Эффективные резервы обучению чтению в1классе.
статья (1 класс) по теме

Зверева Ольга Николаевна

Практические рекомендации родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon effektivnye_rezervy_obucheniyu_chteniyu.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные резервы обучению чтению  в  1 классе.

       Чтение – один из основных способов приобретения информации, поэтому овладение навыком полноценного чтения является для учащихся важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам.

       Как особый вид деятельности чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития ребёнка.

      Термин «чтение» употребляется в разных значениях: в узком смысле - это формирование навыка чтения, овладение техникой чтения, в широком – техника чтения + понимание прочитанного.

       В период обучения грамоте первоклассники овладевают техникой чтения, т.е. вырабатывается навык послогового чтения с переходом на чтение целыми словами. Выделяют 4 стороны навыка чтения:

- правильность (чтение без искажений, пропусков, замены букв);

- беглость (кол-во слов в минуту, 1 класс – 25-30 сл/мин);

- сознательность (понимание содержания текста);

- выразительность ( ↗ , ↘, ? , !, паузы, где запятые и точка).

      Скорость чтения, или беглость, является самым важным фактором, влияющим на успеваемость. Быстро читают обычно те школьники, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. А от этих двух показателей зависит умственная работоспособность.

       Многократное чтение способствует ежедневному накоплению в памяти школьника зрительных образов, учит правильному,  быстрому и выразительному чтению уже на этапе обучения грамоте.

Д/З. – чтение в темпе разговорной речи, т.е. слитное.

Эффективные резервы обучению чтению:

  1. Частота упражнений. Важна не длительность, а частота упражнений. Память устроена так, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создаёт раздражение и запоминается.

В связи с этим домашняя тренировка в чтении должна проводится короткими порциями, по 5-7 мин, но 3-4 раза в день.

  1. Чтение перед сном даёт хорошие результаты

 ( художественная  литература). Дело в том, что последние события дня  фиксируются эмоциональной памятью. И те 8 часов, которые ребёнок спит, он находится под их впечатлением. Яркие впечатления от интересной книги перед сном укрепляют вкус к чтению.

  1. Должен соблюдаться режим щадящего чтения. Если ребёнок не любит читать, значит, у него при чтении возникают трудности. Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребёнок прочитывает 2-3 строчки и после этого отдыхает (как в диафильмах). Можно читать поочерёдно с родителями (по 1 предложению по очереди, по абзацам, по ролям …)
  2. Стимулирование желания читать – этому помогает ежедневный учёт успехов ребёнка.

Каждый день, в конце урока, мы будем 1 минуту читать текст (каждый свою книжку) вполголоса. Отмечать – до какого слова дочитали. Дома, вы должны посчитать количество слов и записать на полях результаты. Изо дня в день на каждом уроке чтения будет проводится эта работа. Последующие результаты всегда свидетельствуют о прибавке скорости чтения, что благотворно сказывается на отношении ребёнка к тренировочным упражнениям и к чтению вообще.

 Список литературы, рекомендуемый для внеклассного чтения

1 класс

 №

 Автор

 Название  произведения

 1.

Л. Толстой.

 «Рассказы для детей»

 2.

К. Ушинский.

 «Четыре желания»

«Бишка»

 3.

А. Пушкин.

 «У лукоморья дуб зелёный»

 4.

А. Барто.

 «Стихи для маленьких»

 5.

К. Чуковский.

«Телефон», «Муха-Цокотуха»,

 «Мойдодыр»,

«Тараканище», «Краденое солнце»

 6.

 В. Осеева.

«Рассказы»

 7.

 Б.  Житков.

«Помощь идёт»

 8.

С. Михалков.

«Дядя Стёпа», «А что у вас?»

 9.

С.Маршак.

«Почта», «Вот такой рассеянный»

 10.

В.Маяковский.

«Конь-огонь», «Кем быть?»,
«Что такое хорошо и что такое плохо»

 11.

 Н. Носов.

«Рассказы»

 12.

В.Бианки.

«Кто чем поёт?», «Чей нос лучше?»

 13.

Ш. Перро.

«Красная шапочка», «Кот в сапогах»

14

Русские народные сказки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Резервы обучения чтению

Применение методики жужжащего чтения....

Резервы обучения чтению

Применение методики жужжащего чтения...

Резервы обучения чтению

Лекция для родителей...

Резервы обучения чтению.

Родителям даются рекомендации, как обучить детей  быстрому, осознанному, выразительному чтению....

Резервы обучения чтению

Социально- экономические преобразования в современном обществе требуют совершенствования системы учебно - воспитательного процесса с учетом региональных, национальных особенностей, традиций. Малая род...

Резервы обучения чтению

Резервы обучения чтению...

Наиболее эффективные резервы обучения оптимальному чтению

В статье приведены технологии обучения чтению....