Сборник тестов и упражнений для будущих первоклассников
статья на тему

Сагилян Анаид Васильевна

Упражнение на развитие произвольного внимания.

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

Упражнение на развитие наблюдательности.

Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы - часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon testy_i_uprazhneniya_dlya_budushchih_pervoklassnikov.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тесты и упражнения для будущих первоклассников.

Упражнение на развитие произвольного внимания.

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

Упражнение на развитие наблюдательности.

Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы - часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания.

Игра на развитие памяти.

В эту игру можно играть с ребенком , например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.

Игра для тренировки мышления и сообразительности "Как это можно использовать?"

Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.

Тест "Нелепицы" - для оценки образно - логического мышления

Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8 нелепиц.

Тест для будущих первоклассников:

- назови свою фамилию, имя, отчество;
- сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два?
- как зовут твоих родителей?
- утром ты завтракаешь, а днем...?
- сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются?
- футбол, гимнастика, теннис, плавание - это...?
- что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела?
- нож, что это? Велосипед, что это? Килограмм, что это?
- сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие еще геометрические фигуры ты знаешь?
- в какой стране ты живешь? Какой твой адрес?
- береза, дуб, осина - это...?
- каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют?
- у коровы - теленок, у собаки - ..., у лошади - ...?
- почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
- огурец, помидор, морковь, свекла - это ...?

Посмотрите, с какой группой вопросов ребенку удалось справиться менее успешно, и уделите этой стороне словарного мышления особое внимание.

Одной из наиболее доступных и распространенных методик тестирования готовности ребенка к обучению в школе является тест Керна-Йирасека. 

Он состоит из трех заданий:

- нарисовать фигуру человека;

- скопировать небольшую фразу;

- скопировать 10 точек, расположенных одна под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали.

Подготовьте чистый лист бумаги, карандаш, две карточки с заданиями. На одной из них черным фломастером (не очень толстым) нужно написать фразу "Он ел суп", вертикальный размер букв - 1 см, а заглавной - 1,5 см. На второй карточке нужно изобразить 10 точек, расстояние между точками по вертикали и горизонтали - 1 см, диаметр точек - 2 мм. При выполнении первого задания говорите ребенку: "Нарисуй здесь (на чистом листе) какого-нибудь мужчину, дядю как умеешь". Дети часто задают много дополнительных вопросов, на них лучше ответить: "Рисуй как умеешь". Можно подбодрить ребенка, если он не уверен

После того как ребенок закончит рисовать, нужно перевернуть лист и дать следующее задание: "На этой карточке что-то написано, ты еще не умеешь писать письменными буквами, поэтому постарайся срисовать как можно точнее в верхней части листа" (карточку с заданием нужно положить перед ребенком). Затем предложите в нижней части листа нарисовать точки.

Каждое задание оценивается по пятибалльной шкале, причем 1 - лучшая оценка, а 5 - худшая. 

Критерии оценки изображения человека: 1 балл ставится тогда, когда у фигуры есть голова, шея, туловище, руки и ноги, на голове - волосы, на лице - глаза, нос, рот, имеются признаки одежды, а 5 баллов - когда на рисунке "нечто" головоногое.

При оценке фразы 1 балл ставится, когда фраза скопирована достаточно точно, 2 балла -- предложение можно прочитать, 3 балла - можно прочитать хотя бы 4 буквы, 4 балла - с образцом сходны хотя бы две буквы, сохраняется видимость письма, 5 баллов - каракули.
При оценке срисовывания точек: 1 балл - достаточно точное воспроизведение образца, но возможно увеличение или уменьшение фигуры при соблюдении симметрии по вертикали и горизонтали; 2 балла - возможно незначительное нарушение симметрии, допустимо изображение кружков вместо точек; 3 балла - группа точек мало соответствует образцу, нарушена симметрия, возможно большее или меньшее количество точек; 4 балла - точки расположены кучно, но напоминают любую геометрическую фигуру; 5 баллов - каракули.

Оценки выполнения каждого задания суммируются. Готовый к школе ребенок получает, как правило, от 3 до 9 баллов. Как видите, диапазон достаточно широк и поэтому не волнуйтесь, если считаете, что не можете точно поставить оценку. Тест Керна-Йирасека дает представление об уровне общего развития ребенка, пространственном восприятии, способностях к копированию, а также о степени развития зрительно-моторной координации - все это необходимо при обучении ребенка в школе.

Тест, с помощью которого можно определить, хочет ли малыш идти в школу и что его там привлекает:

1. Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?

2. Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, - в какой из них ты бы хотел учиться?

3. Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, - в какой из них ты бы хотел учиться?

4. Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все что хочешь, - в какой из них ты бы хотел учиться?

5. Если бы в классе у вас заболела учительница и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?

6. Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, - в какой из них ты бы хотел учиться?

7. Если бы мама сказала: "Ты у меня еще совсем маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год", - согласился бы ты с таким предложением?

8. Если бы мама сказала: "Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу", - согласился бы ты с таким предложением?

9. Если бы твой друг (подружка) спросил, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?

Проанализируйте ответы ребенка. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Если ребенок набрал 5 баллов и больше, можно смело сказать, что он внутренне готов к школе.(КОНЕЦ)

Хорошо бы понаблюдать за тем, как играет ваш ребенок с детьми, умеет ли играть "по правилам" не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Если результаты тестирования вас почему-либо смущают, обратитесь за помощью к специалистам. Может быть, в вашем детском саду есть психолог, который ответит на все ваши вопросы, развеет ваши сомнения. Сейчас в Москве и других городах России разворачивается сеть психолого-медико-социальных центров. Здесь специалисты бесплатно проконсультируют вас, проведут квалифицированную диагностику, определят уровень подготовки ребенка к школе.

Шуточный тест для первоклассников (ведущий читает четверостишия, первоклассники произносят "и я" там, где это уместно.

Все домашние заданья
Буду четко выполнять.
На урок без опозданья
Буду утром прибегать.

Дома ручку не забуду
И тетрадь, и карандаш.
А забыл - реветь я буду
На весь класс, на весь этаж.

На уроках обещаю
Не шуметь и не болтать.
Если и ответ не знаю,
Буду руку поднимать.

А во время перемены
Обещаю не шуметь,
Не сбивать людей и стены,
Не толкаться, как медведь.

Буду ловким, буду смелым,
Буду я в футбол играть.
Значит, буду то и дело
Мячик в окна забивать.

Буду умным и веселым,
Делать добрые дела,
Чтоб меня родная школа
Как родного, приняла.

Тест-анкета для обследования предрасположенности ребёнка к различным видам человеческой деятельности.

Ребёнок имеет очевидные технические способности, если он:

- интересуется самыми разными механизмами и машинами;

-любит конструировать модели, приборы;

- сам докапывается до причин неисправностей механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;

- может (или пытается) чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находить оригинальные решения;

- любит и умеет рисовать, "видит" чертежи и эскизы механизмов;

- интересуется специальной, возможно, даже взрослой технической литературой.
Ребёнок имеет музыкальный талант, если он:

- любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;

- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушавается в них, легко их запоминает;

- если поёт или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также своё настроение;

- сочиняет свои собственные мелодии;

- научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте

Вас беспокоят предстоящие трудности первоклассника? Вы хотите помочь ребенку справиться с ними, но не знаете как? Об этом и о многом другом читайте на моем сайте.

Здравствуйте, уважаемые родители будущих первоклассников! Если Вашему ребёнку меньше семи лет и Вы хотите отдать его в школу (желательно частную школу Москвы конечно), но не уверены, готов он к школе или нет, с помощью этого опросника вы можете составить предварительное впечатление об уровне развития своего малыша. Тест рассчитан на детей шести, шести с половиной лет.
Задайте ребёнку вопрос из нашего опросника и ждите, когда он скажет всё, что знает или думает по этому поводу. Не торопите его, не подсказывайте и побуждайте, чтобы он говорил как можно больше.
1. Какое животное больше: лошадь или собака?
Правильный ответ – 0 баллов, неправильный ответ – «-5» баллов.
2. Утром мы завтракаем, а в полдень - …
Правильный ответ (обедаем; едим суп, кашу, мясо, компот) – 0 баллов, неправильный – «-3».
3. Днём светло, а ночью…
Правильный ответ (темно) – 0 баллов, неправильный – «-4».
4. Небо голубое, а трава…
Правильный ответ (зелёная) – 0 баллов, неправильный – «-4».
5. Черешни, груши, сливы, яблоки – это что?
Правильный ответ (фрукты) – «+1» балл, неправильный – «-1».
6. Почему, раньше, чем приедет поезд, на дороге опускают шлагбаум?
Правильный ответ (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем, чтобы никто не попал под поезд) – 0 баллов, неправильный – «-1».
7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Киев?
Ответ: «Города» - «+1», «Станции» - 0. Неправильный ответ – «-1».
8. Который час?
Ребёнок должен показать на бумажных часах четверть седьмого, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого, пять минут двенадцатого.
Всё правильно – «+4», показана только четверть, целый час, четверть и час – «+3», не умеет определять время по часам – 0 баллов.
9. Маленькая корова – это телёнок, маленькая собака – это …, маленькая овечка – это …
Правильный ответ (щенок, ягнёнок) – «+4», один правильный ответ – 0 баллов, неправильный ответ – «-1».
10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем? Что у них одинаковое?
Правильный ответ с приведением одного и более признаков подобия – «+1» балл, без приведения признаков подобия – 0, неправильный ответ – «-3».
11. Почему у всех автомобилей есть тормоза?
Две причины – «+1», одна причина – 0, неправильный ответ – «-1».
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
Два правильных признака – «+3», один признак – «+2», неправильный ответ – «-1».
13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?
Даётся определение, что это млекопитающие или приводятся два частных признака – «+3» балла, приводится одно подобие - «+2», неправильный ответ – 0.
14. Чем отличается гвоздь от винта? Как бы ты их узнал, если бы они лежали рядом на столе?
У винта нарезка – «+3» балла, винт ввинчивается, а гвоздь вбивается, или у винта гайка – «+2» балла, неправильный ответ – 0.
15. Футбол, прыжки в высоту, плавание – это …
Спорт, физкультура – «+3» балла; игры, упражнения, соревнования – «+2» балла, неправильный ответ – 0.
16. Какие транспортные средства ты знаешь?
Три наземных + самолёт, корабль – «+4» балла; то же самое, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чём мы ездим, передвигаемся – «+2» балла, неправильный ответ – 0.
17. Чем отличается старый человек от молодого, какая между ними разница?
Три признака (седые волосы или лысина, морщины, не может работать, плохо видит и слышит, чаще болеет, умрёт раньше, чем молодой) – «+4» балла, одно или два различия – «+2» балла, неправильный ответ (у него палка, он курит) – 0 баллов.
18. Почему люди занимаются спортом?
Названы две причины – «+4» балла, одна причина – «+2» балла, неправильный ответ – 0.
19. Почему плохо, когда кто-то не хочет работать?
Остальные должны работать за него, то есть кто-то из-за него страдает – «+4» балла; он ленивый, мало зарабатывает и ничего не может себе купить – «+2» балла, неправильный ответ – 0.
20. Почему на письмо надо наклеивать марку?
Так платят за перевозку письма – «+5» баллов, неправильный ответ – 0 баллов.


Результат:
Все баллы суммируются в соответствии с математическими правилами.
- «+24» балла и больше – очень хороший результат;
- «+14  –  +23» балла – норма, нормальный уровень школьной зрелости;
- «0  -  +13» баллов – ниже среднего уровня;
- «-1»  -  «-10» - низкий уровень;
- «-11» и ниже – очень низкий результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тесты и упражнения для будущих первоклассников

здесь содержатся разнообразные тестовые упражнения и игры, помогающие выявить уровень подготовки ребёнка к школе и помочь ему....

Тесты и упражнения для будущих первоклассников

Упражнения на развитие произвольного внимания, памяти, наблюдательности детей, игра для тренировки мышления и сообразительности,  тест для оценки образно - логического мышления помогут родителям ...

Тест и упражнения для будущих первоклассников.

Задания для будущих первоклассников....

Тесты и упражнения для будущих первоклассников.

Упражнение на развитие произвольного внимания.Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходи...

Тесты и упражнения для будущих первоклассников

Тесты и упражнения для будущих первоклассников...

Тесты и упражнения для будущих первоклассников

Упражнения на развитие произвольного внимания, наблюдательности. Игры на развитие памяти, для тренировки мышления и сообразительности "Как это можно использовать?". Тесты: для оценки образно-логич...

Тесты и упражнения для будущего первоклассника

Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно...