Мастер-класс: «Постановка и автоматизация звука [Л] в домашних условиях».
методическая разработка на тему

Юлина Виктория Владимировна

Данный мастер-класс проводился для родителей детей, имеющих нарушения произношения звука Л (ламбдацизм или параламбдацизм).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx20.04 КБ
Файл master-klass_po_postanovke_zvuka_l_v_domashnih_usloviyah.pptx646.17 КБ

Предварительный просмотр:

-Здравствуйте, уважаемые родители!

Рада приветствовать Вас на своём мастер-классе.

Тема мастер-класса:  «Постановка и автоматизация звука [Л] в домашних условиях».

Цель:  познакомить родителей со способами постановки и автоматизации звука  [Л] в домашних условиях.

План проведения мастер-класса:

  1. Причины нарушений звукопроизношения звука [Л].
  2. Правильная артикуляция звука [Л]
  3. Подготовительный этап постановки данного звука.
  4. Способы постановки звука [Л].
  5. Автоматизация звука.
  6. Дифференциация звука [Л].

  1. Причины нарушений звукопроизношения звука [Л].

Нарушение звукопроизношения – не только косметический дефект, но и серьёзное препятствие в овладении ребёнком устной и письменной речью.

Оно отрицательно влияет на его психоэмоциональное состояние, самооценку, формирование личностных черт и развитие коммуникационных способностей.

Очень часто мы можем встретить нарушение произношения звука [Л], которое   носит название - лабмдацизм: «вампа» (лампа), «ёшка» (ложка), «ук» (лук). Это далеко не полный перечень замен и пропусков, которые допускают в своей речи дети. Речевые нарушения, которые наблюдаются у ребёнка в возрасте до 5 лет, называются физиологическим косноязычием. К 5 годам эти проблемы должны постепенно исчезать.

Артикуляция твердого звука л сложнее артикуляции ль, поэтому нарушение его произношения встречается чаще.

Предрасполагающими факторами, ведущими к неправильному произношению звука л, могут быть следующие:

  • укороченная подъязычная связка, ограничивающая движения кончика языка вверх;
  • слабость мышц языка;
  • нарушения фонематического слуха.

Поставить звуки [Л], [ЛЬ] в домашних условиях, - задача трудная, но выполнимая. 

Для правильного произношения звука л надо выработать:

  • подъем кончика языка вверх;
  • подъем задней части спинки языка вверх, которого можно добиться, отрабатывая звуки oуы;
  • умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами.

Так как, если рассмотреть артикуляцию звука – звук Л произноситься так, посмотрите в зеркала  Слайд  5

Слайд  6 Этому могут помочь специальные упражнения – артикуляционная гимнастика. Занимательная артикуляционная гимнастика в стихах и рисунках будет интересна любому ребёнку. 

Если причина в недоразвитии фонематического слуха, то рекомендуется для его развития играть в следующие игры. Слайд 7

  1. Способы постановки звука [Л].
  1. Проще всего поставить звуки, если они вообще отсутствуют в речи ребёнка. В этом случае не придётся убирать ложный стереотип звукопроизношения.

Звуки [Л], [Л'] можно вызвать по подражанию. Взрослый вместе с ребёнком садится к зеркалу и показывает правильную артикуляцию звука [Л] Показывая ребенку, как прикусывать широкий кончик языка, ему объясняют: «Сделай свой язык похожим на блинчик. Покажи, как ты прикусишь его зубами. Делай это легко, чтобы не было больно, и смотри, как язык будет неподвижно лежать внизу на зубах, как блинчик на тарелке. Теперь открой рот, а язык пусть лежит по-прежнему. Сделай так несколько раз подряд». (Ребенок упражняется перед зеркалом) Скоро ребенок научится слегка закусывать широкий язык передними резцами, затем, открывая рот, оставлять язык в прежнем положении.

Для начала, расскажите ребёнку сказку. Например, такую:

«Как маленький пароходик научился гудеть»

«Жил-был маленький пароходик. Ходил он по морю и возил грузы. Вот только большие пароходы его не замечали и даже не отвечали на его приветствие. А всё потому, что голосок у маленького пароходика был очень слабенький, и вместо протяжного и тягучего гудка: «Л_______», он выводил что-то невнятное и тихое, кажется: «в______». Маленький пароходик решил во что бы то ни стало научиться гудеть правильно. Стал он пробовать разные варианты приветствия: «У_______! О_______! Нет, явно не то!». С досады, маленький пароходик прикусил свой язычок и произнёс: «Ы______…». И тут произошло чудо: над водной гладью прозвучал ясный и чёткий звук [Л]! Маленький пароходик подумал, что ослышался, и повтори: «Ы______…», снова прикусив язычок. Звук [Л] получился ещё более отчётливым. Мало того, все большие пароходы, услышав голос маленького пароходика, начали отвечать ему громкими и протяжными гудками: «Л_____!», «Л______!». Так маленький пароходик научился гудеть правильно».

(Автор сказки: Е. Г. Карельская)

Важное уточнение: этот способ постановки звука [Л], нельзя проводить с ребёнком, у которого есть межзубный ламбдацизм!

Все остальные дети с различными видами ламбдацизма и параламбдацизма могут взять на вооружение опыт маленького пароходика. Они прикусывают кончик язычка и протяжно произносят звук [Ы_______]. При этом должен прозвучать звук [Л]. Хотя, возможно, и не с первого раза. Ведь это только в сказке всё получается быстро, - как по волшебству! Когда гудок (звук [Л]), наконец, приобретёт нужное звучание, любой ребёнок будет переполнен гордостью и представит себя маленьким пароходиком. Проведите с ребёнком игру «Пароходы здороваются». Кто будет большим океанским лайнером, а кто маленьким пароходиком, - решать вам!

Выполняя это упражнение, можно заметить, что щёки раздуваются. В этом нет ничего страшного, т.к. мы говорили, что звук [Л] – боковой и воздух при его произнесении поступает в щёки. После того, как изолированно звук [Л] будет получаться, присоедините его к гласным: [Л___а], [Л____у], [Л____о], [Л____ы], [Л____э]. На первых порах кончик языка ещё придётся прикусывать. Если в прямом слоге сделать это будет затруднительно, попробуйте обратные слоги: АЛ____, УЛ_____, ОЛ____, ИЛ____, ЭЛ_____, ЫЛ____.

 Спасибо за внимание!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Постановка и автоматизация звука [ Л ] в домашних условиях» Подготовила: учитель-логопед высшей категории Юлина Виктория Владимировна Омск 2016

Слайд 2

Цель: познакомить родителей со способами постановки и автоматизации звука [Л] в домашних условиях.

Слайд 3

План проведения мастер-класса: Причины нарушений звукопроизношения звука [Л]. Правильная артикуляция звука [Л] Подготовительный этап постановки данного звука. Способы постановки звука [Л]. Автоматизация звука. Дифференциация звука [Л].

Слайд 4

1. Причины нарушений звукопроизношения звука [Л] укороченная подъязычная связка, ограничивающая движения кончика языка вверх; слабость мышц языка; нарушения фонематического слуха.

Слайд 5

2. Артикуляция звука [ Л ] Положение губ зависит от последующего произносимого гласного. Верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга. Язык упирается своим кончиком в верхние резцы или их десны. Боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, в результате чего по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха. Корневая часть языка поднята, благодаря чему при наличии боковых проходов с обеих сторон язык принимает форму седла. Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в нос. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют (звук звонкий).

Слайд 6

3. Подготовительный этап постановки звука [ Л ] – это комплекс артикуляционной гимнастики Г имнастику языка необходимо делать по 10-15 минут ежедневно. Добиваться правильного выполнения всех упражнений. Больше внимания уделять тем упражнениям, кото - рые получаются хуже.

Слайд 7

Поймай звук [ Л ] Хлопни в ладошки, когда услышишь звук [ Л ]

Слайд 8

4.Способы постановки звука [Л]. 1) По подражанию; 2) При межзубном положении: А) от звука а-а-а; Б) От звука ы-ы-ы . Игра «Как летит Игра «Как гудит самолётик» теплоход»

Слайд 9

Автоматизация звука: 1. Изолированно. 2. В слогах. 3. В словах. 4. В словосочетаниях и предложе - ниях . 5. В тексте.

Слайд 10

Автоматизация в слогах. Ла-ла-ла -звонят в коло- кола. Ло-ло-ло - на улице светло. Лу-лу-лу - лезем на скалу. Лы-лы-лы - моем мы полы. Ал-ал-ал – ребенок мал. Ол-ол-ол – я забил гол. Ил-ил-ил – я кубики сложил. Ел-ел-ел – у Лары мел. Ил-ил-ил – я кубики сложил.

Слайд 11

В начале: лак, лама, лампа, ладья, лото, лошадь, лоб, лужа, лук, лужайка, луч, луг. В середине: юла, плакат, площадь, шалаш, флаг, клубок, пламя, вилка, акула, голубь, глаза, вешалка, село, клумба. В конце слова: угол, укол, встал, пришел, победил, попал, баскетбол, победил, узнал, понял, решил, захотел.

Слайд 12

Автоматизация в предложениях. Пчела села на лозу. У елки – иголки колки. Сел и все съел. Около кола колокола. Иголка, иголка – ты остра и колка. Алексей любит играть в футбол.

Слайд 13

Дифференциация звука [Л] – различение звука со сходными по произношению (на примере игры « Мерсибо »)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы автоматизации звука Р в домашних условиях. Памятка для родителей.

В памятке описаны разнообразные игры, направленные на автоматизацию звука Р в слогах, словах и связной речи, которые родители могут использовать дома с детьми....

Памятка для родителей «Приемы автоматизации звука [р] в домашних условиях»

КнопочкиРебенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком [р], нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбка, цветок и т.д.). Сколько кнопочек — сто...

Домашнее задание №1 по автоматизации звука "Р".

Автоматизация звука "Р" необходима для введения нормативного звука в речь. Этот процесс нужно начинать только после того, как ребёнок научился четко произносить звук "Р" изолирован...

Домашнее задание №2 по автоматизации звука "Р".

Автоматизация звука "Р" необходима для введения нормативного звука в речь. Этот процесс нужно начинать только после того, как ребёнок научился четко произносить звук "Р" изолирован...

Мастер - класс "Постановка и автоматизация звука Р"

Игровые упражнения во время постановки звука Р и его автоматизации....