Развиваем и обучаем, играя. Советы родителям.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Сергеева Ольга Павловна

Всякая мама рано или поздно задается вопросом: как играть с ребенком так, чтобы ему было не только интересно, но и полезно? Здесь, уважаемые родители, педагоги и воспитатели, вы можете ознакомиться с рекомендациями по развитию сенсорики и мелкой моторики детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как развивать ребенка? Развиваем и обучаем, играя.

Советы родителям.

1. Развиваем мелкую моторику.

Всякая мама рано или поздно задается вопросом: как играть с ребенком так, чтобы ему было не только интересно, но и полезно? Чем с пользой занять детей  долгими зимними вечерами, во время болезни?

Наверное, уже ни для кого не секрет, что развитие головного мозга у ребенка напрямую связано с развитием мелкой моторики руки.

О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: "Ладушки-ладушки", "Сорока - белобока" и другие пальчиковые игры. Наш соотечественник и педагог Василий Сухомлинский писал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга. Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори.

Но ученые-физиологи сравнительно недавно подтвердили связь интеллекта и ручных навыков: чем современнее мелкая моторика рук, тем лучше развито логическое мышление крохи, его внимание, память и интеллект! Современная наука доказала, что двигательные импульсы рук влияют на формирование речевых зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка.

В ходе многочисленных исследований была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения в пальцах кисти. Потому что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

В арсенале современной мамы есть немало игрушек, развивающих мелкую моторику рук. К ним относят шнуровки, матрешки, кубики, паззлы, рамки-вкладыши, сортировщики, специальные панели и разнообразные конструкторы. Для человека "непосвященного" это кажется невероятным. "Какое отношение эти шнурки имеют к речи моего ребенка?" - подумает родитель-скептик, стоя в отделе развивающих игрушек. Однако без преувеличения можно сказать, что эти игрушки учат детей говорить!

К сожалению, сейчас весь этот развивающий инвентарь стоит довольно дорого, а для полноценного развития малыша играть в них нужно часто. Советую проявить смекалку и фантазию. Ведь в доме наверняка найдется немало подручных материалов, из которых можно смастерить отличные игрушки-самоделки, которые нередко превосходят по своим развивающим свойства магазинные аналоги.

2.Ч то такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать?

Развитие органов чувств у детей дошкольного возраста идет очень интенсивно.

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.

Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит  от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок- это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание -последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств - всеми цветами спектра, с геометрическими формами- круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые- определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы - устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие - умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух- точнее различение речевых звуков- различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.

 У ребенка с интеллектуальной недостаточностью, как правило, страдает психомоторное и сенсорное развитие и в школьные годы, поэтому взрослым необходимо придавать особое значение сенсорному развитию ребенка с ОВЗ.

По статье Натальи Самойленко, журнал "Здоровая семья"

3.Веселые игры в дождливую погоду

По небу тучи бегают,

дождями сумрак сжат.

Чем занять ребенка дома в такую дождливую погоду? У нас для Вас есть несколько замечательных идей!

Рисование мехом по бархату

Потребуется лист бархатной бумаги и разноцветные кусочки искусственного меха.

На бумагу, на лицевую сторону наносится рисунок. Допустим гном, или лошадь, или чего душа возжелает.

Мех нарезается на малюсенькие ворсинки. То есть срезается с основы. Также для этих целей можно нарезать цветную вату.

Затем аккуратно выкладываются кусочки меха на бархат. Цвет в соответствии с рисунком. (Если гном, то лицо розове, борода белая, шапка синяя и так далее). Мелкие детали типа глазок можно выкладывать пинцетом. Мех очень хорошо прилипает к бархатной бумаге, и в итоге имеем такую "мягкую" картину.

Если есть желание сохранить на память шедевр, то можно его лаком для волос побрызгать, но с приличного расстояния!

Рисунки на парафине

Раскрасить лист плотной бумаги (картона лучше всего) разными цветами пастелью или красками. Потом весь лист покрыть парафином (намазать свечкой). Сверху все покрасить чёрной краской (любой другой). Потом царапайте на слое чёрной краски всякие рисунки. Слой парафина сцарапывается, открываются цветные узоры!!!

Заснеженный домик.

Вырежьте из синего картона домик и наклейте на него желтое окошко. Смажьте крышу клеем и предложите ребенку посыпать крышу ватой, солью, сахаром.

Веселая гирлянда.

Расстелите в комнате рулон обоев. В плоские мисочки налейте разноцветную гуашь

(чуть разбавленную водой) и предложите маленькому художнику походить по дорожке, наступая

попеременно то в краску, то на бумагу. Вырежьте отпечатки и соберите их на нитку. Кстати, если вы

сохраните гирлянду и покажете ребенку, когда ему исполниться 10 или 20 лет, - вашему помощнику будет

лестно, что уже в годовалом возрасте он участвовал в организации торжества.

Подготовка к письму для маленького любителя машинок.

Катать маленькие машинки по лабиринтам. Собирать машинки из деталек, вообще всё, что связано с мелкими конструкторами (лего, например). Если пальчиковые игры, то делать из пальцев "хитрые" развязки для маленьких машинок, катать по ним и гудеть (Вы можете катать, он может гудеть). Пианино, скрипка, фортепиано развивают пальцы. Барабан - нет, но ритм полезен для научения чтению. Компьютерные игры, где нужно клавиатурой пользоваться, развивают мелкую моторику.

Большинству детей нравится писать пальцем буквы в тарелке с песком (рисом, сахаром - сахар потом с пальца можно слизать). Можно так же возить в песке машинки, "рисуя" ими буквы. Это не совсем на подготовку руки, скорей на подготовку мозга, моторная "форма" буквы отпечатывается в мозгу.

Лепка, мелкая аппликация, рисование любое мелкими инструментами развивает моторику. Из рисования - разрисовывать те же машинки молниями и звёздами, чтоб круто было :-) Краски подобрать подходящие, или перманентными маркерами (берегите мебель и одежду).

Любая работа с верёвками, узелки, нанизывания - помогают развитию мелкой моторики. Можно играть в пиратов, на корабле много верёвок. Можно делать "паутины", у меня про это много было где-то. Машинку на верёвочку привязать :-) Или десять машинок на десять верёвочек.

Играем в дорожное движение. Толстой кистью и красками рисуем на большом листе бумаги улицы. Когда краски высохнут, начинаем кружить по дорогам игрушечной машинкой.