Родителям о чтении
консультация по теме

Ванзатова Баирма Ринчинимбуевна

Чтение – главное умение человека в жизни, без которого он не сможет постичь окружающий мир. «Книга – это учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит тебе откровения мудрости.» (А.Навои) Я с ним полностью согласна. Я считаю, что книги играют важную роль в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Родителям о чтении95.71 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям о чтении

Цель чтения для детей – это принести максимальную пользу ребенку на всех уровнях, которые изображены на схеме.

Ваш ребёнок закончил учебный год. Наступили такие долгожданные летние каникулы. Многим родителям хочется забыть школу и всё с ней связанное, как страшный сон – вплоть до 1 сентября. Впереди целых 3 месяца лета. Наступила  долгожданная СВОБОДА от ежедневных школьных обязательств.

Настойчивые пожелания Вашей учительницы НЕ ЗАБЫТЬ ЗА ЛЕТО ВСЁ часто вызывают у Вас негативные эмоции.

Во-первых, ребёнок имеет право на отдых, во-вторых – он так трудился весь год, так что Вы уверены, что ничего он не забудет. Забудет, если не будет ничего повторять, если не будет давать своему мозгу ежедневную тренировку (не обязательно, повторяя русский и математику. Вы можете решать шарады, кроссворды, логические задачи и пр).

Конечно, ребёнок имеет право на отдых. Только сидение часами перед телевизором и компьютером – это не отдых, а дикая нагрузка на нервную систему ребёнка. По медицинским нормам – это 1 час-1,5 часа детского художественного или познавательного фильма + через 4 часа минимум –часовая компьютерная игра.

Летний калькулятор времени

Давайте вместе посчитаем и подумаем, как протекает большинство летних дней (мы не берём дни экскурсий) :

  • В сутках 24 часа.
  • Закладываем 10 часов на ночной и дневной детский сон.
  • Закладываем 4 часа на еду, гигиенические процедуры, утреннюю зарядку.
  • Вычитаем: 24 - (10+4) = 10 часов.
  • Из этих оставшихся 10 часов: на гуляние, хобби, спорт  –6 часов +, ОК, даже 3 часа на фильмы и компьютерные игры (БОЛЬШЕ – НЕЛЬЗЯ!). То есть 9 часов ребёнок отдыхает, никак не напрягая, не тренируя, не поддерживая в форме свой мозг. Ребёнок получает лёгкую информацию, когда весь информационный поток льётся на него извне, а Ваш малыш просто его поглощает.
  • Снова вычитаем: 10 – (6+3) = 1 час. Вот этот Золотой Час, то есть всего лишь 1/10 свободного времени ребёнка, дорогие родители, а также, бабушки и дедушки, мы рекомендуем использовать, чтобы дать зарядку мозгу. Не целый 1 час подряд. Ребёнок устанет. С 1-2 перерывами по 5-10 минут. Очень важна СИСТЕМНОСТЬ. Не 7 часов подряд в воскресенье, за всю неделю, а именно: ВЫДЕЛЯТЬ НА ЗАРЯДКУ МОЗГА КАЖДЫЙ ДЕНЬ по 1 часу.

Золотой час – что нам делать?

  •  Можете повторять пройденное за год (особенно, если уже появились первые сложности).
  • Можете решать головоломки, кроссворды, шарады, ребусы.
  • Одна из лучших зарядок для мозга – чтение книг. Хотя бы 20-минутное чтение ХУДОЖЕСТВЕННЫХ КНИГ пусть даже про себя, не вслух,  

В каком случае ребёнку надо читать каждый день по часу обязательно

Проведите самостоятельно тестирование Вашего ребёнка. Вам потребуются:

  • Часы с секундной стрелкой
  • Детская незнакомая ребёнку книга с крупным шрифтом (или специальный сборник по проверке техники чтения)
  • Карандаш

Объясните малышу, что сейчас Вы хотите ещё раз убедиться, насколько хорошо он читает. Подчеркните, что займете только 1 минуту его времени. Читать Ваш малыш должен вслух, достаточно выразительно, правильно прочитывая слова (в случае ошибки надо аккуратно вернуть ребёнка к неверно прочитанному слову, чтобы он его прочитал грамотно), не отвлекаться, а после прочтения текста он должен суметь ответить на 2-3 вопроса по тексту. Так как чтением мы называем только осмысленное чтение.

Итак, Вы открываете книгу, засекаете время и по Вашей команде: «Читай! (Начали!)» – ребёнок начинает читать вслух. Вы одновременно и следите за временем, и за правильностью читаемого текста. Через 1 минуту Вы говорите: «Стоп» и начинаете подсчитывать количество ПРОЧИТАННЫХ СЛОВ ЗА ЭТУ МИНУТУ. Считаются ВСЕ слова. Даже предлоги (это такие маленькие слова! )))! Например – к, по, у, над, про, за и прочие). Любое слово с переносом считается за 2 слова. Как расшифровать тест:

  • Если слов меньше 30 – то читать надо обязательно каждый день по часу, чередуя чтение вслух и про себя.
  • Если слов от 30 до 40 – то читать надо по часу хотя бы через день, чередуя чтение вслух и про себя.
  • Если слов от 40 до 50 – то это уже неплохо, можно уделять чтению по полчаса в день. ЭТО ХОРОШАЯ НОРМА.
  • Если слов от 50 до 60 – вы почти герои, и, скорее всего, Ваш ребёнок уже приучен к процессу чтения. Можно контролировать, чтобы он обязательно читал 2-3 раза в неделю, но тогда уже по часу.
  • Если слов больше 60 – значит, Ваш ребёнок уже перешел от слогового чтения к чтению целыми словами. Читать ему уже намного приятнее и легче. Обычно дети с такой скоростью чтения читают сами, но всё равно контролируйте этот процесс. Надо, чтобы он читал хотя бы по полчаса-часу через день.

Не забудьте задать вопросы по тексту, чтобы убедиться, что ребёнок понял то, что прочитал. Если не понял – советуете ему быть более внимательным, может, замедлить темп чтения и сделать ещё попытку. Снова задать вопросы по тексту. Потому что оттарабаненный второклассником текст со скоростью 200 слов в минуту, но им не понятый – не нужен никому.  Чтение всегда должно быть ОСМЫСЛЕННЫМ.

Зачем нужно замерять скорость чтения

и как эта скорость чтения влияет на ВСЮ УЧЁБУ ребёнка в школе

  • На уроках математики плохо (по слогам) читающие дети начинают уже со второго класса резко отставать от своих одноклассников. Любую задачу ребёнок должен ПРОЧИТАТЬ. Если у ребенка слоговое чтение, то текст задачи он может понять не сразу, а только прочитав второй-третий раз. То есть пока он читает – большинство хорошо читающих детей уже и краткую запись оформили, и решение с ответом написали. А ваш  плохо читающий малыш только понял, что ему с этой задачей делать.
  • На уроках русского языка часто уже от учителя звучит задание: «Прочитайте задание упражнения и выполните». Пока ребёнок со слоговым чтением разбирается в слогах, складывая их в слова,  слова в предложения, предложения в текст задания, хорошо читающие дети уже всё выполнили. Ваш ребёнок при этом себя чувствует очень некомфортно.
  • На уроках чтения, окружающего мира и прочих предметов, где надо не только прочитывать достаточно большие тексты, но ещё и отвечать на вопросы, и пересказывать, и анализировать, и находить подтверждения в тексте, ребёнок со слоговым чтением просто тонет в этом море так быстро для него меняющейся информации.

Причем на этом мучения ребёнка не заканчиваются.  Впереди – домашняя работа. Поэтому Ваши мучения тоже не заканчиваются))! Поверьте, хорошо читающие дети в разы легче проходят все этапы домашней работы.

польза чтения для детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий для родителей "Семейное чтение"

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в нач...

Родителям о чтении.

Как приучить ребёнка читать и как организовать домашнее чтение....

Памятка для родителей "Правила чтения"

В "Памятке" можно найти правила чтения и как готовить домашнее задание по чтению"...

Родителям о чтении

Упражнения на развитие навыка осознанного , правильного чтения...

Буклет для родителей "Семейные чтения"

Все семьи считают чтение  важной частью повседневной жизни и частью культуры их дома. Дети, подростки и взрослые любят чтение за ту  радость, которую оно способно доставить. Они расценивают ...

Родителям о чтении в 1 классе

Чтение очень полезный и важный инструмент по восприятию информации. Навыки и основы чтения закладываются детям в первом классе (а в некоторых случаях и гораздо раньше). Поэтому уже в первом классе род...

Родителям о чтении

Под техникой чтения родители чаще всего понимают количество слов, которое читает (произносит) ребенок за 1 минуту. Но это только одна составляющая....