Откуда берутся школьные трудности?
материал на тему

Валль Валерия Дмитриевна

Откуда же берутся трудности в обучении, каковы причины школьной неуспешности?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkuda_berutsya_shkolnye_trudnosti.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Откуда берутся школьные трудности?

Каждое четвёртое обращение к психологам звучит так: «Что нам делать? Совершенно не хочет учиться. Домашнее задание – из-под палки. Только бы в компьютере сидеть (в приставку играть, телевизор смотреть). В первом классе ещё хоть какое было стремление к знаниям, а начиная со второго – вообще никакого».

Самое интересное, что при последующем общении с ребёнком выясняется, что учиться-то он очень даже хочет. То, с чем младшеклассник чаще всего не готов сталкиваться, – это ощущение собственной неуспешности. Давайте попробуем понять, откуда оно берётся, из чего складывается. И что в этой ситуации могут сделать родители.

  1. Особенности ребёнка

Мы часто забываем, что наша система образования рассчитана на детей, у которых нет особых проблем с познавательными функциями. На тех, кто легко обучается чтению, письму, счёту. Но многие дети сейчас приходят в школу с недосформированными межполушарными связями, проявлениями дислексиии и дисграфии. На что важно обратить внимание родителю, не имеющему специального психологического, дефектологического, логопедического образования?

  •  Ваш ребёнок с трудом учится читать: не видит некоторые буквы, не складывает слоги, пропускает окончания (додумывает свои), не понимает смысл и целого предложения, и отдельных слов.
  • Проблемы с письмом – идентичные вышеперечисленным с чтением.
  • Не может сориентироваться в числовой прямой, разложить число на составляющие, сказать, какое последующее, какое предыдущее. Не понимает задачи, так как их условие нужно читать.
  • Проблемы с крупной координацией. Сложно поймать мяч и отбить его в нужную сторону.
  • С трудом ориентируется в английском алфавите и буквосочетаниях.

Это проявления тех самых особенностей устройства мозга вашего ребёнка. Со стороны может показаться, что он ленится, но на самом деле он ужасно устаёт. Ведь любой текст приходится перечитывать, и всё занимает намного больше времени, чем у сверстников. И при всех стараниях хорошей оценки чаще всего всё равно не будет. Но если проследить динамику обучения, вы увидите, что прогресс вообще-то есть. Только медленный. К третьему классу ребёнок наконец-то начинает читать, как надо было в первом.

 ЧТО ДЕЛАТЬ?

Убрать критерий оценки. Оставить его для тех предметов, где всё получается. Обычно это рисование, физкультура (кроме игр с мячом), если хорошая память – окружающий мир (не тесты), стихи. А по всем остальным предметам – оценивать по степени овладения навыками. Делал 20 ошибок, стал делать 8 – прогресс. Понял, где ставить мягкий знак, – очень хорошо. Сочетать занятия в школе с коррекционными занятиями с логопедом (школьный логопед исправляет не звуки, а проблемы с чтением и письмом), нейропсихологом (занимается ускорением развития нервных связей в мозгу).Ну и, конечно, родительская поддержка.

  1.  Неадекватные реакции родителей

К сожалению, часто мы сами отбиваем у детей всяческое желание учиться. Что будет, если абсолютно не учитывать особенности детей, приведённые выше, и всё объяснять ленью? Каждодневный скандал. Долгожданных пятёрок нет и не будет. И с каждым днём ребёнок просто теряет веру в себя, в свои способности учиться. А если ещё и сравнивать с Петями и Машами, у которых всё в порядке… В ответ ребёнок начинает бунтовать. Потому что бунт – это ощущение хоть какой-то силы. Человек так устроен, что состояние бессилия долго выносить не может. Часто уход в компьютерные игры бывает связан с поиском ощущения своей успешности. Там-то ребёнок постоянно чего-то достигает и может собой гордиться. Тот же эффект бессилия возникает у школьника, когда родители делают уроки вместе с ним, а чаще за него. Мы сами себе противоречим. Говорим: «Учёба – это твоя работа (дело, обязанность)». Потом садимся рядом – и никакой самостоятельности. Редко у какого родителя хватает терпения не включаться в процесс с целью его ускорения.

 ЧТО ДЕЛАТЬ?

Дать ребёнку установку: уроки – это его ответственность. Вы включаетесь, только когда действительно что-то непонятно. Если школьник чего-то не понимает, вы просите его прочитать и рассказать, как и что он понял. В идеале ещё и объяснять, задавая наводящие вопросы. Помнить о том, как важно замечать позитивные изменения. Говорить, что очень рады, гордитесь тем, что ребёнок самостоятельно сделал хотя бы часть заданий.

  1. Отношения с учителем

Иногда учёба не клеится из-за плохих отношений с учителем. Чаще так бывает у детей, особенности которых вызывают раздражение у педагога. Неусидчивые, опережающие программу (сделал задание по математике за 5 минут и мешает классу), слишком долго соображающие, напоминающие учителю кого-нибудь неприятного. И начинаются придирки и недовольство. А иногда педагог просто не очень компетентен. Бывает, что его требования не учитывают возрастные и психологические особенности детей. Например, в начале второго класса снижает оценки не только за ошибки, но и за помарки. И если родители, не разобравшись в ситуации, встают на сторону педагога, то ребёнок убеждается в том, что школа – это такое ужасное место, из-за которого одни проблемы и никакой радости.

 ЧТО ДЕЛАТЬ?

Проанализировать ситуацию. Понять, что из требований и замечаний учителя обоснованно, а что нет. Обязательно пообщаться с учителем. Донести информацию об особенностях ребёнка. Разработать стратегию, повышающую учебную мотивацию. Как ни странно, чаще всего нужно всего лишь обратить внимание на то, что у ребёнка получается. И снизить уровень критики. Если контакт не выстраивается и позиция педагога «Это ужасный ребёнок! Сделайте его соответствующим моим стандартам» не меняется, лучше всего сменить педагога. Если это невозможно, нанимайте репетиторов или отдавайте на занятия, которые помогут сохранить интерес ребёнка к предмету. Важно, чтобы с репетитором контакт у ребёнка был. Поэтому не стоит выбирать по принципу «Чем строже – тем лучше», если именно такой подход уже не работает в школе с основным педагогом.

Подытожим: если ваш младшеклассник отказывается учиться – это не просто лень. За этим всегда что-то стоит. Иногда работа с такими запросами напоминает мне детективное расследование: найти причину отказа от учёбы, разработать стратегию выхода из этого тупика. Да, это требует времени, но ваша поддержка и вера в возможности ребёнка совершают это обыкновенное чудо – возвращают радость от учёбы и чувство веры в себя.

По материалам www.za-partoi.ru. Автор статьи: Светлана СМИРНОВА, психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие "Откуда берутся грязнули?"

Игра может использоваться на внеклассных мероприятиях для формирования мотивационной сферы гигиенического поведения, формирования знаний правил личной гигиены. Эта игра способствует  развитию уме...

Классный час (с наглядным материалом) 1 класс "Откуда берутся ГРЯЗНУЛЬКИ?"

Заочное путешествие - игра (с наглядным материалом). На пути вас ждет станция Грязнулька, город Лентяйск, станция Угадай-ка и город Чистоты и Порядка. В добрый путь......

"Откуда берутся таланты?"

Исследовательская работа ученицы 4 класса Екатерины Крешетовой. Руководитель Л.Н. Ковкова....

Урок Окружающий мир "Откуда берутся известные продукты питания"

Урок "Окружающий мир"   продолжить  просветительскую  работу  по  правильному  питанию; познакомить  детей с  природным происхождением и производством шоко...

Откуда берутся снег и лёд

Урок-исследование рассчитан на учеников 1 класса. Дети приобретают первоначальные навыки исследовательской деятельности, учатся видеть проблему, находить пути её решения, делать элементарные выводы....

Откуда берутся шоколад, изюм и мед.

Методическая разработка урока по учебнику А.А Плешакова, 1 класс...

Откуда берутся шоколад, изюм и мед. Презентация

Презентация к уроку "Откуда берутся шоколад, изюм и мед"...