Родительское собрание по теме "Садимся за уроки".
план-конспект занятия (2, 3 класс) на тему

Соловьёва Валентина Михайловна

Материалами данного конспекта можно воспользоваться при проведении родительского собрания. В конспекте даны анкеты, которые можно предложить  учащимся и их родителям до проведения собрания., а также практические рекомендации родителям по организации выполнения домашних заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Родительское собрание. 2 класс.

Тема: Садимся за уроки.

Перед собранием проводится анкетирование учащихся и родителей.

Анкета для родителей:

  1. Кто готовит домашнее задание с ребёнком?
  2. В чём заключается эта помощь?
  3. О чём спрашиваете ребёнка по возвращении его из школы?
  4. Как поступаете, если вернулся из школы с плохой отметкой?
  5. В каком часу обычно встаёт и ложится спать ребёнок в выходной день?
  6. Перечислите всё, чем занимался  ребёнок в выходной день.

Анкета для учащихся:

  1. Кто помогает тебе дома готовить уроки?
  2. В чём заключается эта помощь?
  3. О чём спрашивают родители, когда возвращаешься из школы?
  4. Как поступают родители, когда получаешь плохую отметку?
  5. Чем занимаешься, возвратившись из школы?
  6. В какое время ты встаёшь в выходной день?
  7. В какое время лёг спать в воскресенье?
  8. Перечисли всё, чем занимался в выходной день?

Учитель ведет рассказ по сказке Ш. Перро “Красная Шапочка”.

        - Жила-была Красная Шапочка, такая хорошенькая да умненькая, что лучше ее и на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. Раз пошла Красная Шапочка к бабушке. Идет она лесом, цветочки собирает, кузнечиков слушает, и вдруг вспомнила, а уроки-то не сделала, а солнце к вечеру клонится…

Задание для родителей: продолжить сказку, составив 1-2 предложения по цепочке.

Работа в микрогруппах. Решение педагогических ситуаций.

1) А мы делаем домашнее задание  так…

2) Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама, как сможет. Я и в тетради не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица Света, то пусть и свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает, у ребят, учителя спросит, а уж отметка – что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдет, а как иначе?

Как вы оцениваете поведение родителей?

Нужно ли помогать ребенку в учебной деятельности?

Ваши действия на “двойку” за домашнее задание?

3) Должен ли ребенок дожидаться родителей, чтобы выполнить домашнее задание?

- Как вы думаете, домашнее задание должно выполняться сначала в черновом варианте, а потом – в тетради?

  Выступление представителей каждой группы с решением своей ситуации. Обсуждение.

Учитель:

- Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка. Одни взрослые заявляют ребенку: “Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!” Другие ласково спрашивают: “Ну, что нам сегодня задали?” – и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором формируется безответственность, уверенность в том, что все будет сделано хорошо и без особых усилий.

                Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий.

Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что эта задача двоякая.

        С одной стороны, нужно помочь ребенку найти правильный режим работы. Выделить место для занятий. Определить наилучший порядок приготовления уроков, а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желаниям поиграть или погулять, сформировать умение быстро включаться в работу, вести ее, не отвлекаясь, и в хорошем темпе. Малейшая внутренняя ненастроенность ребенка или какие-то внешние неудобства могут оказаться серьезной помехой.

Мне хочется привести пример вот такой работы выполнения домашнего задания:

“Мой Петя сидит за уроками 3-4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание сохранилось у него до десятого класса”.

Но ведь во 2-м классе на домашние уроки надо тратить не более полутора-двух часов.

 Понаблюдаем, как Петя учит уроки.

Петя занял рабочее место. сидит за столом, значит работает… Но нет, оказывается. Вот куда-то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут…Но вот все найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу… Вдруг ему захотелось попить воды, а еще через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика…На раскачку ушло 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Петя за это время: дважды встал из-за стола и ходил на кухню пить воду;один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, не началась ли программа мультфильмов;дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;один раз доставал из стола альбом с марками и листал его.

Но вот работа закончена. Петя еще 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради…

Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных Петей, только 1 час 27 минут использовано с толком, сколько и положено ученику 2-го класса.

   Проведите такой эксперимент со своим ребёнком, не предупреждая его об этом заранее, но обязательно обсудив результаты эксперимента с ребёнком.

- Большую роль в организации учебного труда школьника и грает режим дня. Специальные исследования показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.

И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянного отведенного для занятий времени. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе.

На столе все должно находиться на своих местах. Надо так же всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами – календарь и расписание уроков.

Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса даже на один грамм усиливает утомление. Известный специалист по научной организации труда А.К.Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом.

Нередко родители задают такой вопрос, с какого предмета лучше начинать приготовление уроков, с трудного или легкого? В педагогической науке нет однозначного ответа на этот вопрос.

Установите очерёдность выполнения заданий на основе своих наблюдений, учитывая особенности работоспособности. Если ребёнок быстро включается в работу, ему целесообразнее начинать сначала делать трудные уроки. Если же он втягивается в работу медленно , то ему следует начинать с более лёгких предметов или с более интересных , привлекательных для него. Самую трудную , неинтересную работу отнести на середину.

Для успешного выполнения домашнего задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий ребенку следует сделать перерыв, во время которого целесообразно выполнить несколько физических упражнений, попить водички или сока.

4. В классе проведено анкетирование. Меня интересовали следующие вопросы… Интересны ли вам результаты?

 Учитель объявляет результаты детских анкет(не называя фамилий).

Мало кто  спрашивает, что нового узнали, чему учились, с кем общался, о чём говорил с друзьями, в каком настроении провёл учебный день, интересно ли было в школе. А ведь эти вопросы очень важны в формировании личности.

   Ребенок может все! Для этого важно не запрещать ему что-то делать, а лучше перевести его внимание на более привлекательное и полезное.

Учите ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание;

Оказывайте помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий;

Хвалите за малейшее достижение.

       Выполняйте какие – либо дела (взрослые) вместе с ребёнком, делайте его без предварительной раскачки, быстро, весело, без томительных пауз. Для этого подойдёт даже такое простое дело, как мытьё посуды, уборка квартиры, чтение книги (по очереди). Совместные дела помогают воспитывать такое важное качество, как умение себя организовать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа на родительском собрании "Не хочу делать уроки"

Учёба вряд ли относится к числу занятий, приводящих ребёнка в восторг. Но если с необходимостью ежедневного пребывания в школе он готов смириться, то домашние задания вызывают обычно бурные протесты....

Родительское собрание на тему "Первые уроки школьной отметки"

Родительское собрание на тему "Первые уроки школьной отметки"...

Родительское собрание во 2 классе "Урок родителям"

Материал содержит разработку родительского собрания и презентацию. В ходе  собрания проводятся ролевые игры с родителями, идет поиск выхода из  проблемных ситуаций во  взаимоотноше...

Презентация к родительскому собранию во 2 классе "Урок родителям" часть 1

Родительское собрание 2 класс "Урок родителям" часть 1...

Родительское собрание "Не хочу делать уроки"

Материал для родительского собрания. В работе использованы материалы статьи учителя начальных классов Чувашовой  Ларисы Владимировны...

Беседа на родительском собрании "Не хочу делать уроки"

Беседа содержит рекомендации, которые помогут организовать правильную индивидуальную помощь при выполнении домашнего задания....

Родительское собрание "А мы делаем уроки..."

Подготовка к родительскому собранию всегда занимает много времени. Я думаю, что просмотрев мой материал,на подготовку собрания времени уйдёт гораздо меньше,потому что в представленном  мной матер...