10 принципов эффективного общения с учителем
консультация на тему

Смирнова Евгения Федоровна

Любые отношения, любое взаимодействие людей  можно и нужно «выстраивать». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_printsipov_obshcheniya.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

10 ПРИНЦИПОВ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ С УЧИТЕЛЕМ

Любые отношения, любое взаимодействие людей, даже в семье, можно и нужно «выстраивать». М.М.Безруких выделила 10 основных принципов эффективного общения.

Принцип 1. Уметь настроиться на эффективное общение.

Бесцеремонным и неуважительным по отношению к учителю следует признать вариант, когда родители «ловят» учителя после уроков для разговора. У учителя могут быть свои дела, свои планы.

Оптимальный вариант – предварительная договоренность, что позволит подготовиться к встрече и учителю, и родителям.

Следующий момент. Почему важно определить цель общения? Согласитесь, если цель общения – «выяснить отношения» или «поставить на место», то ей будут определяться и тон, и слова, и мимика, и жесты. Буквально с первого слова выстраивается «стенка», возникает напряжение.

Позитивный же настрой способствует и помогает общению.

Если довлеет негативный настрой, стоит поискать причину. Может, у вас уже есть опыт негативного общения с этим человеком, определите, что именно вас огорчило, почему вам было сложно общаться, может, и вы были недостаточно корректны и спокойны? Такой анализ (как в таблице) помогает увидеть не только чужие, но и свои ошибки и выбрать правильную тактику новой встречи.

ОНА

Я

Упреки: «мало занимаемся», «не уделяем внимания…»

Моя реакция: не соглашалась, доказывала обратное, нервничала

Тон: резкий, безапелляционный

Тон: не самый ласковый, скорее агрессивный, очень хотелось поставить ее на место

Взгляд: холодный, настойчивый

Взгляд: скорее всего, я смотрела исподлобья

Как происходила встреча: разговор стоя, на ходу – демонстрация сильной занятости, всем видом показывала, что отрываю от важных дел

Мои ощущения: чувствовала себя неловко, как провинившаяся ученица, и злилась

Принцип 2. Уметь говорить.

Зачастую, начиная общение, мы не можем четко сформулировать свою мысль, а потом удивляемся, что разговор «не получился».

При подготовке к разговору необходимо четко и по возможности коротко сформулировать свою мысль, выделить наиболее весомые аргументы, которыми вы хотели бы ее подтвердить. В качестве вступления достаточно одной-двух фраз, включающих благодарность за отклик и встречу и подчеркивающих важность встречи и разговора.

Стоит ли говорить всю правду? Разумеется, не стоит бояться сказать всю правду и высказать свое мнение, даже если вы предполагаете, что учитель обидится. Однако делать это нужно взвешенно и корректно. Важно, чтобы слова не были агрессивными, бесцеремонными и чтобы они не унижали человека. В любой ситуации не стоит «переходить на личности».

Как вести разговор, чтобы он был эффективным?

- Обращайтесь к собеседнику по имени-отчеству, это располагает и поддерживает внимание;

- ссылайтесь в разговоре на мнение, высказывание собеседника: «Вы об этом говорили на собрании…», «Вы считали эту позицию верной…», «Вы сами высказывали эту точку зрения»;

- подчеркивайте свое уважение к собеседнику, к его мнению: «Я доверяю вашему мнению…», «Я понимаю вашу заинтересованность…»;

- обязательно подчеркивайте, что вы настроены на согласованное, совместное решение, подчеркивая общность задач: «Уверена, этот разговор поможет нам…», «Надеюсь вместе с вами…»;

- используйте невербальные средства привлечения внимания (интонацию и темп речи, визуальный контакт, мимику и жесты). Говорите размеренно и спокойно, при очень быстрой речи информация часто не воспринимается, теряется, мысль ускользает. Слишком громкая речь отталкивает, создает ощущение давления, а слишком тихая может создать ощущение робости, неуверенности.

Принцип 3. Уметь слушать и слышать.

Любое взаимодействие – диалог, а значит, необходимо не только донести свою мысль до собеседника, но и услышать его ответ, возражения, замечания и правильно отреагировать на них. Для этого необходимо слушать:

 - активно – значит, понимать, о чем идет речь, но не фиксировать внимание на деталях; активное слушание позволяет на время отвлекаться, например, обдумывая свой ответ, свое возражение или согласие. Однако часто негативный настрой мешает выслушать собеседника. «Ничего нового не услышу…», «Все, что мне скажут, я и так знаю...» - такая позиция и подобные формулы мешают слушать;

- внимательно – означает концентрацию и сосредоточенное внимание ко всему, о чем говорит собеседник, не пропуская ничего;

- аналитически – комплексно воспринимать то, что и как говорит собеседник. Такое слушание позволяет анализировать акценты в речи, интонацию, мимику и жесты, читать «между строк», т.е. понимать то, о чем прямо не говорится.

Принцип 4. Уметь задавать вопросы и отвечать на них.

        Какие вопросы разрушают общение? Например, вопрос, заданный спокойно, доброжелательно, уважительно, который может снять напряжение, звучит так: «Вы специалист, вы считаете, что именно так нужно поступить?» Однако если эта же фраза произносится с сомнением в голосе, то собеседник слышит в вопросе неуверенность в его компетентности, что может спровоцировать конфликт.

Или еще один вариант: «Объясните мне, пожалуйста, что происходит?» Такой вопрос, произнесенный заинтересованно и доброжелательно, позволяет собеседнику более полно объяснить ситуацию, стимулирует его быть открытым. Однако изменение интонации, жесткость взгляда, требовательность тона, даже подчеркнутое «пожалуйста» - может создать ситуацию, в которой собеседник будет вынужден оправдываться.

Значит, даже один и тот же вопрос может сыграть разную роль в ходе разговора.

Таким образом, вопросы не приведут к возникновению неловкости, если:

  • они не напоминают «допрос с пристрастием»;
  • не содержат упреков и подтекста;
  • прямые (основные) вопросы смягчены тоном, взглядом, жестами;
  • ваши вопросы не создают ситуацию шантажа или провокации, не ставят вашего собеседника в неловкую ситуацию и не задевают личностное достоинство собеседника;
  • задаются спокойно, заинтересованно, открыто.

Принцип 5. Уметь понимать, анализировать и контролировать свои невербальные коды общения.

Считается, что около 80% информации передается не с помощью слов, а посредством невербальных сигналов.

Позитивное общение характеризуется уважением к собеседнику, спокойствием, доброжелательностью, терпением. Как эти чувства проявляются в поведении?

Собеседники оба сидят (или оба стоят) напротив друг друга:

- плечи расслаблены, пальцы не сжаты в кулаки и не сцеплены до посинения, жесты спокойные;

- взгляд приветливый;

- губы чуть приоткрыты, не сжаты;

- интонация уважительная;

- голос не громкий;

- темп речи спокойный;

- не рисуем нервно зигзаги на листе бумаги;

- не ерзаем на стуле, словно постоянно ищем более удобное положение.

Очень важно также чувствовать собственное эмоциональное напряжение и контролировать его.

Разговор учителя и родителей – достаточно специфическая ситуация, при которой сложно себе представить человека, раскачивающегося на стуле или положившего ноги на стол, но различные барьеры общения встречаются часто.

Сцепленные пальцы рук – демонстрация неприятия, негативных чувств, которые испытывает собеседник.

Скрещенные руки – признак закрытости, беспокойства, оборонительной позиции (учитель и родители часто разговаривают, находясь именно в этой позиции).

Частичные барьеры – это варианты закрытых жестов рук, когда человек дотрагивается одной рукой до другой, поправляя манжету, одергивая рукав, притрагиваясь к часам, браслету. Частичным барьером у женщин может быть скрещивание платка, шарфа, накинутого на плечи, использование  в качестве барьера сумочки, которую она держит перед собой, а для учителя очень характерна в качестве своеобразного барьера стопка тетрадей или книг.

Принцип 6. Уметь наблюдать за собеседником и контролировать ситуацию общения.

В ходе общения, безусловно, важно контролировать собственные реакции. Однако не менее важно быть внимательным к тому, как воспринимаются ваши слова, учитывать вербальные и невербальные реакции собеседника, а также устанавливать и удерживать постоянный контакт.

Для того чтобы невербальные сигналы помогали общению, необходимо:

- не упускать из поля своего внимания изменение тона, мимики, жестов и позы собеседника;

- обращать внимание на резкие негативные изменения в состоянии и внешнем облике собеседника (закрытая поза, сжатые губы, напряженный взгляд, изменение интонации и т.п.);

- отмечать и использовать позитивные  изменения в состоянии и внешнем облике собеседника (открытая поза, «потеплевший» взгляд, спокойные интонации, внимательное слушание и т.п.);

- контролировать собственное состояние и те невербальные знаки, которые считывает собеседник.

Принцип 7. Уметь решать проблемы в ходе общения, не создавая новые.

В процессе взаимодействия учителя и родителей совсем не редко возникают острые, проблемные ситуации. Если эти ситуации не удается сгладить, а проблемы решить – то неизбежен конфликт. Как решать проблемы, не создавая новые?

Если собеседник в ситуации общения нападает, наиболее эффективна следующая тактика:

- быть предельно спокойным и подчеркнуто вежливым, сохранять хладнокровие: «Я понимаю ваше возмущение (негодование), но давайте обсудим, что нужно сделать, чтобы подобные проблемы не возникали»;

- не перебивать (такие люди, как правило, быстро «выдыхаются» и не говорят долго);

- попросите собеседника повторить его аргументы: «Будьте добры, уточните, что вы имели в виду»;

- сделайте паузу в разговоре, найдите повод «отлучиться на минутку». Это поможет остудить пыл собеседника;

- переведите обвинительную речь в обсуждение путей решения проблемы вопросом: «Не могу согласиться со всем, что вы говорили, но мне интересно знать, что вы предлагаете делать…», «Как бы вы поступили на моем месте?..», «Что бы вы сделали в этой ситуации?..»;

- даже если вы недовольны разговором, не показывайте этого, вежливо попрощайтесь.

Принцип 8. Уметь отстаивать свою точку зрения, возражать и говорить «нет».

Многие считают, что отстоять свою точку зрения можно лишь одним способом – нападением, и, готовясь к неприятной встрече, «готовят» запас колкостей. Между тем тактика корректных выражений, спокойного, доброжелательного, но твердого отстаивания своей позиции более эффективна.

Отстаивая свою точку зрения, можно подчеркнуть важность мнения собеседника. Это поможет снизить сопротивление: «Для меня очень важно ваше мнение, но я хочу предложить другой взгляд на эту ситуацию…».

В ситуации, когда необходимо отстоять свою позицию, а собеседник уходит от темы разговора, ваши возражения помогают вернуть его к главной теме разговора: «Мы сейчас обсуждаем… Пожалуйста, вернитесь к этой теме.»

Не пытайтесь переубедить или настоять на своем во что бы то ни стало. Да, вы можете быть правы или искренне считать, что правы, но обсуждение проблемы не приводит к результатам. Поставьте точку, но точку в разговоре, а не в общении. Оставьте возможность нового разговора обязательно, именно это может заставить несговорчивого собеседника задуматься, а не затаить обиду.

Начиная разговор в следующий раз, ни в коем случае не напоминайте о предыдущей неудаче, не подчеркивайте свою правоту и правильность своей позиции, иначе продолжение конфронтации неизбежно.

Принцип 9. Уметь признавать свои ошибки и извиняться.

Все люди могут ошибаться, учителя и родители – не исключение. Однако ни одна сторона не пытается в этом признаваться. Мотивы могут быть разными, но чаще всего это боязнь «упасть в глазах», «потерять уважение» или «проиграть».

Способность признавать свои ошибки в ходе разговора (здоровая самокритика) нередко позволяет снять противоречия, прекратить конфронтацию.

Признание ошибки позволяет не ставить себя в неловкую ситуацию еще и потому, что и ваше мнение в ходе разговора может меняться, и вы можете признать правоту собеседника.

Принцип 10. Уметь показывать свое расположение и благодарить.

«Благодарность ничего не стоит, но дорого ценится» - известное выражение, но парадокс: сказать доброе слово мы либо забываем, либо не считаем нужным.

Разумеется, было бы нелепо благодарить за «приятный» разговор собеседника, с которым вы только что спорили, и все же слова «Спасибо, что нашли время…»  не помешают.

В тех случаях, когда общение действительно было полезным, если ваш собеседник был искренно заинтересован, приложил усилия к решению проблемы, благодарность обязательна.

Даже зная принципы эффективного общения, каждый учитель или родитель будет выбирать свой путь, вносить свои нюансы. Необходимо помнить, что основная задача общения – сотрудничество, а позиция «Я очень эмоциональный человек и не считаю нужным себя ломать» в общении учителя и родителей неприемлема.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Культура речи и средства эффективного общения"

Содержание проекта:1.  Введение2. Становление культуры речи как науки3. Понятие общения, его структура, компоненты, функции4. Методы и средства эффективного общения5. Заключение...

Презентация "Культура речи и средства эффективного общения"

Содержание проекта:1.  Введение2. Становление культуры речи как науки3. Понятие общения, его структура, компоненты, функции4. Методы и средства эффективного общения5. Заключение...

Классный час посвящён способам эффективного общения

ознакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов...

Как повысить эффективность общения?

упражнения для эффективного общения...

Родительское собрание "ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ-ЗАЛОГ УСПЕХА".

Цели: Расширить знания родительского коллектива об общении. Познакомить со стилями общения. Раскрыть значение невербального общения.Стимулировать полноценное общение родителей и д...

Родитель и учитель - как наладить эффективное общение?

Родительское собраниеВы пришли поговорить с учителемУчитель вызвал вас для разговораЕсли разговор не удался… Многие родители не умеют общаться с учителями! Да, да, это детей на «подг...

Статья «Способы эффективного общения "учитель-ученик"».

Педагогическое общение — контакт учителя и детей в процессе учебно-воспитательной деятельности. Оно должно гармонично развиваться в двух направлениях – с одной стороны, педагог выстра...