Тесты для родителей
материал на тему

Долинина Валентина Ивановна

Предварительный просмотр:

Опросник  «Какой  у вас  стиль  общения и воспитания?»

     Многое зависит от стиля общения и воспитания, который выбирают родители. Можете проверить, какой стиль характерен для вас.

     Для этого выполните тест (модификация теста Р. В. Овчаровой): выберите вариант ответа для каждого из десяти вопросов.

Текст опросника:

 1. Считаете ли вы, что ребенок должен:

 А) делиться с вами всеми своими мыслями и чувствами, рассказывать обо всем, что  происходит с ним и вокруг  него;

 Б) рассказывать вам только то, чем он сам захочет поделиться;

 В) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Если вы узнаете, что ваш ребенок взял игрушку у другого ребенка в его отсутствие  и без  разрешения, то вы: 

 А) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему  самому принять правильное решение;

 Б) предоставите детям самим разбираться в своих проблемах;

 В) отругаете ребенка при других детях и заставите вернуть взятую без спросу игрушку и    извиниться.

 3. Если ваш ребенок, обычно активный, подвижный и не очень дисциплинированный,  сосредоточился и хорошо  выполнил то, о чем вы его просили, то вы:

 А) похвалите его и будете рассказывать родным и знакомым при удобном случае о том, какой он у вас молодец;

 Б) порадуетесь и постараетесь выяснить, почему сегодня все так хорошо получилось;

 В) примете как должное и скажете: «Всегда бы так».

 4. Ребенок забыл сказать вам «спасибо», был не очень вежлив с вами. Как вы  поступите?

 А) заставите ребенка исправить свою ошибку;

 Б) не обратите на это внимания;

 В) не упоминая о невежливом поведении ребенка, расскажете ему какую-нибудь

 историю о том, как невежливость мешает  нам жить.

 5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы  предпочтете делать?

 А) понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются, со стороны, не вмешиваясь;

 Б) включитесь в игру: поможете, подскажете или сделаете замечание;

 В) порадуетесь, что в доме спокойно, и займетесь своими делами.

 6. C каким из утверждений вы полностью согласны: 

 А) чувства и переживания ребенка поверхностны, у него все быстро проходит, и не стоит поэтому обращать внимание на  «взрывы» его эмоций;

 Б) эмоции и переживания ребенка  важные факторы, с помощью которых его можно   обучать и воспитывать;

 В) чувства и переживания ребенка уникальны и значимы, и относиться к ним нужно  бережно и предельно тактично.

 7. Ваш базовый принцип при взаимодействии с ребенком:

 А) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и  воспитать его;

 Б) у ребенка большие возможности для саморазвития, а сотрудничество взрослого  должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;

 В) ребенок развивается в основном под влиянием наследственности, и управлять процессом его  развития практически  невозможно, так что главная забота  родителей,  чтобы ребенок был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков.

 8. Как вы относитесь к активности самого ребенка: 

 А) положительно, поскольку без нее невозможно полноценное развитие личности;

 Б) отрицательно, так как активность ребенка часто мешает всем планам обучения и воспитания;

 В) положительно, но только тогда, когда проявления активности согласованы с родителями.

 9. Ребенок не хочет выполнять домашнее задание, мотивируя это тем, что уже много раз выполнял подобные задания без ошибок. Ваши действия:

 А) устранитесь и ничего не станете предпринимать. Не хочет делать  и не надо;

 Б) заставили бы выполнить работу;

 В) нашли бы в задании что-то новое или предложили бы  усложнить его так, чтобы   было интересно решать.

 10. C каким из утверждений вы полностью согласны:

 А) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;

 Б) если ребенок не осознает и не ценит заботу о нем, то он непременно когда-нибудь  пожалеет об этом;

 В) родители должны быть благодарны детям за их любовь и доверие.

Ключ к тесту:

№ вопроса

Баллы за ответ «А»

 Баллы за ответ «Б»

Баллы за ответ «В»

1.

2

3

1

2.

3

1

2

3.

2

3

1

4.

2

1

3

5.

3

2

1

6.

1

2

3

7.

2

3

1

8.

3

1

2

9.

1

2

3

10.

2

1

3

Теперь подсчитайте все набранные вами баллы.

 Если вы набрали от 25 до 30 баллов, то вы предпочитаете демократический стиль общения с ребенком.

 Если вы набрали от 20 до 24 баллов, вы склонны к авторитарному стилю.

 Если вы набрали от 10 до 19 баллов, то ваш стиль общения  либеральный (иногда его называют еще либерально-попустительским).

      Родители, предпочитающие либеральный стиль, склонны устраняться от воспитания ребенка. Они считают, что воспитывать и обучать ребенка должны люди, имеющие специальное образование, то есть педагоги и воспитатели. Ребенок может пользоваться вседозволенностью, ему предоставляют полную свободу и не требуют при этом отвечать за то, что он делает или говорит. Родители играют роль доброго большого взрослого, который дает ребенку скидку, как беспомощному и безнадежному, относится к нему как к некомпетентному и несамостоятельному, а потому недостойному уважения. Они снисходят к нуждам своего ребёнка или же играют роль мучеников, стоически перенося все то, что творит их неразумное и безответственное дитя. Возможно, и просто родительское безразличие (такое случается, когда родители слишком перегружены работой).  Дети, родители которых предпочитают либеральный стиль, чаще проявляют склонность к суициду. В лучшем случае они привыкают делать все для себя сами, но при этом не доверяют людям и предпочитают не прибегать к чьей-либо помощи.

      Родители, предпочитающие авторитарный стиль, не считают нужным считаться с мнением ребенка о том, чего он хочет, что ему нужно и к чему он стремится. Для них совершенно ясно, как будет лучше, а если он с этим сценарием не согласен, то либо мал, либо глуп, либо и то и другое. Часто родители с преобладанием авторитарного стиля общаются с ребенком угрозами или путем постановки условий, то есть заботятся  прежде всего о себе, а не о ребенке, нужды которого отрицаются. Ребенок живет с ощущением, что он ничего не значит, его нужды и чувства не идут в расчет.  Авторитарные родители считают себя вправе применять различные физические наказания, кричать на детей, трясти их. Дети таких родителей могут вырасти как слабыми и безответными «жертвами», считающими себя виноватыми во  всем плохом, что происходит с ними, так и решительными, жесткими людьми, которые предпочитают независимость и твердость и в то же время во всех своих неудачах винят все и  всех, кроме себя.

      Оптимальный стиль воспитания, разумеется, демократический, когда родители высказывают свое мнение по разным вопросам жизни, но всегда открыты к диалогу, готовы выслушать мнение ребенка и согласиться с ним, если он предлагает разумное решение проблемы, а также, если дело касается его личного выбора:  выбора  друзей, профессии, занятий и хобби. Такие родители дают ребенку уверенную, поддерживающую заботу, они очень чувствительны к нуждам ребенка. Ребенок ощущает родительские любовь и заботу, охотно и легко принимает помощь, ему комфортно в том окружении, в котором он живет. Родители помогают только тогда, когда это действительно необходимо, в остальных же случаях поощряют думать и делать то, что он способен делать для себя. Дети родителей, предпочитающих демократический стиль общения, чаще добиваются значительных успехов в своей взрослой жизни.

     Большое значение имеет согласованность родительских взглядов на воспитание. Если родители не достигли согласия по вопросам воспитания, то процесс воспитания напоминает  известную басню И. Крылова «Лебедь, рак и щука». Результаты воспитания, что вполне естественно, соответствующие. Еще более важно, чем согласие в методах воспитания, чтобы между родителями были гармоничные отношения. Тогда и прийти к согласию по вопросам воспитания гораздо легче.  Если между родителями нет согласия, то они по-разному оценивают один и тот же поступок, а мама может похвалить за то, за что папа отругает, и наоборот. Ребенок в этом случае не понимает, что на самом деле правильно и что нет, он ни в чем не может быть уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности. Не понимая предъявляемых к нему требований, ребенок не может нормально развиваться, живет в состоянии психологического стресса. Дети, которые растут в таких условиях, составляют группу риска по развитию неврозов.



Предварительный просмотр:


Тест: "Какой тип темперамента
преобладает у Вашего ребенка?"


Выберите те ответы, которые наиболее походят Вашему ребенку. Результат будет более достоверным, если на вопросы ответит не только мама, но и папа, бабушка, дедушка; после сравните все ответы и сделайте соответствующие выводы. 


1. Какие черты характера преобладают у ребенка?

а) Жизнелюбие, оптимизм, компромиссность, общительность, склонность к риску.
б) Спокойствие, медлительность, обстоятельность, сдержанность, миролюбие.
в) Энергичность, неугомонность, шаловливость, горячность, задиристость.
г) Робость, застенчивость, обидчивость, впечатлительность, нерешительность.


2. Какие эмоции наиболее частые, сильные? 

а) Положительные эмоции.
б) Нет бурных реакций, тяготеет к положительным эмоциям.
в) Бурные эмоции, гнев.
г) Страх.


3. Реакция на наказания: 

а) спокойная;
б) без эмоций;
в) на словесные - спокойная, на остальные - с бурными реакциями протеста;
г) обида, негативные эмоции.


4. Как ведет себя ребенок в непредвиденных ситуациях? 

а) Любопытен (преобладает положительное отношение).
б) Малоэмоционален.
в) Пытается сопротивляться (потребность преодоления).
г) Пытается избежать этого события (потребность самосохранения).


5. Какие игры предпочитает ребенок? 

а) Любые, но чтобы жизнь в них била ключом.
б) Спокойные, тихие, уединенные.
в) Шумные, азартные, подвижные, часто агрессивные.
г) Тихие, уединенные; шумные, подвижные – только с близкими.


6. Общителен ли Ваш ребенок? 

а) Любит общество детей и взрослых, быстро знакомится.
б) Предпочитает одиночество.
в) Всегда нужны сподвижники и зрители.
г) Предпочитает одиночество, общителен лишь с близкими людьми.


7. Каков ребенок среди сверстников, склонен ли к лидерству? 

а) Душа компании, лидер по выбору детей.
б) Неавторитетен среди детей, о лидерстве нет и речи.
в) Сверстники относятся по-разному, сам предлагает себя в лидеры.
г) Авторитетен только среди малочисленных друзей, не лидер.


8. Как усваивает новое? 

а) Легко и быстро.
б) Обстоятельно, но медленно.
в) Все схватывает на лету и так же быстро забывает.
г) Осваивает быстро или медленно в зависимости от обстоятельств.


9. Особенности памяти. Как быстро ребенок запоминает сказку? Улавливает целое или детали? Долго ли помнит? 

а) Легко и быстро схватывает целое и помнит долго (хорошая кратковременная и долговременная память).
б) Медленно, но запоминает целое, почти не забывает (хорошая долговременная память).
в) Очень быстро, запоминает в основном детали, но быстро и забывает (хорошо развита только кратковременная память).
г) По-разному, вникает в мелочи (высокая отвлекаемость мешает кратковременной памяти, а неуверенность в себе – долговременной).


10. Утомляемость после какой-нибудь деятельности: 

а) средняя (устает соответственно деятельности);
б) низкая (практически не устает);
в) средняя, иногда высокая (в зависимости от всплеска своих эмоций);
г) высокая (устает от малейшей деятельности).


11. Легко ли ребенок усваивает возрастные навыки? 

а) Легко и без труда.
б) С трудом (навыки формируются долго, но и надолго).
в) Соответственно возрасту (делает только то, что интересно).
г) Быстро, но неустойчиво (может быть регресс при стрессе).


12. Какие движения преобладают у ребенка? 

а) Уверенные, точные, ритмичные.
б) Нерасторопные, неторопливые, солидные.
в) Порывистые, резкие.
г) Неуверенные, неточные, суетливые.


13. Особенности речи. 

а) Речь выразительная, живая, с мимикой и жестами.
б) Речь медленная, невыразительная, без жестов.
в) Речь быстрая, отрывистая, эмоциональная, часто срывается на крик. Тараторит, глотая слоги и слова.
г) Речь выразительна, но тиха и неуверенна.


14. Особенности сна. 

а) Обычно засыпает быстро, спит хорошо, просыпается с улыбкой.
б) Засыпает сразу, спит спокойно, после сна ходит вялый, сонный.
в) Засыпает долго и с трудом , спит беспокойно, просыпается в разном настроении: от самого хорошего, до самого плохого.
г) Долго укладывается спать, но быстро засыпает, просыпается веселый.


15. Как ребенок привыкал к детскому саду, школе? 

а) Адаптировался легко, быстро.
б) Боялся нового, не хотел перемен, долго адаптировался.
в) Легко привык к новой обстановке, с трудом выполнял требования взрослых.
г) Никак не мог привыкнуть, адаптировался с трудом.



Если чаще встречаются варианты
  а), то у ребенка преобладает сильный, уравновешенный, подвижный тип – сангвиник.

Если чаще встречаются варианты    
б), то у ребенка сильный, уравновешенный, инертный темперамент флегматика.

Если чаще встречаются варианты  
в), то у ребенка характер сильный, неуравновешенный, инертный – холерик. 

Если чаще встречаются варианты  
г), то преобладает темперамент меланхолика.


Вспомнив свое детство, можете выбрать ответы, подходящие именно для Вас, тогда появится возможность сравнить темперамент ребенка и свой и сделать выводы. Возможно, Вы своим сильным темпераментом «давите» более слабый темперамент ребенка. Не «улучшайте» и не «украшайте» темперамент своего ребенка! За это он расплатится болезнью, а Вы - проблемами в воспитании и развитии ребенка.



Предварительный просмотр:

Тест «Правильно ли вы воспитываете своего  ребёнка»

Предлагаю   вашему вниманию тест, который поможет определить насколько правильно вы воспитываете своего ребенка.

А 

1) Мои дети для меня - самое главное в жизни.

2) Ради детей я готова отказаться от личной жизни.

3) Я всё время думаю только о детях - об их болезнях, делах, друзьях.

Б 

1) Мои дети всегда умеют добиться от меня того, что хотят.

2) Я трачу на детей значительно больше денег, чем на себя.

3) Я не понимаю, как можно устать от общества своих детей.

В 

1) Мои дети имеют больше домашних обязанностей, чем другие.

2) Мой старший ребёнок всегда присматривает за младшим.

3) Я охотно поручаю своему ребёнку трудные дела.

Г 

1) Главное, чему нужно научить детей, - это слушаться.

2) Дети должны уважать мать больше всех людей на свете.

3) Нельзя проявлять свои слабости при детях.

Д 

1) Детям полезно, если они не только любят, но и боятся мать.

2) Ради детей нельзя оставлять их проступки безнаказанными.

3) Случается, что лучшее наказание - это порка.

Интерпретация:

А - Возможно, Вы представляете своего ребёнка более беспомощным, чем он есть на самом деле. Попробуйте дать ему больше самостоятельности!

Б - Не слишком ли Вы балуете своих детей? Вы ведь сами ещё молодая женщина!

В - Пожалуй, Вы несколько более требовательны, чем ребёнок может вынести. Не ведёт ли это к напряжению в семье?

Г - Такое впечатление, что Вашим детям "всё нельзя". Постарайтесь выбрать из Ваших требований самые необходимые!

Д - Не думайте, что строгие наказания - лучший метод воспитания. Есть риск, что ребёнок перестанет отвечать на просьбы, не подкреплённые угрозой.

Если Вы обнаружили, что превысили свои полномочия в отношениях с ребёнком, радуйтесь хотя бы тому, что это произошло своевременно - внимательная мама всегда готова признать свои ошибки.



Предварительный просмотр:

Тест «Сказка»

Для родителей, которые хотят лучше понять своего ребенка я предлагаю  тест «Сказка».

Этот тест был составлен детским психологом доктором Луизой  Дюсс. Он может быть использован в работе с детьми даже самого раннего возраста, которые пользуются крайне простым языком для выражения своих чувств.

Правила проведения теста.

Вы рассказываете ребенку сказки, где фигурирует персонаж, с которым ребенок будет идентифицировать себя. Каждая из сказок заканчивается вопросом, обращенным к ребенку.

Провести этот тест не очень сложно, поскольку все дети любят слушать сказки.

Несколько советов по проведению теста. Важно обратить внимание на тон голоса ребенка, на то, насколько быстро (медленно) он реагирует, не дает ли поспешных ответов. Наблюдайте за его поведением, телесными реакциями, мимикой и жестами. Обратите внимание, в какой мере его поведение во время проведения теста отличается от обычного, повседневного поведения. Согласно Дюсс, такие нетипичные реакции ребенка и особенности поведения, как просьба прервать рассказ, стремление перебить рассказчика, предложение необычных, неожиданных окончаний историй; торопливые и поспешные ответы, изменение тона голоса, признаки волнения на лице (излишнее покраснение или бледность, потливость, небольшие тики); отказ отвечать на вопрос; возникновение настойчивого желания опередить события или начать сказку сначала, — все это признаки патологической реакции на тест и сигналы какого-то психического расстройства.

Необходимо иметь в виду следующее. Детям свойственно, слушая, пересказывая или придумывая истории и сказки, искренне выражать свои чувства, в том числе и негативные (агрессия). Но лишь при условии, что это не носит навязчивого характера. Также, если ребенок постоянно выказывает нежелание слушать рассказы, содержащие элементы, вызывающие тревогу и беспокойство — на это следует обратить внимание. Избегание сложных ситуаций в жизни — это, как правило, признак неуверенности и страха.

Сказка «Птенец».

Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от их обоих.

В гнездышке на дереве спали птички: папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер. Ветка, на которой держалось гнездо, — сломалась, и гнездышко упало вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?

01.jpgНормальные ответы:
«Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку», «Полетит к маме, потому что испугался», «Полетит к папе, потому что он сильней», «Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (мама) прилетит и заберет его».

Ответы, требующие внимания
«Не умеет летать, поэтому останется на земле», «попытается взлететь, но у него ничего не получится», «Погибнет во время падения», «Умрет от голода (или от дождя, холода и т.д.)», «О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит» и т.д.

Позитивные ответы свидетельствуют о том, что ребенок обладает определенной самостоятельностью, способен принимать решения. Верит в собственные силы, может опираться на себя даже в сложных ситуациях.

Негативные ответы.
Ребенок характеризуется зависимостью от других людей, в первую очередь своих родителей или тех, кто занимается его воспитанием. Он не привык принимать самостоятельные решения, видит опору в окружающих его людях.

В первые месяцы жизни выживание ребенка всецело зависит от тех, кто о нем заботится. Зависимость для него — единственный способ получения инстинктивного удовлетворения.

Жесткая зависимость от матери формируется, когда при малейшем крике берут на руки. Малыш быстро привыкает к этому, и не успокаивается ни при каких других условиях. Такой ребенок, скорее всего, будет привязан к матери, и, даже став взрослым мужчиной, он инстинктивно, бессознательно, будет искать защиты и помощи у матери.

Многое зависит от того, удалось ли ребенку реализовать свои психологические потребности — в любви, доверии, самостоятельности и признании. Если родители не отказывали ребенку в признании и доверии, то позднее ему удается выработать навыки самостоятельности и инициативы, что приводит к развитию его чувства независимости.

Другой фактор формирования независимости — в период от 2 до 3 лет у ребенка развивается моторная и интеллектуальная самостоятельность. Если родители не ограничивают активность ребенка, то у него появляется самостоятельность. Задача родителей в этот период — отделение и индивидуализация ребенка, которая позволяет ребенку почувствовать себя «большим». Помощь, поддержка, но не опека должны стать нормой поведения для родителей.

Сказка «Годовщина свадьбы родителей».

02.jpgЦель: выяснить, как ребенок видит свое положение в семье, какова, по его мнению, его роль во взаимоотношениях мать — отец; узнать не испытывает ли он чувство ревности к союзу своих родителей.
Отмечается годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздник. Они пригласили всех друзей и своих родителей. Во время праздника их ребенок встает, и один уходит в сад. Что произошло, почему он ушел?

Типичные нормальные ответы.
«Пошел за цветами для мамы», «Пошел немного поиграть», «Ему стало с взрослыми скучно, поэтому он решил развлекаться один», «Ему надоело находиться на празднике», «Ему сделали замечание по поводу того, как он ест (сидит, ведет себя и т.д.)». Другие ответы, касающиеся скуки на празднике должны рассматриваться как нормальные, поскольку встречаются довольно часто.

Ответы, на которые следует обратить внимание.
«Ушел, потому что разозлился», «Хотел остаться один», «Ему стало грустно (одиноко)», «Никто не обращал на него внимание, и он решил уйти».
При негативных ответах, следует задать дополнительные, уточняющие вопросы, попросив ребенка дать более подробное объяснение. Вполне возможно, что ребенок не захочет продолжить разговор или объяснять свои ответы, но может дать уточнения.

Отношения между родителями имеют большое влияние на развитие личности ребенка. Недостаток опеки и контроля негативно сказывается на детях.

Сказка «Ягненок».

Цель: выяснить, как ребенок перенес процесс отнятия от груди. Второй вариант — позволяет выяснить наличие или отсутствие чувства ревности к младшему брату, которого еще кормят грудью.
Первый вариант.
Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был большой, и кушал травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды у мамы не оказалось молока, и она не смогла покормить его. Что делать ягненку?

Обычные ответы. 
«Он будет, есть травку», «Поплачет, а потом станет кушать травку», «пойдет к другой овце и попросит у нее молока».

Ответы, на которые следует обратить внимание.
«Умрет от голода», «Уйдет к другой овце и к своей маме не вернется», «Не будет слушаться маму, потому что она оставила его без молока», «Будет сильно плакать, и мама достанет где-нибудь молока и принесет ему».

Второй вариант.
Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был уже большой, и кушал травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Однажды маме принесли другого, совсем маленького ягненка, который кушает только молоко, потому что еще не умеет, есть травку. Тогда мама сказала старшему ягненку, что теперь ему придется обойтись без молока, потому что у нее не хватит молока на обоих ягнят, и с этого дня он должен будет, есть только травку. Как поступил ягненок?

02.jpg

Типичные нормальные ответы.
Те же, что перечислены в первом варианте сказки плюс: «Постарается, есть меньше молока и больше травки», «Сперва он покапризничает, но ему понравится маленький ягненок, поэтому он будет, есть только травку» и т.д.

Ответы, на которые следует обратить внимание.
Те же, что и в первом варианте плюс: «Он будет, есть только травку, но будет злиться на маленького ягненка и на маму», «Постарается прогнать маленького ягненка», «Притворится послушным, а потом тайком унесет маленького ягненка, и снова сможет пить молоко», «Найдет другую маму для маленького ягненка», «Будет бить маленького ягненка» и т.д.

02.jpg

Сказка «Страх».

Один мальчик сказал себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего он боится?

Обычные ответы.
«Вел себя плохо и теперь боится, что его накажут»; «Прогулял урок в школе, поэтому боится, что мама будет его ругать»; «Боится темноты»; «Боится собаки»; «Ничего не боится, просто пошутил» и т.д.

Ответы, которые требуют внимания.
«Боится, что его украдут»; «Боится чудовища, которое хочет украсть его и съесть»; «Боится, что его оставят одного»; «Боится дьявола»; «Боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать»; «Боится, что придет вор и ударит его ножом»; «Боится, что умрет мама (папа)» и т.д.

Столкнувшись с подобными ответами, вам следует задать дополнительные, наводящие вопросы, чтобы получить от ребенка более детальное описание и объяснение его страхов.

02.jpg

Сказка «Новость».

Цель: попытаться выявить у ребенка наличие тревожного состояния, невысказанного беспокойства и чувства страха, а также скрытых желаний и ожиданий, о существовании которых взрослые родители могут не догадываться.
Один мальчик (девочка — в варианте для девочек) вернулся домой с прогулки (здесь возможны различные варианты, из которых рассказчику следует выбрать тот, который будет наиболее близок конкретному ребенку, например: пришел из школы, со двора, где играл в футбол, от своего друга, в гостях у которого он был, и т.д.), и мама ему говорит: «Хорошо, что ты пришел. Мне надо сказать тебе кое-что». Что именно хочет сообщить ему мама?

Типичные нормальные ответы.

«Сегодня к нам придут гости»; «Вечером мы пойдем к бабушке»; «Папа принес тебе щенка»; «По радио объявили, что будет гроза»; «Позвонила учительница и сказала, что завтра ваш класс едет на экскурсию»; «Мама хотела, чтобы мальчик сходил в магазин за молоком» и т.д.

02.jpg

Ответы, на которые следует обратить внимание.


«Кто-то умер»; «Мама хочет наказать мальчика, за то, что он ушел гулять без разрешения»; «Мама хочет запретить ему играть с соседом с 3 этажа»; «Мама и папа уезжают»; «Они с папой идут в кино, а его оставляют дома»; «Папа пришел домой пьяный и ударил маму»; «Завтра его поведут к врачу»; «Мама сказала, что пойдет завтра вместе с ним в школу» и т.д.

02.jpg

Сказка «Дурной сон».

02.jpgЦель: данная сказка дает полную свободу самовыражения, что должно стимулировать его к тому, чтобы затронуть здесь важную и актуальную тему. Степень этой актуальности будет выражаться в том, была ли затронута данная тема в предыдущих ответах ребенка. Связав ответы, полученные ранее с реакцией ребенка на эту историю, можно будет получить более объективную картину детских проблем, переживаний и т.д. С этой целью можно попробовать не ограничиваться в данной сказке одним ответом, а с помощью дополнительных вопросов получить несколько его вариантов. Однажды одна девочка внезапно проснулась и сказала: «Мне приснился очень плохой сон». Что увидела во сне девочка?

Типичные нормальные ответы.
«Не знаю, что ему приснилось»; «Сначала помнил, а потом забыл, что снилось»; «Один страшный фильм ужасов»; «Ему приснился страшный зверь»; «Ему приснилось, как он падал с высокой горы» и т.д.

Ответы, на которые следует обратить внимание.
«Ему приснилось, что мама (любой другой член семьи) умерла»; «Ему приснилось, что он умер»; «Его забрали незнакомые люди»; «Ему приснилось, что его оставили одного в лесу» и т.д.
Следует иметь в виду, что страшные сны снятся всем детям. Основное внимание в ответах следует обратить на повторяющиеся мотивы. Если в ответах затрагиваются темы, уже озвученные в предыдущих сказках, значит, вероятно, мы имеем дело с тревожным фактором.



Предварительный просмотр:

Тест  для родителей   «Я и мой ребенок».

 Тест дополняет ваше представление о себе как о родителях, помогает сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.

Вопросы

Могу и всегда

 так поступаю

(А)

Могу, не всегда так 

поступаю (Б)

Не могу

(В)

Можете ли Вы в любой момент оставить все 

свои дела и заняться ребенком?

Посоветоваться с ребенком, не взирая на его возраст?

Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к

 нему?

Извиниться  перед  ребенком  в  случае неправоты?

Сохранить самообладание, даже если поступок  ребенка  вывел  Вас  из  себя?

Поставить себя на место 

ребенка?

Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц)?

Рассказать ребенку 

поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

Всегда  удерживаться  от употребления слов и  выражений, которые могут 

ранить ребенка?

Пообещать ребенку, исполнить его желание  за 

хорошее поведение?

Выделить ребенку один день, когда он может делать, что хочет и вести себя так, как  захочет и не во что 

не вмешиваться?

Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно  обидел  другого  ребенка?

Устоять против детских слез и 

просьб, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

       

       

       

Ответ «А» оценивается в 3 очка.

 Ответ «Б» оценивается в 2 очка.

Ответ «В» оценивается в 1 очко.

Результаты теста:

          От 30 до 39 очков.  Ребенок – самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами,  Вы действуете правильно и можете надеяться на хороший результат.

          От 16 до 30 очков.  

 Забота о ребенке  для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя,но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги,

 в других случаях – излишне мягки; кроме того,  Вы  склонны к компромиссам, которые ослабевают воспитательный эффект.Следует задуматься над своим подходом в воспитании ребенка.

          Менее 16 очков.  У Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам  не достает либо знаний, либо терпения, а возможно, и того и другого. Советуем Вам обратиться к помощи специалистов, педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.



Предварительный просмотр:

Тест: Какая вы мама?

Каждая мама любит ребенка по-своему, хотя все мы любим своих детей одинаково крепко. При этом мы не всегда не отдаем себе отчет в том, что, возможно, где-то перегибаем палку, а где-то недостаточно внимательны. Узнать, к какому типу матерей принадлежите вы, а также взглянуть на себя со стороны поможет этот тест.

Какой вам представляется ваша собственная мать?

А         Всегда открытая, внимательная, готовая принять и выслушать.

Б          Женщина с головой на плечах, практичная и здравомыслящая.

Г          Подруга, которой можно довериться.

Д         Модель для подражания.

Е          Снисходительная, всепрощающая единомышленница.

Как относился к вам в детстве отец?

А         Обожал, баловал, выполнял любые желания.

Б          Требовательно и довольно строго. Вы старались заслужить его одобрение.

Г          Держался на расстоянии, был занят своими делами. Вам не хватало его внимания.

Д         Благодушно, но никогда не скрывал, что с сыновьями ему интереснее.

Е          Очень строго, отчитывая за провинности и плохие отметки. К счастью, мама утешала вас в такие минуты.

Какими бы вы хотели видеть своих детей?

А         Добрыми и честными.

Б          С моральными ценностями и почтением к родителям.

В          Внимательными и тактичными к людям.

Г          Деловитыми, строящими успешную карьеру.

Д         Увлеченными энтузиастами.

О чем вы беседуете с другими мамами на прогулке?

А         О хлопотах и радостях семейной жизни.

Б          Сравниваете своего ребенка с другими детьми.

В          Обсуждаете подходы к воспитанию.

Г          О работе и знакомых.

Д         О смешных и забавных "подвигах" своего малыша.

Как вы отреагируете, если ваш ребенок подерется с другим и доведет его до слез?

А         Вы смущены и не понимаете, откуда ваш окруженный любовью малыш взял навыки драчуна.

Б          Сердитесь и кричите: "А если я тоже ударю тебя?"

В          Стараетесь объяснить, что делать другому больно – нехорошо.

Г          В глубине души вы даже рады, что ребенок умеет постоять за себя – в жизни пригодится.

Д         Вы недовольны случившимся, но не потерпите, если чужая мамаша будет делать замечания вашему шалуну.

Воспитательница просит зайти в конце дня, чтобы поговорить о поведении вашего ребенка. Ваша реакция?

А         Вы встревожены: ребенка кто-то обидел? Или у него неприятности?

Б          Вы недовольны. Если проблемы начинаются уже сейчас, что же будет в школе?

В          Вы постараетесь поговорить с ребенком, чтобы понять, что случилось в детском саду.

Г          Как некстати! Нельзя ли обсудить все по телефону?

Д         Ваш ребенок не может доставлять проблем. Это у нее самой проблемы!

Свекровь замечает, что вы чересчур балуете малыша. Что вы при этом думаете?

А         Ее поколение отстало от времени. Что она понимает в современных методах воспитания?

Б          Слышать это неприятно, но доля истины в ее словах есть.

В          Воспитание – не дрессировка. Я умею требовать, но не делаю этого без необходимости. Ребенку нужна определенная доля свободы.

Г          А кто виноват? Ее дорогой сыночек, отец вашего малыша!

Д         Она просто не умеет найти подход к маленькому.

Как воспитать уверенного в себе человека?

А         Никогда не перечить его желаниям в детстве, позволяя делать все, что ему хочется.

Б          Формировать в нем с детства настойчивость, призывая: "Попробуй еще раз! Ты можешь лучше!"

В          Поощрять малейшие успехи малыша и хвалить его, когда он того заслуживает. Навсегда выбросить из оборота слова: "Говорила я тебе!"

Г          Возлагать на ребенка большие надежды с раннего детства.

Д         Постоянно напоминать маленькому дарованию о его бесчисленных талантах.

На что вы потратите выдавшийся свободный вечер?

А         Пройдетесь по магазинам: на распродаже можно выгодно купить детские вещи.

Б          Наконец-то наведете порядок в шкафу.

В          Сходите подстричься или посидите с подругой в кафе.

Г          Посидите подольше на работе, чтобы освободиться для семьи в ближайшие выходные.

Д         Порадуете своего малыша: заберете его из сада пораньше и весь вечер проведете вместе.

В детстве вы часто думали...

А         Когда я вырасту, у меня будет много детей.

Б          В этой четверти в моем табеле будут только пятерки!

В          Скорей бы вырасти...

Г          Ничего-ничего, я еще всех вас удивлю.

Д         Меня никто не любит...

В магазине ваш ребенок бросается на пол, требуя купить игрушку. Вы...

А         Утешаете бедняжку и сговариваетесь на шоколадке.

Б          Шлепаете скандалиста или шипите ему, чтобы успокоился.

В          Даете ребенку выплакаться, не обращая особого внимания на окружающих, и продолжаете делать покупки.

Г          Звоните на мобильный мужу, чтобы сделал чаду внушение.

Д         Уступаете: выносить детские слезы - себе дороже.

В гостях ребенок отказывается есть блюда с общего стола. Что сделаете вы?

А         Быстро поджарите ему любимую яичницу.

Б          Рассердитесь: это еще что за фокусы?

В          Предложите хотя бы попробовать, но не настаиваете: если ребенок отказывается – пусть идет играть.

Г          Не беда - накормим дома. Только перед хозяевами немного неловко.

Д         Считаете, что хозяева поступили бестактно: они же знали, что в гости придет маленький ребенок. Могли бы приготовить что-нибудь из детского меню.

Ваше материнское сердце радуется больше всего, когда...

А         Ребенок засыпает у вас на руках, нежно прижимаясь к маме.

Б          Малыш делится игрушками с другими детьми и говорит "спасибо" взрослым.

В          Кроха дарит вам цветочек или посвящает рисунок.

Г          Ребенок более развит и умеет больше, чем сверстники.

Д         Вашему ребенку улыбаются соседи, продавцы, просто прохожие...

Как вы поступите, если малыш разозлится и замахнется на вас рукой?

А         Отругаете его – неприятно, но это ваш долг.

Б          Постараетесь выяснить, где это он такому научился.

В          Сердито, но спокойно объясните, что недовольны таким поведением.

Г          Шлепаете его в ответ.

Д         Смеетесь над маленьким злюкой.

Большинство выбранных вами ответов – А

Мама – наседка

Вы – внимательная и заботливая мать, всегда готовая защитить и обогреть своего малыша. Ребенок приносит вам много радости, но немало забот и тревог: иногда плохо ест, так и норовит упасть на прогулке, может простудиться, мало пьет...

Плюсы: у такой преданной мамы дети растут, зная, что мама всегда пожалеет и поможет. Они уверены в вашей любви.

Минусы: вам хотелось бы опекать ребенка до совершеннолетия и страшит мысль, как он справится с жестоким миром вокруг. Попробуйте предоставить детям чуть больше самостоятельности, иначе они и в самом деле вырастут плохо подготовленными к взрослой жизни.

Большинство выбранных вами ответов - Б

Мама – репетитор

Вы, несомненно, хорошо разбираетесь в разных педагогических методах и успешно используете их на практике. Послушный, вежливый и старательный ребенок – лучшее доказательство их эффективности. С двух лет он занимается гимнастикой, с трех – английским. Правда, иногда он не слишком радуется занятиям, но ведь это для его же пользы!

Плюсы: ваш маленький труженик с детства приучен к твердой дисциплине и не будет испытывать недостатка ни в знаниях, ни в принципах.

Минусы: чрезмерные нагрузки могут привести к замедленному развитию. Сбавьте темп – перфекционисты часто вырастают несчастливыми людьми.

Большинство выбранных вами ответов - В

Мама – психолог

Вы уверены в том, что с ребенком всегда можно договориться мирным путем. Вы всегда пытаетесь понять, отчего он ведет себя, так или иначе. Но столь любимые вами теории, почерпнутые из журналов для родителей и книг по психологии, иногда повергают вас в тяжелые раздумья: достаточно ли я хорошая мать? Умеет ли отец ребенка требовать от него соблюдения правил? Гармоничная ли мы семья? Получает ли мой ребенок стимулы к развитию?

Плюсы: ребенок едва ли не с пеленок имеет право на собственное мнение, в то же время зная, что в жизни есть и законы, обязательные для выполнения.

Минусы: сомнения часто мешают вам выдерживать последовательную линию воспитания. В конце концов, нельзя же постоянно стремиться к идеалу! И вы срываетесь, а затем горько укоряете себя за несдержанность.

Большинство выбранных вами ответов - Г

Мама – гонщик

Вы полны сил и успеваете справиться сразу с тремя ролями – работающей супер-вумен, матери и жены. Вы умеете говорить по телефону, одновременно готовя обед, кормя ребенка и развешивая стирку. Вы считаете, что лучше полчаса в день посвятить целиком детям, чем весь вечер сидеть с ними у телевизора, практически не общаясь.

Плюсы: ваш ребенок растет более самостоятельным, в сравнении со сверстниками. Он учится принимать решения и овладевает социальными навыками, которые пригодятся ему во взрослой жизни.

Минусы: в отличие от взрослых, ребенок нуждается не только в качестве, но и в количестве. Ему бывает маловато общения с мамой, ее присутствия дома, ее готовности в любой момент откликнуться на его зов.

Большинство выбранных вами ответов – Д

Мама – болельщица

Ваш ребенок, несомненно, исключителен во всем! Вы уверены, что его ждет блестящее будущее, и не скупитесь на похвалы и комплименты, подарки и наряды... Возможно, вы и балуете ребенка без меры, но не видите в этом большой проблемы. Кто же еще побалует ваше сокровище, как не мама?

Плюсы: купаясь в материнской любви, юное дарование вступает в жизнь с достаточно высокой самооценкой и уверенностью в любви окружающих. А это – непременное условие для возникновения уверенности в себе.

Минусы: целиком и полностью посвятив себя интересам ребенка, вы рискуете пропустить мимо лучшие годы, а затем счесть, что выросшее дитя – ваша собственность по сумме вложенных усилий. Будьте готовы к тому, что с годами у ребенка могут появиться мысли и планы, расходящиеся с  вашими. Позвольте ему быть самим собой.



Предварительный просмотр:

Тест: «Какой вы папа?»

  1. Представьте себе, что Вы остались дома наедине с ребенком. Малыш начинает плакать, не успокаивается. Вы знаете, что причиной слез не является болезнь, но хотите тишины. Что будете делать, как Вы думаете? 


А. включите ему любимые мультфильмы.
B. Возьмете ребенка на колени и поговорите с ним, попытаетесь успокоить.
C. Разозлитесь после нескольких неудачных попыток умерить крикуна, а потом, чтобы исправить положение, пообещаете купить конфеты.

2. Как Вы считаете, какие ассоциации, связанные с Вами, имеет ребенок?


А. Лучший друг.
B. Настоящий борец.
C. Щедрый спонсор.

3
. Какие слова Вы чаще применяли в разговоре с ребенком?

 
А.Нельзя, я тебе говорю!
B.Сейчас я все объясню.
C. Чего ты хочешь, в конце концов?

4. Идеалом для Вас является такой отец, который…


А.  Прежде всего, имеет авторитет и может сильными руками расчистить путь по лабиринту жизни.
B. Может обеспечить ребенку достойный быт и ощущение безопасности.
C. Имеет много знаний, нужных ребенку, часто с ним разговаривает и является сначала советником и защитником, а затем – партнером.

5.
Самая нужная вещь во время прогулки с ребенком – это…


А.Мобильник и немного денег, чтобы приобрести то, что может ему случайно понравиться в магазине.
B. Номер телефона мамы или бабушки малыша.
C. Продуманный подробный план действий и список возможных развлечений для различных ситуаций.

6.
Чтобы быть хорошим отцом, нужно иметь… 


А.Силу.
B. Терпимость.
C. Идеи и деньги.


7. Если бы Вы должны были определить количество и качество времени, проведенного с ребенком, который бы был ответ? 


А. Мало, но интенсивно и насыщенно.
B. Достаточно много, но ему все равно больше нужна мама.
C. Всегда кажется мало.

8. Что Вы думаете в конце дня, полностью проведенного с ребенком?


А. Наверное, он никогда не молчит? И откуда столько силы берется?
B. Никогда не думал, что в него столько входит и выходит.
C. Кто его так воспитал?

9.
Что Вы чувствуете, когда не видите малого несколько дней?


А. Отдыхаю и наслаждаюсь спокойствием.
B. Скучаю по нему, часто телефонирую, узнаю, что происходит.
C. Покупаю необычные дорогие игрушки и представляю себе, как буду их дарить своему малышу.

10. Твои первые слова после рождении младенца были…

 
А. Интересно, кем он станет?
B. Такой маленький?
C. Наконец! Какое счастье!

А теперь подсчитаем результаты при помощи таблички.

A   1 2 1 1 3 1 3 2 1 3
C   3 3 3 2 2 3 2 1 3 2
B   2 1 2 3 1 2 1 3 2 1
№  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

От 1 до 10 баллов – Папа-авторитет 

Вы папа, который иногда может забыть, что дитя малое, слабенькое и требует нежности и Вашего времени. Скорее всего, Вы стремитесь, прежде всего, к честному осуществлению контроля над жизнью своего потомка. Хотите, чтобы Вас воспринимали как важную, авторитетную личность, справедливо наделенную властью, настоящий образец для подражания. Безусловно, малыш Вас таким и видит. Однако иногда случается, что Вы теряете терпение, когда он упорствует и не хочет, есть или засыпать. Вы хотели бы, чтобы ребенок был уже взрослым, ведь иногда Вас раздражает, что не можете договориться по явных и однозначных вопросам. Иногда Вы забываете то, что у маленьких своя логика, и они, прежде всего, требуют особого подхода, общения и нежности. Дети только познают мир, а Вы ожидаете, что он будет мудрым собеседником. Помните, что для своего ребенка Вы, возможно, прежде всего, гарант безопасности. Он жаждет общения с Вами. А если иногда и сохраняет определенную дистанцию – может, немного Вас боится? Пожалуйста, дайте ему все возможное тепло, и он обязательно оценит это. Чаще привлекайте к себе, гладьте по головке, здоровайтесь за руку, но не требуйте слишком многого от своего ребенка. Помните, что младенчество – это время, когда можно ошибаться, жить мечтами, плакать до усталости и смеяться хоть из чего.

От 11 до 20 баллов – Папа – учитель

Вы отец, полный идей. Посвящаете ребенку много времени, внимания, всегда интересуетесь событиями в его жизни, следите за развитием и воспитанием. Вы удивляли и впечатляли ребенка. Может даже учились в его креативном и восторженном мире. Играете с ним, когда только появляется возможность, потому что чувствуете в этом необходимость. Вы способны выражать чувства, говорить о том, что волнует. Случается, Вы делаете слишком большой упор на обучение. Ребенок иногда хочет просто погулять, а Вы терпеливо объясняете ему законы жизни. Думаете, что в любой ситуации надо чему-то учиться. Всегда внушайте малышу веру в себя в тяжелой ситуации. Иногда хочется разозлиться, но посмотрите на малыша – и не получается. Каждую минутку, проведенную с ребенком, используете максимально интенсивно. Спрашиваете знакомых, как те воспитывают своих потомков. С умилением поглядываете на матерей, которые гуляют по парку с колясками. Среди немногочисленных ошибок Вашего отцовства можно назвать склонность к сравнению ребенка с собой или с другими. Позвольте ему быть неповторимым в своих талантах и недостатках.

От 21 до 30 баллов – Папа-бизнесмен

Вы щедрый отец и каждый раз реагируете на нужды ребенка. Стремитесь, чтобы он было всегда довольным, счастливым и радостным. Но хотите, чтобы все это видели и ценили. Вы мечтаете, чтобы малыш Вас любил и приходил к Вам со всеми своими проблемами и просьбами. Вы готовы достать для него звезду с неба, во всяком случае, в любую минуту приобрести новую игрушку. Правда, иногда сладости и развлечения опережают желания. Такой способ общения не должен быть панацеей. Ребенок может быстро привыкнуть к мгновенному выполнению любой просьбы и постепенно превратиться в потребителя или эгоиста. Стремитесь иногда просто быть рядом: говорите, но не допрашивайте, гуляйте, но не развлекайте, участвуйте, а не управляйте. Оставьте малышу право на злость и обиду, возможно даже и на Вас. Это не значит, что он станет плохим ребенком, а Вы – плохим отцом.



Предварительный просмотр:

Тест для родителей: Умеете ли вы воспитывать детей?

Достаточно ли вы терпеливы и упорны в воспитании ребенка?
Умеете ли понять его внутренний мир? На эти вопросы, надеемся, вам поможет ответить этот тест.

l.   Есть ли у ребенка детская комната? Да — 5 очков, нет — 1.

2.  Уделяете ли вы внимание ребенку каждый день? Да — 5 очков, нет — 1.

3.  Терпеливы ли вы, когда он капризничает, плохо ест? Да — 5 очков, нет —1.

4. Умеете ли вы прощать своему ребенку шалости? Да — 5 очков, иногда — 3, никогда —1.

5. Пользуетесь ли вы телесными наказаниями? Да, часто — 1 очко, иногда — 3 очка, принципиально нет — 5.

6. Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок во всем с вами делился? Да — 1 очко, иногда — 3, нет, не хочу — 5.

7. Ваш ребенок послушен? Всегда — 5 очков, иногда — 3 очка, нет — 1.

8. Если вы что-то запрещаете ребенку, то объясняете ему причину запрета? Да, всегда — 5 очков, иногда — 3, нет — 1.

9. Требуете ли вы от своего ребенка выполнения обязанностей, которые вы возложили на него? Всегда — 5 очков, иногда — 3, нет —1.
А теперь подсчитайте набранные очки.


От 10 до 23 очков. Боимся, что вы неверно воспитываете своих детей. И чем меньше вы набрали очков, тем в большей степени это проявляется. Если вы в ближайшее время не измените коренным образом методы своего
воспитания, вполне может случиться, что ваш ребенок постоянно будет вас огорчать или просто замкнется в себе.

От 24 до 27 очков. Ваши взгляды на воспитание в основном правильны. Тем не менее вам, вероятно, необходимо постоянно проявлять большую заботу о ребенке. В противном случае у вас в конце концов возникнут проблемы в отношениях с вашими детьми.

От 38 до 50 очков. Вы заслуживаете большой похвалы, признания, способный воспитатель. У вас достаточно терпения, упорства и, что самое важное, любви к ребенку.



Предварительный просмотр:

Тест «Хорошие ли вы родители?»

 1.     На некоторые поступки ребёнка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом?

 2.     Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда не знаете, как реагировать на поведение вашего ребёнка?

 3.     Ваши инструкции и опыт – лучшие советчики в воспитании ребёнка.

 4.     Иногда вам случается доверять ребёнку секрет, который вы никому никогда не рассказали бы.

 5.     Вас обижает негативное мнение о вашем ребёнке других людей.

 6.     Вам случается просить у ребёнка прощения за своё поведение.

 7.     Вы считаете, что ребёнок не должен иметь секретов от своих родителей.

 8.     Вы замечаете между своим характером и характером ребёнка различия, которые иногда удивляют (радуют) вас.

 9.     Вы слишком переживаете неприятности или неудачи своего ребёнка.

 10. Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для ребёнка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.

 11.  Вы считаете, что до определённого возраста лучший вспомогательный аргумент для ребёнка – физическое наказание (ремень).

 12. Ваш ребёнок именно таков, о каком вы мечтали.

 13. Ваш ребёнок доставляет вам больше хлопот, чем радости.

14. Иногда вам кажется, что ребёнок учит вас новым мыслям и поведению.

15. У вас конфликты с собственным ребёнком.

Подсчёт результатов.

За каждый ответ «да» на вопросы: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, а также на ответ «нет» на вопросы: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 вы получаете 10 очков. За каждое «не знаю» получаете 5 очков.

100 - 150 очков. Вы располагаете большими возможностями правильно понимать собственного ребёнка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники в решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно назвать примером, достойным подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего ребёнка. Рискнёте?

50 - 99 очков. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребёнка. Свои временные трудности или проблемы с ребёнком вы можете разрешить, начав с себя. И не пытайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребёнка. Есть несколько областей, в которых вы имеете на ребёнка влияние; постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать – это не всегда означает принимать. Не только ребёнка, но и собственную личность тоже.

0 - 49 очков. Кажется, что можно только посочувствовать вашему ребёнку, поскольку он не попал к родителю – доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но ещё не всё потерянно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребёнка, попробуйте иначе. Может, вы найдёте кого-то, кто поможет вам в этом. Это будет нелегко, зато в будущем вернётся благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребёнка.



Предварительный просмотр:

Тест-опросник родительского отношения

(автор  А.Я.Варга, В.В.Столин).

Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО: описание, инструкция, вопросы, обработка, ключ, интерпретация. Детские методикиТест-опросник родительского отношения, авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка.

В тесте - опроснике 61 вопрос, на которые следует отвечать согласием или несогласием. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет.

Тест - опросник родительского отношения  (автор  А.Я.Варга, В.В.Столин)

Инструкция.

Отвечая на вопросы методики, выразите свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».

Вопросы теста.

  1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
  2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
  3. Я уважаю своего ребенка.
  4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
  5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
  7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
  8. Мой ребенок часто неприятен мне.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
  10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
  11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
  12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
  13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
  14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
  15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
  16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".
  18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
  19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
  20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
  21. Я принимаю участие в своем ребенке.
  22. К моему ребенку "липнет" все дурное.
  23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
  24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
  25. Я жалею своего ребенка.
  26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
  27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
  28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
  29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
  31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
  32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
  33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
  35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
  36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
  37. Я всегда считаюсь с ребенком.
  38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
  39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.
  40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
  41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
  42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
  43. Я разделяю увлечения своего ребенка.
  44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
  45. Я понимаю огорчения своего ребенка.
  46. Мой ребенок часто раздражает меня.
  47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  49. Я не доверяю своему ребенку.
  50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
  51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
  52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
  53. Я разделяю интересы своего ребенка.
  54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
  55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
  56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
  58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
  59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
  60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
  61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка.

За каждый ответ «да» тестируемый получает 1 балл, а за каждый ответ «нет» — 0 баллов.

Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных типов отношений, а низкие баллы — о том, что они сравнительно слабо развиты.

Ключ.

  • Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
  • Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
  • Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
  • Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30,48, 50, 57, 59.
  • "Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Интерпретация.

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
- отвержение,
- кооперация,
- симбиоз,
- контроль,
- инфантилизация (инвалидизация).

Высокие баллы по шкале принятие—отвержение — от 24 до 33 — говорят о том, что у испытуемого выражено положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом.

Низкие баллы по этой шкале — от 0 до 8 — говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Высокие баллы по шкале кооперация — 7—8 баллов — признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком.

Низкие баллы по данной шкале — 1—2 балла — говорят о том, что взрослый занимает по отношению к ребенку противоположную позицию и не может претендовать на роль хорошего педагога;

Высокие баллы по шкале симбиоз — 6—7 баллов — позволяют сделать вывод о том, что взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности по этой шкале — 1—2 балла — признак того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.           

Высокие баллы по шкале контроль — 6—7 баллов — показывают, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть хорошим воспитателем. Низкие баллы по этой шкале — 1—2 балла, — напротив, свидетельствуют о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки: от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка — 7—8 баллов — признак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Низкие баллы по этой же шкале — 1—2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для родителей "Какие вы родители"

Ответив на 10 вопросов теста, родители смогут самостоятельно сделать вывод о том, как они справляются с обязанностями воспитателя в семье....

Тест для родителей. Какие вы родители?

В данном тесте представлены вопросы для родителей...

Тест для родителей " Какие вы родители"?

Тест для родителей " Какие вы родители"?...

Тест для родителей: "Какие мы родители?"

Тест для родителей: "Какие мы родители?"...

Тест для родителей "Какой вы родитель?"

В данном материале вы можете оценить себя как родителя....

Тест для родителей "Детей воспитывают родители. А родителей?"

Тест может быть  использован на родительском собрании...

Тест для родителей "Какие мы родители?"

Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей и справляемся ли с нашими обя­занностями воспитателей? Итак, какие мы, родители? Проверьте себя, ответив на вопросы: да, не...