Статья "ЧТОБЫ УЧИТЕЛЬ НЕ ОКАЗАЛСЯ МУЧИТЕЛЕМ"
статья (1 класс) на тему

Сочнева Елена Александровна
В преддверии нового учебного года родители волнуются, особенно о первоклашках. Одни спрашивают, в какую школу лучше отдать ребёнка, несмотря на то, что у нас и школ - то в районе не так много, как в городе, как выбрать учителя, нужно ли проходить подготовку к школе и не скучно ли будет ребёнку потом на уроках? Другие обеспокоены тем, что не готовили ребёнка к школе, возможно, излишне оберегали его от нагрузок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1_chtoby_uchitel_ne_stal_muchitelem.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТОБЫ  УЧИТЕЛЬ

  НЕ   ОКАЗАЛСЯ  МУЧИТЕЛЕМ

В  преддверии  нового  учебного  года  родители волнуются, особенно  о  первоклашках. Одни  спрашивают, в какую  школу лучше  отдать ребёнка, несмотря на то, что  у нас и школ - то  в  районе  не  так  много, как в городе, как  выбрать  учителя, нужно ли проходить  подготовку  к  школе и  не  скучно ли будет ребёнку потом  на  уроках? Другие  обеспокоены тем, что  не готовили ребёнка  к школе, возможно, излишне  оберегали  его  от  нагрузок.

        Итак, попробуем  ответить на  поставленные  вопросы, основываясь  не  только  на  мнении  специалистов,  но  и  на  родительском  опыте  предыдущих первоклассников.

        Наиболее  волнующий  родителей  вопрос: с  какого момента надо готовить ребенка к школе и как, чтобы в семь лет он захотел туда идти?

 Прежде всего, ребенка надо готовить не к школе, как к месту, куда он должен будет захотеть пойти, потому что уже пора, а готовить его к умению обучаться.

Если вы считаете, что ваш ребенок не хочет узнавать новое, открывать неизвестное раньше, знакомиться с окружающим его миром и делиться своими открытиями и достижениями с другими, значит он недостаточно готов к обучению. Попробуйте некоторые основные проблемы «школьной незрелости» решить самостоятельно.

При недостаточном запасе знаний важно расширить кругозор ребенка, стимулировать интерес к окружающему миру. Чаще водите ребенка на экскурсии, в музеи, фиксируйте его внимание на том, что он видит во время прогулки.

Приучайте ребенка рассказывать о своих впечатлениях и ощущениях. Заинтересованно выслушивайте такие рассказы, даже они односложны и сбивчивы. Проявляйте внимание к тому, что говорит ребенок, отвечайте на все его вопросы.

Полезно и самому задавать вопросы, уточнять то, что хочет сказать ребенок. Чаще читайте ребенку детские книжки и расспрашивайте о содержании прочитанного.

        Против  подготовки  к  школе  выступают сами  учителя. Если родитель  не педагог, то  и  учить  он  будет  так, как  учили  его самого. А  требования  к  освоению   счета, решению  задач, письму  ныне совсем  другие. Ребенка  придется  переучивать, а это  значительно  труднее, чем  научить. Вполне  логично. Однако, суммируя  мнения  многих профессионалов  и  родителей, вывод напрашивается  сам  собой: сегодня  уровень  современной  школы  таков, что  отдать неподготовленного  ребенка – все  равно  что  бросить  не  умеющего  плавать  в  воду:  захочет  жить – выплывет. А  если сил  не  хватит?

        Требования современной школы  к  ребенку таковы, что  по  мановению волшебной  палочки  превратиться  из  дошколенка  в школьника  мало  кому  удается. Поэтому целесообразно не только самим  заниматься с  детьми, но  и  перед  школой  отдавать  в подготовительные – «нулевые» - классы  или детсадовские  группы  с  подготовкой  к  школе.

        Эту  точку  зрения  поддерживает  известный  невропатолог, заслуженный  деятель  науки, профессор  Константин  Уманский. Он говорит: « С  детьми  любого  возраста  я  разговариваю, что  называется, на равных. Ребенку  независимо  от  возраста  можно  объяснить  все  что  угодно, приспособившись  к  его  уровню понимания. И  не  следует  говорить, как  это  часто делают: «Тебе еще  не  понять,  ты  маленький». А он  и  так  знает, что  он  маленький. Ему  об  этом твердят  день и ночь. Он  на  законном  основании  хочет  понять  окружающий мир  уже  сегодня, немедленно. На это  его  толкает  естественное  детское  любопытство  и  нетерпение.  Усидчивость следует  воспитывать. Тогда  нетерпеливое  познание  сменяется  вдумчивой рассудочностью, способностью  анализировать  на  доступном уровне  детства. И  если  детские  представления значительно отличаются  от  общепринятых – ничего  страшного нет. Постепенно  жизнь  все  расставит  на  свои  места…»

        Японский  ученый  - сторонник  раннего  обучения  детей Масару   Ибуки  считает  возраст  от 3 месяцев  до 3 лет  наиболее  продуктивным  для  интеллектуального  развития. Он  так  и назвал  свою  книгу  «После  трех  уже  поздно». В  нашей  стране  ученый  нашел  много  сторонников. В центрах  раннего  развития  детей  с  успехом  опробывают  различные  методики, предназначенные  для  раннего  интеллектуального  развития. Родители  с  готовностью  идут  на  это, полагая, что  в  дальнейшем  ребенку  легче  будет  добиться  успехов.

        Но все же  что  делать, чтобы  учитель  не  казался  ребенку  «мучителем»? Это, пожалуй, самое важное  в  образовательном  процессе.  Итак, какого  учителя  выбрать? Жесткого, требовательного  или мягкого, понимающего, доброго? Тут  советы  давать  трудно. Только  вы сами это  можете  решить. Ведь  никто  лучше вас не знает  вашего  ребенка. Скажу  лишь одно:  если ребенок  сорви – голова  - неусидчивый, да еще  и с ленцой, реагирует  только  на  жесткие  требования  родителей, то  и  учитель   необходим  строгий, а  может  быть, даже  и  жесткий, которого ребенок   бы  беспрекословно слушался. Ведь школа, как любят  говорить учителя,  - это  и  принуждение.

        Но есть  дети, для  которых  окрик, как  удар  хлыста.  Они  привыкли  к  спокойному, мягкому  обращению.  Они  трудолюбивы  и  старательны.  С  учителем – диктатором  таким  детям  не  по  пути. Между  ребенком  и  педагогом  скоро  возникнет  стена  непонимания.  Взрослый  будет давить, а ребенок замкнется  в  себе  и  в  конце  концов   может  потерять  интерес  к  учебе.  И  вот  тогда – беда!  Между   ребенком  и  учителем  возникает  психологическая   несовместимость.

        У    некоторых   школьных   на   жесткие   требования  учителя, его  стремление добиться  своего  любой  ценой  возникает  обратный  эффект – дети  внутренне  протестируют  против  подавления  личности.  Выражается  протест, казалось  бы, в  таких  не  относящихся  к  психологическому состоянию  вещах, как   обгрызенные   ручки  и  карандаши.  Эта  привычка  может  быть  ответом  ребенка   на  его  внутреннее беспокойство, обиду. Иногда  дети  непроизвольно  сгрызают  ногти  и  даже  кожу  вокруг  них. Поверьте, делают  они  это  не  для   того, чтобы  позлить взрослых.  Это ответная  реакция  на  беспокойство, насторожиться. Значит, не  все  благополучно  в  школе.  В  доверительной   беседе с  ребенком  постарайтесь  понять, что  его  беспокоит.

        Если  вовремя  не вмешаться, не  принять  мер,  затяжной  стресс приведет  к  головным  болям, апатии.  И вы  встанете  перед  выбором: давать  таблетки  от  головной боли  или  попытаться  обойтись  иными  способами – разгрузить  ребенка, устраивать прогулки  перед  сном,  дать  ему  возможность  выспаться. Казалось  бы, речь  идет  о  вещах  само  собой  разумеющихся, но  в жизни  все  гораздо  сложнее. Скоро  вы  поймете, что  времени  катастрофически  не хватает. Домашние  задания  на  первых  порах  дети  выполняют  медленно. К  тому  же  осенняя  погода  не  располагает  к  прогулкам, да еще  одолевают  ребенка  постоянные  простуды, насморк.

        Как  ему  помочь?  Следовать  рекомендациям  врачей: « Головную  боль терпеть  нельзя». Поневоле  придется  давать  болеутоляющие  препараты. Но  эта  мера  не   способна  разорвать  замкнутый  круг:  нервное  перенапряжение – головная боль  - раздражительность – снижение внимания – плохая  успеваемость.

        Именно  вы, родители, должны  принять  меры  к тому, чтобы  ребенок  высыпался. Невыспавшийся, уставший  ребенок  с  трудом  включается  в  работу  на  уроке. Заканчивать  выполнение домашних заданий надо  не  позднее  чем  за два  часа  до  сна.  И все – таки, несмотря  на  непогоду, - гулять перед сном. Подвижные  игры, компьютер  замените  чтением интересных книг. А от  телевизора  придется  отказаться  на время учебного года  совсем. Пока  еще  есть  время, приучайте  ребенка  к новому  режиму  уже  сейчас.        

        Это часто  возникающие  проблемы, которые  могут возникнуть у вашего  ребенка  в  школе, но это  не  означает, что надо паниковать при первых же  трудностях.  Главное – поощряйте  в  ребенке  в  ребенке   упорство, воспитывайте  волю. Иначе, ничего  не  достигнув, он  будет обречен  на роль  неудачника, не способного  к самостоятельности.

        Помогайте  ребенку  развиваться, но не перегружайте  его.

        Не  требуйте  слишком  много  от начинающего  школьника, но  и  не  забывайте, что  есть  дети, которых  надо  «подтолкнуть».

        Ну а главное – любите  его таким, какой  он  есть, и  радуйтесь  его достижениям, пусть  даже  и  самым  маленьким.

        

 

        

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Начало учебного года – это всегда стресс для ребенка. Осень, школа, уроки и задания, много новых...

ВСЕ СТАТЬИ

Для повышения уровня развития мышления и речи используйте различные развивающие игры, которые вы можете найти в книгах, посвященных интеллектуальному развитию ребенка, и многочисленных детских журналах.

Для развития образных представлений большое значение имеет любая творческая деятельность ребенка (рисование, лепка, вырезание из бумаги, аппликация и т.п.). Эти же виды деятельности полезны и для развития мелких движений руки, необходимых для овладения письмом.

Для развития крупных движений и совершенствования общего физического развития ребенка привлекайте его к выполнению физических упражнений. Хорошо, если ребенок занимается каким-либо видом спорта.

Против  подготовки  к  школе  выступаем  мы - учителя.