Тренировка дикции
учебно-методическое пособие (1 класс) на тему

Липатова Вера Борисовна

Цель: достижение дифференцированности движений органов арти­куляционного аппарата, обеспечиваю­щих четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом (тренировка проводится на материале правильно произносимых звуков).Во всех рифмовках отсутствуют те звуки, которые обычно искажаются детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudnorifmovki.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вслед за взрослым ребенок точно повторяет рифмонки-трудноговорки. Звуки, из которых состоят все слова рифмовок, легко-произносимые (так называемые звуки раннего онтогенеза). Они, как правило, произносятся детьми правильно, но недостаточно отчетливо. Трудность воспроизведения рифмовок заключается для ребенка не в звуках, а в различных комбинациях слов, подобных, близких по звуковому составу. Несмотря на трудности фонематического восприятия рифмовок при определенной тренировке ребенок сможет воспроизвести их фонетически точно даже при сложной патологии звук о произношения. Дополнительно обратите внимание на громкость и четкость речи ребенка.

  1. Трижды повтори каждую рифмовку с легко произносимыми звуками. Говори чётко, громко, не торопясь.
  • Будет бык, копыта будут.
  • Бык тупогуб, не дуй-ка губ.
  • Битком набиты кибитки Никиты.
  • В доме енота вновь ходит кто-то. Вновь ходит кто-то в доме енота.
  • Вика видит Нику, Ника видит Вику.
  • Вновь Агата едет куда-то.
  • Вова Панин бывает в бане. Вновь в бане Вова Панин.
  • В океане вода тиха иногда.
  • В темноте гамак не найти никак.
  • Дали Петеньке пятак, не найдет его никак.
  • Дед Демид на Димку глядит. На Димку глядит дед Демид.
  • Дом у дуба, у дуба Люба. Нам глядеть на Любу любо.
  • Дядя Тихон ходит тихо. Тихо ходит дядя Тихон.
  • Едут медведи на мопеде, на мопеде едут медведи.
  • Кабан, кабан, не попади в капкан.
  • Какие-то коты мяукают до темноты.
  • К деду Вика подойди-ка.
  • Купи-ка вмиг кипу пик. Ника, кипу пик купи-ка.
  • На дуб не дуй губ, не дуй губ на дуб.
  • Наука не мука. Но нет муки — нет и науки!
  • На мели мы видели налима. А налим, видно, глядит мимо.
  • Дед Михай, папахой не махай! Папахой не махай, мух не пугай!
  • Не тут, а там топает гиппопотам. Топает гиппопотам не тут, а там.
  • Намылили Ваню в бане, намыли Маню в ванне.
  • От тополя, от тополя много пуха по полю.
  • Одна беда не бедна, а и бедна так одна.
  • Опять у буфета одна конфета.
  • Мы дали дыню Дане. Отдай, Даня, дыню Тане.
  • Вдаль от топота копыт пыль по полю полетит. Пыль по полю полетит вдаль от топота копыт.
  • Пете дали пятак на табак. Нет ни пятака, ни табака.
  • Покупая попугая, не пугайте попугая. Попугая покупая, покупайте попугая.
  • Попугай, попугай, ты меня не пугай. Ты, попугай, кота напугай!
  • Пять утят, пять опят, у Вити утята, у Пети опята.
  • У Бобы были бобы, у бабы были дубы.
  • У дубка быки, под дубком пеньки.
  • Утоп Потап в пальто до пят. В пальто до пят утоп Потап.
  • Эта хата так темновата!
  1. Произнеси рифмовки сначала обычно, а затем так, как будто спрашиваешь взрослого. Чтобы получились рифмовки-вопросы, выделяй голосом некоторые слова.
  • Отдаёт гном фее дом.
  • Отдает гном фее дом?
  • Для купанья Анны не хватает ванны.
  • Для купанья Анны не хватает ванны?
  • Новые тапки у моего Потапки.
  • Новые тапки у моего Потапки?
  • Катя в кино увидит кимоно.        
  • Катя в кино увидит кимоно?
  • Бумаги комок давно намок.        
  • Бумаги комок давно намок?
  • Моет Ваня ботинки в ванне.
  • Моет Ваня ботинки в ванне?
  • Этот дом с одним окном?
  • Этот дом с одним окном?
  • Фаина и Нина купили пианино.
  • Фаина и Нина купили пианино?
  1. Произнеси рифмовки сначала обычно, а затем так, как будто сообщаешь радостную весть. Чтобы получились рифмовки-восклицания, выделяй голосом каждое слово.
  • Новые тапки у моего Потапки.
  • Новые тапки у моего Потапки!
  • Этот хомяк копает так.        
  • Этот хомяк копает так!
  • Фаина и Нина купили пианино.
  • Фаина и Нина купили пианино!
  • Тёмка, Тёмка, не ходи в потёмках.        
  • Тёмка, Тёмка! Не ходи в потёмках!
  • Над мухой у деда вновь победа.        
  • Над мухой у деда вновь победа!
  • Попадает метко в пакет конфетка.        
  • Попадает метко в пакет конфетка!


  1. Произнеси рифмовки-трудноговорки чётко, громко, сначала не торопясь. Затем постепенно убыстряй темп, но сохраняй громкость и чёткость произношения. У тебя получатся скороговорки.
  • Ткет ткач ткани на платок Тане.
  • У Вани фантик, у Фани бантик.
  • У Фаины именины, именины у Фаины.
  • Дядя Тихон ходит тихо, тихо ходит дядя Тихон.
  • От тополя до тополя много пуха по полю.
  • Пеликан – великан, не попади в капкан.
  • В доме у енота ходит кто-то. Ходит кто-то в доме енота.
  • Дед делит дыню, дольку Диме, дольку Дине.
  • Дед Михай, папахой не махай. Не махай, Михай, мух не пугай!
  • Дом у дуба, у дуба Люба. Нам глядеть на Любу любо.
  • Едут медведи на мопеде, на мопеде едут медведи.
  • Много ли у уток до отлета минуток? Таких минуток не много у уток.
  • Мы тополи, тополи, дотополи до тополя, до тополя дотопали, а ноги то оттопали.
  • Не тут, а там топает гиппопотам. Топает гиппопотам не тут, а там.
  • На мели мы видели налима. А налим, видно, глядит мимо.
  • От топота копыт пыль по полю летит. Пыль по полю летит от топота копыт.
  • По небу вата едет куда-то. Этой ваты в небе многовато.
  • Поглядите на фото дяди Федота. Глядеть неохота на фото Федота!
  • Покупая попугая, не пугайте попугая. Попугая покупая, покупайте попугая.
  • Павианы любят бананы. Бананы едят павианы.
  • Поля в поле лён полет. Лён полет в поле Поля.
  • Пять утят, пять опят, у Вити утята. У Пети опята.
  • У Фомы фуфайка, у Фаины кофтайка. На фото Фома в фуфайке, да Фаина в кофтайке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем дикцию и выразительность речи.

Подобранные упражнения для формирования красивой и правильной речи у детей....

Проект "Я учусь читать выразительно" Дидактический материал "Дикция"

Дидактический материал «Дикция» предназначен для отработки четкого произношения слов русского языка обучающимися начальных классов.Материал позволит: тренировать языковые мышечные пер...

Презентация "Птичьи скороговорки" (практикум по улучшению дикции)

Практикум по улучшению дикции для учащихся классов коррекции V вида начальной школы....

Конспект занятия вокально-хорового ансамбля "Певческое дыхание и дикция"

Разработка данного занятия посвящена формированию вокально-хоровых навыков на занятиях по вокально-хоровому ансамблю....

Консультация для учителей начальных классов от учителя -логопеда по коррекционной работе с учащимися с недостатками дикции при стёртой дизартрии

Коррекция недостатков дикции у детей со стертой дизартрией Коррекция недостатков дикции у детей со стертой дизартрией включает в себя снятие мышечных зажимов в органах артикуляции, артикуляционные уп...

Дикция – «Каждый артист должен обладать превосходной дикцией …». К. С. Станиславский.

Дикция – «Каждый артист должен обладать превосходной дикцией …».    К. С. Станиславский....