Консультация для родителей "Готов ли Ваш ребенок к школе"
консультация (1 класс) на тему

Михайлова Людмила Валентиновна

Для родителей так важно знать, что ребенок готов к школе. Как в этом убедитьтся? На что обратить особое внимание в подготовке?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotov_li_vash_rebenok_k_shkole.docx35.76 КБ

Предварительный просмотр:

Обычно, когда говорят о готовности ребёнка к школе, имеют в виду его умение читать и считать. И мало кто из родителей задумывается, что это далеко не самый главный показатель в этом вопросе. Готовность к школе включает в себя несколько моментов. Прежде всего, физическую готовность, которая подразумевает зрелость организма, его функциональных систем.

Второй момент, наиболее хорошо известный всем, — это интеллектуальная готовность. Она включает в себя багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать и т. п.). Перечисленные умственные умения могут выражаться и в умении читать и считать, но не только в них. Поэтому правы те специалисты, кто утверждает, что читающий и даже умеющий писать ребенок, вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.

Беспокоиться по поводу малой осведомленности современных детей почти не приходится. На них и так обрушивается колоссальный поток сведений, которые часто остаются невостребованными и потому легко забываются. Радио, телевидение, печать и реклама наполняют сознание дошкольников самой разнообразной информацией, но не способствуют ее систематизации и обобщению. Поэтому интеллектуальная готовность детей пяти-шести лет, с одной стороны, относительно высока, а с другой, в ней недостает самого существенного — умения самостоятельно добывать, перерабатывать и использовать на практике полученные сведения.

Под социальной готовностью к обучению понимается настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими детьми, людьми, в частности взрослыми, педагогами, учителями.

Готовность к школе предполагает наличие мотивационной готовности. Младшие дети, наблюдая за ходом и результатами учебной деятельности старших, обычно имеют высокую мотивационную готовность. Чуточку завистливое отношение к привилегиям старших братьев и сестер, уже посещающих школу, развивает у младших стремление поскорее приобщиться к школьной жизни. Им нравятся учебные принадлежности и уважительное отношение окружающих к рабочему месту и школьным обязанностям этих «счастливчиков». А право присутствовать при таком «священнодействии», как выполнение домашних заданий, завоевывается ими лишь идеальной дисциплиной и послушанием.

Желание учиться

Сочините ребёнку небольшую сказку о зверушках, в которой каждый персонаж по-своему объясняет своё желание учиться. Например, один говорит: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. A если бы не мама, я бы в школу и не ходил».

Второй: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился». Третий: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Четвёртый: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, чувствую себя взрослым, а до школы был маленьким». Пятый: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем захочешь».

A теперь спросите своего ребёнка: «Как ты считаешь, почему надо ходить в школу?»

Развитие речи

        

Это один из важнейших критериев готовности к школьному обучению. Просите ребёнка  пересказать короткий (не больше 6-7 предложений) рассказ либо содержание небольшого мультфильма. Самый эффективный способ, – чтение книг вслух. Читайте ребёнку сказки или небольшие рассказы не менее получаса е день. Задавайте вопросы о прочитанном, заодно тренируя память и внимание. Расспрашивайте ребёнка, как прошёл его день, что интересное он видел.

  Навыки общения

  • Умение слушать собеседника не перебивая его;
  • Говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;
  • Пользоваться словами, характерными для вежливого общения.

Часто родители жалуются на то, что дети, разговаривая между собой, перебивают друг друга и вместе с тем стесняются обратиться к чужому человеку, не умеют разговаривать по телефону. Преодолеть эти недостатки помогут игры, в которых участвуют не только дети, но и взрослые.    

Например: «Мама звонит дочке», «Внучка поздравляет деда», «Узнать, какой фильм идет в кинотеатре», «Вызвать врача к заболевшему брату» - эти и другие ситуации, разыгранные вместе с ребенком, формируют у него умение вести диалог, разговаривать со взрослыми, сверстниками.

Родители должны не только научить ребенка слушать других, но и признавать его право на собственное мнение.

Фонематический слух

Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора», и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребёнка – услышать и назвать это другое слово. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):

Гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора.  Загадайте загадку: «Что случится, если имя «Любочка» потеряет букву «Л»? A если слог «ЛЮ»? Если ребёнок слышит и называет «лишние слова, без труда делит слово на части, значит, с фонематическим слухом у него всё е порядке. Если же ошибается, ему обязательно нужно тренировать слух логопедическими упражнениями.

Словесно-логическое мышление

Попросите ребёнка закончить предложения: «Если выйдешь на улицу, зимой без одежды, то...», «Прошёл дождь, поэтому...», «У Саши сегодня отличное настроение, потому что...»

B игре «Четвёртый лишний» ребенку предлагают ряды из четырёх слов. В каждом случае ему нужно убрать одно, на его взгляд, лишнее. Например: стол, стул, окно, диван.

Игра «Аналогии» поможет определить, насколько у ребёнка сформированы основы словесно-логического мышления. Ему называют три слова. Два первых – пара. Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову. Например «день – ночь, лето – ... (зима)»; «часы - время, градусник – ... (температура)»

Словесно-логическое мышление начинает формироваться к 6-7 годам. И если при выполнении вышеперечисленных игр-заданий ребёнок допускает 1-2 ошибки, значит, этот процесс протекает нормально.

Уровень самоконтроля

         

Сыграйте с ребёнком в игру «да» и «нет» не говорить, «чёрное» и «белое» не называть». Задавайте ему простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?» Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя чёрного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10. Если малыш отвечает без ошибок, значит, уровень самоконтроля достаточно высок, а это одно из важнейших условий успешной учёбы.

Мелкая моторика (работа мелких мышц руки)

Попросите ребёнка вырезать фигурки для аппликации (лучше геометрической формы) и наклеить на лист бумаги. На тетрадном листе в клеточку нарисуйте узор, состоящий из геометрических фигур, и попросите ребёнка повторить его. Обратите внимание, как ребёнок владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры. Если ему трудно справляться с этими заданиями, значит, мелкие мышцы его руки нуждаются в тренировке.

Подготовила:

учитель – дефектолог

Попова Ирина Валериевна

Первый раз в первый класс.

  • В какое время года бывает снегопад?
  • В какое время года бывает листопад?
  • В какое время года бывает ледоход?
  • В какое время года бывает половодье?
  • В какое время года идет дождь?
  • В какое время года гроза?
  • В какое время года появляются листья на деревьях?
  • В какое время года птицы вьют гнёзда?
  • В какое время года появляются птенцы?
  • В какое время года день равен ночи?
  • В какое время года можно увидеть росу?
  • В какое время года бывает град?
  • В какое время года бывает иней?
  • В какое время года растут подснежники?
  • В какое время года готовят сани?
  • В какое время года готовят телегу?
  • В какое время года река покрывается льдом?
  • В какое время года у  животных линька?
  • В какое время года сеют озимые?
  • В какое время года собирают урожай?

 «Что из чего делают?»

  1.  Что делают из муки? (хлеб,...)
  2. Что делают из молока? (творог,...)
  3. Что делают из шерсти овец и коз? (шерстяные нитки,...)
  4. Что делают из шерстяных ниток? (носки,...)
  5. Что делают из песка? (стекло,...)
  6. Что делают из глины? (кирпич,...)
  7. Что делают из металла? (инструменты,...)
  8. Что делают из нефти? (бензин,...)
  9. Что делают из хлопка? (ткань,...)
  10. Что делают из древесины? (мебель,...)
  11. Что делают из семян подсолнуха? (подсолнечное масло,...)

«Что делают?»

  1. Песок сыплют, а воду ... (льют)
  2. Стол накрывают, а постель ... (стелят)
  3. Котлеты жарят, а суп ... (варят)
  4. Цветы водой поливают, а огонь ...
  5. Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стену ...
  6. Воду можно разлить, а горох ...
  7. Стол можно сломать, а стакан ...
  8. Сено косят, а волосы ...
  9. Нитки прядут, а холст ...
  10. Платье шьют, а шарф ...

"Говори правильно"

Какое слово в предложении лишнее, ненужное?    Как исправить предложение, чтобы оно было грамотным?

  1. В деревне жили старые старики.

          (В деревне жили старики. В деревне жили старые люди.) 

  1. Ковер запылился пылью.

          (Ковер покрылся пылью. Ковер запылился.)

  1. Петя сконструировал конструкцию планера.
  2. Мама посолила суп солью.
  3. В саду гуляют маленькие малыши.
  4. К весне зелень зазеленела.
  5. У Юры жил молодой котенок.
  6. Бабушка натопила жирный жир.
  7. Липа пахнет запахом меда.
  8. Солдаты переночевали ночь в землянке.
  9. Толя спросил вопрос у учителя.
  10. Незнайка был ленивым лентяем.
  11. У меня есть деревянная деревяшка.
  12. Антон попробовал кислую лимонную кислоту.
  13. В комнате засветился свет.
  14. У Саши в июле месяце день рождения.
  15. На помощь смелому храбрецу прибежали товарищи.
  16. Я видел эту квартиру своими глазами.
  17. Валера рассказал интересный рассказ.
  18. Малышка дрожала и шептала шепотом.
  19. Дедушка был ворчливым ворчуном.
  20. Мы с братом любим праздновать праздники.
  21. В магазине продавались сладкие сладости.
  22. Ворона клюнула клювом наглого кота.
  23. На лугу белели белые ромашки.
  24. По комнате прокатился круглый шар.
  25. После кота на руке осталась поцарапанная царапина.
  26. На рисунке Оля нарисовала лес.
  27. Какая красивая красота!
  28. Я люблю встречать утренний восход солнца.
  29. На поле синели синие васильки.
  30. У туристов всегда есть запасной запас воды.
  31. Верблюды бродили в пустынной пустыне.
  32. Вова Владимиров был сонливым соней.
  33. Вчера мы купили много покупок.
  34. Школьник узнал за год много знаний.
  35. У кота голубоглазые глаза.
  36. Старик связал связку дров.
  37. Все восторгались геройским поступком героя.
  38. Вдруг просигналил сигнал.
  39. На ветвистых ветках висели яблоки.
  40. Около курицы желтели желтые цыплята.
  41. Мы отправили письменное письмо.
  42. Клоун был веселым весельчаком.

Поступающий в школу ребёнок , должен:

1.Умение назвать себя (полное имя, отчество, фамилия). Уметь полностью назвать маму, папу, бабушку.

2. Свой возраст (желательно дату рождения).

3. Свой домашний адрес; страну в которой живёт.

4. Знать времена года, количество и названия месяцев в году, дней в неделе. Знать какое сейчас времена года, какой месяц, какой сегодня день. Уметь ответить на вопросы типа  «когда птицы улетают на юг?», «Когда холодно и идёт снег?», «В какое время года листья желтеют и опадают?», «Когда мы собираем грибы?» и пр.

5. Домашних и диких животных, их повадки и их детёнышей.

6. Владеть навыком обобщения по признаку: из предложенных картинок ребёнок должен уметь выбрать те, которые что-то объединяет (обувь, одежда, ягоды, воздушный транспорт, наземный транспорт, профессии и т.д.)

7. Владеть навыком исключения из ряда слов и объяснить, почему лишним является именно оно.

8 .Находить сходство и различия между предметами:

  • Что общего между морковкой и картошкой?
  • Чем они отличаются друг от друга?

9. Знать основные геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) и видеть их сочетание. Уметь их нарисовать.

10. Запомнить 5-7 из четко названных  10 не связанных между собой простых слов.

11. Запомнить и назвать не менее 5 из 12 картинок, одновременно продемонстрированных ребёнку в течение 30 секунд.

12. Уметь отвечать на вопросы типа «Что бывает раньше обед или ужин? Весна или лето?», «Кто больше корова или коза? Птица или пчела?», «У коровы детёныш – телёнок. А у лошади?». И пр.

13. Знать 10 – 12 основных цветов.

14. Самостоятельно передавать содержание литературных текстов. Уметь составлять рассказ по картинке или серии картинок. Рассказ должен быть связанным, иметь начало и конец. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ.

15. Использовать в речи антонимы, синонимы, существительные с обобщающим значением.

16. Различать гласные и согласные звуки; разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков.

17.Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая -левая сторона, верх-низ и т.д.)

18. Владеть карандашом: проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, людей, штриховать предметы карандашом, не выходя за контуры предметов.

19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).

Требования к устной речи, ребенка поступающего в 1 класс

С момента рождения до поступления в школу ребенок проходит важный этап в своем развитии. За этот период он усваивает огромное количество информации об окружающем его мире, людях, объектах и явлениях. Активно развивается его речь, что является одной из наиболее важных предпосылок его дальнейшего успешного обучения.

        Задача взрослых – сделать все возможное для того, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой устной речью.

        Что входит в это понятие? Что же конкретно ребенок должен знать и уметь? И как отразится несформированность этих знаний и умений на дальнейшем усвоении школьных навыков?

. Примерные задания для развития звукового анализа:

  1. придумать слова с 3, 4, 5 звуками;
  2. отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков;
  3. разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове. Пример: пир, папа, дом, кино и т.д.
  4. подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка);
  5. составить слова из букв разрезной азбуки: сом, рама, шуба, кошка;
  6. добавить различное количество звуков к одному ми тому же слову, чтобы получилось слово: ПА – (пар), ПА- (парк), ПА – (паром), ПА – (паруса);
  7. преобразовать слова:

а) добавляя звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг;

б) изменяя один звук слова: сом – сок – сук – суп  и т.д.;

  1. составлять слова из букв одного слова: крапива ( парк, ива, карп, пар, рак, Ира и др.);
  2. от записанного слова образовывать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слова начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом – мак – кот – топор – рука;
  3. Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков, в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

2. Примерные задания для развития языкового анализа:

  1. придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов;
  2. придумать предложение с определенным количеством слов;
  3. увеличить количество слов в предложении («Маша увидела котенка» - 3 слова, «Маша увидела пушистого котенка» - 4 слова, «Маша увидела очень пушистого котенка» - 5 слов);
  4. определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово);
  5. поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.

3. Развитие слогового анализа:

  1. повторить слово по слогам, сосчитать количество слов;
  2. определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру;
  3. разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых 2 или 3 слога.

4. Примерные задания для развития лексики:

  1. развитие ассоциаций. Взрослый называет слово, а ребенок в ответ называет первое слово, какое придет в голову: стол – (еда), говорит – (слушает), желтый – (лимон), быстро – (медленно);
  2. классификация предметов на картинках «овощи и фрукты», «домашние и дикие животные», «домашние и дикие птицы», «посуда и мебель», «одежда и обувь» и т.д.;
  3. отгадывание загадок;
  4. придумывать слова -  «неприятели»: день – ночь, войти – выйти, утро – вечер, добро – зло и т.д.;
  5. объяснить значение слов в словосочетаниях: прозрачный ключ - железный ключ, острая коса – длинная коса, глубокая норка – пушистая норка, больная ножка – деревянная ножка;

5. Примерные задания для развития словообразования:

  1. назвать ласково: шкаф – шкафчик, стул – стульчик и др.
  2. Где что храниться?  (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты, мыло, масло, соль и др.);
  3. назвать детенышей животных;
  4. назвать профессии, например:  «Кто носит багаж?» (носильщик), «Кто вставляет стекло?» (стекольщик), «Кто чинит часы?» (часовщик) и др.

6. Нарушение грамматического строя речи  серьезная проблема и требует специальных логопедических занятий.

7. Примерные задания для развития навыков связной речи:

  1. пересказ небольших текстов;
  2. рассказать о пережитых событиях, например: поездка в зоопарк;
  3. составлять описательные рассказы об окружающих предметах, например: мяч – круглый, красный, резиновый, яркий, большой;
  4. составить рассказ по сюжетной картинке;
  5. составить рассказ по серии сюжетных картинок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как подготовить ребенка к школе"

В данной консультации вы узнаете об особенностях и видах готовности ребенка к школе, о том, что должен знать ребенок в 6-7 лет и о том, как подготовить руку ребенка к письму....

Консультация для родителей: Как подготовить ребенка к школе!

Консультация для родителей: Как подготовить ребенка к школе!...

Презентация " Речевая готовность ребенка к школе" (консультация для родителей).

В данной презентации рассмотрены проблемы,возникающие при переходе дошкольников в новый социальный статус школьники.Критерии готовности ребенка к школьному обучению.Перечень проблем,возникающих при пе...

Консультация учителя - логопеда для родителей учащихся 1- ых классов на тему: «Готов ли ваш ребенок к школе? Как ему помочь?»

В материале консультации рассматриваются недостатки в развитии в устной речи учащихся при поступлении в 1 класс и направления работы по их исправлению....

Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе»

Консультация для родителей «Как правильно подготовить ребенка к обучению в начальной школе»...

Консультация для родителей: "Адаптация ребенка к школе".

Очень сложным для первоклассника является период адаптации к школе. Обычно он составляет от 4 до 7 недель. У детей появляются функциональные отклонения, которые вызваны той нагрузкой, которую исп...