Что нужно знать родителям о логопедических заключениях, которые могут быть поставлены ребёнку с речевой патологией.
консультация (1 класс) на тему

Ангилова Елена Николаевна

·         Какое бы логопедическое заключение не поставили вашему ребёнку, помните, что это ещё не приговор.

·         Выполняя назначения специалистов, вы поможете своему ребёнку преодолеть все трудности.

Итак, ваш ребёнок прошел обследование на ПМПК и получил своё логопедическое заключение. Что вы должны знать о нём?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakl_1.docx21 КБ

Предварительный просмотр:

Что нужно знать родителям о логопедических заключениях, которые могут быть поставлены ребёнку с речевой патологией. 

·         Какое бы логопедическое заключение не поставили вашему ребёнку, помните, что это ещё не приговор.

·         Выполняя назначения специалистов, вы поможете своему ребёнку преодолеть все трудности.

Итак, ваш ребёнок прошел обследование на ПМПК и получил своё логопедическое заключение. Что вы должны знать о нём?

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной стороны языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков. К этой категории относят детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Специалисты выделяют несколько групп детей с данным заключением.

            1) Дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков. Например, ребёнок не умеет произносить звук [р'] и поэтому произносит слова Марина и малина одинаково – малина. Если предложить такому ребёнку поднять красный шар, когда он услышит слово Марина, и синий шар, когда он услышит слово малина, он растеряется и задание не выполнит, потому что эти слова звучат для него одинаково.

             2) Дети, у которых нарушено различение большого количества звуков из разных групп. Например, ребёнок будет допускать множественные ошибки при различении звуков [с] и [ш], [з] и [ж], [р] и [л] в парах слов, если вы предложите ему поднимать флажок жёлтого цвета на один из пары звуков и зелёного на другой из пары звуков.

каска – кашка     мишка – миска     несу – пишу        лежать – лизать

кожа – коза           рак – лак           полка – порка               вор – вол

            3) Дети с глубоким фонематическим недоразвитием, которые вообще не различают отношения между звуковыми элементами, не способны выделить звуки из состава слова и определить их последовательность. Например, такой ребёнок не определит на слух, сколько звуков в словах дом, стол, марка. Для него крайне сложным будет задание выделить из ряда слов те слова, в которых есть звук [р]: забор, стол, диван, кровать, стул, раскладушка. Он не сможет по порядку назвать звуки в слове кот – [к], [о], [т]

            Речь ребёнка с ФФНР характеризуется множественными заменами, пропусками, искажениями звуков. Иногда ребёнок может произносить неправильно 15-20 звуков

            Задержка речевого развития (ЗРР) характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка. Причём отставание равномерно в формировании всех компонентов речи:  ребёнок не только неправильно произносит большинство согласных звуков, но и не усваивает грамматические категории, не овладевает связной речью.

            Причины ЗРР разнообразны: проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; интеллектуальная недостаточность, наследственный тип позднего развития речи. Среди причин ЗРР следует также отметить соматическую ослабленность, болезненность ребёнка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций;  и социальные причины, а именно отсутствие адекватных условий для развития речи малыша. В условиях гиперопеки речевая функция часто остаётся невостребованной, т.к. окружающие понимают ребёнка без слов и предупреждают все его желания. Зачем ребёнок будет говорить, если вы опережаете все его желания?

            Возможна первичная задержка развития речи в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребёнку жестами и действиями, и ребёнок привыкает реагировать не на слово, а на жест. Не общайтесь с ребёнком как с глухим, не жестикулируйте слишком активно.

            Крайне вредно пребывание ребёнка в избыточно информированной речевой среде, когда малыш слышит речь взрослых, общающихся между собой, радио, телевидение и привыкает не вслушиваться в речи и не придавать значения слову. В этом случае ребёнок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Пусть лучше в детской комнате в качестве фона негромко звучит спокойная музыка.

            Как правило, в семьях, где у взрослых нет ни времени, ни желания общаться с детьми, их речевое развитие также задерживается.

            Общее недоразвитие речи (ОНР) – это системное нарушение речевой деятельности, сложное речевое расстройство, при котором у ребёнка нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Общее недоразвитие речи может выступать и как самостоятельная патология, и как следствие других, более сложных дефектов, таких как алалия, дизартрия, ринолалия и др. Речевая недостаточность при ОНР неоднородна: от полного отсутствия речи до развёрнутой фразовой речи с элементами недоразвития отдельных языковых компонентов.

Специалисты выделяют четыре уровня речевого развития при ОНР.

            При 1 уровне речевого развития речевые средства у ребёнка крайне ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукокомплексов (ись – киска, ака – собака, нини – штаны). В активной речи могут быть фразы из двух лепетных слов, не оформленные грамматически (Ись иди. – Киска сидит.). Ребёнок общается, широко используя жесты и мимику. Ребёнок больше понимает, чем говорит, но утверждение родителей о том, что ребёнок не говорит, но понимает абсолютно всё, несостоятельно. И это легко можно доказать при обследовании ребёнка логопедом.

            Произношение звуков у ребёнка с первым уровнем речевого развития при ОНР крайне несовершенно. Как правило, нарушено произношение всех сложных согласных звуков: [с], [з], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [р], [л], [р'], [л'], причём в разных ситуациях каждый из этих звуков произносится по-разному. Возможно смягчение почти всех согласных звуков. Иногда в речи детей с этим заключением практически отсутствуют звуки: [б], [в], [г], [д].

            При переходе ко 2 уровню речевого развития речевая активность ребёнка возрастает. Он уже использует не только глаголы и существительные, но и другие части речи (прилагательные, наречия, союзы), однако глаголы и существительные по-прежнему составляют основную часть лексики и словарный запас по-прежнему значительно ниже нормы. Если в речи ребёнка с 1 уровнем речевого развития преобладают двусложные слова, то ребёнок со 2 уровнем может использовать трёх- и даже четырёхсложные слова (асина – машина, ибуяська – Чебурашка), при этом нарушая их звуконаполняемость и слоговую структуру. В речи присутствуют простые предложения из двух, трёх, четырёх слов (Азя тоит а тое. – Ваза стоит на столе.). Отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических конструкций: пропуск предлогов (ябоки тое – яблоки на столе), отсутствие согласования прилагательных с существительными (касий сяпка – красная шапка), смешение падежных форм (ем оська – ем ложкой). Понимание обращённой речи значительно развивается, хотя по-прежнему нельзя сказать, что ребёнок понимает всё, о чём ему говорят. Звуковая сторона речи тоже по-прежнему характеризуется многочисленными искажениями звуков.

            3 уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с некоторыми элементами недоразвития языковых компонентов. Дети используют распространённые предложения, а не только короткие фразы, состоящие из 2-3 слов. Наблюдается неточное употребление многих слов (куська – чашка, стакан; таны – брюки, шорты). Дети не могут образовывать прилагательные от существительных (сок из яблок – яблокиный, крыша из соломы – соломовая).

            Недостатки произношения выражаются в смешении, замене и искажении звуков, причём замены могут быть нестойкими, т.е. в некоторых словах ребёнок будет произносить звук правильно, а в некоторых будет искажать. Ребёнок может повторять вслед за логопедом достаточно длинные слова (водопроводчик, велосипедист), но искажает их в свободной речи (Воповотик тинит воповот.). Понимание речи у детей с 3 уровнем ОНР приближается к норме, т.е. ребёнок понимает практически всё, о чём ему говорят.

            У детей с 4 уровнем речевого развития (или нерезко выраженное общее недоразвитие речи, НВ ОНР) нет грубых нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно чёткое различение звуков. Например, ребёнок произносит типлёноквместо цыплёнокшавель вместо щавель и т.п. У ребёнка недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, «каша во рту». В речи встречаются ошибки, проявляющиеся в замене слов, близких по значению (Мальчик чистит метлой двор. Вместо: Мальчик подметает метлой двор.), в смешении признаков (большой дом вместо высокий дом).

            Значительные трудности у детей вызывает образование слов с помощью суффиксов (домуща вместо домищегнездко вместо гнёздышкочайка вместо чаинка). У детей отмечаются стойкие трудности в образовании сложных слов (пчельник вместопчеловод).

            В грамматическом оформлении речи детей данной категории тоже отмечаются отдельные ошибки: Дети увидели медведев, воронов. Я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручкой.

            И всё-таки речевые ошибки у детей с 4 уровнем речевого развития встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер. Причём если предложить детям сравнить правильный и неправильный ответы, то будет сделан правильный вывод.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Судороги являются основным внешним симптомом заикания.

Механизмы возникновения заикания неоднородны. В одних случаях оно появляется в результате сшибки нервных процессов в коре головного мозга, расстройства темпа речевых движений (голоса, дыхания и артикуляции). В других случаях заикание является результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, возникшего вследствие различных речевых затруднений.

В настоящее время для преодоления заикания применяется комплексный метод, включающий в себя ряд медико-педагогических мероприятий:

- терапевтическое лечение (медикаментозное и немедикаментозное), направленное на оздоровление нервной системы и организма в целом;

- психотерапевтическое воздействие;

- коррекционные занятия с логопедом;

- обеспечение благоприятного социального окружения и создание нормальных бытовых условий.

Остановимся на логопедических заключениях и сроках, отведенных на их коррекцию (исправление):

№ п.п.

сокращение логопедического заключения

полное название логопедического заключения

сроки пребывания ребенка на логопункте

 

ФН

фонетическое недоразвитие речи

6 месяцев

 

ФФН

фонетико-фонематическое недоразвитие речи

1 год

 

ФФНР

фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Дизартрия минимальные проявления

2 года

 

ОНР (I ур.)

общее недоразвитие речи (II уровень). Дизартрия минимальные проявления

3-4 года

 

ОНР (II ур.)

общее недоразвитие речи (II уровень). Дизартрия минимальные проявления

3 года

 

ОНР(III уровень) Д. (м.п.)

общее недоразвитие речи (III уровень). Дизартрия минимальные проявления

2 года

Внимание! Длительность пребывания детей на логопункте, несмотря на существующие  нормы, индивидуальны: у одних дети положительная динамика наблюдается раньше, у других – позже. Зависит это и от особенностей ребенка, и от помощи родителей, которая просто необходима, как детям, так и учителю-логопеду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"

Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности....

Ребёнок идёт в школу. Что нужно знать родителям

Ребёнок идёт в школу. Что нужно знать родителям:...

Что нужно знать родителям о леворукости ребёнка.

Памятка для родителей "Что нужно знать о леворукости ребёнка"...

Работа с родителями. "Что нужно знать родителям, если их ребёнок пошёл во второй класс".

Материал к родительскому собранию( анкеты, памятки) " Что нужно знать родителям, если их ребёнок пошёл во второй класс"....

Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"

Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности....

Памятка для родителей будущих первоклассников "Что нужно знать родителям о речевой готовности к школьному обучению"

Данный материал поможет родителям ответить на вопросы, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать будущий первоклассник, какие требования предъявляет школа к речевой готовности....

Что нужно знать родителям о ребёнке - третьекласснике.

В этом возрастном периоде продолжается освоение учебной деятельности. Ребёнок пытается оценивать причины своих достижений и неудач, выбирать способы предотвращения последних, то есть развивает  п...