Родительское собрание "Скоро в школу".
методическая разработка (1 класс) на тему
Знакомство с родителями. Рекомендации по подготовке к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie_skoro_v_shkolu.docx | 30.69 КБ |
pervoe_sobranie_v_pervom_klasse.pptx | 1.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания
"Скоро в школу"
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л.А.
Цель родительского собрания:
Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи
- Познакомиться с родителями будущих первоклассников.
- Познакомить с трудностями адаптации ребенка к школе и дать рекомендации данной теме.
- Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Ход собрания.
- Добрый вечер, уважаемые родители! Мне очень приятно познакомиться с вами – мамами и папами моих новых учеников. Слайд 1 Пройдёт 3 месяца и в жизни Вашего ребёнка, а значит и в вашей жизни произойдут большие изменения. Слайд 2 Сердечно поздравляю вас и ваших детей с этим важным этапом взросления. Понимаю, как волнителен для вас момент поступления ребенка в школу. Я тоже мама, и хотя мои дочки уже большие – 18 и 15 лет, я отчётливо помню свои переживания и чувства, когда провожала их в школу. И среди множества вопросов, теснившихся тогда в моей голове, значительное место занимали вопросы о том, какой он – первый учитель моего ребёнка? Поэтому в первой части нашего собрания позвольте немного рассказать о себе. Слайд 3 Образование – высшее, стаж работы – 19 лет, квалификационная категория – высшая. Учитель безусловно должен быть психологом, чтобы найти подход к каждому ребёнку, чтобы выстраивать процесс обучения и воспитания с учетом индивидуально-психологических особенностей младшего школьника. Слайд 4 Именно поэтому в 200 5 году я закончила 2-х годичные курсы профессиональной переподготовки на базе высшего образования в Рязанском областном институте развития образования и получила специальность «Педагог-психолог». Учитель всегда учится: чтобы соответствовать современным требованиям системы образования, знакомиться с новейшими тенденциями, повышая собственный профессиональный уровень, повышать тем самым качество образования своих учеников. Слайд 5. Этому способствует участие в профессиональных конкурсах, семинарах-совещаниях, образовательных проектах. Мои ученики также с большим удовольствием участвуют в самых различных конкурсах и олимпиадах. Слайды 6, 7 Внеклассная работа в начальных классах необходима для того, чтобы сформировать правильную мотивацию учения, чтобы активизировать познавательную деятельность учеников, а также развивать в них главные моральные качества.
Роль внеклассной работы огромная, так как она несет в себе как воспитательную, так и общеобразовательную функцию, каждый учитель знает, что она дает очень много, и в ней заложен огромнейший потенциал. Слайды 8-12 Более подробно о моей работе вы можете узнать на моем профессиональном сайте. Слайд 13
- С первого сентября у ваших детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами - один большой коллектив. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Эпиграфом ко второй части собрания я хотела бы взять слова детского психолога Венгера Александра Леонидовича «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Слайд 14
Сейчас мне бы хотелось остановиться на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе. Пока я буду раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их “примерить” к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе. Слайд 15
Традиционно выделяются три аспекта школьной готовности:
- интеллектуальный
- эмоциональный
- социальный
В интеллектуальной сфере (слайд 16) характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).
Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении.
В эмоциональном плане ( слайд 17) готовность к школе определяется не только уровнем развития интеллекта. В практике каждого учителя имеется достаточно много примеров, когда в класс приходят хорошо читающие и считающие дети, но проходит полгода - и их "обгоняют" те, кто не умел ни читать, ни считать. Это происходит из-за того, что такие дети часто не могут слушать учителя, если он не обращается непосредственно к ним, не подкрепляет их работу похвалой, т.е. не работает с ним "один на один". Поэтому важен не только объём тех знаний, которые имеет ребёнок, сколько их качество, степень осознанности, чёткости представлений.
В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.
Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями).
Предлагаю вашему вниманию небольшой тест, который покажет вам степень готовности к школьному обучению Вашего ребёнка.
Тест для родителей.
Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.
1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?
4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии
посторонних людей?
5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?
16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?
17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.
Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.
Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.
В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.
На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.
До школы еще три месяца. Как и на что обратить внимание при подготовке ребенка к школе?
МАТЕМАТИКА
Совершенно не обязательно уметь считать до 100, да это, по большому счёту, и не представляет особой сложности. Гораздо важнее, чтобы ребёнок ориентировался в пределах десятка, то есть считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее. Хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д. Чем лучше он это знает, тем легче ему будет учиться в школе. Чтобы он не забыл цифры, пишите их. Если нет под рукой карандаша с бумагой, не беда, пишите их палочкой на земле, выкладывайте из камешков. Счётного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом посчитайте шишки, птичек, деревья. Предлагайте ребёнку несложные задачки из окружающей его жизни. Например: на дереве сидят три воробья и четыре синички. Сколько всего птиц на дереве? Ребёнок должен уметь вслушиваться в условие задачи.
ЧТЕНИЕ
К первому классу обычно многие дети уже худо-бедно читают, так что вы можете поиграть с дошкольником в звуки: пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква. Можно играть в испорченный телефон и раскладывать слово по звукам. И, конечно, не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребёнку хотелось узнать, что там дальше.
РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ
Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Компании его сверстников предложите поиграть. Например: ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего: отгадать это слово. Те же, кто загадал слово, должны как можно яснее описать загаданный предмет. С мячом можно играть в антонимы. “Чёрный” - кидаете вы ему мяч, “белый” - бросает ребёнок вам в ответ. Точно так же играйте в съедобное -несъедобное, одушевлённое -неодушевлённое.
МЕЛКАЯ МОТОРИКА
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев. Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами - связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и дома, самые разнообразные:
- составление фигур из счетных палочек или зубочисток;
- пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры;
- игры с крупой (рисовать на крупе прямые или извилистые дорожки, шагать по ней пальчиками, найти спрятанную игрушку и наощупь определить, что это, нарисовать на крупе букву или цифру и т. д.:
- нанизывание;
- шнуровка;
- игры с пазлами, конструктором;
- использование мозаики;
- рисование и лепка.
ОБЩИЙ КРУГОЗОР
Многие родители думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем более он развит. Но это не совсем так. Сейчас дети буквально "купаются" в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом он должен знать самые элементарные вещи о себе, об его людях и о окружающих мире: свой адрес (разделяя понятия “страна”, “город”, “улица”) и не только имена папы и мамы, но и их отчество и место работы. К 7 годам ребёнок вполне уже может понимать, например, что бабушка – это мамина или папина мама. Но, главное, помните: все-таки в школу ребёнок идёт не только продемонстрировать свои знания, но и учиться.
- Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен. Отсюда можно вывести первое правило:
- только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании у учебе детей. Слайд 19.
Если бы я вам сейчас предложила раскрасить одинаковый по форме и размеру цветок одинаковым цветом, то сравнив ваши цветки, мы увидели бы, что они отличаются. Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному. Отсюда второе наше правило:
- никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Слайд 20. Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ. Это мы будем делать для того, чтобы ЗНАТЬ, КАК И ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ЗАВТРА. Это мы будем делать для того, чтобы расти каждый день. Причем не только в учебе, но и в поступках.
Помните! Ребенок- самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения. Главная задача родителей:
создать общую установку, общую позицию ребенка по отношению к школе и учению. Такая позиция должна сделать поступление в школу радостно ожидаемым событием, вызвать положительное отношение к предстоящему учению с другими ребятами в школе и сделать само учение радостным и интересным занятием.
- Какие вопросы у вас возникли, задавайте, постараюсь на все ответить.
- Надеюсь на взаимопонимание и сотрудничество. Слайд 21.
- Благодарю за внимание. Слайд 22.
- Родители выбирают родительский комитет.
- Учитель знакомит с программой, учебниками для 1 класса, с режимом школы;
- Идет разговор о школьной форме;
- Родители заполняют анкеты.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поздравляю!
Евсеенкова Наталья Викторовна Образование – высшее Стаж работы – 19 лет. Квалификационная категория – высшая.
В 2005 г. получила специальность педагог-психолог
Участие в профессиональных конкурах, семинарах-совещаниях, образовательных проектах
Скриншот сайта.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А.
Три аспекта школьной готовности интеллектуальный социальный эмоциональный
Интеллектуальный аспект : наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности; развитие познавательных процессов; сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения.
Эмоциональный аспект: достижение определенного уровня эмоциональной устойчивости; снижение количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения; умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание
Социальный аспект: сформированность потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.
Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и обучении детей. Правило 1
Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другим! Правило 2
Надеюсь на сотрудничество и взаимопонимание.
Благодарю за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в школе "Дошкольника"
Разработка лекции родительскогое собрания по теме "Как подготовить ребенка к школе",поможет провести первое собрание с родителями будущих первоклассников посещавших школу "Дошкольника...
Презентация к родительскому собранию в Школе будущего первоклассника на тему: "Готовность ребёнка к школе".
Презентация поможет провести родительское собрание психологу, учителю, завучу по теме: "Готовность ребёнка к школе"....
Презентация к родительскому собранию: "УМК "Школа России".
Презентация для родителей будующих первоклассников, которая знакомит их с УМК "Школа России"...
Родительское собрание "Здравствуй, школа! здравствуй, класс!"
Цель:согласование, координация, интеграция усилий школы и семьи в создание условий для развития духовно богатой, нравственно чистой, физически здоровой личности ребенка...
Родительское собрание в "Школе будущего первоклассника".
Как подготовить ребенка к обучению в школе? Рекомендации для родителей....
Авторская программа родительского всеобуча «Здоровая Школа будущего».
Цель программы: способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания. Задачи:- фор...
Родительское собрание «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» - школа новых образовательных стандартов
Родительское собрание «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» - школа новых образовательных стандартов...