Развитие логического мышления младших школьников
консультация по теме

Егорова Ольга Васильевна

В жизни школы, в частности младших классов, в последние годы произошли значительные перемены. Начальные классы стали работать по новым программам, более сложным и объемным, чем прежние. Прежние программы оказались неперспективными для формирования человека будущего, еще более высокоразвитого общества.
Содержание обучения составляют прежде всего те знания, которые должны быть усвоены детьми по каждому учебному предмету. Объем этих знаний, их характер, последовательность приобретения утверждены учебным планом. Эти знания составляют программное содержание каждого учебного предмета: русского языка, математики, и др.
Учитель должен использовать различный литературный и жизненный материал, чтобы у детей сформировалось каждое новое моральное понятие. В учебной деятельности содержаться богатейшие возможности для формирования важнейших и доступных детям моральных понятий и убеждений. Дети должны учиться рассуждать. Эту задачу, решение которой очень важно для нравственного воспитания, также должен ставить перед собой учитель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx122.15 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по теме самообразование:

 «Развитие логического мышления младших школьников»

Выполнила:

учитель начальных классов

Федорова Арина Васильевна

Введение.

В жизни школы, в частности младших классов, в последние годы произошли значительные перемены. Начальные классы стали работать по новым программам, более сложным и объемным, чем прежние. Прежние программы оказались неперспективными для формирования человека будущего, еще более высокоразвитого общества.

Содержание обучения составляют прежде всего те знания, которые должны быть усвоены детьми по каждому учебному предмету. Объем этих знаний, их характер, последовательность приобретения утверждены учебным планом. Эти знания составляют программное содержание каждого учебного предмета: русского языка, математики, и др.

Учитель должен использовать различный литературный и жизненный материал, чтобы у детей сформировалось каждое новое моральное понятие. В учебной деятельности содержаться богатейшие возможности для формирования важнейших и доступных детям моральных понятий и убеждений. Дети должны учиться рассуждать. Эту задачу, решение которой очень важно для нравственного воспитания, также должен ставить перед собой учитель.

Следовательно, для нравственного воспитания младших школьников в процессе их учебной деятельности, для формирования у них правильных моральных оценок дети должны учиться рассуждать. Это ведет не только к развитию высших форм логического мышления, но и совершенствует важнейшее умение человека в обычных повседневных делах людей распознавать те нравственные качества, которые заслуживают поощрения или порицания.

 Так, что же такое логическое мышление?

Основные понятия.

Логика (др.-греч. λογική — «наука о правильном мышлении», «способность к рассуждению» от др.-греч. λόγος — «рассуждение», «мысль», «разум») — раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых на логическом языке. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах мышления. Так как мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает методы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее можно определить, как науку о способах получения выводного знания.

Логическое мышление – это мыслительный процесс, в котором человек пользуется четкими и конкретными понятиями. Логическое мышление необходимо при принятии решения, когда требуется применить и анализировать полученные ранее знания.

Мышление словесно-логическое — один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре словесно-логического мышления формируются и функционируют различные виды обобщений.

Нагля́дно-о́бразное мышление — совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета, например, узнать в постаревшем лице школьного товарища. Важной особенностью этого вида мышления является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств. Функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию, с конкретизацией общих положений. За наглядно-образное мышление отвечает правое полушарие мозга. Наглядно-образное мышление приводит к мгновенному получению результата.

Младший школьный возраст — период жизни ребенка от 6–7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I – IVклассы) современной школе.

Математика - совокупность наук, изучающих величины, количественные отношения, а также пространственные формы.

Развитие логического мышления.

Логическое мышление, как и любой другой навык, надо постоянно тренировать. Это важно в любом возрасте. Но если в программе обучения дошкольников и школьников обязательно присутствуют упражнения на развитие логического мышления, то взрослые редко в повседневной жизни вспоминают о таких занятиях.

Так, зачем его тренировать? Логическое мышление необходимо при принятии решения, когда требуется применить и анализировать полученные ранее знания. Мы пользуемся им при решении очень многих задач, как при выборе кратчайшего пути на учебу, так и при разработке стратегических планов. Мыслить логически – это значит выделять важное, отделять его от второстепенного, находить взаимосвязи и выводить зависимости, делать выводы.

Логика тесно связана с математикой, поэтому можно повторять таблицу сложения во время прогулки, выполнять в уме сложение двух-, трехзначных чисел и т.д. Развитие логического мышления не требует каких-то специальных приспособлений и много времени. Отличным упражнением также является разгадывание загадок, решение различных кроссвордов, головоломок. Хорошо развивает логику игра в шахматы.

Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОСТ.

В статье представлен теоретический и практический материал по развитию логического мышления младших школьников на уроках математики. На основе анализа литературы описаны виды мышления, особенности мыш...

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"

Данный материал поможет в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики....

Задания на развитие логического мышления младших школьников

Задания на развитие логического мышления у младших школьников. В первом классе предлагаю задания, направленные на развитие наблюдательности, которые тесно связаны с такими приемами логическ...

Развитие логического мышления младших школьников

В современном обществе стала актуальной тема развития талантливых детей. Необходимо развивать логическое мышление, память, внимание на уроках математики, русского языка и во внеурочной деятельности....

Обобщение опыта работы по теме "Роль продуктивных приемов решения задач в развитии логического мышления младших школьников"

Целью современной школы являются личностное и познавательное развитие учащихся, способное обеспечить умение учиться. В начальной школе  новообразованием является мышление , оно приобретает домини...

Решение нестандартных задач – средство развития логического мышления младших школьников.

Развитие логического мышления - одна из важных задач обучения. Широкие возможности в этом отношении открывает решение школьниками нестандартных задач. Такие задачи не сковывают ученика жесткими рамкам...