Практическое занятие с родителями младших школьников "Особенности взаимоотношений с ребенком младшего школьного возраста"
методическая разработка по теме

Тишкина Елена Анатольевна

На занятии рассматриваются  особенности взаимодействия родителей с младшими школьниками, трудности, с которыми сталкиваются родители в повседневной жизни и  способы выхода из этих ситуаций. Направлено на гармонизацию детско-родительских отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskoe_zanyatie_s_roditelyami_ml.shkolnikov.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие с родителями младших школьников

Тема: Особенности взаимоотношений с ребенком младшего школьного возраста

Цель: понимание сути детских проблем, улучшение взаимоотношений родителей с детьми.

Содержание.

1. Знакомство, разминка.

  1. Участники проходят в аудиторию и выбирают цветной жетон, чтобы затем разбиться для работы в подгруппах (3-4 цвета)
  2. Игра на знакомство: участники называют свое имя и называют  качество, которое начинается на первую букву их имени.
  3. Психогимнастическое упражнение «Встаньте те, кто…» (встать и поменяться местами по какому-то признаку)
  • … проснулся утром с хорошим настроением.
  • … любит отдыхать на море.
  • … у кого любимое время года зима.
  • … у кого любимое время года лето.
  • … пришел сюда получить полезную информацию.

2.  Информационная часть.

 2.1.  Вступление:  - Сегодня наш разговор пойдет о детско-родительских отношениях, т.е. об отношениях в семье между родителями и детьми. Без сомнения, каждый родитель может сказать, что знает своего ребенка, а вот насколько, попробуем это выяснить.

           Шкала от 0 до 10, на которой нужно оценить количественно, насколько вы знаете особенности своего ребенка, и в том месте  поставить точку  (Листочки не подписываются, сохраняются до конца занятия).

         1         2         3         4         5         6          7         8         9         10

  1. - При подготовке к нашей встрече, мы решили выяснить, какой информацией о себе владеют дети. Им был задан вопрос: - Кто Я? И вот что из этого получилось.

Просмотр видеозаписи.

-  На наш взгляд, дети знают о своем  «Я»  достаточно много.

  1. – На доске изображена «Лесенка взросления».


–  Попробуем определить возраст детей, которых мы увидели (Младший школьный возраст). Каждому возрасту присуща деятельность, являющаяся основной, ведущей. Для данного возраста  это учебная деятельность, учение (Прикрепить на доске: Учение).

 – Послушайте краткую характеристику другого возраста, определите его (Вразнобой зачитываются характеристики и на доске вывешиваются таблички с ведущим видом деятельности)

0-3. Потребность в общении, эмоциональных отношениях. Развитие речи и наглядно-действенного мышления, овладение прямохождением. Возникновение и  развитие отношения к предметам как вещам, имеющим определенное назначение и способ употребления. Развитие ориентировок: «Что такое?», «Что с этим можно делать?»

3-6. Достаточно высокий уровень умственного развития, включающее расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. Интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения. Умеет регулировать свои действия в соответствии общепринятым нормам поведения, согласовывать свои действия с другими сверстниками. Характерна адекватная самооценка. Поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов.

6-11. Возникновение внутреннего плана действий, закрепление произвольности, устойчивых форм поведения и деятельности. Развитие нового познавательного отношения к действительности. Формирование позиции школьника, развитие общественной направленности, Первоначальное складывание характера.

11-15. Чувство взрослости, стремление к самостоятельности. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа. Стремление к общению, оценка товарищеских и дружеских отношений, как личностных достижений. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу. Повышенная возбудимость, частая смена настроения, неуравновешенность. Заметное развитие волевых качеств. Потребность в общении, потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющей личностный смысл.

15-17.  Интенсивное формирование оценочных суждений, принципов, идеалов, убеждений, самосознания, самоопределения. Стремление к самовоспитанию, самопознанию, самосовершенствованию. Критическое отношение к взрослым. Философско-романтический возраст. Психосексуальные ориентации. Гражданские права и обязанности.

–  Подробней остановимся на характеристике младшего школьного возраста.

2.4. Мини-лекция  «Возрастные  особенности младшего школьного возраста».

Итог:  - Зная особенности каждого возраста, вы будете более снисходительны по отношению к своим детям, потому что вам будут понятны причины их «капризов»  

(Раздать возрастную карту).

3.  Практическая часть.

  1. «Волшебная коробочка».

– У меня в руках «Волшебная коробочка». Она поможет нам определить, с какими трудностями, проблемами встречаются родители младших школьников, общаясь с собственными детьми. Запишите на листочке одну из проблем и опустите в коробочку. В течение занятия мы их проанализируем и выявим наиболее часто встречающиеся.

  1.    «Дерево ситуаций»    

Представитель каждой микрогруппы выбирает на «Дереве ситуаций» педагогическую задачу. В группе обсуждаются пути решения  данной задачи.

1 ситуация. Света  посещает первый класс. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама гордится ею, а Света — сама собой.

Как-то, идя домой вместе с мамой, девочка сказала: «Учительница меня ненавидит. Не хвалит. Мне дают задания трудней, чем другим, чтобы я не знала, как ответить».

1. Назовите возможные причины, повлиявшие   на отношения Светы с учительницей.

2. Что может сделать мама в данной ситуации?

2 ситуация. Таня   учится в  первом классе. Ей трудно дается учение, особенно чтение.

Дома мама усаживает ее за стол и начинает спрашивать: «Как называется эта буква...?», «Что здесь написано?» Девочка молчит.

— Ну вот, ничего не знаешь! На, учи сама! — И мама уходит по своим делам на кухню. Через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений в чтении нет.

— Сегодня гулять не пойдешь, будешь читать!

1. Как построить общение родителей с детьми, начавшими обучение в школе и столкнувшимися с первыми трудностями в учении?

  3 ситуация.  Старший ребенок у нас в свое время ходил в группу продленного дня. Уроки делал там кое-как, ну и успеваемость была соответствующая. Поэтому младшему строго-настрого наказала: без нас уроки не делать. Я прихожу после 18 часов, мы ужинаем и садимся за уроки. Я сижу рядом, при необходимости подсказываю или заставляю переделывать.

1. Если ребенок ходит в «продленку», то все должен делать там. А как вы считаете?

2. Должен  ли ребенок дожидаться родителей, чтобы выполнить домашнее задание?

3. Как вы думаете, выполнение домашнего задания должно происходить сначала в черновом варианте, а потом — в тетради?

  4 ситуация.   Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама, как сможет. Я и в тетрадки не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица — Света, то пусть и свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает, у ребят, у учительницы спросит, а уж отметка — что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдет, а как иначе?

1. Как вы оцениваете поведение родителей?

2. Нужно ли помогать ребенку в учебной деятельности?

3. Если ребенок подучит двойку, то какие будут ваши действия?

  5 ситуация.   Когда сын пошел в школу, мы с мужем взяли свои очередные отпуска — сначала муж, потом я. Мы считали необходимым хотя бы первое время побыть с мальчиком дома, приучить его к новому режиму, помочь ему в приготовлении уроков. Эта наша помощь была сыну очень  нужна.

Особенно трудно давалось ему правописание. Очень часто бывали и слезы, и настоящее отчаяние.

 — Мама, я так старался, а у меня опять ничего не получилось.

Успокаиваю мальчика, нахожу на страничке среди клякс и «каракуль» один получше написанный значок и показываю его Юре.

— Посмотри, сынок, вот эту букву ты написал хорошо. Видишь, какая она ровная, как правильно ты соединил ее с соседней буковкой? Ты и другие сможешь написать так же хорошо.

1. Правильно ли поступила мама Юры?

2. Как вы помогаете ребенку справиться с трудностями правописания?

6 ситуация.  На глазах у встречающих родителей первоклассник, выйдя из школы, ударил девочку по голове портфелем.

— Ты что делаешь? — возмущенно вскрикнула мать мальчика.— Ручка у портфеля совсем слабая — отлетит! С чем в школу ходить будешь?

— Разве можно так, мальчик? — послышалось со всех сторон.

— А пусть не плюется на переменке! — с искренней убежденностью в правоте содеянного ответил тот.

— Видите, что получилось? — воодушевившись объяснением сына, обратилась уже женщина к людям:— Он защищался! — И тут же поощрительно ребенку:— Правильно, сынок! Не давай себя в обиду. В следующий раз не плюнет. Но портфель все же беречь надо.

Слов не стало слышно: мальчик и женщина, взявшись за руки, быстро направились со двора. Последней уходила «справедливо» отмщенная девочка.

1. Дайте оценку данной ситуации.

2. Какие качества личности формируются у ребенка в данном случае?

3. Как бы вы поступили на месте мамы мальчика?

4. Как бы вы поступили, увидев данную ситуацию, если вы родитель девочки.

Во время работы микрогрупп рассмотреть проблемы, обозначенные участниками, сгруппировать, проранжировать по частотности, выявить наиболее часто встречающуюся для обсуждения в круге.

Анализ проблем: назвать группы проблем, самую частотную. Предложить участникам круга высказать свои действия по решению данной проблемы. – Что бы вы предприняли в данной ситуации?  

– Наиболее часто встречаются проблемы, связанные с учебой, потому что ведущая деятельность этого возраста учебная, а значит и вся жизнь ребенка определяется  именно этой деятельностью.

  1. Анкета (см. приложение)

–  У нас хорошо получается. Давайте продолжим. Мы уже выяснили, что главными «проектировщиками, конструкторами и строителями» детской личности являются родители. Поэтому важно знать, насколько успешно мы умеем справляться с такой сложной и ответственной задачей, как формирование человеческой личности.

–  Вам предлагается заполнить анкету из 13 вопросов. Данные анкеты останутся у вас, поэтому постарайтесь быть объективными в оценке самих себя, эта информация только для Вас.

Заполнение анкеты, подсчет баллов. Зачитать характеристики на обороте.

  1. «Запреты»   - Следующее задание будет

иллюстрацией к нашему разговору об отношениях между родителями и детьми.

–  Кто из вас самый смелый и будет моим помощником? Давайте вспомним, что наиболее часто Вы запрещаете своему ребенку?

     Называются запреты и завязываются части тела, к которым это относится.

- Компьютер и телевизор – глаза.

- Не приставай ко мне с глупыми вопросами, не кричи, не пререкайся – рот.

- Не слушай взрослых разговоров, иди в свою комнату – уши.

- Не бери игрушки, ценные вещи в школу, не раздавай диски, кассеты – руки.

- Не бегай, не прыгай – ноги.

Попробовать провести завязанного по рукам и ногам участника. Затем все развязать и задать ему вопрос:

  Ваши ощущения?   Этот же вопрос задать сидящим в круге.

     Вывод:  В воспитании ребенка важна мера, та золотая середина в использовании различных воздействий: запретов, поощрений; в последовательности и целенаправленности их применения, а также в соответствии с возрастными особенностями растущего человека.

3.6.  – В заключении я предлагаю Вам необычные послания от детей. Внутри лежат письма – обращения от ребят и бумажное солнышко (Раздать конверты родителям). Достаньте солнышко.

–  Солнышко – это символ тепла и радости. Сейчас каждый из Вас вспомнит своего ребенка, вспомнит те качества, которые Вам в нем нравятся. Напишите эти качества на лучиках. Без сомнения этих качеств гораздо больше, чем лучиков, но мы ограничимся этим числом.

–  Прочитайте их еще раз.

–  Когда в вашей жизни наступит трудный момент взаимного непонимания с вашим ребенком, посмотрите на это солнышко, прочитайте то, что Вы написали, и, возможно  это поможет быстрей найти компромисс и выход из создавшейся ситуации. Это солнышко будет вашим талисманом!

  1. Рефлексия.

 – Вернемся к полоскам со шкалой. Подумайте, насколько теперь Вы знаете особенности развития вашего ребенка? Поставьте в том месте крестик. Листочки сложите в «Волшебную коробочку», когда будете выходить из аудитории. Эта информация может нам пригодиться в подготовке занятий с родителями.

  1. Итог.

  Наше совместное общение в процессе дискуссии помогли увидеть взаимодействие с детьми с различных сторон, уточнить взаимные позиции, поближе познакомиться с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста.

Приложение.

АНКЕТА

Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.

Варианты ответов:

А – могу и всегда так поступаю.

Б – могу, но не всегда так поступаю.

В – не могу.                                          

ВОПРОСЫ

  1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком.
  2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст.
  3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему.
  4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты.
  5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из  

         себя.

  1. Поставить себя на место ребенка.
  2. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц).
  3. Рассказать ребенку поучительный случай из своего детства, представляющий вас в  

         выгодном свете.

  1. Воздерживаюсь от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка.
  2. Пообещать ребенку  исполнить его желание за хорошее поведение.
  3. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, вести себя, как хочет, и

         ни во что не вмешиваться.

  1. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно

         обидел другого ребенка.

  1. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная

         прихоть.

Подсчитайте очки: ответ «А» оценивается в 3 балла, ответ «Б» - в 2 балла, ответ «В» в 1 балл. 12 вопрос -  оценивается в 3балла  ответ В, в 1балл ответ А.  

30 – 39 баллов:  ребенок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения.

16 – 30 баллов: забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях излишне мягки. Кроме того вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Менее 16 баллов: у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания и стремления сделать  ребенка личностью. Советуем обратиться к помощи специалистов – психологов, педагогов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего школьного возраста с выраженной умственной отсталостью, находящихся на индивидуально – дифференцированном обучении.

интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений с элементами конструирования для детей среднего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости, находящ...

Советы родителям на тему: «Нарушения поведения ребенка младшего школьного возраста»

   Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук» принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены. На самом же деле, в число «трудных» обычно попадают дети не «худшие», а ...

«Развитие правильных речевых навыков у ребенка в школьном возрасте»

В младшем школьном возрасте увеличивается словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, усваивается морфологическая система языка. Развивающаяся речь перестраивает другие познавательные...

практические рекомендации "Развитие внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста".

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего м...

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ 1-2 КЛАССОВ»

Как предупредить нарушения письменной речи у младших школьников? Вашему вниманию предлагается комплекс игр и упражнений, которые Вы, уважаемые коллеги,  можете использовать на свои...