ВОСПИТАНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
статья на тему

Булдова Наталья Викторовна

Статья о роли родителей в воспитании одаренных детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_odarennyh_detey.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Роль родителей в воспитании одаренных детей

Одаренность казалась раньше явлением необычным, таинственным и редким, связанным с образами гениальных людей прошлого и отдельными примерами детей вундеркиндов. Одаренность можно сравнить со звездой, свет которой пронизывает каждого человека, пробуждая ростки удивительных способностей, талантов к жизни. Сталкиваясь с проявлениями одаренности, часто ловишь себя на мысли: «Я знаю, что я ничего не знаю»,- ведь проявления одаренности столь разнообразны и неповторимы, что легко можно ошибиться и в оценке (переоценить или недооценить), и в выборе форм, методов, направлений развития одаренности.

Под одаренностью ребенка понимают более высокие, чем у его сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Одаренность – это особо благоприятные внутренние предпосылки развития.

Все способности ребенка развиваются в ходе взаимодействия его со средой, в играх и занятиях, под влиянием обучения и воспитания в самом широком значении этих слов.

У каждого ребенка – огромные возможности развития; но у некоторых данные особенно благоприятные, а, то и из ряда вон выходящие – действительно выдающиеся: яркость интеллекта, успешность деятельности, умственная активность – все превосходит порой не просто средние нормы, но и самые смелые ожидания.

Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья.

Одаренность ребенка необходимо, прежде всего, раскрыть и понять, но и не менее важно ее поддержать. И воспитание ребенка становится еще более сложным заданием, если человек является родителем одаренного ребенка.

Понятно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не  существует какого-то стереотипа одаренности -  каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Именно  родители - главная опора одаренных детей. Задача их трудна, но благородна. Успех придет, если родители постараются создать ребенку все возможности для образования, оказать необходимую помощь и эмоциональную поддержку.   

Каковы же основные поведенческие характеристики одаренного ребенка, упоминаемые родителями? Наиболее часто родители отмечают раннюю речь, употребление сложных слов, раннее осваивание счета, чтения, нередко и другие характеристики: громадное любопытство, цепкую память. Эти последние способности заслуживают особого внимания, наряду с быстрым восприятием, воображением, в то время как роль отдельных конкретных достижений (умение читать, или считать) не следует переоценивать.

У одаренных детей есть и общая психологическая особенность (при всех индивидуальных различиях) – чрезвычайная активность ума, постоянная готовность его к напряжению, к деятельности. Тяга к тому, чтобы самому все испытать, изучить, проверить «на деле». Умственная активность их не просто очевидна, но словно бы ненасыщаема:  они не просто «усваивают умственную пищу», но и настойчиво требуют, ищут ее. Они стремятся к увеличению  и усложнению интеллектуальных задач, умственные усилия их эмоционально захватывают.

То, как ребенок делает открытие собственной одаренности, представляет огромный интерес для родителей. Папы и мамы переживают, насколько адекватно ребенок реагирует на первое осознание собственной уникальности. У одних одаренных детей, находящихся в постоянном общении с другими детьми, понимание собственного отличия происходит рано. У других осознание своих способностей впервые происходит в школе при сравнении себя с другими детьми.

Родителям важно, чтобы ребенок обладал здоровым самовосприятием и понимание того, что способности и интересы других людей могут быть на ином уровне или в иной сфере, нежели его собственные.

Здоровому самовосприятию одаренного ребенка очень поможет чувство общности с окружающими его людьми и хотя бы начальное понимание положительных качеств, ценимых в человеческом обществе.

Задача, стоящая в этом плане перед родителями, заключается в том, чтобы, учитывая раннее развитие таких детей, своевременно найти верный момент, правильные слова и примеры для ребенка. Такая коммуникация осуществляется не только с помощью речевого общения, но и выражается  в реакциях и отношении родителей и других окружающих к ребенку.     

Тем, кто воспитывает одаренных детей необходимо присмотреться к своей собственной реакции на ребенка, чтобы найти истоки стремления преуспеть.

Когда, внимание к уникальной способности ребенка в чем-то одном становится гипертрофированным, самовосприятие малыша может стать совсем не таким, какого желают гордые родители. Одаренные подростки с эмоциональными нарушениями, вспоминая раннее детство, почти всегда рассказывают, что родители никогда не воспринимали их как личность, что они видели в них только способности и достижения. Очень часто блеск таланта ослепляет родителей. Такое случалось и в семьях одаренных музыкантов, спортсменов и интеллектуально талантливых людей. Родительские оценки для ребенка – одновременно и награда, и мерило его самовосприя и самооценки.

Родители должны спросить себя: «Что я вижу и что ценю в своем ребенке и как мне показать ему это?» Тогда система родительских оценок, в которой ребенок видит себя, будет точнее и полнее отражать одаренного ребенка во всей его многогранности. Родители играют главную роль в том открытии, которое делает одаренный ребенок.

Нередко одаренный ребенок делает быстрее и лучше что-то, чем другие дети. Это вызывает раздражение. Объясните малышу, что каждый человек осваивает разные вещи по-своему, что он обладает счастливой способностью быстрее понимать, чем другие и что любовь и доброта должны помочь ему быть терпеливым к другим. Надо познакомить ребенка с другими детьми, которые столь же быстры, как и он.

Более интеллектуально развитый ребенок часто склонен командовать сверстниками. Один из приемов, подходящих в таких случаях, это ролевая игра. Игра «по ролям» представляется лучшим заменителем обычного опыта и инструментом, с помощью которого родители могут добиться впечатляющих результатов. Восприимчивые родители, уделяющие внимание игровому обучению, интуитивно улавливают преимущества, которые дает ролевая игра в сравнении с обычной родительской беседой.

Есть родители, которые предпочитают не уделять внимания детским талантам. Такое отношение может оказать нежелательное воздействие на одаренного ребенка. Особые таланты ребенка не исчезнут, если их просто не замечать. Ведь для него они являются нормальными, они – неотъемлемая часть его самого. Тогда ребенку приходится самому разбираться во всех социальных последствиях и сложностях своих неординарных способностей. Цену своей неординарности ребенок познает на собственном опыте, но в этом случае он будет лишен возможности рассмотреть и обдумать ее вместе с людьми, важнее которых для него нет никого в целом свете.

Существует ряд советов родителям в воспитании ребенка, который открывает себя:

  1. Проанализируйте свою собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе.
  2. Будьте честными. Все дети чувствительны ко лжи, а одаренные – особенно.
  3. Оценивайте уровень развития ребенка. Речевой обмен даже с очень  развитым ребенком не является наиболее эффективным путем к пониманию.
  4. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или поведении и являться признаком одаренности.
  5. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.

Родители одаренных детей должны стараться сделать жизнь детей более активной и интересной. Это совместные занятия, игры, помогающие ребенку найти и более полно раскрыть свои интересы. Они должны помогать детям пробовать себя в разных сферах: познавательной (составление гербариев, коллекции минералов), организаторской (распределение дел, ролей в игре, разрешение споров, подведение итогов), в прикладных видах деятельности (вышивание, выпиливании,  изготовление игрушек, украшение интерьера), в художественно – музыкальном творчестве, спорте. Родители должны подбирать ребенку литературу по интересующим его вопросам.

         Отношения между ребенком  и родителями – это самое важное в воспитании добрых чувств и к  нему самому, и ко всему миру.

Одаренный ребенок вправе рассчитывать, что его способности найдут понимание и поддержку родителей в поиске наилучшего использования таких способностей и для него самого и для окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в воспитании одаренных детей

Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья. И воспитание ребенка становится еще более сложным заданием, если человек является родителем одаренного ребенка....

Презентация по теме ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЕННОСТИ

Многим педагогам кажется, что одаренность увидеть легко. Но так ли это на самом деле?...

Выявление одаренных детей, система диагностических процедур и методов, направленных на выявление одаренности учащихся школы

Диагностика одаренности является актуальной и сложной проблемой для большинства специалистов, как педагогов, так и психологов. Это обусловлено множеством причин, таких как многообразие видов одареннос...

ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОДАРЕННЫХДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ГИМНАЗИИ)...

Буклет. Одаренные дети – что такое одаренность?

Одаренные дети – что такое одаренность?...

Проблема воспитания и обучения одаренных детей

Данная презентация содержит информацию о проблемах одаренности детей...

Понятие "одаренность". Психологические особенности одаренных детей. Виды одаренности.

В статье раскрывается понятие "одаренность", рассматриваются особенности одаренных детей, выделены основные виды одаренности...