СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ
статья на тему

Андреева Надежда Станиславовна

В статье рассматриваются медицинские, экономические и социально-профессиональные проблемы семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Также анализируются сеть социальных организаций, где семьи могли бы получить требуемую помощь/

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ

Н.С. Андреева, учитель начальных классов,

 «Чебоксарская НОШ для обучающихся с ОВЗ №1»

Минобразования Чувашии

E-mail:yflbr81@ mail.ru

АннотацияВ статье рассматриваются медицинские, экономические и социально-профессиональные проблемы семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Также анализируются сеть социальных организаций, где семьи могли бы получить требуемую помощь

Ключевые слова: семья, ребенок с ограниченными возможностями, социализация, социальная поддержка.

       Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. У них имеются временные или постоянные недостатки в физическом и (или) психологическом развитии. При этом существует необходимость создания для них специальных условий для обучения и воспитания.
      Семья – это ближайшее и первое социальное окружение, с которым сталкивается ребенок.  Появление ребенка с ОВЗ в семье ставит родителей перед фактом расширения социальных контактов с различными учреждениями, организациями и службами. С появлением в семье ребенка с ОВЗ возникают следующие проблемы:

- медицинские проблемы: получение информации о заболевании ребенка и особенностях его течения, прогнозе, ожидаемых социальных трудностях; овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи; поиск возможностей дополнительного консультирования ребенка, его госпитализации, получения путевок в санатории и т. д.;

- экономические проблемы: в семьях, имеющих ребенка с ОВЗ, уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со здоровыми детьми. Это обусловлено вынужденным неучастием большинства матерей в общественном производстве, оформлением сокращенного рабочего дня, вынужденной сменой работы нередко с потерей заработной платы и т.д.;

- проблема воспитания, обучения и ухода за больным ребенком, которая заключается в трудностях, связанных с подготовкой ребенка к школе и помощью в его обучении, особенно при обучении на дому

- социально-профессиональные проблемы семьи - это повышение родителями ребенка с ОВЗ своего образовательного уровня; отказ от реализации профессиональных планов; вынужденные перерывы в работе на период лечения и для организации ухода; смена характера работы с учетом интересов ребенка; формирование уклада жизни семьи, подчиненного интересам ребенка; трудности с поведением досуга;

- психологические проблемы, которые связаны, прежде всего, с тревогой за судьбу ребенка с ОВЗ всех членов семьи, напряжение во взаимоотношениях родителей из-за необходимости решения всевозможных проблем; уходом одного родителя из семьи; негативным восприятием со стороны окружающих физических недостатков ребенка.

           Для семей, имеющих ребенка с ОВЗ, создана сеть социальных организаций, где они могли бы получить требуемую помощь и решить проблемы. К ним можно отнести:

  • Территориальные или районные центры социального обслуживания или социальной защиты населения. В названном центре можно зарегистрировать семью и ребенка, стать постоянным его клиентом и пользоваться услугами, перечень которых достаточно широк.
  • Органы здравоохранения. Они берут на учет, составляют характеристики семьи с учетом всех ее членов; занимаются диспансерным наблюдением, рекомендациями по профориентации и трудоустройству, санаторно-курортному лечению, оформлению документов, по медицинской технике, оформлением в специализированные учреждения, реабилитацией.

Реабилитационные центры для детей и подростков с ОВЗ, оказывают медицинскую, социальную и психолого-педагогическую помощь детям;

  • Органы социальной защиты. Они вносят изменения и дополнения по социальному обеспечению, предоставляют льготы и услуги, организуют материальную и другие виды помощи, санаторно-курортное лечение, корректировку действий, оформление в специализированные учреждения. Органы социальной защиты состоят из: центра трудоустройства (трудоустройство матери и отца); предприятия по организации работы на дому.
  • Предприятия работающих родителей оказывают материальную поддержку, по возможности улучшают жилье, организуют неполный рабочий день, неполную рабочую неделю для работающей матери, надомную работу, защиту от увольнения, предоставляют льготы по отпуску.
  • Городские или районные комитеты по защите прав материнства и детства. В них можно получить консультацию о льготах, в фондах помощи и другим вопросам;
  • Ассоциации и другие объединения родителей, имеющих детей с ОВЗ, которые предназначены для оказания семьям необходимой эмоциональной поддержки, передачи опыта воспитания детей, защиты прав семей и др.
  • Специальные образовательные организации-детские сады, школы, интернаты.

В нашей школе ( «Чебоксарская НОШ для обучающихся с ОВЗ №1» Минобразования Чувашии) обучаются дети с ОВЗ. Главная цель в работе с семьей ребенка с ОВЗ – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка. Мы выступаем посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Именно от нашей работы зависит, насколько такие семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

Семьи взаимодействует с учителями, социальным педагогом, педагогом-психологом, другими специалистами.

Педагог-психолог занимается диагностикой проблем психологического климата в семье, консультированием и коррекцией психологического состояния и поведения членов семьи, анализом обстановки вокруг семьи, по необходимости — работой с окружающими. Главной задачей педагога-психолога при взаимодействии с семьей ребенка с ОВЗ, является не только выдача рекомендаций по воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем. В таких случаях, выработанные в процессе сотрудничества решения, родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребенка.

 Важная сфера деятельности социального педагога – помощь родителям ребенка с ОВЗ в адаптации в школьном сообществе, в микросоциальной среде школы;

обеспечить детям возможности вести образ жизни, соответствующий возрасту;

 изучить особенности семей и степень влияния микросреды;

 моделировать воспитывающую ситуацию с учетом диагностики семьи, поддержать семью в защите прав, свобод, социальных гарантий; профилактика девиантного поведения;

 осуществить неотложную психологическую помощи;

 обеспечить культурно-досуговую, спортивно-оздоровительную деятельности.

Роль педагога в судьбе ребёнка с ОВЗ - это прежде всего работа с родителями.

В своей работе я использую следующие формы работы с родителями:

  • Анкетирование. Анализ анкет провожу на родительском собрании.  
  • Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив. Собрания стараюсь проводить в нетрадиционной форме : круглый стол, мастер- классы.
  •   Индивидуальные работы с родителями детей с ОВЗ.
  • Совместные досуговые мероприятия (развлечения, драматизация сказки, показ художественной самодеятельности, дни именинника, выход в музеи , театры, экскурсии).
  • Совместное участие в различных интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах и турнирах, совместных проектах (выставки, галереи, творческие работы, различные акции).

В заключение хочется сказать, что существует целая система социальной помощи, и наша школа частичка этой системы. В школе ведется огромная, систематизированная работа. Большинство наших воспитанников имеют возможность получать дальнейшее образование в общеобразовательных классах.  Командная работа всех заинтересованных сторон помогает в достижении главной цели – социализация детей.

Литература

  1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
  2. Завражин С.А., Фортова Л.К. "Адаптация детей с ограниченными возможностями". М.: Академический проект: Трикста, 2005. – 400 с.
  3. Иванова Н.Н. Социальные подходы к социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья // Социально гуманитарные знания. 2003. № 4. С. 30-38.
  4. Кулагина Е.В. Занятость родителей в семьях с детьми-инвалидами // Социологические исследования. 2004. № 6. С.85 - 89.
  5. Технология социальной работы: Учебник/ А.А. Чернецкая. Ростов н/Д: "Феникс", 2006 – 400с.
  6. Рыженко И.В., Карданова М.С. Особенности реагирования родителей на присутствие в семье ребенка-инвалида // Мир психологии. – 2003. № 3
  7. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 240 с.
  8. Технология социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА – М, 2002. – 400 с.
  9. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: учеб.пособие для студ. Высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
  10. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие.- 3-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2006.-668с.
  11. Черняева Т.И. Социальная реабилитация "нетипичных" детей // Социологические исследования. – 2005. № 6. – С.85- 94.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы семьи, имеющей ребенка с нарушенным слухом

Проблемы семьи, имеющей ребенка с нарушенным слухомПочему рождение глухого ребенка привело к напряженности в семье? Это могло произойти из-за того, что родители начали искать родственников с той или д...

Гендерное воспитание детей в условиях приёмного отделения ГБУ СО «Балаковский центр социальной помощи семье и детям "Семья"

Представленный материал отражает вопросы использования игровой деятельности в процессе полоролевого воспитания детей, а также формы взаимодействия с родителями в вопросах формирования полоролевого пов...

Психологические особенности семей, имеющих ребенка с расстройствами аутистического спектра

Самым частым поводом для консультации, является желание родителей понять, что с моим ребенком? Почему? Откуда у него это? К каким специалистам и куда следует обращаться?  Как надо заниматься с ре...