Уважаемые родители! Просьба ознакомиться с рекомендациями логопеда!
консультация на тему

Ильина Евгения Николаевна

Памятка

для педагогов и родителей

Одним из важных условий совместной работы логопеда и учителя является выработка единства требований к ученику-логопату. Необходимо очень внимательно и осторожно оценивать работу ученика-логопата. Дело в том, что эти ученики при всем своем желании и старании не в состоянии выполнять задания, особенно письменные, в соответствии с нормами, принятыми в школе. Помните, что на своих занятиях логопед очень специфично оценивает работу учащихся. Оценка на логопедических занятиях ставится прежде всего по психолого-педагогическим параметрам работы ученика,т.е.за внимательность в течение всего занятия, активность и количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Отсюда следует, что нельзя ребенка-логопата заставлять по несколько раз переписывать задания, добиваясь аккуратности и правильности выполнения (практика показывает, что при переписывании ребенок наделает еще больше ошибок). Об этом следует постоянно напоминать и родителям учеников-логопатов. Значительно важнее нормативной оценки создание для логопата психологического климата на уроке. Ведь не секрет, что в списке «нелюбимых» предметов у таких учащихся на первом месте русский язык и чтение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители! Просьба ознакомиться с рекомендациями логопеда!

Памятка

для педагогов и родителей

Одним из важных условий совместной работы логопеда и учителя является выработка единства требований к ученику-логопату. Необходимо очень внимательно и осторожно оценивать работу ученика-логопата. Дело в том, что эти ученики при всем своем желании и старании не в состоянии выполнять задания, особенно письменные, в соответствии с нормами, принятыми в школе. Помните, что на своих занятиях логопед очень специфично оценивает работу учащихся. Оценка на логопедических занятиях ставится прежде всего по психолого-педагогическим параметрам работы ученика,т.е.за внимательность в течение всего занятия, активность и количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных им ошибок. Отсюда следует, что нельзя ребенка-логопата заставлять по несколько раз переписывать задания, добиваясь аккуратности и правильности выполнения (практика показывает, что при переписывании ребенок наделает еще больше ошибок). Об этом следует постоянно напоминать и родителям учеников-логопатов. Значительно важнее нормативной оценки создание для логопата психологического климата на уроке. Ведь не секрет, что в списке «нелюбимых» предметов у таких учащихся на первом месте русский язык и чтение.

Не стоит забывать что при записи под диктовку ребенок-логопат должен после прослушивания учителя (или родителя) повторить услышанное вслух. И при записи диктовать себе (хотя бы в полголоса). Играть в молчанку НЕЛЬЗЯ! А так как в классе такие дети как правило сидят вместе с учениками, которым это может мешать. То следует ребенка-логопата посадить не на последнюю парту, а на первую (тогда лопопат будет понимать, что его все время слушает учитель, а такой контроль им просто необходим) и по мере возможности ограничить от присутствия других учеников за партой.

Что касается процесса чтения, то учителя, а так же и родители, должны знать, что дети-логопаты, как правило, с большим трудом осваивают технику чтения, поэтому целесообразно сначала взрослому прочитать текст дозированно, задать несколько вопросов по прочитанному и только после этого задать ребенку самостоятельно прочитать текст. При этом полезно дать ребенку в руку небольшую указочку, чтобы он водил ею по тексту.

Очень часто во время пропитывания текста дети-логопаты прибегают к «угадывающему» чтению, пропускают, переставляют слог в словах. В этом случае следует применять звуковой сигнал, который своевременно остановит ребенка при ошибке. Это может быть хлопок, двойной удар ладошки по столу. Следует приучить ребенка-логопата не «бегать» мимо места с ошибкой, а своевременно остановиться и перечитать неверно прочитанное слово. Систематическое использование такого контроля быстро приучает ребенка читать не спеша, но правильно! Учителя и родители должны постоянно контролировать и поправлять логопатов на этапе автоматизации поставленных звуков. Информацию о результатах работы над звукопроизношением обучающихся, зачисленных на логопункт, можно получить от логопеда или из мониторинга речевых нарушений ("Экрана звукопроизношения"). Контроль со стороны логопеда-учителя-родителей лишь ускорит процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Чтобы ребенку легче было пересказать прочитанный текст целиком следует начинать с пересказывания текста по абзацам. Здесь уместно предложить «челночный» пересказ.

Во избежании трудностей при запоминании стихотворений, прозы можно предложить логопату пиктограммы.

Большую помощь при подготовки к изложениям также оказывают графические планы и пиктограммы.

Помните - в единстве наша сила!

Основной целью организации логопедической деятельности в школе является: своевременное выявление младших школьников с первичной речевой патологией.

Основные задачи учителя – логопеда:
предупреждение и коррекция недостатков устной и письменной речи у младших школьников;
преодоление неуспеваемости младших школьников, имеющих нарушение речи;
формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фактически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
развитие слухового внимания, мышления, памяти, фонематического восприятия, эмоционально-волевой сферы.

Основные направления работы учителя – логопеда.

1. Общее обследование речи учащихся начальной школы. Углубленное обследование зачисленных учащихся на логопедические занятия. Определение структуры и степени выраженности имеющегося дефекта.

2. Комплектование групп и планирование занятий (деление учащихся на группы и подгруппы с учетом психофизического состояния и речевого дефекта обучающихся).

3. Планирование индивидуальных занятий по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановление нарушенных функций.

4. Коррекция нарушений устной и письменной речи, посредством систематических коррекционных занятий и отдельных упражнений.

5. Взаимосвязь и взаимодействие учителя-логопеда с родителями.

6. Взаимодействие учителя-логопеда с учителем начальных классов.

7. Взаимодействие учителя-логопеда с дошкольными учреждениями

Контингент учащихся, имеющих нарушения речи:
Учащиеся с общим недоразвитием речи, обусловленным им нарушением чтения и письма.
Учащиеся с фонетико-фонематическим нарушением, обусловленное им нарушение чтения и письма.
Учащиеся с фонетическим нарушением.

Логопед и родители- партнеры.

Взаимодействие логопеда и родителей - необходимое условие полноценного речевого развития учащихся. Перед логопедом и родителями стоят единые задачи развития речи учащихся, отличаются лишь пути их реализации.

Если Ваш ребенок говорит неправильно, вам необходимо:
Обратиться за помощью к логопеду.
Выполнять все рекомендации, которые вам дает логопед.
Регулярно бывать на консультациях, проводимых логопедом.
Посещать занятия, проводимые логопедом с вашим ребенком.
Больше вовлекать ребенка в речевую деятельность. Играть и заниматься со своими детьми в свободное время

Какие ошибки должны насторожить родителей:

1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому (зрительному) сходству: б-д, п-т, е-з, а-о, д-у и т.д.

2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие звука или его замена отражается и на письме. Ребёнок пишет то, что говорит: сапка - шапка, теловек - человек, вопата - лопата.

3. Смешение фонем по артикуляционному (произносительному) сходству. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям даётся письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие звуки, звуки ч, ц, щ между собой

4. и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).

5. Мы часто радуемся, когда ребёнок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированном звуковом восприятии может привести к ошибкам на письме: пропуск букв, слогов, недописывание слов.

6. При дисграфии часты ошибки «застревания»: За зомом росла мамина (за домом росла малина), или ошибки «упреждения»: Дод небом лолубым (под неблм голубым).

7. Много ошибок из-за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), вьезёт (везёт).

8. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок также является одним из проявлений дисграфии: Всаду вы росли чудесные розы

9. Смешение или замена на письме близких по акустическим признакам звуков (п-б, т-д, з-с, ж-ш, в-ф, г-к, (панан-банан, борота-борода, саяц-заяц, кожка-кошка и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации логопеда родителям

Рекомендации родителям будущих первоклассников по проведению игр и упражнений, направленных на развитие фонематических процессов, слоговой структуры слова и т.д. по результатам логопедческого обследов...

Чтобы ребёнок не заикался (рекомендации логопеда родителям)

Рекомендации для родителей детей с заиканием. Правила, которые необходимо соблюдать в повседневной жизни ребёнка (памятка). Комплекс упражнений для релаксации....

Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи

Рекомендации и советы логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи...

Рекомендации логопеда для родителей будущих первоклассников.

В данном материале "Давайте говорить правильно" представленны рекомендации по развитию фонематических процессов и мелкой моторики детей дошкольного возраста....

Рекомендации логопеда для родителей будущих первоклассников

Данные рекомендации помогут родителям определить степень готовности ребенка к школе....

Консультация родителей на тему: "Необходимость выполнения рекомендации логопеда"

Консультация родителей на тему :"Необходимость выполнения рекомендации логопеда"...