Лекции для родителей.
статья ( класс) на тему

Ризванова Раушания Рамильевна

Темы лекций: "Адаптация первоклассников к школе"

"Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника"

"Родительская любовь"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ризванова Раушания Рамильевна

первая квалификационная категория,

МБОУ «СОШ №10»

Лекция для родителей: «Адаптация первоклассников к школе».

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально - психологическом, так и в физиологическом плане.

Это не только новые условия жизни и деятельности человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебё, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по - настоящему, и у каждого ребенка она происходит по- разному. Кто-то быстрее, кто-то медленнее.

Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: «я уже ученик!» готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребенку принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, распорядку занятий.

Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа - это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. И несмотря на то, что общая готовность учиться (желание учиться) практически одинаковы у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, с плохой памятью, с низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут самые большие трудности в процессе обучения. Сложность в том, что начало обучения меняет основной вид деятельности. Учебная деятельность - возникает не сразу. Для дошкольного возраста главной была игра, в процессе которой формировались и внимание, и произвольное управление своим поведением, и все остальное.

Для детей младшего школьного возраста наряду с учебной деятельностью по-прежнему остаются игровые моменты, ребята много и охотно играют. Пока ребенок был дошкольником несколько утрируя можно сказать: он делал то, что хотел. (В игре большую часть своего времени ребенок был свободным. Взрослые вмешивались только тогда, когда игра принимала опасный характер).

Школа — привычный уклад жизни резко меняет, на уроке нельзя делать то, что захочется, на переменах действует масса ограничений, но обычно дети быстро усваивают требования и порядки в школе, а вот дома ребенок считает, что все остается по прежнему, добавляется только выполнение домашних заданий. Ему трудно понять, что когда ему хочется пойти гулять, нужно садиться и писать уже надоевшие в школе палочки и крючки. Хочется играть с кошкой, а нужно зачем-то узнавать, сколько осталось у мамы яблок, после того как она отдала одно сыну, а другие дочери. Здесь самое главное не судить с высоты своих взрослых лет. То, что старшим кажется таким легким, для ребенка это совсем непростые вещи. Учеба с самого начала требует от школьника больших усилий, для него это самая настоящая работа, не менее утомительная и напряженная чем у нас.

Необходимо реально оценивать способности и возможности ребенка и учитывать, что они развиваются в процессе деятельности и общения с другими людьми. Как утверждал великий педагог А.С.Макаренко: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете или поучаете его или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне, ребенок видит и чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями.

Чтобы ребенок развивался соответственно своему возрасту необходимо:

- побольше совместной (родителей и детей) деятельности (обсуждение передач, совместное чтение книг;

- чаще общаться (не в форме вопроса и ответа);

- нужно предъявлять единые требования к ребенку от всех членов семьи;

- своевременные поощрения и наказания (и выбор их форм), (наказание должно идти сразу же после проступка и аргументировано, за что?), и не скупиться на поощрения даже за мелочи;

- личный пример родителей, контроль за своими действиями, эмоциями.

«Ребенок — это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь».

От родителей требуется проявить любовь и терпение в отношении своего единственного ребенка. Не хотели (или не смогли) уделять должного внимания своему ребенку вовремя - придется позже наверстывать упущенное. Поэтому необходимо перестроить стереотип жизни в семье, чтобы выкроить время: где-то сократить часы, проводимые у телевизора, отказаться от поездки в гости и т.д.

Во-первых, не жалейте времени для разъяснения ребенку происходящего. В меру возможного делайте его самого участником действия.

(Пример: Ну-ка выбери нам два пакетика с молоком сам.). Но не твердите обычное «Стой, не вертись! Или «Постой здесь, никуда не уходи, я сейчас вернусь!».

Во-вторых, по возвращении со школы постарайтесь все расспросить об их впечатлениях, отнеситесь к рассказу ребенка с полной заинтересованностью, задайте вопросы.

«Не мешай, помолчи!» — способно надолго отбить у ребенка охоту общения с вами.

Совершенно необходимо научить ребенка управлять своим поведением.  Ребенок должен иметь какие-то доступные ему по возрасту обязанности и нести за них ответственность. Важно, чтобы эти поручения были постоянными и чтобы родители не спешили делать за ребенка то, что он забыл или просто не захотел выполнить.

Особое внимание родителям, которые до школы стремились оградить своих детей от каких-либо забот, следует обратить на неукоснительность приготовления домашних заданий. Дело в том, что ребятишки первоклассники быстро усваивают, что школа - это такое место, где нельзя делать то, что тебе вздумалось, а надо делать то, что требует учитель. А вот дома они часто привыкли делать только то, что им хочется. И вдруг - уроки. Делать их не хочется.

Установить родительский контроль над приготовлением домашнего задания необходимо с самых первых дней.

Не сосредотачивайте ваше внимание на неудачах и промахах, а чаще хвалите, указывайте на успехи своих детей.

Школьный        возраст - период        самой        природой предназначенный для развития. Ум ребенка непрерывно требует новой пищи. Дать нагрузку уму - пойдет развитие.

Занятия ребенка в школе сопряжены с длительным напряжением при выполнении письменных упражнений. Поэтому надо развивать мелкие мышцы кисти рук, упражнять его в лепке, рисовании, вырезывании. Перебирая гречку или другую крупу, бусы, мелкие пуговицы вместе с вами, ребенок в игре может развивать мелкую моторику рук.

У ребенка нужно также развивать умение различать и изображать линии (толстые и тонкие, длинные и короткие, прямые и ломаные), круги, спирали, вырабатывать точность, координацию движений руки и глаз. (Сейчас в продаже много «Раскрась сам»).

Необходимо позаботиться о рабочем месте первоклассника. Постоянное рабочее место школьника в семье помогает ему осознать свое новое положение, почувствовать новый вид обязанностей и ответственность за их выполнение.

Значительную помощь в учебных занятиях окажет правильная организация режима дня первоклассника.

Помогать – значит научить ребенка добиваться поставленной цели, доводить начатое дело до конца, быть самостоятельным; рационально распределять время, не растрачивая его попусту; быть собранным, уметь организовать свое рабочее место, содержать свои вещи в порядке, приучить его к самоконтролю. Надо учить ребенка быть требовательным к себе.

Первый школьный год не только самый трудный, но и самый ответственный.

Сумеет ли семья поддержать интерес ребенка к учению, будет ли способствовать развитию познавательного интереса, самостоятельности; насколько правильно будет сочетать включение ребенка в учебный и бытовой труд; как отнесется к его общественной работе в школе, от этого зависят успехи ребенка в учебном труде в последующих классах.



Предварительный просмотр:

Ризванова Раушания Рамильевна

первая квалификационная категория,

МБОУ «СОШ №10»

Лекция для родителей «Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника».

Ребёнок отличается от взрослого не просто количественными показателями роста, веса, но и особенностями строения организма, его отдельных органов, которые существенно меняются в зависимости от различных периодов жизни человека. Каковы же особенности развития ребёнка 7-11 лет?

Нервная система регулирует жизнедеятельность всего организма. Её высший отдел – центральная нервная система – головной мозг. Большие полушария головного мозга, и особенно кора больших полушарий, являются основным аппаратом психической жизни человека, его сознания, мышления.

В коре головного мозга постоянно происходит процесс возбуждения и торможения нервных клеток. Чем моложе ребёнок, тем больше у него выражено преобладание процессов возбуждения над процессами торможения. Возбуждение и торможение у детей легко распространяются по коре больших полушарий. Этим объясняется меньшая  устойчивость внимания у детей младшего школьного возраста.

У каждого человека, особенно у детей, имеются различия в протекании процессов возбуждения и торможения (по силе уравновешенности и подвижности нервных процессов).

В процессе усвоения учебного материала у ребёнка обогащается и совершенствуется память. В этом возрасте у детей более развита наглядно-образная память, чем логическая; они лучше запоминают конкретный материал. Значит, особое внимание необходимо уделять развитию логического мышления и памяти.

Дети этого возраста очень впечатлительны и эмоциональны. Осознаннее становятся такие понятия, как ответственность за свои дела и поступки, долг перед семьёй, классом, товарищем. Мышление ребёнка развивается вместе с речью, поэтому важно развивать речь, расширять запас слов, следить за чистотой и правильностью речи.

Мозг ребёнка быстро утомляется. Первый признак утомления организма – ощущение потребности в отдыхе, снижение работоспособности. Утомление снимается во время отдыха.

Обычно различают физическое и умственное утомление. При физическом труде большую нагрузку несут сердечно сосудистая и костно-мышечная системы, а при умственном труде – центральная нервная система, в первую очередь кора головного мозга. Вот почему необходимо правильно сочетать физический и умственный труд, потому что чередование  видов деятельности обусловливает и чередование нервных процессов в коре головного мозга. И только тогда работоспособность сохраняется длительное время. Во время физического труда изменяется состав крови: усиливаются окислительные процессы, увеличивается поступление в кровь красных кровяных шариков, более интенсивным становится обмен веществ, активизируется работа больших полушарий мозга.

Работоспособность школьника находится в прямой зависимости от выработанных навыков и привычек. Так, день учащегося начинается с утреннего туалета, уборки постели, завтрака, приготовления к школе. Поэтому, чем больше он натренирован, чем больше у него выработано привычек всё это делать без дополнительного напоминания, почти автоматически, одно за другим, тем легче и экономнее в смысле затраты физической и умственной энергии выполняет он данную работу.

Выработанные в детстве привычки часто остаются у человека на всю жизнь. Поэтому очень важно прививать детям полезные привычки.

Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром. Источником активности человека является его потребности, которые побуждают человека действовать в определённом направлении. В процессе удовлетворения потребностей  проявляется активность человека.

Потребности могут быть материальные (пища, одежда, жилище), духовные (чтение газет, книг; музыка) и потребность в общении с другими людьми. Например: Ребёнок хочет есть. Мама или бабушка кормят ребёнка приговаривая: «Не дадим киске, Коля скушает». И Коля ест, давится, но киске не даст. Мама приносит пирожное и это тоже Коле, он маленький. Потом Коля идёт в школу, и они опять кладут в портфель бутерброд и говорят: «Съешь, никому не давай, мы ведь для тебя стараемся».

Вот так вырастают чёрствые и жадные люди.

Потребности не являются неизменными, они развиваются. Нормальное развитие потребностей идёт тогда, когда для их удовлетворения ребёнок прилагает собственные усилия: хочешь есть – бери ложку, ешь сам; подрос – помогай накрыть на стол, убрать посуду; повзрослел – помогай приготовить обед, ужин.

Такое деятельное участие ребёнка в подготовке и удовлетворении той или иной потребности и есть показатель развития ребёнка.

Потребности в одежде: родители с детства должны научить ребёнка не только беречь вещи (не пачкать, не терять), но и уметь считаться с интересами близких, сообразовывать свои потребности с материальными возможностями семьи.

Развитие духовных потребностей происходит также в результате активной помощи самого ребёнка. Для этого важно заинтересовать ребёнка книгой, научить видеть и радоваться красоте.

Затягивать иждивенчество, когда  взрослые дети привыкают удовлетворять свои желания и капризы за счёт труда родителей, тоже опасно. Народная мудрость гласит: «Если хочешь погубить человека, дай ему всё, что он пожелает». Сам ребёнок может и должен стать творцом своей личности.

У младшего школьника новый и сложный вид труда – учёба. Если дети осознают, что их труд нужен им и семье, что это их долг, то учебный процесс станет для них внутренней потребностью. На этой основе родителям легко будет воспитать у детей любовь к учёбе, активность, самостоятельность, настойчивость. В учебном труде развивается центральная нервная система, увеличивается объём знаний, умений и навыков, формируются его интересы, развивается потребность в узнавании нового, неизведанного. Младший школьник  и в бытовом труде способен на большее, чем обычно поручают ему родители. Не забывайте, что привлекая детей к посильному труду, тем самым оказываете ему доверие, помогаете самоутверждению как личности. Крепкая дружная семья воспитывает прямые, цельные и искренние характеры.



Предварительный просмотр:

Ризванова Раушания Рамильевна

первая квалификационная категория,

МБОУ «СОШ №10»

Лекция для родителей «Родительская любовь».

Уметь жить вместе с детьми, уметь разделять их радости и развлечения, делить с ними труды и заботы – это искусство, и им должны владеть взрослые.

Лев Николаевич Толстой утверждал, что «счастлив тот, кто счастлив дома». Нельзя понимать эти слова упрощенно: великий писатель говорил о счастье, о счастливости, которые творят в семье взрослые, готовя из маленьких людей увлеченных и деятельных. Семья – не только общая крыша, общие хозяйские заботы, но и общий досуг, общие духовные потребности, общие цели.

Умение любить – это большое человеческое счастье. Ведь чем  больше человек может отдать: добра, внимания, заботы, тепла, мыслей, знаний, чувств – тем больше он и получит от других. Значит, умение любить – это прежде всего умение отдавать накопленные человеком духовные богатства. В этом убеждаешься на каждом шагу.

В каждой семье родители заботятся о детях. Бодрое, трудовое настроение, прежде всего, создают детям папа и мама. Порой одно тёплое, участливое слово преображает наших детей. Они начинают верить в себя, в свои силы.

А сколько раз бывает по-иному! Мальчик обращается к матери: «Мама, я не понимаю задачи». – «Ты всегда ничего не понимаешь, как дурак», - сердито отвечает мать. Это первая детская рана. Постепенно теряется доверие, взаимопонимание между матерью и сыном. А.С.Макаренко говорил: «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Любовь воспитывается только любовью. К сожаленью, не все родители способны дать ребёнку ту радугу необходимых прекрасных чувств, чтобы его душа засверкала ответным сияньем. Любить своего ребёнка по-человечески – это искусство, родительский дар.

«Родительская любовь – это самое великое чувство, которое вообще творит чудеса, творит новых людей, создаёт величайшие человеческие ценности, - писал Макаренко. -  Дети, воспитанные без родительской любви и ласки, часто остаются искалеченными морально на всю жизнь».

Но человеческая любовь не может быть безумной. Она может принести и вред, стать причиной неудачного воспитания, если к ним не предъявлять при этом разумных требований. Такую материнскую и отцовскую любовь в народе называют слепой. И, к сожаленью, слепая любовь и искалеченные, избалованные ею дети не такая уж и редкость. Всячески балуя детей, потакая их прихотям, такие родители вместе с тем подавляют в ребёнке собственную самостоятельность, ростки воли, инициативы.

И ещё об одной стороне любви в семье хочется сказать. О взаимной любви отца и матери. Когда родители любят друг друга, больше всего от их любви получает ребёнок. Кто из нас не убеждался, что мир и лад между мужем и женой – залог детского спокойствия, жизнерадостности! Без неё весь мир бледнеет не только для взрослых, но и для детей, и никакие педагогические меры не помогут восполнить её влияние на ребёнка. Умело и вовремя сказанное слово взрослых способно зажигать сердца детей любовью и уважением к людям, оно помогает усовершенствовать характер, дарит силу воли. Однако слово не только способно излечить, но и ранить.

Конечно, высок темп нашей жизни. Много торопимся, спешим, всё дела и дела… С детьми порой не остаётся времени для разговора. А в отдельных семьях родители превратились в некое подобие автомата, говорят с ребёнком штампованными фразами:

- Долго не гуляй! К урокам приготовься! Друзей в дом не води! Обед на плите, разогрей!

Так даются наспех наставления и родители исчезают. Естественно, всё это не проходит бесследно.

С самого рождения ребёнок испытывает потребность в словесном общении. Как он радуется ласковым материнским или отцовским голосам! Подрастая, дети очень тонко ощущают духовный мир людей старшего поколения. Они хотят быть в кругу взрослых, беседовать с ними. А мы часто, не подозревая, какую наносим им травму, отстраняем их от себя, ошибочно считая, что подрастут дети, и всё сами поймут. Ребёнку нужна, как хлеб, ежедневная беседа с родителями, как знак уважения, доверия и взаимопонимания к нему. В дружеской беседе совершенствуется не только дитя, но и родители много узнают о нём, лучше поймут его. Вот почему нельзя уклоняться от разговора с детьми, несмотря на перегруженность самыми различными делами.

Но при этом нельзя и уходить в другую крайность: злоупотребление уговорами, злоупотребление разъяснительными беседами, нудными нотациями и многословным морализированием – всё это становится ошибками воспитания.

Доступное и яркое слово взрослых раскрывает смысл его поступков и значение требований, которых он должен придерживаться. И, наоборот, придирчивость может вывести ребёнка из себя, вызвать его даже на грубость. Например: Мать возвращается с работы в плохом настроении и уже с порога кричит сыну:

- Опять не сходил в магазин!

- Хлеб лежит на кухне на столе, - докладывает мальчик.

Зайдя на кухню, она снова недовольно заявляет:

- Где ты видел такой хлеб?  Чёрствый, как кирпич! Уходи с глаз моих…

Трудно поверить, но это та же самая мама, которая только вчера после работы мило улыбалась, была терпеливая и чуткая. Испортилось настроение? Но причём тут сын? Макаренко прав, давая такой совет: не разрешайте себе требовать, если не уверены, что требование будет выполнено. Обращаясь с просьбой, каждый, кто имеет дело с детьми, должен знать, что эта просьба будет принята во внимание; налагая запрет, должен быть убежден, что располагает возможностью на него. Требовательность к детям надо проявлять в уважительной форме, не оскорбляя достоинства ребёнка.

Маленькие дети ещё не в состоянии осмыслить правила и нравственные нормы поведения. Поэтому они поступают в соответствии с ними  по нашей просьбе и требованиям. Поэтому считается, что успех воспитания человека определяется в младшем  возрасте до пяти лет. Если до пяти лет не воспитали ребёнка, как нужно, потом приходится перевоспитывать. Ребёнок в младшие годы должен выработать привычку следовать определённому правилу; быть собранным, а это собственно облегчает в дальнейшем учёбу, помогает соблюдать дисциплину и добиваться успехов во всём. От того, как родители воспитывают выдержку, самообладание, справедливость, стремление ежедневно делать что-то полезное в семье, в немалой мере будет зависеть его воспитанность.

«Воспитывает каждая минута жизни и каждый            уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом».

                                        В.Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

лекция для родителей

Предлагаемый материал можно испорльзоавть учителям для родителей учащихся 1-6 классов. Он состоит их лекции, презентации....

Лекция для родителей будущих первоклассников по ФГОС НОО

Новый стандарт зафиксировал обязательства школы. Школа обязана обеспечить по окончании начальной ступени образования (1-4 класс) достижение ребенком результатов не только в предметных областях, как эт...

курс лекций для родителей "Здоровье школьника"

В наше время родители в сельской местности всегда заняты. Им не до книг и журналов. Для учителя его ученики как и его дети родные. О них надо заботиться и беречь. Взяв за основу периодическое издание ...

Лекция для родителей о режиме дня

Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы.ДемокритЗадачи собрания:  1. Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника. 2....

Лекция для родителей о развитии личности

Лекция для родителей на тему: «Развитие личности младшего школьника» Цели:1) выявить в ходе игры представления родителей о проблемах, путях, формах и способах содействия развитию личности м...

Лекция для родителей:"Как воспитать у детей интерес к чтению.".

Лекция для родителей с целью привлечения младших школьников к чтению художественной литературы....

Лекция для родителей на тему: Что делать родителям, если ребёнок не хочет идти в школу?

Ребёнок не хочет учиться, боится и не хочет идти в школу. Что делать родителям?Попробуем вместе с вами найти ответы на эти вопросы....