Психопрофилактические и коррекционные сказки для школьной адаптации
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Чернавцева Людмила Геннадьевна

  Жили-были... Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что-то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы, бабушки, воспитатели в детском саду.    Чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, помочь им в адаптации к школе, предлагаем эти сказки. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволит снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_adaptatsiya.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

  Психопрофилактические и коррекционные сказки для

                         школьной адаптации

  Жили-были... Каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что-то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы, бабушки, воспитатели в детском саду. Дети выбирают удобную позу, прижимаются к любимым взрослым или к мягким, пушистым игрушкам и слушают сказки, рассказы, истории.

  Для школьников такие приятные вечера часто остаются в памяти как воспоминание о беззаботном детстве. Родители все реже читают детям вслух. Школьники читают сами, и, скорее всего, не сказки, а программные произведения. Но бывают моменты, когда хочется вернуться в мир детства, вновь почувствовать теплоту и единство семьи.

   Чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, помочь им в адаптации к школе, предлагаем эти сказки. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволит снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.

Первая сказка.

 Создание "Лесной школы" Автор: М.А. Панфилова  

  Жил-был Ежик. Он был маленький, кругленький, серого цвета, с остреньким носиком и черными глазками-пуговками. На спине у Ежика были самые настоящие колючки. Но он был очень добрым и ласковым. А жил Ежик в школе.

  Да, в самой обыкновенной школе, где было много детей, которых учили мудрые учителя. Как он сюда попал, Ежик и сам не знал: может быть, какой-то школьник принес его для "живого уголка" еще крохотным, а может, он и родился в школе. Сколько Ежик себя помнил, он всегда вспоминал школьные звонки, теплые руки детей, вкусные угощенья и уроки...

  Очень нравилось Ежику, как проходили уроки. Вместе с детьми Ежик учился читать, писать, считать, изучал и другие предметы. Конечно, это было незаметно для людей. Им казалось: бегает Ежик, радуется жизни. А Ежик мечтал...

  И мечтал он о том, что, когда вырастет, станет учителем и сможет научить своих лесных друзей всему, что умеет и чему научился сам у людей в школе.

  Вот Ежик стал взрослым, и пришла пора осуществиться его мечте. Лесные жители построили настоящую школу, в которой будут учиться зайчата, лисята, волчата, мышата и другие зверята. Учитель-Еж готовил класс к приему первоклассников. В светлой комнате стояли столы, стульчики. На стене висела доска, на которой можно писать мелом. Еж принес учебники - книжки с картинками, которые помогут научить писать, считать.

  Сорока принесла в Лесную школу блестящий звонкий колокольчик.

 - Зачем ты принесла в школу какую-то игрушку? - спросил у Сороки Сторож-Крот. - Ведь в

 школе не играют, а учатся!

 Сорока важно ответила:

 - Меня Еж попросил. Я буду отвечать за звонки.

 - А зачем нам звонить? Школа же не пожарная машина! - удивился Крот.

 - Эх, ты ничего про школу не знаешь! Если звенит звонок - значит, пора на урок. А если на уроке

 звонок, значит, пора отдохнуть, дружок! - затрещала Сорока.

 - Подожди, Сорока, объясни мне еще разок. Если ребята придут в школу, то, услышав звонок, побегут на урок?

 - Да, только не побегут, а подойдут к столикам, будут ждать начала урока, - ответила Сорока.

 - Это верно! - подхватил Еж. - Именно так делают настоящие школьники.

 - Так наши ребята-зверята могут и не знать эти правила? - заволновался Крот.

 - Придут в школу и узнают! - вновь затрещала Сорока.

 - Да, - подтвердил Еж, - узнают, как стать школьником, как правильно писать, считать и многое другое.

Еж, Крот и Сорока затихли. В Лесной школе было тихо и свежо. В ожидании первоклассников деревья на школьном дворе принарядились и шелестели своей желто-красной листвой. Казалось, что они тоже разговаривают.

 - Пора, пора! - объявляет всему лесу клен.

 - В школу, в школу! - шепчет березка.

Вторая сказка.

 Букет для учителя.

  В лесу суета, переполох. Заяц бегает целый день в поисках сумки для сынишки. Зайчонок собрался завтра в школу, а портфеля нет. Как же ему книжки да тетрадки носить? Белка обещала помочь. Она своей дочке-то портфель настоящий смастерила, с отделениями, с ремешками и кармашками.

  А Медведица трудится над костюмчиком для Медвежонка. "Ведь в школу надо нарядным идти, как на праздник", - ласково приговаривала она, отглаживая белый воротничок у рубашки.

 Лисичка волнуется: "Надо Лисенка помыть, расчесать, красиво и аккуратно хвостик уложить, а его все нет, все где-то с Волчонком играет!"

  Но Лисенок, Волчонок, Медвежонок вместе с Белочкой и Зайчонком занимались важным и нужным делом. Наши будущие первоклассники в лесу собирали букет для своего учителя. Собирали и разговаривали.

- Ой, Белочка, как же ты будешь в школе учиться? Ты все прыгаешь да прыгаешь, - волновался за подружку Лисенок.

 - Не знаю, - ответила Белочка, - я действительно не могу усидеть на месте спокойно.

 - Ничего, - успокоил ее Зайчонок, - там, говорят, перемены будут, вот на них и попрыгаешь.

 - Перемены? - удивился Волчонок. - А мне папа говорил, что в школе будут уроки, на которых будем учиться, узнавать что-то новое.

 - Это правильно! - поддержал друга Медвежонок. - Для этого мы в школу-то и идем.

 - Да, но все время учиться, долго сидеть за столами мы не сможем, устанем, - объяснял Зайчонок, поэтому придумали перемены, где можно отдохнуть, поиграть.

 - Поживем - увидим, - проворчал Медвежонок, - а сейчас давай цветы самые красивые выбирать, чтобы Учителю-Ежу понравились.

 - А какой он - учитель? - поинтересовалась Белочка. - Добрый он или злой?

 - Не знаю... - размышлял Волчонок. - Самое главное, мне кажется, чтобы он был умным, чтобы

 много знал и умел.

 - А я хочу, чтобы добрым был, - продолжала Белочка, - чтобы все разрешал.

 - Представь себе, что тогда за уроки будут! - удивился Лисенок. - Одному разрешили кричать,

 другому скакать, а третьему в игрушки играть!

 Все ребята-зверята весело засмеялись.

 - Мне хотелось бы учителя доброго, но строгого и справедливого, чтобы смог понять и простить, по мочь в трудную минуту и чтобы на уроке с ним было интересно, - закончила свои рассуждения Белочка.

 - Да, это было бы хорошо... - подтвердил Медвежонок.

 - А мне кажется, что каждому из нас свой учитель мечтается, - тихо произнес Зайчонок.

 - Ты что-то загрустил, Зайчонок, боишься? - удивился Волчонок. - Смелее! Пусть будет учитель

 такой, какой он есть, а не выдуманный!

 - А мне мама говорила, что в учителя идут только те, которые любят детей и хотят их многому научить! - воскликнула Белочка.

 - Ой, ребята, смотрите, какой у нас большой и красивый букет получился! - обрадовался Лисенок.

 "Наверное, нашему учителю будет очень приятно!" - подумали завтрашние первоклассники.

Третья сказка.

 Смешные страхи

  Наступило первое сентября. Каждому ученику понятно - в этот день дружно идем в школу! А для первоклассников - это особенный день: день знакомства со школой, с учителем, с классом.

  Солнышко улыбалось нашим первоклассникам, еще теплый ветерок подгонял их в пути.

  Аккуратные, красивые, с настоящими портфелями и с ярким букетом цветов приближались они к Лесной школе.

  Около школы учеников встречал Учитель-Еж. Он внимательно рассматривал каждого ученика и добродушно улыбался. Букет ему очень понравился, Еж оценил старания ребят. "Спасибо!" - произнес Учитель, и его глаза засветились веселыми огоньками.

  Сорока шумно приветствовала учеников звонком, который эхом разнесся по всему лесу.

 - Прошу всех пройти в класс и выбрать парту, где вам будет удобно учиться! - торжественно произнес Еж.

  Первоклассники осторожно проследовали за учителем, но, увидев светлый класс, осмотрелись и смело нашли себе подходящее место.

 - На первом уроке сегодня мы будем знакомиться, - спокойно произнес Еж. - Вы расскажете, как

 вас зовут, чем любите заниматься.

  Каждый из учеников рассказывал о своих любимых играх, мультиках, книгах и даже о любимых сладостях. Только Зайчонок ничего не рассказывал. Он сжался в комочек и спрятался за парту так, что выглядывали одни дрожащие ушки. Еж не сразу обратился к нему, подождал, пока все ученики выскажутся.

- А как тебя зовут? И чем ты любишь заниматься? - прозвучало над заячьим ушком.

 - Я? Не-не-не знаю! - дрожащим голосом прошептал Зайчонок.

 - Кто тебя так напугал? - забеспокоился Учитель.

 - Бра-братишка... - ответил Зайчонок, - он сказал, что в школе меня проучат как следует, да

 еще будут наказывать хворостинками.

  Все первоклассники рассмеялись.

 - А что еще рассказывал твой братишка про школу? - продолжал спрашивать Еж.

 - Он говорил... - уже смелее произнес Зайчик, - что у Вас очень острые иголки и что непослушных

 учеников Вы больно ими колете.

 Еж, все ученики и даже сам Зайчонок дружно смеялись.

- Да, твой братишка - фантазер! - с улыбкой сказал Учитель-Еж. - Наверное, ему не хотелось отпускать тебя в школу, потому что не с кем будет играть. Вот он и придумал эти страшилки.

 - Наверное... - уже спокойно отвечал Зайчонок, - еще он обиделся на меня за то, что я научился лучше его прыгать и бегать.

 - А ты любишь бегать и прыгать? - уточнил Учитель.

 - Очень! - радостно ответил Зайчонок.

 - Очень хорошо! Значит, ты будешь на физкультуре лучшим учеником! А на перемене поможешь организовывать подвижные игры для отдыха.

  После этих слов Учителя прозвенел звонок с урока, и Еж пригласил ребят в коридор отдохнуть.

 Первоклассники с улыбкой выходили из класса, а Зайчонок уверенно шагал впереди всех.

Четвертая сказка.

 Игры в школе.

  На перемене ребята-зверята успели рассмотреть школу и поделиться с друзьями своими впечатлениями.

 - Да, попрыгать-то здесь особенно негде! - произнесла Белочка.

 - Почему? - возразил Волчонок. - А стулья и столы в классе? Как раз для прыжков пригодятся.

 Белочка обрадовалась находчивости Волчонка. Вместе они устроили настоящие гонки с препятствиями по всему классу. Когда прозвенел звонок на урок, игра была в самом разгаре.

  Возбужденный и всклокоченный Волчонок не сразу заметил Учителя. А когда остановился, то с удивлением оглянулся на своих товарищей. Белочка тоже не могла понять, в чем дело. Остальные ученики стояли около своих столиков и растерянно смотрели на беспорядок в классе.

 - Да, повеселились... - спокойно произнес Еж. - А звонок на урок уже прозвенел!

 - Я не слышал! - сказал запыхавшийся Волчонок.

 - И я не слышала... - прошептала Белочка.

 - Белочка и Волчонок, поставьте, пожалуйста, столы и стулья ровно, - попросил Учитель.

  Когда порядок в классе был восстановлен, учитель объявил урок математики.

 Еж предложил ребятам познакомиться с учебником, с тетрадкой в клетку. В тетради надо было выполнить первое задание: сосчитать и нарисовать фигуры. Все справились быстро, только Волчонок с Белочкой не поняли задание.

  А когда Белочке стало совсем скучно, она достала из портфеля орешки и принялась их рассматривать, играть.

 - Как у тебя получилось, Белочка? - обратился к ученице Еж.

 - А я ничего не смогла сделать, - произнесла Белочка, спрятав орешки в парту.

 - Но ведь сейчас Заяц еще раз подробно объяснял задание! Ты не слышала?

 - Нет! - призналась Белочка. - Не слышала...

- А что же ты делала? - поинтересовался Еж.

 - Я играла с орешками, - честно призналась Белочка.

 - Ну что же, пришло время для разговора об играх в школе, - обратился Еж ко всему классу. - Играть в школе можно, но давайте вместе подумаем, когда играть, где, как и в какие игры, - продолжал Учитель.

- Можно прыгать и бегать! - радостно предложил Волчонок, который еще находился под приятным впечатлением от игры с Белочкой.

 - Можно, - согласился Еж. - Но только на спортивной площадке или в физкультурном зале. А в классе или в коридоре от таких игр могут произойти неприятности. Какие, ребята?

 - Испачкаются, сломаются столы или стульчики! - ответил Лисенок, лапкой нежно поглаживая свою парту.

 - Больно ушибутся сами ученики или ударят кого-то нечаянно! - забеспокоился Зайчонок.

 - Да, это верно! А еще? После таких игр трудно сразу успокоиться и на уроке ученик становится рассеянным, ему трудно понимать, слушать! - подсказал ребятам Еж.

 - Это точно, - согласились Волчонок и Белочка, но вместе добавили: - Но во что же нам играть во время отдыха на перемене?

Все задумались. И Еж думал вместе с ребятами.

 - Можно играть в настольные игры, в шашки, в шахматы? - спросил Медвежонок.

 - Конечно, можно! Но если долго сидишь на уроке, а потом сидишь еще и на перемене, спина будет уставать. Да и подвигаться для организма полезно, - объяснял Учитель.

 - А может быть, нам сделать теннисный стол в коридоре и устраивать соревнования? - предложил Заяц.

 - И еще повесим на стенку цветной круг и будем бросать в цель маленькие мячики на липучках! - размечтался Лисенок.

 - Молодцы, ребята! Здорово придумали! - похвалил Учитель. - Так мы и сделаем. А есть и другие интересные и нешумные игры: "Ручеек", "Тише едешь - дальше будешь", "Путанка" и другие. Я обязательно вас с ними познакомлю. А во что можно играть на уроке?

- На уроке не играют, а учатся! - важно произнес Медвежонок. - А то весь урок пропустишь! Как же тогда узнавать новое?

 - Правильно, Медвежонок! - согласился Еж. - Но есть игры, которые помогают лучше усвоить, закрепить урок. И я тоже буду вас с ними знакомить.

 А игрушки на уроке сильно отвлекают самого ученика и его товарищей. Поняла, Белочка?

- Да, - тихо произнесла она. - Я больше не буду, извините меня, пожалуйста.

 - Конечно, мы тебя извиняем, а на ваших ошибках сегодня все научились правильно играть и отдыхать в школе.

Прозвенел звонок с урока. Ребята-зверята дружно стали устанавливать теннисный стол в коридоре. А Еж научил всех новым играм.

Так весело и интересно прошел первый день в Лесной школе.

Пятая сказка.

 Школьные правила

  На следующий день наши первоклассники спешили в школу. Они смело поднимались по школьным ступенькам, вспоминая события прошлого дня. Когда прозвенел звонок, Еж увидел готовность всех учеников к уроку. Все ребята стояли около своих столиков и улыбались своему Учителю.

- Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! - сказал Еж. - Сегодня мы на этом уроке поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет?

 - Мне мама говорила, - произнесла Белочка, - что существуют правила питания. Например, когда мы кушаем, то надо меньше разговаривать, чтобы лишний воздух не попал в животик.

 - А мне папа говорил, - продолжал разговор Волчонок, - что во всем мире живет много правил. Есть правила питания, есть правила игр, поведения: в лесу, на дороге, в гостях и в других местах.

 - "Правило" - значит делать правильно" - подвел итог Медвежонок.

- Молодцы! - похвалил всех Учитель. - А зачем нужны эти правила, может быть, и без них можно прожить?

 - Наверное, можно, но ведь будешь тогда всегда на своих ошибках учиться, - улыбаясь, произнес Волчонок. - Как мы вчера с Белочкой.

 - Да, и неприятностей будет много, - согласилась с другом Белочка. - А я не люблю неприятности.

 - Неприятности никто не любит, - подтвердил Учитель. - Поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить.

 - Как у Вас так интересно стихи получаются? - удивился Заяц.

 - А мы сейчас вместе стихи сочинять будем о школьных правилах. Согласны, ребята?

  Конечно, согласны! - хором ответили ученики.

 - Я буду называть правило, а вы будете из него стихотворение придумывать.

Правило первое: В школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу.

 Готово! - обрадовался Лисенок. - В школе "Здравствуй" говорят и с улыбкой дарят взгляд!

 - Отлично, Лисенок!

Второе правило потруднее:

 До звонка на урок надо подготовить все необходимое для учебы. А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждет приглашения учителя около своей парты.

 - Можно я попробую? - предложил Зайчонок. -

До звонка ты приходи

 И порядок наводи!

 По звонку все дружно в ряд

 Ждут учителя, стоят!

- Молодец, Зайчонок!

Третье правило: Чтобы узнать новое и многому научиться на уроке, ученики внимательно слушают и выполняют требования учителя. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шепотом, а к учителю обращаются, подняв руку.

- Это сложно! Не знаю, подойдет ли то, что я придумал, - проворчал Медвежонок.

Друга зря не беспокой.

 Береги его покой.

 На уроке тишина.

 Руку поднимай тогда,

 если хочешь отвечать

 или важное сказать.

- Очень хорошо, Медвежонок!

Правило четвертое: Когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать.

- Это легко! - воскликнул Волчонок.

На уроке ждут ответ.

 Кто-то знает, кто-то нет.

 Отвечает только тот,

 Кого учитель назовет.

- Превосходно! Да вы как настоящие поэты сочиняете! Еще попробуем?

Правило пятое, оно уже вам знакомо: Играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и товарищам не мешать. Да, помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте, в классе.

 - Сейчас моя очередь! - произнесла Белочка.

Вот звонок на перемену,

 Приготовься отдыхать:

 Можешь с другом прогуляться,

 Можешь тихо поиграть,

 Подготовь к уроку все,

 Чтоб училось нам легко!

- Да, замечательно! Я думаю, что вам будет учиться легко и интересно, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, - порадовался за своих учеников Еж. - Эти пять правил мы запомним, но существуют и другие правила, с которыми вы познакомитесь позже. А сейчас первое домашнее задание.

  Да, в школе задают задания на дом для того, чтобы лучше понять учебный материал, научиться работать самостоятельно, без учителя, без родителей.

  Итак, задание такое: придумать стихи про правила поведения за столом, на дороге, в транспорте, в гостях или в других местах. Удачи вам, ребята!

  После сказок для школьной адаптации предложите детям поупражняться в сочинении правил-стихотворений. Когда дети сочиняют, они самостоятельно обдумывают правила, осмысливают их назначение. Первоклассники могут нарисовать свои правила. Творческий подход добавит положительных эмоций в выполнение школьных правил и в организацию дисциплины. Адаптационный этап проходит по-разному у каждого ученика, поинтересуйтесь, какую школу хотели бы создать ваши дети, какого хотели бы учителя. Ответы детей помогут педагогу выявить удовлетворенность детей школьным обучением, наличие у них эмоциональных переживаний, школьной тревоги, стрессовой ситуации.

Далее вы можете сами придумать продолжение приключений учеников Лесной школы. С помощью данных образов детям легче будет понять взрослые требования. Однако каждый герой имеет типичные черты характера, которые встречаются у всех детей. Желательно, чтобы эти черты находил в себе ребенок сам, без подсказки, и стремился развиваться, изменяться в лучшую сторону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сказки для школьной адаптации

Сказки, которые помогут вашим первоклассникам адаптироваться к школьной жизни. Сказки даны на все случаи школьной жизни- и о страхах, и о лжи, и о списывании, и об отношении к школьным вещам и о много...

Сказки для школьной адаптации

Сказки об учениках лесной школы. Ученики лесной школы помогут Вашим малышам быстрее адаптироваться к школьной жизни....

Сказки для школьной адаптации "Лесная школа"

Тридцать «лесных» сказок раскрывают пять основных тем: адаптация к школе; отношение к вещам; отношение к урокам; школьные конфликты; отношение к здоровью. Эти сказки решают дидактические, коррекционны...

Сказки для школьной адаптации

Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям.Сказки о здоровье и о том, как стать большим.Сказки о школьных конфликтах....

Психопрофилактические и коррекционные сказки для школьной адаптации

Психопрофилактические и коррекционные сказки для школьной адаптации - Сказки для школьной адаптации- Сказки об отношении учеников к вещам- Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям- Сказки...

Сказки для школьной адаптации

Интересные сказки, которые помогут ребёнку адаптироваться в школе....

коррекционный сказки для школьной адаптации

Коррекционные сказки для школьной адаптации...