Влияние внеурочной деятельности на формирование личностных УУД в 1 классе в период адаптации.
статья (1 класс) на тему

Сошонкова Нина Елпидифоровна

формирование личностных УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»

Учитель нач. классов  Сошонкова Н.Е.

Влияние  внеурочной деятельности на   формирование  личностных  УУД в 1 классе в период адаптации.

Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно,

                                                                               Если на десять лет вперед - сажай лес,

                                                                                Если же на сто лет - воспитывай детей.

                                                                                                                  (Народная мудрость)

Современное общество предъявляет новые требования к личности гражданина. С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения наравне с урочной системой, акцентируется внимание на внеурочную деятельность. Именно во внеурочной работе можно наиболее качественно построить процесс формирования маленькой личности. А воспитанию такой личности помогают универсальные учебные действия, и здесь особая роль отводится личностным УУД.

Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Проблема организации внеурочной деятельности учащихся является актуальной на любом этапе школьного образования, но особое значение она приобретает на его начальной ступени.

Внеурочная деятельность ставит своей целью прежде всего развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Так с момента введения стандартов второго поколения в нашей школе, с учётом выше обозначенных направлений, среди учащихся 1классов проводятся занятия внеурочной деятельности по следующим долгосрочным образовательным программам:

«Я познаю мир»; «Мы – граждане России»; «В мире волшебных красок»; «Быть здоровым».

       Основное предназначение внеурочной деятельности – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных  социокультурных и образовательных потребностей  детей. На содержание Программ повлияли следующие факторы: особенности и традиции школы, функционирование кружков и секций по интересам учащихся и их родителей.

           Реализация данных программ  способствует:

  •  овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
  •  формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
  •  формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Формы организации внеурочной деятельности

Одним из эффективных методов формирования УУД, является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы с моими учениками пришли к выводу, что должно достигаться:

  • полное внимание к однокласснику;
  • серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
  • терпимость, дружелюбие:
  • никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».

Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных сферах (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению).

Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.

Первым проектом  стала совместно организованная «социальная акция» под названием «Добро дарить дороже злата». На вводном занятии велось обсуждение значимости добра в жизни людей, благородные поступки, приводились примеры из жизни, разбирались ситуации. Подобная деятельность являлась мотивирующей к дальнейшей работе. На втором занятии, уже ознакомившись с возможными вариантами организации акции и обсудив собственные, велась работа над созданием раздаточных карточек, «добрых» солнышек.

 Итог: отличное настроение, удовлетворение от проделанной работы, проба новых социальных ролей, определение себя как помощника, важной части общества.

Второй проект был посвящён семье. На него было отведено три занятия. Работа началась с разговора о значении семьи для каждого ребёнка. Проблемные вопросы, видеоролики, мнения других людей – позволили ребятам определить важность семьи. Второе занятие послужило мощным толчком для осознания необходимости создания собственного древа семьи, как важного исторического документа. Заранее ребята узнавали от родителей о своих семьях, предках, дальних родственниках. На заключительном этапе велась работа по созданию генеалогического древа.

Данный проект позволил осознать не только ценность членов семьи в собственной жизни, но также послужил поводом для активного общения родителей и детей, узнаванию новых сведений из жизни, позволил разобрать и определить семейные ценности.

Работа над проектом помогла в развитии эмоциональной отзывчивости, заложила основы для осознания семейной идентичности, а также ориентировала на моральные нормы, несение ответственности за себя и близких.

И в заключении хочу сказать, что формирование личностных УУД являет собой только часть, пусть очень важную, но часть становления современного человека. И личностные УУД – это часть открытой системы, которая подчиняется запросам общества и влиянию времени.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.

2. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru

3. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 2010. - 221с.

4. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.

5. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007

6. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.

7. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников

[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС

Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов  в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС...

Методические рекомендации по учету особенностей проявления темперамента учащихся начальных классов в период адаптации в работе учителя

Период адаптации не всегда прходит легко. Часто детям трудно адаптироваться к новому распорядку дня, к новой роли ученика, к новым требованиям, к классному коллективу, к  учебной нагрузке. Облегч...

Организация обучения учащихся 1 класса в период адаптации

Организация обучения учащихся 1 класса в период адаптации  доклад для родителей первоклассников...

СПРАВКА по итогам контроля организации учебно-воспитательного процесса в 1 –х классах в период адаптации учащихся к школе в МАОУ «Лицей №3»

Период адаптации учащихся 1-х классов к школе. Контроль администрацией организации учебно-воспитательного процесса педагогами и службами лицея....

Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения.

Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов  в период адаптации к условиям образовательного учреждения....