!    (Поцелуй над другой ладонью.)

Очень я её люблю,     (Сдуваем с ладони поцелуй.)

Поцелуи ей дарю!      (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)

Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Зёрна курочка клюёт,        (Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)

И цыплятки тут как тут.   (Щепотки «клюют» по очереди.)

В воду уточка нырнёт,      (Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)

А цыплятки не нырнут.    (Погрозили пальчиком.)

Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы и их детёныши»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Есть у курицы цыплёнок,      (Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.)

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши –    (Перебирают пальцы по очереди.)

Все красивы, хороши.

Пальчиковая гимнастика «Дикие птицы»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Дятел дерево долбит:           (Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком

                                                       стучите о неё.)

Тук-тук-тук.

Целый день в лесу стоит     (Смена рук.)

Стук-стук-стук.

Пальчиковая гимнастика «Наш дом»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Этот дом – одноэтажный.              (Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца.)

Этот дом – он двухэтажный.

А вот этот – трёхэтажный.

Этот дом – он самый важный:

Он у нас пятиэтажный.

Пальчиковая гимнастика «Мебель»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

На кроватке мы поспали,          (Руки под щёку.)

Вещи в шкаф уже убрали.        (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)

Мы на стуле посидели              (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)

И за столиком поели.                (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

По шоссе идут машины,       (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины.      (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги,                (Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би».        (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

Пальчиковая гимнастика «Весна»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Вот уж две недели        (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.)

Капают капели.        

Снег на солнце тает      (Руки ладонями вниз разведены в стороны.)

И ручьём стекает.         (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)

Пальчиковая гимнастика «Насекомые»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Мы пошли гулять на луг,      («Идём» указательными и средними пальцами обеих рук.)

А по лугу ползал жук!           (Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.)

Пальчиковая гимнастика «Лето»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Солнцем ласковым согрето,    («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

За весной приходит лето.

Будем в озере нырять               («Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд.)

И цветочки собирать.               («Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.)

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Ромашки белые цветки –                (Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».)

Как пальцы маленькой руки.

И вот слетаются жуки                    (Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.)

Считать ромашки лепестки.

Пальчиковая гимнастика «Космос»

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

Утро – солнце всходит.       (Поднимаем растопыренную ладошку.)

Ночь – луна приходит.        (Поднимаем другую руку, пальцы полукругом – «месяц».)



Предварительный просмотр:

   Картотека пальчиковых гимнастик по темам недели

Тема: Игрушки

У Антошки есть игрушки.    

У Антошки есть игрушки:      (Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого) 

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина. 

Это мяч. Он из резины. 
Разноцветная матрешка 
И с хвостом пушистым кошка. 
Одежда. Пальчиковая гимнастика. 
Постираю чисто, с толком                        (Делают движения имитирующие стирку.) 
Рубашку, кофту и футболку,                       (Сжимают и разжимают пальцы.) 
Свитерок и брюки Устали мои руки!       (Встряхивают обеими руками) 

Катины игрушки

На большом диване в ряд             (Попеременно хлопают в ладоши , стучат кулаками.
Куклы Танины сидят:                
Два медведя, Буратино,                                
Загибают поочередно все пальцы.
И веселый Чиполино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять.                           
Разгибают поочередно все пальцы.
Помогаем нашей Тане                                   
Попеременно хлопают в ладоши и
Мы игрушки сосчитать.                                 
стучат кулаками.)

Есть у нас игрушки                       

Есть у нас игрушки:                          (Хлопки)

Пластмассовые погремушки,           (Встряхивают кулачки).

Мишка мягкий меховой,                   (Сжимают и разжимают пальцы).

Мяч резиновый цветной,                  (Делают шар из пальцев).

Кубик деревянный,

Солдатик оловянный,                        (Руки сложить в круг перед собой)

Шарик легкий надувной,                   (Руки сложить в круг перед собой).

Я люблю играть с тобой.                   (Хлопают в ладоши)

Я с игрушками играю.

Я с игрушками играю:           (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю,            (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю,     (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю.        (Двигаем слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

 

Мой мяч.                                                                                                                                  

Мой весёлый круглый мяч,    (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь!         (Смена рук.)

Я тебя поймаю,                        (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)

В ручках покатаю!                   (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

Индюк

Индюк из города идет,

Игрушку новую везет.

Игрушка не простая,

Игрушка расписная.                      (Пальчики обеих рук «идут» по столу).

Есть игрушки у меня.                

Есть игрушки у меня:                 (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно) 

Паровоз и два коня,                    (загибают пальчики на обеих руках)

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъёмный кран

 – Настоящий великан.

Сколько вместе? Как узнать?      (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)

Помогите сосчитать!

Тема: Наш детский сад.

 Этот пальчик хочет спать.                         (поочередно загибать пальцы к ладошке

 Этот пальчик – прыг в кровать!                начиная с мизинца. Затем большим пальцем 

 Этот пальчик прикорнул.                           Касаться всех остальных - «будить»);

 Этот пальчик уж заснул.

 Тише, тише не шуми,

 Пальчики не разбуди.

 Встали пальчики. Ура!                               (с восклицанием «Ура!» - кулачки разжать, 

 В детский сад идти пора.                            Широко расставив пальцы.)

Наша группа

В нашей группе все друзья.                 (Ритмично стучат кулачками  по столу,

Самый младший — это я.                        Разжимают пальчики поочередно

Это Маша,                                                     начиная с  мизинца).          

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

Дружба

Дружат в нашей группе                  (Хлопают в ладоши.)

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим                    (Стучат кулачками друг об друга.)

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять              (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)

Будем снова мы считать.

Раз, два, три, четыре, пять               (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)       

Мы закончили считать.

 Как живёшь?

- Как живёшь? - Вот так!             (показать большой палец)

- А идешь? - Вот так»!                 («шагать» пальчиками по столу)

-Как даешь?  - Вот так!                (протягивать открытую ладонь)

- Ждёшь обед? - Вот так!            (кулачок подпирает лицо)

- Машешь вслед? - Вот так!        (помахать рукой)

-Утром спишь? - Вот так!            (2 ладошки под щекой)

- А шалишь? - Вот так!                (щёки надули и руками лопнули)

Девочки и мальчики

Наши девочки и мальчики                               (дети держат руки на поясе)

Ловко прыгают как мячики                              (прыгают)

Головой слегка качают                                      (качают головой)

И красиво приседают                                         (приседают)

Ручками хлопают вот так, вот так                    (хлопки 4 раза)

Ножками топают вот так, вот так                     (топают 4 раза)

Кулачки сжимают вот так. вот так                    (Показывают один кулачок, портом другой)

Ладошки раскрывают вот так, вот так              (Поочерёдно раскрывают ладошки)

На ладошки мы подуем                                      (Дуют поочерёдно на обе ладошки)

Наши пальчики разбудим.                                 (Шевелят пальчиками)

Тема: Осенняя пора.

Осень.

Осень, осень,                                                           - трем ладошки друг о друга

Приходи!                                                                  – по очереди сжимаем кулачки

Осень, осень,                                                           - трем ладошки друг о друга

Погляди!                                                                  – положить ладошки на щеки

Листья желтые кружатся,                                       - движение ладонями сверху вниз

Тихо на землю ложатся.                                         – поглаживаем коленки

Солнце нас уже не греет,                                        - по очереди сжимаем кулачки

Ветер дует все сильнее,                                     - разводим одновременно ручки в разные стороны

К югу полетели птицы,                                     - скрестить ручки и пошевелить пальчиками

Дождик к нам в окно стучится.                        – стучим пальчиками по ладошкам

Шапки, куртки надеваем                                  – делаем вид

И ботинки обуваем                                            – постучать ногами

Знаем месяцы:                                                    - похлопать ладошками по коленкам

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.                        - кулак, ребро, ладонь

   Осенние листья.

Раз, два, три, четыре, пять,                             - загибаем пальчики, начиная с большого

Будем листья собирать.                                  - сжимаем и разжимаем кулачки

Листья березы,                                                 - загибаем пальчики, начиная с большого

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем                          – пальчики «шагают» по столу.

Мы идем в осенний лес. (И. Михеева)

Мы идем в осенний лес.                          - маршируем на месте

А в лесу полно чудес!                              - разводим руки в стороны, «удивляемся»

Дождь вчера в лесу прошел                     - потряхиваем ладонями обеих рук

Это очень хорошо.                                    - хлопаем в ладоши

Будем мы грибы искать                            - приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону

И в корзинку собирать.                                  - сводят руки перед собой в «корзинку»

Вот сидят маслята,                                           - загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка

На пеньке – опята,

А во мху – лисички,

Дружные сестрички.                                  - делают манящие движения руками

«Подосиновик, груздок,                            - грозят указательным пальцем правой руки

Полезайте в кузовок!                                 – присесть, обнять себя руками

Ну, а ты, мухомор,                                     - встаем, разводим руками в стороны

Украшай осенний бор!

Осень.

Ветер северный подул,                               - подуть на пальцы

все листочки с липы сдул с-с-с                 – смахивать руками, будто сдувает листочки

Полетели, закружились и на землю опустились. - ладони зигзагами плавно опустить на стол

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – постучать пальцами по столу

кап-кап-кап                                                   – постучать пальцами по столу

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил,                       - постучать кулачками по столу

Снег потом припорошил,                                  - плавные движения вперед-назад кистями

Одеялом их накрыл.                                            - ладони прижать крепко к столу

Осенний букет.

Раз, два, три, четыре, пять,             (загибаем пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать.                      (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы,                                    (загибаем пальчики, начиная с большого)

Листья рябины

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.         («шагаем» по столу средним и указательным                     пальцем)

Осень.

Ветер по лесу летал,                     (Плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, Вот кленовый        ( Загибать по одному пальчику)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку            ( Спокойно уложить ладони на стол)

 

Тема: Птицы и животные родного края.

Кормушка

Сколько птиц к кормушке  нашей  (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,                      (На каждое название птицы загибают по одному  пальчику.)        

Шесть щеглов и голубей,                

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.                 (Опять   сжимают   и   разжимают   кулачки.)

Сидит белка.
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью-синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Дети  при помощи левой руки разгибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца).

  Дикие животные.

 На лужок пришли зайчата,  (Сгибание пальцев в кулак в ритме  потешки.)

  Медвежата, барсучата,   (При перечислении животных  считать пальцы на обеих руках  поочерёдно)

  Лягушата и енот:

  На зелёный, на лужок,

  Приходи и ты, дружок.

  На водопой

  Жарким днем лесной тропой               («шагают» по столу).

  Звери шли на водопой.

  За мамой лосихой топал лосенок,         (На каждое двустишие разгибают

  За мамой лисицей крался лисенок,           по одному пальчику, начиная с  мизинца).

  За мамой ежихой катился ежонок,

  За мамой медведицей шел медвежонок,

  За мамою белкой скакали бельчата,

  За мамой зайчихой косые зайчата,         (Делают «ушки» «шагают» по столу).

  Волчиха вела за собою волчат,

  Все мамы и дети напиться хотят.

  Грачи.

 Мы лепили куличи.                                   «Лепить пирожок»

 Прилетели к нам грачи.                   «Помахать крыльями»

 Первый грач испек пирог,                       Загибать пальчики  по очереди на одной руке.

 А второй ему помог.

 Третий грач накрыл на стол,

 А четвертый вымыл пол,

  Пятый долго не зевал

  И пирог у них склевал.

 Раз, два, три, четыре, пять,                      Загибать пальчики на другой руке.

 Выходи грачей считать.

  Пять воробьёв…

  Пять воробьёв на заборе сидели,                           (Показать пять пальцев,

 Один улетел, а другие запели.                               а затем загибать их по одному)..

  И пели, пока не сморила усталость,

 Один улетел, а четверо осталось.

 Сидели вчетвером и немного устали,

 Один улетел, а трое остались.

 Сидели втроём и немного устали,

 Один улетел, а двое остались.

 Сидели вдвоём и снова скучали

 Один улетел и остался один.

  Один посидел, да и взял, улетел.

Хитрая лисичка

Разминаем пальчики: раз, два, три!   ( Сжимать и разжимать пальчики. «Бегут» по стол.

Разминаем пальчики, ну-ка посмотри!  Выражение лица очень хитрое)

Вот бежит лисичка, раз, два, три!

Хитрая лисичка, ну-ка посмотри!

Лепим, лепим личико, раз, два, три!           (Движения по тексту)

Что же получилось? Ну-ка посмотри!

Хитрая лисичка-вот она!

Рыжая сестричка хороша!

Вот лисичка злая, ой-ой-ой!                           (Движения по тексту)

От нее скорее убегу домой.

У лисички нашей грустный вид,

Сидит одна лисичка и грустит.

Улыбнись лисичка, погляди на нас,

Тебя мы не оставим ни на час!

Тема:  Транспорт. ПДД.

Транспорт

Автобус, троллейбус, машина, трамвай – («Пересчет» пальчиков)

О них ты на улице не забывай.      

В морях – корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного)

Машины

По шоссе идут машины,       (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины.      (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги,                   (Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би».          (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

Транспорт-2.
Будем пальчики сгибать –     
(Загибаем пальцы начиная с мизинца)
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолёт,
Трамвай, метро и самолёт.
Все пальцы мы в кулак зажали,
Все виды транспорта назвали.       
(«Встряхиваем» ладонями)

Машины-2.

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку:          (Обеими руками «крутят руль» перед собой).

Бензовоз, мусоровоз,

С молоком молоковоз,

С хлебом свежим хлебовоз.

И тяжелый лесовоз.                      (Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки).

  Лодочка

 Две ладошки прижму                    (Ладони лодочкой, волнообразные  

  И по морю поплыву.                            движения рук.)

  Две ладошки – друзья –

  Это лодочка моя.

  Паруса подниму,                                ( Поднять выпрямленные ладони вверх).

  Синим морем поплыву.

  А по бурным волнам                     (Имитация движений волн и рыбок)..

  Плывут рыбки тут и там.

Постовой

Постовой стоит упрямый                   (пальчики «шагают» по ладошке)

Людям машет: Не ходи!                     («грозят» пальчиками)

Здесь машины едут прямо                 (руки перед собой, изображают руль)

Пешеход, ты погоди!                          («грозят» пальчиками)

Посмотрите: улыбнулся                     (хлопают в ладоши)

Приглашает нас идти                          (пальчики «шагают» по ладошке)

Вы, машины, не спешите                    (хлопки руками)

Пешеходов пропустите!                      (прыжки на месте)

Дорожных правил очень много.

Дорожных правил очень много.                  («грозят» пальчиками)

Раз - Внимание дорога!                              (загибают поочередно пальцы)

Два - сигналы светофора,

Три – смотри дорожный знак,

А четыре – «переход».

Правила все надо знать                              (хлопки руками)

И всегда их выполнять.                                    (показывают «класс!» большим пальцем)

Велосипед

Две педали крутят ноги,   (раскрытыми ладонями выполняем круговые движения)
Мчат колеса по дороге      
(вращаем согнутыми в локтях руками)
Я рулю, куда хочу -
Влево,                                  
(имитируем, что держим руль и поворачиваем в лево )
Вправо покачу                    
(вправо)
то в перед,                           
(кулачками обеих рук совершаем круговые движения)
А то назад                            
(назад)
Нажимаю тормоза               
(обеими ладонями жмем на стол)

Гонки

Раз, два, три, четыре, пять.  (возят машинку по каждому пальчику вперед и назад, начиная с большого)
Можно гонки начинать.
        (тоже самое, но начиная с безымянного)
По кругу, по кругу.
Вперед и назад,
Но пальцы машинку мою тормозят.
 (катают машинку по пальцам, которые слегка согнуты)
Закрылись.
                                               (сжимают кулак)
Машинка стоит в гараже
И фары погасли, не светят уже.        
(заглядывают в маленькую щелочку в кулаке).

Тема:  Одежда и обувь

Стирка

Раз, два, три, четыре, пять –           (Последовательно соединяют пальцы

Будем вещи мы стирать:                 одной руки с пальцами другой руки.)

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем.            (Кулачки имитируют стирку.)

Маша варежку надела….

Маша варежку надела:                        (Сжать пальцы в кулачок)

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,                    (Все пальцы разжать, кроме большого)

В свой домишко не попал».

Маша варежку сняла:                      (Разогнуть большой палец).

«Поглядите – ка, нашла!

Ищешь, ищешь и найдёшь,            ( Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.)

Здравствуй, пальчик, как живёшь?»

Рукавицы

Вяжет бабушка Лисица   (Поочередно потереть пальцы.)

Всем лисятам рукавицы: Загибаем пальчики).

Для лисенка Саши,

Для лисички Маши,

Для лисенка Коли,

Для лисички Оли,

А маленькие рукавички

Для Наташеньки - лисички.

В рукавичках да-да-да!

Не замерзнем никогда! (Потереть ладони друг о друга).

Обувь

Посчитаем в первый раз,        ( Попеременные хлопки ладонями

Сколько обуви у нас.                и удары кулачками по столу.)

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Серёжки,                  (На каждое название обуви

Да ещё ботинки                                       загибают по одному пальчику, начиная с большого).

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

Стирка

(Дети выполняют действия в соответствии со смыслом стихотворения)

Ох, испачкалась одежда, Мы её не берегли,

Обращались с ней небрежно, Мяли, пачкали в пыли.

Надо нам её спасти И в порядок привести.

В тазик воду наливаем, Порошочку насыпаем.

Всю одежду мы замочим, Пятна тщательно потрём,

Постираем, прополощем, Отожмём её, встряхнём.

А потом легко и ловко Всю развесим на верёвках.

А пока одежда сушится Мы попляшем и покружимся.

Сто одежек. А. Барто.

Лиф на байке,                         (поочередно загибают пальцы на обеих руках)

Три фуфайки,                          ( одновременно на каждое название одежды)

На подкладке платьице

Шарф на шее,

Шаль большая,

Что за шарик катится?           (пожимают плечами)

Сто одёжек,                             (ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук)

сто застёжек,

Слово вымолвить не может.   (похлопывают себя по плечам.)

Мама так закутала,

Что не знаю, Тут ли я!             (разводят руки в стороны)

Тема: Азбука вежливости.

Упрямцы
Как-то раз к кому-то в гости              (На обеих ручках прижимаем 

Шёл козлёнок через мостик,                большими пальцами средние и безымянные). 
А навстречу шёл другой,                      (Держим кисти рук горизонтально, сближаем руки). 
Возвращался он домой. 
Два рогатых глупых братца 
Стали на мосту бодаться, 
Не желая уступить 
И другого пропустить.                             (На каждую строчку соединяем руки)
Долго козлики сражались,                      (Хлопаем в ладоши)
Разбегались и толкались. 
Вот с разбега лбами - бух!                             ( Роняем руки на колени). 
И с моста в водичку - плюх! 

Доброта

Если пальчики грустят –

Доброты они хотят.                  пальцы плотно прижимаем к ладони

Если пальчики заплачут –

Их обидел кто-то значит.         трясем кистями.

Наши пальцы пожалеем –       «моем» руки

Добротой своей согреем.         дышим на них

Пальчики

Раз, два, три, четыре, пять.
Хотят пальчики все спать.
Этот пальчик хочет спать,                     
Разгибаем пальчики.
Этот пальчик лег в кровать,                 
 Загибаем, начиная с большого,
Этот пальчик чуть зевнул,
                        постепенно уменьшая громкость речи до шепота.
Этот пальчик прикорнул, 
Этот пальчик уже спит.
Тише-тише не шумите,                        
Приставить указательный палец к губам, затем погрозить им.
Пальчики не разбудите.                      
 Положить ручку «спать» на другую руку и покачать.
Встали пальчики - ура!
                             Последние 2 строчки говорить громко и весело.
Нам гулять идти пора. 

Помощники

Раз, два, три, четыре,                             (Удар кулачками друг о друга.)

Мы посуду перемыли:                           (Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку            (Загибают пальчики по одному)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,                           (Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,                    (Загибают пальчики по одному)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.                          (Удар кулачками друг о друга.)

Дружба

Дружат в нашей группе                  (Хлопают в ладоши.)

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим                    (Стучат кулачками друг об друга.)

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять              (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)

Будем снова мы считать.

Раз, два, три, четыре, пять               (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)       

Мы закончили считать.

В гости к пальчику большому

В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому 
(выставляют вверх большие пальцы)
Приходили прямо к дому (соединяют под углом кончики пальцев обеих рук)
Указательный и средний, 
(названные пальцы соединяют с большим пальцем на обеих руках одновременно)
Безымянный и последний,
С ним мизинчик-малышок 
(мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимают в кулак)
Постучался о порог. (кулачками стучат друг о дружку)
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя. 
(ритмично сжимают пальцы на обеих руках)

  Помощники-2

  Раз, два, три, четыре,                                                          Удары кулачками др. о друга.

  Мы посуду перемыли:                                          Одна ладонь скользит по другой.

  Чайник, чашку, ковшик, ложку                                    Загибают пальчики, начиная с  большого.

  И большую поварешку.

  Мы посуду перемыли:                                                        Одна ладонь скользит по другой.

  Только чашку мы разбили,                                              Загибают пальчики, начиная с большого.

  Ковшик тоже развалился,

  Нос у чайника отбился.

  Ложку мы чуть-чуть сломали,

  Так мы маме помогали.                                               Удары кулачками др. о друга.

Тема: Моя семья

Семья

Раз, два, три, четыре!    (хлопают в ладоши)

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять!    (хлопают в ладоши)

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,

Два котенка, мой щегол, сверчок и я    (поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев).

Вот и вся моя семья!

Кто приехал?

   Кто приехал?                            Пальцы обеих рук сложены вместе.

   Мы, мы, мы!                             Быстро хлопают кончики больших пальцев.

  Мама, мама, это ты?                   Кончики больших пальцев прижаты, а кончики остальных хлопают.

  Да, да, да!                                 Хлопают кончики больших пальцев.

  Папа, папа, это ты?                    Хлопают кончики указательных.

  Да, да, да!                                       Хлопают кончики больших пальцев.

  Братец, братец, это ты?              Хлопают кончики средних пальцев.

  Да, да, да!                                 Хлопают кончики больших пальцев.

  Ах, сестричка, это ты?               Хлопают кончики безымянных.

  Да, да, да!                                 Хлопают кончики больших пальцев.

  Все мы вместе, да, да, да!              Хлопают кончики мизинцев. Хлопать в ладоши.

Мальчик-пальчик (Народная песенка)

 -Мальчик-пальчик. (Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца).

 Где ты был?

 -С этим братцем-

 В лес ходил.

 С этим братцем-

 Щи варил.

 С этим братцем-

 Кашу ел.

 С этим братцем-

 Песни пел.

   

Дом   

  На горе мы видим дом,                                   Кистями рук изобразить домик.

 Много зелени кругом,                                     Волнообразные движения кистями рук

 Вот деревья, вот кусты,                                  Руками «показать» деревья, кусты

 Вот душистые цветы.                                      Пальцами «показать» бутон.

 Окружает всё забор,                                        Пальцами «показать» забор.

 За забором  - чистый двор.                            Погладить ладонями стол.

 Мы ворота открываем,                                   «Открываем» кистями ворота.

 К дому быстро подбегаем,                        Пальцами пробежаться по столу.

 В дверь стучимся: «Тук–тук– тук!»           Постучать кулаком по столу.

 Кто –то к нам идёт на стук.                          Ладонь приложить к правому уху, прислушаться.

 В гости к другу мы пришли                            Вытянуть руки вперёд, как будто

 И подарки принесли.                                           преподнося что – то.

 Дружная семья

Этот пальчик – дедушка,              (загибаем поочередно пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!              
 (хлопаем в ладоши)

 Тема: Профессии


 Питер играет с одним молотком,               Кулаком правой руки ударять по столу,

 с одним молотком, с одним молотком,

 Питер играет с двумя молотками,                         Кулаками обеих рук,

 с двумя молотками, с двумя молотками

 Питер играет с тремя молотками,                 Ударяем двумя кулаками и топаем одной ногой,

 с тремя молотками, с тремя молотками

 Питер играет с четырьмя молотками,            Ударяем двумя кулаками и топаем  двумя ногами,

 с четырьмя молотками, с четырьмя  

 молотками,

 Питер играет с пятью молотками,                         Ударяем двумя кулаками и топаем  двумя ногами,

 с пятью молотками, с пятью молотками                   и киваем головой

 

   За работу

    Ну-ка, братцы, за работу.                                Поочередно разгибать пальцы,

    Покажи свою охоту.                                          начиная с большого, а на слова

    Большаку дрова рубить

    Печи все тебе топить,

    А тебе воду носить,

    А тебе обед варить,

    А тебе посуду мыть.

    А потом всем песни петь,

    Песни петь да плясать,                                энергично шевелить пальцами.

    Наших деток забавлять.

 

 Наперсток

  Вышивает, шьет иголка,                            В правой руке воображаемая иголка

  Пальцу больно,                                                  «шьет» и задевает указательный

  Пальцу колко.                                               пальчик на левой руке.

  А наперсток 

  В тот же миг

  К девочке на пальчик                                     Надевают наперсток.

  Прыг!

  Говорит иголке:                                                «Шьют».

  -Шей,

  а колоться ты не смей!                                   Грозят пальчиком.

 

 Повар 

  Повар готовил обед,                               Ребром ладони стучат по столу.

  А тут отключили свет.                               Загибают большой палец на левой  руке.

  Повар леща берет

   И опускает в компот.                                   Загибают указательный палец.

  Бросает в котел поленья,                          -средний

  В печку кладет варенье                        - безымянный

  Мешает суп кочерыжкой,                         - мизинец

  Угли бьет поварешкой.

  Сахар сыплет в бульон.

  И очень довольный он!                               Разводят руками.

 

  Маляры

 Маляры известку носят,        Держат в руках воображаемые ведра, имитируют ходьбу на месте.

 Стены кистью купоросят.    Лицом друг к другу, движения воображаемой кистью вверх-вниз.

 Не спеша, разводят мел.       Наклонились, мешают кистью в воображаемом ведре.

 Я бы тоже так сумел.            «Красят»

Кузнец

Идет кузнец из кузницы,      Кисти рук лежат на столе, ладонями вниз,

Несет кузнец два молота.      пальцы приподняты, слегка согнуты.

Тку, тук, тук, тук,                     Постукивать поочередно правой, левой руками, всеми пальцами.

Да ударил разом вдруг.          Пальцы обеих рук одновременно ударяют по столу.

 

Почтальон

Что принес нам почтальон?           Сжимать и разжимать кулаки.

С толстой сумкой ходит он.             Шагать пальчиками по столу.

Перевод, журнал, газету,                   Загибать пальцы, начиная с большого.

В бандероли 2 кассеты.

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

Пекарь

Пекарь, пекарь, из муки

Испеки нам колобки.                                        Выполняем круговые движения ладонями

Да сушки — Ванюшке,                                    Имитируем скатывание колобка.

Да баранки – Танюшке,                              Поочередно соединяем большие пальцы

Да бублики – Мишке,                                       обеих рук с остальными пальцами

Да калачи – Маришке.                                      – упражнение «колечки».

 Тема: Зима. Зимние забавы.

Зима

Раз, два, три, четыре, пять         (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять          
(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили               
(катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили        
("кормим птичек ")
С горки мы потом катались        
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись                
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли          
(отряхиваем ладошки)
Суп поели                                      
("едим суп"), 
спать легли                                    
(ладошки под щечку).

Снежок
Раз, два, три, четыре,                       
(загибать пальчики) 
Мы с тобой снежок слепили           
(лепить, меняя положение ладоней) 
Круглый, крепкий, очень гладкий. 
(показывают круг, гладят ладони друг о друга) 
Раз – подбросим,                               
("подбросить", посмотреть вверх) 
Два – поймаем.                                  
(" ловят", приседают) 
Три – уроним                                    
(встают, "роняют") 
И … сломаем!                                   
(топают)

Зимние забавы

Лепим мы из снега ком,               (Дети сжимают и разжимают кисти рук)

Из комочков слепим дом.           (Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны)

Звери будут в доме жить,            (Хлопают в ладоши)

Веселиться и дружить,

Вместе домик сторожить             (Соединяют руки в «замок»)

Давай, дружок

Давай, дружок, смелей, дружок!  (Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)

Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком.   
(Рисуют в воздухе круг)

И станет ком снеговиком.            (Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)

Его улыбка так светла!                 (Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла...     (Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)

Но солнце припечёт слегка –        (Дети поднимают руки вверх)

Увы! И нет снеговика!                   (Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)

Зима

Пришла зима,                                       трем ладошки друг о друга
Принесла мороз.                                  
пальцами массажируем плечи, предплечья
Пришла зима,                                      
трем ладошки друг о друга
Замерзает нос.                                     
ладошкой массажируем кончик носа 
Снег,                                                    
плавные движения ладонями
Сугробы,                                             
кулаки стучат по коленям попеременно
Гололед.                                               
ладони шоркают по коленям разнонаправлено
Все на улицу — вперед!                    
обе руки протянуть вперед

Тема: Природа родного края зимой

Иголки

У сосны, у пихты, ёлки         (дети перекатывают в руках, массируя ладони

Очень колкие иголки,             массажный мячик)

Но ещё сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник!      (подбрасывают мячик)

Кормушка

Сколько птиц к кормушке  нашей  (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,                      (На каждое название птицы загибают по одному  пальчику.)        

Шесть щеглов и голубей,                

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.                 (Опять   сжимают   и   разжимают   кулачки.)

Клён

За окном сосулька тает,

Ветер тучи рвёт в клочки.                                      «Рвать»  клочки,

Разжимает, разжимает                                       разжимать кулачки,

Клён тугие кулачки.

Прислонился он к окошку.                                       ладони вместе прижать к щеке

И, едва растает снег,

Мне зелёную ладошку                                               протянуть ладошки вперед,

Клён протянет раньше всех.                                   сжимать и разжимать кулачки

Край родной

Здравствуй, солнце золотое!                      Потянуться, растопырив пальцы

Здравствуй, небо голубое!                          Помахать «небу»

Здравствуй, вольный ветерок!                   Волнообразные движения кистей рук

Здравствуй, маленький дубок!                   Показать «дубок»- растет от маленького расточка вверх

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!                             «Обнимашки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых упражнений

Сборник пальчиковых игр по развитию речи и мелкой моторики....

Картотека пальчиковых игр и упражнений

игры в стихотворной форме...

Картотека "Пальчиковая гимнастика"

Подборка упражнений пальчиковой гимнастики для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста....

картотека пальчиковые игры

Пальчиковые игры способствуют развитию речи, восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления, положительно влияют на эмоциональное состояние, а также радуют и ободряют детей, учат их общаться. Ра...

Картотека пальчиковых гимнастик

Предназначен для родителей, воспитателей, учителей....

"Картотека пальчиковых игр"

Разработанная картотека пальчиковых игр поможет деткам отвлечся и отдохнуть на пару минут....