Родительское собрание в начальной школе "Не хочу учиться"
консультация (2 класс) на тему

Беркетова Татьяна Викторовна

Родительское собрание, целью которого ялвляется повышение активности родителей, привлечение их к участию в учебно-воспитательном ппроцессе младших школьников совместно со школой, раскрывает одну из наиболее актуальных проблем в обучении- нежелание детей учиться. Предлагаемые формы работы помогут создать на собрании положительный эмоциональный настрой и будут способствовать принятию правильных выводов в решении данной проблемы. (Конспект собрания с презентацией)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в начальной школе «Не хочу учиться!» 2 класс

Цель:

  1. Акцентировать внимание родителей на проблемы в обучении детей.
  2. Помочь родителям определить пути устранения низкой успеваемости.

Оборудование:                        

  -ватманы,  маркеры (для работы в группах); компьютер, проектор; «дерево проблем» и набор листочков красного, жёлтого и зелёного цвета.                                      

                                                Ход собрания:

1. Создание положительной эмоциональной атмосферы

- Рада приветствовать Вас ,ув. родители, и начать наш разговор хотелось бы с незатейливой игры-кричалки в вопросы и ответы. Готовы?

 Крикнете громко и хором, друзья,
Деток своих все вы любите?

С работы пришли вы,  и сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь?

Я вас понимаю. Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам?

Прошу вас, вы дайте тогда мне ответ

Сегодня помочь мне откажетесь?

Ну вот, о последнем спрошу вас тогда,
Сегодня активными будете?

Замечательно молодцы! А теперь немного о серьёзном.

2.Определение темы и цели собрания

- Цель нашего собрания научиться умению слышать наших ребят, вести с ними диалог, что является необходимым условием их развития. Это работа не одного дня может быть даже всей жизни, но давайте хотя бы сделаем попытку. Ведь не для кого не секрет, что мы порой, не очень хорошо, а иногда и просто плохо знаем своих детей, и становится горько от того, когда в самый неожиданный момент мы узнаём, что дома наш ребёнок - один, в школе - другой а на улице - третий.

  Как часто мы, родители, бываем безоглядно увлечены бытом: старательно моем, стираем, готовим, вообще бдительно следим за порядком, оставляя на потом общение с ребёнком, тихие разговоры с ним. Нам часто кажется, что у детей не бывает проблем, что у них сплошные пустяки, а они серьёзно переживают свои беды, и не надо гасить их чувства.

Каждый из нас,- школа, семья, окружающая среда,- как лебедь, рак и щука тянет ребёнка в свою сторону, а получается как в известной басне Крылова «а воз и ныне там». Девизом собрания предлагаю сделать слова: “Проблемы, радости, заботы делить давайте пополам!”. А проблема у нас с вами общая. Вот она перед вами. Целое «Дерево проблем» с одним общим названием «НЕ ХОЧУ УЧИТЬСЯ!»

 

(На доске изображено дерево. Ранее детям предложили выбрать листочки жёлтого цвета тем, кто не хочет учиться, кому неинтересно учиться. Зелёные листочки выбрали те, кому учится нравиться. Красные предложили взять тем ребятам, кому учиться трудно)

- Вы сами можете оценить ситуацию. Очевидно, что большинство ребят учатся неохотно и испытывают трудности в школе.

Я предлагаю Вам дополнить дерево своими листочками. Выберете тот цвет, который соответствует отношению к учёбе вашего ребёнка с вашей точки зрения.

                    ( Родители приклеивают листки на дерево).

 - Проблема имеет место быть. Значит, её надо решать. И делать это мы будем вместе.

3.Работа в группах

-Я предлагаю задание для ваших групп. «Соберите венок» причин, которые по вашему мнению привели к такому положению дел. Почему дети не хотят учиться?

(Родители в группах составляют перечень причин отсутствия желания учиться. Каждая группа озвучивает их)

-А теперь я попрошу выбрать, на ваш взгляд, наиболее распространённые и значимые. Расположите их по порядку.

(Рассмотреть и проанализировать, что, по мнению родителей, способствует  нежеланию учиться)

- Но как бы нам не хотелось переложить ответственность за создавшееся положение на кого-либо или что-либо, прежде всего надо признать, что основы личности ребёнка, его чувства и отношение к жизни в первую очередь закладывается в семье. И только мудрая родительская педагогика способна избавить ребёнка от многих проблем.

4.Рассмотрение путей решения проблемы

- Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил:

 «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».

Давайте учиться быть мудрее.

:. Один мудрец так поучал детей: «О, милые дети, послушайтесь моего совета - учитесь ремеслу. Имущество и деньги так не надёжны на этом свете. Золото и серебро - лишь опасность для путника: а у живущего дома их могут отнять грабители и огонь. Ремесло же неиссякаемо, как источник. Умение не познает невзгод, даже если лишиться всех богатств своих.

 (После обсуждения этого выступления делается вывод, что надо с детства приучать ребёнка к труду)

1.Закон-закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.

Как это не кажется банальным, но у ребёнка должны быть  трудовые обязанности в семье.

Для чего нужны детские домашние обязанности?

1. Выполняя какие-то домашние дела, ребенок учится планированию, учится ставить перед собой цели и вырабатывать определенные навыки, которые помогают достижению этих целей. Спустя какое-то время ребенок понимает, что вещи, положенные на место, существенно экономят время, затрачиваемое на их поиски.

2. Обязанности учат ребенка рассчитывать свои силы.

Сначала, давая поручения, рассчитывает силы ребенка взрослый. Если необходимо навести порядок в детской, то для этого необходимо огромную и сложную задачу, стоящую перед ним, разбить на множество подзадач. Так, нужно не прибрать комнату, а собрать кубики сюда, так, сделано, тогда машины ставим сюда, так, теперь книги кладем сюда … и т.д.

3. Домашняя работа учит ребенка самодисциплине. Выполняя домашние дела, ребенок учится создавать себе рабочее настроение, вдохновение, организуется.

4. Появление у ребенка собственных обязанностей дает ему понять, что он является важным членом своей семьи, так как вносит посильную лепту в ее жизнедеятельность. Дети нуждаются в вере в свою необходимость в семье и готовы помогать ей всеми имеющимися у них силами.

5. Ребенок, занимаясь домашними делами, получает представление о жизни, как цикличном процессе.

Домашние обязанности развивают у ребенка:

  • умение находить время на дела по дому;
  • умение помнить о том, что ты живешь не в замкнутом пространстве, а с близкими людьми, которые не обязаны тебя обслуживать;
  • умение заботиться о других;
  • умение находить пользу и даже удовольствие от рутинных дел, которые все равно нужно выполнять;
  • умение структурировать свои дела и т.д.

- А мы продолжаем:

Мудрого Лукмана спросили: «У кого учился ты благовоспитанности?». Лукман ответил: «Я наблюдал развязность невежд, и избегал повторять то, что мне не нравилось в них, и так стал воспитанным». О, сын мой, для того, кто умён вокруг столько поучительного, надо только постараться извлекать из этого пользу.

(Это выступление говорит о том, что ребёнок берёт свой пример с нас, повторяет вольно или не вольно нас с вами).

2. Закон-  быть примером для своих детей.

Есть такое выражение- «Дети зеркало семьи». В них отражаются

взаимоотношения в семье, отношение к окружающим, к жизни в целом. Но сейчас мне бы хотелось поговорить совсем не об этом. Не для кого не секрет, что

от того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба.

. Ведь чтение является ОСНОВОЙ ВСЕГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ. Иногда ребенок затрудняется решить задачу, потому что, не умеет ее правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с  техникой чтения.

«Как заставить ребенка полюбить книгу? И можно ли это сделать?» Можно. Своим примером. Кто из вас может назвать книгу, которую сейчас читает?

А ведь всё достаточно просто.

Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.

Главной помехой чтению многие родители и сами дети считают нехватку времени.

Вот что говорит об этом французский педагог-словесник Даниэль Пеннак: «Коль скоро встает вопрос, есть ли время читать, стало быть, нет на то желания». Он считает, что проблема не в том, есть ли у каждого из нас время читать, а в том, подарим ли мы себе и нашим детям счастье быть читателями. Чтение, как и любовь, - это просто образ жизни. Для интересной книги всегда найдется время.

    Самостоятельное чтение детей нужно дополнять совместным чтением : можно читать книгу попеременно – часть читает взрослый, часть – ребенок. Хорошо, если привычка к семейному чтению станет хорошей традицией. Сам процесс чтения должен сопровождаться ненавязчивой (не в самом интересном месте) беседой: все ли понятно ребенку, нет ли незнакомых слов, какие у него предположения о дальнейшем развитии сюжета. Специалисты по семейному чтению предупреждают: не превращать беседу о книге в экзамен, избегать разговора проверочного характера, не заставлять ребенка пересказывать.

Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание

      По данным исследований, именно родителям в подавляющем большинстве обязаны наши читающие дети пробуждением интереса к книге. Для привития у ребенка интереса к чтению придумано немало хитростей. Вот некоторые из них. Выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель. На самом интересном месте он останавливается (Нет времени!). Заинтригованный ребенок вынужден дочитать текст до конца, чтобы выяснить, что произошло с героем. Известный педагог Ш.Амонашвили предлагает метод, в котором советы о том, что читать, даёт ребенку Карлсон. Он шлёт ему письма, от каких книг он сам без ума.

Обращение ребенка в детскую или школьную библиотеку, чтение детских газет и журналов. Не менее важна и домашняя библиотека. «Дом, в котором нет книг,- говорил Цицерон, - подобен телу, лишенному души».

И помните о роли личного примера. Читайте сами, и помогите вашим детям полюбить читать, т.е. стать успешными грамотными людьми. А они обязательно отблагодарят Вас.

- Вернёмся к наставлениям  мудрых.

            Некто пожаловался мудрейшему из старцев: «Такой-то человек там-то порочил меня». Старик сказал ему на это: «А ты поведай людям о его добрых делах, пусть ему станет совестно». Слова эти и тебе наука, сын мой - постарайся извлечь пользу из любой истории, а если кто-нибудь по глупости скажет о тебе плохое, похвали его. Если он человек - он возьмётся за ум и устыдится.

(После этого выступления делается вывод, что детей нужно чаще хвалить.)

3. Закон-закон значимости похвалы для ребёнка.

Не бывает, наверное, таких дней, чтобы дети не совершали глупости, а мы с высоты своего возраста не учили их уму разуму. Но вот как мы это делаем. Давайте проведём небольшой тест.

Тест № 1. «Какой вы родитель?»

            Отметьте те фразы, которыми вы часто пользуетесь в своей семье.

1. Сколько раз тебе повторять!

2. Посоветуй мне, пожалуйста.

3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а);

4. И в кого ты только такой(ая) уродился(лась)!

5. Какие у тебя замечательные друзья!

6. Ну на кого ж ты похож(а)!

7. Вот я в твое время!..

8. Ты моя опора и помощник(ца)!

9. Ну что за друзья у тебя!

10. О чем ты только думаешь!

11. Какая ты у меня умница!

12. А ты как считаешь, сынок (доченька)?

13. У всех дети как дети, а ты?!

14. Какой(ая) ты у меня сообразительный(ая)!

Оцените результаты, поставив себе 2 балла за ответы в № 1, 4, 6, 7, 9, 10, 13 и 1 балл за все остальные ответы.

7-8 баллов. Живете душа в душу. Ребенок любит и уважает вас.

9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении. Ребенок вас уважает, но не всегда откровенен.

11-12 баллов. Необходимо быть к ребенку повнимательнее. Авторитет не заменяет любви.

13-14 баллов. Идете по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребенком. Уделяйте ему больше времени.

Вот несколько вариантов решения данной прблемы:

- У психологов есть понятие «тактильный голод». Это дефицит любви родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите своего ребенка. Может быть, эти ощущения послужат стимулом решения проблем.

- Воспользуйтесь советами Д.Карнеги «Девять способов, как изменить человека, не нанеся ему обиды и не вызывая негодования».

1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств ребенка;
2. Обращая внимание на ошибки, делайте это в косвенной форме;
3. Прежде чем критиковать другого, признайтесь в своих собственных ошибках;

4. Задавайте вопросы вместо приказаний;

5. Дайте возможность ребенку спасти свое лицо.

 6. Хвалите его даже за скромный успех будьте при этом искренними.
7. Создайте ребенку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
8. Пользуйтесь поощрением так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы его хотите увлечь, легко выполнимым.

9. Делайте так, чтобы ребенку было приятно исполнить то, что вы ему поручили.

Поддержать можно посредством:

• Отдельных слов (красиво, аккуратно, прекрасно, здорово, продолжай, вперёд);

• Высказываний (горжусь тобой, мне нравится, как ты работаешь, это действительно прогресс, я рад твоей помощи, спасибо, всё идёт прекрасно, благодарю тебя);

Прикосновений (прикоснуться к плечу, дотронуться до руки, приподнять подбородок ребёнка, приблизить своё лицо клику, слегка обнять его);

• Совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребёнком, мягко вести его, играть с ним,  слушать его);

5. Подведение итогов, вывод

- Мы озвучили три закона, три заповеди мудрой семейной педагогики.

Если в вашей семье все эти законы соблюдаются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребёнка, то ребёнок обязательно состоится. Нужно убедить ребенка в важности стать человеком знающим и трудолюбивым, совершающим красивые поступки, в том, что у него есть все возможности реализовать себя.

 Вы сможете обсудить проблему нежелания учиться, убедить ребёнка найти выход из этой ситуации, совместно наметив пути выхода, и, конечно, только на личном примере показать, что только трудом преодолеваются самые большие препятствия. Опираясь на полученные законы, попробуйте составить формулу семейного воспитания.

Любовь+доверие+понимание+поддержка

(Группам выдаются заготовки формулы, куда они должны вписать необходимые по их мнению компоненты. Варианты озвучиваются и обсуждаются)

Мы, педагоги и родители, - союзники в этой работе, работе воспитания детей. Великий философ Ж.- Ж. Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что они хотят, а хотеть они должны то, чего хочет педагог». Если мы хотим, чтобы у наших с вами детей не возникали проблемы неуспеваемости, нежелания и неспособности учиться, нужно целенаправленно и терпеливо работать в этом русле. Сегодня на собрании мы говорили о необходимости полноценного общения родителей с детьми, более ответственного подхода к воспитанию. Надеюсь, что наши совместные усилия дадут необходимый результат, а успехи в воспитании положительно скажутся на знаниях детей. Давайте же учиться быть хорошими родителями. А мне осталось лишь поделиться с вами рецептом счастья:

Возьмите чашу терпения, влейте в неё полное сердце любви, взбейте с двумя горстями щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своём пути.

Счастья Вам и вашим-нашим детям!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание

Слайд 2

Девиз нашего диалога Проблемы, радости, заботы делить давайте пополам!

Слайд 3

Не хочу учиться!

Слайд 4

В.Сухомлинский «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их»

Слайд 6

1 ЗАКОН: Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи

Слайд 7

Домашние обязанности развивают у ребёнка: -умение находить время на дела по дому, т.е. планировать своё время; -умение ставить перед собой цели и вырабатывать навыки для их достижения, рассчитывать свои силы; - умение заботиться о других, осознавать себя членом семьи; - умение находить пользу и даже удовольствие от рутинных дел, которые всё равно нужно выполнять; -умение структурировать свои дела, т.е. учат самодисциплине

Слайд 9

11 ЗАКОН: Быть примером для своих детей

Слайд 10

Если вы хотите, чтобы ребёнок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель. Этот пример станет для него заразительным. Даниэль Пеннак : «Коль скоро встаёт вопрос, есть ли время читать, стало быть нет на то желания».

Слайд 12

111 ЗАКОН: Закон значимости похвалы для ребёнка

Слайд 13

Тест «Какой вы родитель» 1.Сколко раз тебе повторять! (2) 2.Посоветуй мне, пожалуйста. (1) 3.Не знаю, что бы я без тебя делала (1) 4.И в кого ты такой уродился! (2) 5.Какие у тебя замечательные друзья! (1) 6.Ну на кого ты похож! (2) 7.Вот я в твоё время!...(2) 8.Ты моя опора и помощник! (1) 9.Ну что за друзья у тебя! (2) 10.О чём ты только думаешь! (2) 11.Какая ты у меня умница! (1) 12.А ты как считаешь, сынок (доченька)? (1) 13.У всех дети, как дети, а ты?! (2) 14.Какой ты у меня сообразительный! (1)

Слайд 14

Заповеди доктора Добсона

Слайд 15

Не унижайте своего ребёнка Не угрожайте Не вымогайте обещаний

Слайд 16

Возьмите на заметку: Следите за тем, чтобы ребёнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ученик- грустное зрелище на уроках. Пусть ребёнок видит ваш интерес к заданиям, которые он получает. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время можно проводить не только у телевизора. Если у сына или дочери в школе конфликт, постарайтесь его устранить, но не обсуждайте с детьми все его подробности. Не говорите плохо о школе и не критикуйте учителей в присутствии детей. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь записками, записывайте впечатления о каких-либо событиях. Принимайте по возможности участие в жизни класса и школы. Ребёнку будет это приятно.

Слайд 17

Любовь + Доверие + Понимание + Поддержка ФОРМУЛА УСПЕШНОГО СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Слайд 18

Ж.Ж. Руссо: « Дети пусть делают то, что они хотят. А хотеть они должны то, чего хотим мы.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Не хочу делать уроки"

Родительское собрание на тему: "Не хочу делать уроки" ...

Родительское собрание по теме:" Не хочу делать уроки"

Учёба в школе, выполнение домашних заданий – серьёзный труд. Что такое домашнее задание известно всем и каждому. Несколько поколений школьников домашнее задание называют «домашкой»«Домашка» - эт...

Родительское собрание в начальной школе "Учимся вместе с детьми"

Данный материал поможет расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми....

Беседа на родительском собрании на тему: "Не хочу делать уроки!"

Беседа предназначена для родительского собрания....

Родительское собрание на тему: «Не хочу делать уроки!»

Родительское собрание на тему:«Не хочу делать уроки!»...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ на тему: «Не хочу делать уроки!»

«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти» Плутарх...

Родительское собрание на тему "Не хочу делать уроки"

1. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.2. Расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми.3. Отработка с род...