Родительский всеобуч
консультация на тему

Памятка по воспитанию ребёнка-ученика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_dlya_roditeley.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  • Начиная вместе с ребенком обучение, помните, что норма – понятие весьма относительное.

Искусство подачи информации должно основываться на знаниях об уровне психологической готовности ребенка к обучению. Одни дети способны учиться в заданном учителем темпе, другие отстают. Различия определяются особенностями темперамента, степенью утомляемости детей и при доброжелательном подходе, игровых методах они успешно преодолеваются.

  • Помните одно: нельзя сравнивать ребенка с одноклассниками, друзьями, братьями и сестрами, вашими собственными успехами в его возрасте.

  • Ваш ребенок – уникальная и неповторимая личность, и вместе вы преодолеете все трудности.

  • Обязательно хвалите ребенка за то, что ему хорошо удается.

Детей (как, впрочем, и взрослых) вдохновляет успех, положительная оценка окружающих. Первоклассник, у которого что-то получается, чувствует себя  способным, это обычно позволяет ему добиваться желаемого успеха. Если вы поможете ребенку приобрести опыт «постижения успеха», признание его пусть небольших, но самостоятельных побед, то возникшее и крепнущее чувство гордости поможет ему преодолеть любые трудности, страхи и разочарования. Для этого необходимо определить сильны стороны вашего ребенка, что не так-то просто. Постарайтесь вспомнить, что он делает с удовольствием, легко, радостно, не капризничая и не напрягаясь, чем любит заниматься в свободное время, в каких играх выходит победителем, что привлекает его внимание, повышает уверенность в себе и самооценку.

        Определив достоинства ребенка, постарайтесь дать ему все возможности для их раскрытия. Обсуждайте с ним его успехи, рассказывайте о них  знакомым, родственникам, домашним и посторонним.

  • Искренне гордитесь своим ребенком. Хорошо, если он «случайно» услышит, как вы его любите, цените, уважаете его успехи.

  • Помогайте ребенку преодолевать его слабости.

Детям необходима ваша помощь в борьбе с недостатками. Не отрицайте, что во многих вопросах вы знаете больше ребенка, но дайте ему понять, как много необходимо приложить сил для этого, расскажите, какие трудности были у вас в школе и как вы их преодолевали. Подумайте вместе, какими способами можно решить проблемы, поиграйте в развивающие игры.

Так вы обозначите слабости ребенка, но, не унижая и не сравнивая с другими, сохраните его самолюбие, не снизите самооценку и сохраните гордость, уважение к себе и желание учиться и меняться.

  • Дружите с учителем!

Для первоклассников авторитет учителя абсолютен и непререкаем. Трепетно ловят они каждый взгляд и слово, цитируют и копируют педагога, переживают замечания и радуются похвале. Нередко дети бывают неспособны понять некоторые поступки учителя и возникшее недовольство несут домой, а бдительные родители обсуждают это вслух и не всегда объективно и корректно. Работу педагога очень легко критиковать тому, кто менее всего знаком с ее особенностями и трудностями. Однако недовольство ребенка учителем нельзя оставлять без внимания, надо разобраться в истинных его причинах. Между семьей и школой должны установиться честные и доверительные отношения, а не атмосфера взаимных притязаний и обид. Родителям надо постараться сделать все возможное, чтобы ребенок и полюбил свою «вторую маму», допуская, что она может прекрасно относиться не только к нему, но и к другим детям. Ведь класс – это семья, а в семье все должны помогать и поддерживать друг друга, а если приключится незадача – то не стоит обижаться, лучше разобраться всем вместе.

  • Будет замечательно, если подружатся все: и дети с учителем, и друг с другом, и родители с педагогом, и родители между собой. Этому будут способствовать совместные праздники, экскурсии, походы, ярмарки.

  • Если родители активно включатся в жизнь класса, то школьная жизнь ребенка перестанет быть для них абстрактной и отдаленной и они помогут своему ученику ощутить радость от учебы и верность школьной дружбы.

О готовности к школе.

О готовности к школе написано много научных статей, где педагоги и психологи приводят основные критерии школьной зрелости  ребёнка. Только вот зачастую о том, готов ли он к новому этапу своей жизни, мы начинаем задумываться, когда ему уже исполняется 6 лет. И, испугавшись предстоящих хлопот и перемен, начинаем спешно решать проблему. Упустив время, взрослые пытаются обучить малыша всему и сразу, совсем не учитывая, что в таком возрасте он не сможет усвоить большой объём информации. Однако мгновенное превращение дошкольника в школьника невозможно.

Чтобы процесс подготовки к школе и будущая адаптация к школьной жизни протекали с наибольшей пользой для ребёнка, начинать эту работу надо

заранее, вести её постепенно, в тесной взаимосвязи от интересов и черт личности Вашего малыша.

Многие родители и педагоги полагают, что для развития и подготовки дошкольника к школе, достаточно научить его основам математики, чтения и письма. Хотя на самом деле, чтобы ребёнок правильно понимал и усваивал эти основы, сначала ему необходимо развивать мышление, память, внимание, воображение, восприятие и речь.

Самым лучшим способом совершенствования таких процессов являются развивающие упражнения. Они помогут Вам узнать, как и чем заниматься с дошкольником и справиться с тем, что у него пока не получается.

Развитием познавательной сферы ребёнка нужно начинать заниматься как можно раньше. И причина здесь совсем не в том, что очень скоро он станет учеником. Знания, как говорится, всегда пригодятся. Если с детства мы будем воспитывать эрудированного, творческого человека, то в будущем, вероятнее всего, он таким и станет. А творческий человек полнее раскрывает себя во всём, чтобы он ни делал, он всегда интересен миру, а мир ему, и, наконец, он чувствует себя в жизни более уверенно.

Стремление ребёнка к познанию и творчеству не может пройти само по себе, его необходимо пробудить. Взрослый должен научиться смотреть на мир глазами ребёнка. Больше доверяйте, советуйтесь с малышом, объясняйте спокойно, старайтесь не выдавать при этом своего волнения, ведь ребёнок интуитивно это почувствует. Побольше бодрости и оптимизма! Малыш всегда видит, насколько приятно и интересно взрослому общаться с ним. А ощутив безразличие, он перестанет проявлять какую-либо активность.

Почаще говорите ребёнку, что у него всё получится, но для этого надо приложить старания. А вы всегда будете рядом. И даже если у него что-то будет выходить не так, то обязательно получится потом.

Последовательно, шаг за шагом, малыш будет получать жизненный опыт и приобретёт уверенность в своих силах. Если рядом взрослые, которые не жалеют времени для ребёнка — с развитием малыша всё будет в порядке. Самое главное понять, что подготовка к школе — это длительный и творческий процесс, который не нужно превращать в тренировки и унылые беседы. Только начинать её надо заранее и вести постепенно, индивидуально для каждого ребёнка, ведь у каждого малыша своя схема развития.

И здесь Вы можете дать волю своей фантазии, выполнять задания, предложенные педагогами или придумывать свои — в любом случае ребёнок будет взрослеть, набираться жизненного опыта и уверенности в своих силах.

Успехов Вам в воспитании и подготовке детей к школе.

Пусть период дошкольного детства пройдёт у ребёнка без лишних стрессов и разочарований. Любите наших замечательных дошколят, которые совсем скоро пойдут по лесенке знаний. Будьте заботливы, внимательны, терпеливы к маленькому ученику — и у него всё получится.

Когда можно идти в первый класс?

«Я уже большой, я скоро пойду в школу»! — как правило, с гордостью говорят малыши. Они знают, чувствуют, что растут, меняются. Однако темпы развития у детей неодинаковы, и это  особенно важно знать родителям и учителям.

Характерным для детей этого возраста является незавершенность процессов развития, которая и определяет специфику реакции детского организма на внешние воздействия. Опорно-двигательный  аппарат продолжает интенсивно формироваться: позвоночник еще гибок и податлив, почти целиком состоит из хрящевой ткани, процессы окостенения не завершены, поэтому несоблюдение гигиенических условий обучения, неправильная посадка, несоответствующие возрасту физические нагрузки могут легко привести к микротравмам, что в свою очередь вызывает нарушения процессов роста и развития костной системы, нарушения осанки. Это необходимо учитывать при продолжительности статической нагрузки (сидение за партами), для правильного подбора мебели (стола и стула) — рабочего места ученика.

Стопа также состоит, в основном, из хрящевой ткани. Под влиянием механических воздействий стопа ребенка может легко деформироваться. Пользование обувью, несоответствующей анатомо-физиологическим  особенностям стопы, неадекватные физические нагрузки могут явиться причиной плоскостопия. Мелкие мышцы кисти еще недостаточно развиты. В состоянии с неполным окостенением костей запястья это создает трудности во время обучения детей письму: быстро устают пальцы, появляется напряжение в мышцах кисти, предплечья, что отражается на почерке. Сердечно-сосудистая и дыхательная системы  характеризуются продолжающимися процессами развития. Особенности строения мышц и тканей сердца и легких представляют благоприятную почву для возникновения различных инфекций. Не завершено формирование мышечных волокон сердца и его собственной сосудистой сети.

При постепенном увеличении физической нагрузки сердечно-сосудистая система успевает к ней адаптироваться, однако при воздействии чрезмерных нагрузок и частом их повторении могут возникать различные патологические явления, как в самой сердечной мышце, так и в клапанах сердца или в сосудах. Для детей характерна небольшая глубина дыхания, частый и не очень стабильный его ритм. Легко возбудим дыхательный центр, что почти всегда вызывает значительное учащение дыхания даже при легком психическом возбуждении, незначительном физическом напряжении. Высшая  нервная деятельность  характеризуется неустойчивостью,  быстрой утомляемостью. Возбуждение в коре головного мозга не может долго концентрироваться, процессы внутреннего торможения развиты еще очень слабо. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Поэтому во время занятий дети не могут долго концентрировать внимание и осмысливать свою деятельность. Так, во время занятий они могут встать и заявить, что устали и хотят гулять или играть.

К моменту поступления в школу дети способны: осознавать свое поведение в обществе ровесников и взрослых, общаться, проявлять свой интерес к другим людям; выполнять основные правила этического поведения и взаимодействия в игре и быту; управлять своим поведением, знать границы дозволенного, выполнять требования взрослых; проявлять интерес к новым знаниям; наглядно-образно и действенно-образно мыслить; иметь в словарном запасе 3,5—7 тыс. слов; правильно произносить все звуки; различать геометрические фигуры, классифицировать фигуры по форме, цвету, размеру, выделять их в предметах окружающего мира; срисовывать простые геометрические фигуры, предметы, буквы, цифры; различать и воспроизводить несложные рисунки, выполнять ритмические движения; заниматься однотипной деятельностью не более 10—12 минут; переключаться на разные виды деятельности не более 3-х раз в течение занятия; некоторое время сосредоточиваться на одном предмете, одном задании. Эта способность к непродолжительной сосредоточенной деятельности является начальной формой произвольного внимания, управление которым развито еще очень слабо; эмоционально реагировать на неуспехи и неудачи в своей деятельности; быть очень чувствительными к стилю отношения взрослых (особенно учителя) к себе. Вместе с тем «могут» и «способны» — совсем не означает, что для всех детей это  обязательная норма.

Каждый ребенок индивидуален, имеет свои темпы биологического созревания и, кроме того, на его развитие влияют как внешние (социокультурные, экологические, педагогические), так и внутренние (генетические, биологические, состояние здоровья и т. п.) факторы. Если эти условия неблагоприятны, то они могут нарушить или затормозить развитие. Любой специалист должен хорошо знать эти условия и понимать, какое влияние они могут оказать на ребенка. Факторами риска   являются: чрезмерная жесткость требований, раздражительность и нетерпимость родителей, что может осложнить период подготовки ребенка к школе и вызвать комплекс проблем еще до начала обучения. Общеизвестно, насколько пагубно сказывается на здоровье, росте и развитии детей жизнь в обстановке постоянных конфликтов и ссор, страха и безнадзорности, пьянства. Ребенка, выросшего в таких условиях, справедливо считают «педагогически запущенным».

По общему уровню развития, объему сведений и знаний он сильно отстает от своих сверстников, хотя может быть хорошо адаптирован к среде, в которой растет. Трудно ожидать, что развитие ребенка из неблагополучной семьи — физическое или психическое — пройдет без осложнений. Однако не менее серьезные проблемы могут возникнуть и в тех семьях, которые традиционно

считаются благополучными или даже «очень хорошими».

Не редки случаи, когда родители — сторонники «железной дисциплины», жизнь в семье организована по жесткому режиму, требования к ребенку не соответствуют его физиологическим возможностям. Во внешне вполне благополучной семье создается ситуация постоянной напряженности, система требований рождает подчинение, нерешительность, страх, повышенную тревожность, ощущение эмоционального дискомфорта, что впоследствии может не только отрицательно сказаться на развитии ребенка, но и привести к нарушению здоровья, осложнить адаптацию его в школе.

Поступление в школу — один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Малышам приходится привыкать к новой обстановке, к новому режиму, учителям, изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Этот период привыкания к условиям школы называется адаптационным и от него во многом зависит здоровье ребенка в будущем. Наиболее выраженные изменения в состоянии здоровья прослеживаются в течение первого полугодия. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит здоровье, работоспособность и успеваемость в последующие годы.

Для ребенка трудности этого периода проявляются чаще всего в ухудшении наиболее чувствительных параметров  сердечно-сосудистой, дыхательной  систем, желудочно-кишечного тракта и, особенно, нервно-психической сферы. Более тяжелое протекание адаптационного периода возможно ожидать у детей, имеющих хроническую патологию, недостаточный уровень функциональной готовности к школьному обучению, отставание биологического развития. Поскольку речь идет о социальной адаптации, которую рассматривают как способность человека формировать поведенческие реакции, адекватные данным социальным воздействиям, родителям следует знать, что ее как врожденного качества не существует. А только возможность к приспособлению в новой среде формируется после рождения особенно интенсивно в первые три года жизни ребенка.

Период  адаптации   может  протекать  по-разному   и характерезуется определенными физиологическими сдвигами в организме ребенка, отчетливым изменением эмоционально-поведенческих реакций и различными клиническими проявлениями, наблюдения за которыми важны для сохранения здоровья детей. Возникает вопрос — есть ли какие либо признаки, по которым родители могут судить о степени тяжести адаптации? Да, это прежде всего нарушения в поведении во взаимоотношениях с детьми, снижение речевой активности, неустойчивое эмоциональное состояние, незначительное снижение аппетита, продолжительности и глубины сна. Если в течение 2—3-х недель состояние ребенка нормализуется, значит адаптация прошла легко. Если же нарушения становятся более выраженными и длительными, а родители отмечают у детей боли в животе, частое мочеиспускание, изменения температуры тела, усиленное потоотделение, возможно, появление сыпи — это значит, что снижается общая сопротивляемость организма.

Все  функциональные сдвиги становятся особенно отчетливо выраженными в дни, предшествующие острому заболеванию, которое, как правило, возникает и виде острой респираторной инфекции, протекающей без осложнений. Так протекает адаптация средней тяжести и длительность ее 30—35 дней. Изменения в состоянии здоровья при тяжелой адаптации проявляются в снижении массы тела; нарастании астено-невротических реакций (быстрая усталость, апатия, нежелание что-либо делать, головокружение, тошнота и др.); снижении гемоглобина крови, ухудшении нервно-психическою здоровья (головные боли, нарушение сна, изменение аппетита); снижении или повышении артериального давления; падении общего мышечного тонуса, что приводит к нарушению осанки; частых длительных простудных заболеваниях. Принято считать, что готовность к школе — это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными, не приведут к нарушению здоровья ребенка и социально-психологической адаптации, к снижению эффективности обучения. Нельзя не обратить внимание на следующее: оценка готовности к школе только по уровню интеллектуального развития — наиболее распространенная ошибка и учителей, и родителей.

Многие считают, что главное условие готовности к школе — объем знаний, которые должен иметь ребенок. Старания родителей при этом не знают меры, а возможности детей и особенности их развития в расчет не принимаются. Не учитывать этого — значит привести малыша к срыву. Здесь особенно велика ответственность родителей. Они прежде всего должны заметить те, подчас незначительные изменения, происходящие в ребенке, которые свидетельствуют о том или ином неблагополучии в состоянии его здоровья. При этом важно не только заметить их, самое главное — правильно понять, оценить и принять своевременные меры. Неготовыми  к систематическому обучению оказываются дети,  имеющие недостаточный уровень развития речи, выраженные дефекты звукопроизношения, отставание моторного развития, несформированность основных психических процессов отклонения в состоянии здоровья.

Почему так важно определять готовность? Потому, что у детей, не готовых к систематическому обучению в школе, отмечают недостаточную самостоятельность, робость, заторможенность, отсутствие четкого понимания требований, пониженную работоспособность и повышенную утомляемость, речевые нарушения. Эти дети предпочитают игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения с ровесниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, плачут, жалуются). У них встречаются трудности и в усвоении образовательных программ. Они отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу, ведут себя вызывающе, мешают проводить уроки, задираются, пытаясь обратить на себя внимание.

У некоторых детей появляются лишние движения: сосание пальцев, карандашей, обкусывание ногтей, подергивание плечом, рукой и т. п. Корни настоящей проблемы уходят либо в стиль семейного воспитания, либо связаны с нездоровьем ребенка. Такие дети не только длительно (до года) адаптируются к новым условиям школы, но и испытывают значительные трудности в обучении. У детей с трудным периодом адаптации или в периоды напряжения организма появляются невротические реакции: страх перед выполнением учебных заданий, страх перед учителем и одноклассниками, негативизм, уход в себя, отсутствие интереса к играм, жалобы на головную боль, боль в животе.

Не вызывает сомнения, что готовность к школе — это интегральная характеристика развития ребенка, включающая, прежде всего, определенный уровень состояния здоровья и физического развития, личностное, интеллектуальное и речевое развитие, развитие координации движений и т. п. Актуальной проблемой сегодня является контроль за состоянием здоровья детей — будущих школьников. Поэтому родителям следует внимательно отнестись к заключениям всех врачей-специалистов (педиатра, хирурга, ортопеда, окулиста, отоларинголога, невропатолога, стоматолога, логопеда), которые обследовали ребенка, и неукоснительно выполнять все назначения по коррекции выявленных нарушений.

Особое внимание следует обратить на состояние осанки и зрения у малыша. Зачастую дети, имеющие плохую осанку, страдают одновременно и близорукостью. Это тем более необходимо, поскольку каждый третий ребенок, поступающий в школу, уже имеет нарушения осанки (асимметрию плеч, лопаток, сутулость и т. п.), возникающие в результате ослабления тонуса симметричных мышц спины. Основная причина близорукости — это ослабление под влиянием болезни соединительной ткани и белковой оболочки глаза, наиболее богатой соединительной тканью. Отмечено появление первых признаков близорукости после некоторых заболеваний (корь, скарлатина, дифтерия). У ослабленных и часто болеющих детей задерживается эволюция рефракции. Чаще встречается близорукость у детей с некоторыми хроническими заболеваниями (ревматизм, заболевания почек), с туберкулезной интоксикацией.

Дети, у которых имеется наследственная предрасположенность к близорукости, а также перенесшие тяжелые острые респираторные вирусные инфекции, грипп, обострения хронических заболеваний, нередко нуждаются в дополнительном осмотре врача-окулиста. Итак, для того, чтобы малыш благополучно привык к новым условиям и учился с радостью, родителям необходимо: строго следовать рекомендациям врачей и педагогов, тщательно следить за состоянием здоровья ребенка, его весом, ростом и нервно-психическим развитием, обеспечивать оздоровление и лечение детей в зависимости от результатов врачебных осмотров, организовать правильный режим дня, близкий к режиму, который будет принят в школе, куда

поступает ребенок, обеспечить правильное питание, закаливание, соблюдать

продолжительность сна и время пребывания на свежем воздухе, воспитывать доброжелательное отношение к детям и взрослым. Обстановка в семье должна быть спокойной. Не поддавайтесь эмоциям. Они — плохие советчики. От  вашего отношения к ребенку и его проблемам во многом зависит будущее растущего человека, и только внимание, терпение и желание помочь принесут успех.

Памятка для родителей первоклассников

Первые шаги ребёнка в школе.

1.Важно, чтобы ребенок хотел учиться.

2.Необходимо, чтобы ребенок мог овладевать знаниями.

3.Научите ребенка общаться с детьми и взрослыми.

4.Укрепляйте здоровье ребенка.

5.Познакомьте с правилами безопасного поведения.

6.Прививайте навыки самообслуживания.

7.Работайте в тесном контакте с учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский всеобуч

Материалы в помощь классным руководителям начальных классов в подготовке бесед для родителей первоклассников. А также рекомендации родителям первоклассников на предмет адаптации первоклассников к школ...

Родительский всеобуч

Правила из книги Ричарда Темплара. Начните читать и думать, думать о том, так ли идёт семейное воспитание.Как для учителя, мне очень важно узнать, с чем согласны родители, а с чем категорически не сог...

Родительский всеобуч "Ваш ребёнок идёт в 1 класс"

Начало учебного года является серьезным испытанием, как для школьников, так и для их родителей. Итак, как пойти в школу без стресса и страха?...

Родительский всеобуч: Синдром гиперактивности

Кто из родителей хотя бы раз с тревогой не всматривался в своего ребенка – «какой-то он не такой как все». В основе «трудного» поведения часто лежит заболевание, которое называется «синдром гипе...

Презентация для родительского всеобуча ЗУН по математике за 1 полугодие

Может быть это поможет родителям, дети которых занимаются во 2 классе по системе Л. В. Занкова. Краткая запись задач, устные иписьменные приёмы вычисления, уравнения, виды треугольников....

Выступление на родительском всеобуче по теме «Уроки любви с детства»

Выступление на родительском всеобуче по теме "Уроки любви с детства"...

С детьми - без жестокости обращений». /общешкольное родительское собрание с элементами тренинга (родительский всеобуч)/

Цель:  дать родителям задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть  по – новому на использование наказаний, переосмыслить их.Задачи:·        соде...