Родительское собрание "Выбор учебного модуля комплексного курса ОРКСЭ"
методическая разработка (2 класс)

Демакова Светлана Станиславовна

Методическая разработка родительского собрания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«О новом предмете в учебном плане начального общего образования с 2012 года»


Здравствуйте, уважаемые родители !

 Мы рады вас всех приветствовать на общешкольном родительском собрании. Сегодня мы собрались, чтобы сообща обсудить вопросы нового учебного курса. Это единственный предмет в учебном плане школы, который изучается обучающимися с его согласия по выбору его родителей (законных представителей) . Называется этот курс -основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ).

Слайд

Почему приходится выбирать родителям, что же изучать их ребенку в данном курсе?

Потому, что учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»

включает в себя 6 модулей, один из которых изучают дети в 4 классе:

  1. Основы православной культуры;
  2. Основы исламской культуры;
  3. Основы буддийской культуры;
  4. Основы иудейской культуры;
  5. Основы мировых религиозных культур;
  6. Основы светской этики.

Слайд

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации  от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632) с 1 сентября  2012 г.   во всех   субъектах Российской Федерации вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ).

Апробация комплексного учебного курса ОРКСЭ  в 2009-2010 уч.году осуществлялась в 21 субъекте Российской Федерации. Результаты апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ свидетельствуют о его педагогической эффективности, значительном влиянии на нравственное состояние обучающихся.

 Введение курса было поддержано учителями, руководителями школ, обучающимися и их родителями, общественностью.

Учебный предмет ОРКСЭ формирует у обучающихся культуру межнационального и межконфессионального общения, уважительное отношение к культурным, религиозным традициям народов России, развивает интерес к морально-нравственным аспектам социальной жизни человека.

Слайд

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Слайд

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Слайд

Нормативно-правовая основа преподавания.

Преподавание ОРКСЭ в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации: 

  • Конституцией Российской Федерации 
  • Законами Российской Федерации «Об образовании
  • Закон РФ«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Закон РФ«О свободе совести и религиозных объединениях»
  • Новый Федеральный государственный стандарт


Место комплексного учебного курса в  программе обучения 

И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Все модули курса «Основы религиозных культур и светской этики» преподают  учителя, которые уже работают в школе и которые хорошо знакомы родителям, — это учителя начальных классов.


          Перед авторами учебных пособий модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры» стояла задача донести общие знания об исторических и культурных основах определённой религии. Опираясь на это, учитель будет рассказывать детям о важнейших категориях религиозной культуры.

 

Учащиеся одного класса и их родители смогут выбирать для изучения один из модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики», но это не означает, что разделение школьников по конфессиональным, мировоззренческим основаниям неизбежно. Модульное построение нового учебного курса реализует право граждан на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Формальное разделение учащихся на группы не будет приводить к их размежеванию. Для такого утверждения есть основания.

            Слайд

  • Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна — культура многонационального народа России.

Слайд

  • Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели — воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.

Слайд

  • Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.
  • Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
  • Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.
  • Нельзя забывать и об особой роли родителей. Ребёнок всегда будет внимательно и деликатно относиться к своему однокласснику, изучающему другой модуль, если его родители, другие значимые для него взрослые с уважением относятся к представителям иного мировоззрения.

           

Каждый  из модулей курса расскажет школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого подвига во имя высших идеалов. Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, их мировоззрением, нравственными установками.

Одна из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и светской этики» — это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни. Семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании. Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребёнка, найти и сказать ему вовремя нужное слово.

Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный курс рассчитан именно на такое педагогическое партнёрство учителей и родителей.

Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия, нравственного самоопределения — это его родители. 

 

Как будет организовано преподавание нового курса и взаимодействие школы с семьёй?

На изучение нового учебного курса предусмотрено относительно небольшое количество часов — всего 34. Учебный процесс рассчитан на 1 час в неделю в 4 классе.

Предмет безотметочный, вводится качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов, для оперативного контроля знаний и умений по курсу можно использовать систематизированные упражнения, тестовые задания разных типов.

Слайд

Практические советы, как вы можете помочь своему ребёнку в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Совет 1 

Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному средству нравственного развития вашего ребёнка; вы и есть главный для ребёнка воспитатель. 

Воспитание учащегося в школе будет осуществляться на уроках (средствами учебного содержания, через диалоги учителя и ученика, учеников друг с другом), в творческой деятельности (подготовка обучающимися итоговых творческих заданий), во внеучебной деятельности (проведение праздника накануне Дня народного единства).

На уроках педагоги будут беседовать с ребёнком о нравственности, но если родители не проявят интереса к поднятым проблемам, не сформулируют для ребёнка родительскую нравственную позицию, то всё сказанное в школе не будет иметь для него особого значения.

Основной смысл доверительного общения подростков со взрослыми не в получении от них той или иной информации. Главное — найти понимание, сочувствие, помощь в том, что их волнует, что переживается ими как наиболее значимое. У младшего подростка пробуждается чувство взрослости. Он начинает видеть себя в мире взрослых. У него возникает потребность оценить этот мир, принять взрослость как ценность, осмыслить и присвоить ценности взрослой жизни. Диалоги взрослого и ребёнка об истинных ценностях взрослой жизни имеют огромное значение для подростка.

 

Совет 2 

Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках. Хорошее средство воспитания ребёнка — диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности. 

Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребёнком 11 минут в сутки, отец — ещё меньше. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Всё так. Но есть ещё одна причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей, — недостаточно общих тем, мало содержания для прямого личностного общения. Разговор между родителями и детьми занимает считанные минуты в день, но при этом они вместе проводят у телевизора по нескольку часов. Это тоже общение, но опосредованное, бессловесное.

Новый учебный курс позволяет заметно расширить содержание речевого общения родителей, других взрослых и детей благодаря своему нравственно ориентированному характеру. Взрослым вне школы сложно общаться с детьми на темы решения математических задач или правильного выполнения упражнений на уроках физкультуры. Но у каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, собственная жизненная история, знание добра и зла. Нравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и составляют основное содержание нового предмета.

Уделите время ребёнку. В выходные дни прочтите пройденный за неделю урок, он всего один. Наверняка у вас будет, что добавить к их содержанию. Задайте ребёнку несколько вопросов. Пусть он говорит, высказывается, раскрывает себя в вопросах духовности и нравственности. Пусть он видит, что это важно для вас. Говорите и вы с ним о жизни, о людях, об отношениях между людьми. Говорите как можно больше.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком — универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Именно ощущение и переживание контакта с родителями даёт детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Помните, что вопросы, затрагиваемые курсом «Основы религиозной культуры и светской этики», требуют особой деликатности в процессе обсуждения. Здесь нужно действовать очень осторожно, чтобы не разрушить атмосферы взаимопонимания и открытости друг другу. Избегайте банальностей и расхожих штампов, они вызовут недоверие у ребёнка и сделают общение формальным. Наше мнение, как и наше слово, должно быть искренним, проверенным нашей собственной жизнью и подтверждённым опытом других людей.

Познакомьтесь с содержанием учебных пособий по другим модулям. Тогда вы сможете вступить в диалог с ребёнком уже не только как родитель, значимый для него взрослый, за плечами которого большой жизненный опыт, но и как носитель разных знаний, мировоззрений. Такой диалог очень продуктивен, но он требует от родителя подготовки. Не жалейте сил и времени для вашего ребёнка, учитесь вместе с ним.

 

Совет 3 

Воспитывайте у ребёнка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения. 

Деление учащихся одного класса на группы, изучающие разные модули, сопряжено с некоторыми рисками. Подростки очень восприимчивы к групповой идентичности, они легко образуют различные подростковые группы, в которых не допускают «чужих». Разработчики нового учебного курса сделали всё, чтобы исключить возможность межгрупповых конфликтов. Учителя будут воспитывать школьников в духе доброжелательности, уважения к человеку, чьи взгляды отличаются от их собственных. Но многое зависит и от родителей, ответственных взрослых.

Не допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес верующих людей, атеистов или агностиков (людей, не соотносящих себя ни с какой религией или отрицающих религии). Насторожитесь, если это делает ребёнок. За этим скрывается большая нравственная проблема. Недоброжелательное высказывание человека в чей-либо адрес всегда свидетельствует о недостатке любви, доброты, сердечности в нём самом. Человек начинает терять моральную устойчивость, склоняется к злу.

Если это происходит с вашим ребёнком, задумайтесь, поговорите с ним. Обсудите эту проблему с классным руководителем.

 

Совет 4 

Не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей. 

Между 4 и 5 классами — летние каникулы. Целесообразно использовать это время для демонстрации и осмысления первых итогов изучения нового курса. Этому могут способствовать специальные задания — родительские просьбы, направленные на активизацию полученных школьниками знаний.

Если ваш ребёнок изучал в 4 классе основы культуры определённой религии, попросите его провести для вас экскурсию в православный или буддийский храм, мечеть, синагогу. Там пусть он расскажет и покажет всё, что знает об изучаемой религиозной культуре. Заранее подготовьте вопросы, которые вы можете ему задать и на которые он может вам ответить. Отдельно подумайте над вопросами, ответы на которые вы и ребёнок сможете найти вместе.

Если ваш ребёнок изучал «Основы светской этики», посетите музей, места боевой славы, памятники. Расскажите ему о конкретном человеческом поступке. Попросите его объяснить вам те ценности, мотивы и идеалы, во имя которых этот поступок был совершён.

 

Совет 5 

Не забывайте, что никакой учебный курс сам по себе не воспитает вашего ребёнка; главное, что он может приобрести, изучая курс «Основы религиозных культур и светской этики», — понимание того, насколько важна нравственность для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребёнке. 

Зачем нужны моральные нормы? С этого вопроса начинается новый курс, им же он и завершается. Если этот вопрос, поставленный на первом уроке учителем перед всем классом, на последнем уроке ученик осознанно ставит перед собой, значит, он учился не зря. Это очень сложный вопрос. Чтобы найти на него ответ, порой не хватает целой жизни. Но если человек спрашивает о нравственности, значит, она уже имеет для него значение, присутствует в его жизни, влияет на его поведение. Ребёнок, спрашивающий о нравственности, есть личность, приобретающая нравственность.

И всё же — для чего нужны моральные нормы?

Своего ребёнка, особенно если он ещё мал, вы учите простым правилам безопасного поведения: нельзя трогать горячий утюг, выходить на улицу раздетым в холодную погоду, садиться за стол с грязными руками и т. д. Почему нельзя? Потому что такие действия приведут к ожогам, болезням, будут иметь плохие для физического здоровья последствия. Здесь всё понятно, и мы знаем, как уберечь ребёнка от поступков, которые могут причинить ему вред.

Но здоровье человека — это состояние, которое зависит не только от его тела. Есть душевное здоровье, называемое также духовным, психологическим. Есть социальное здоровье, определяемое характером отношений человека в коллективе, обществе. Слово обладает огромной силой психологического воздействия на человека. Справедливо говорят, что доброе слово способно лечить, а злое — убивать. Личность человека живёт в пространстве языка и общественных отношений. Отношения с другими людьми, которые складываются у ребёнка в школе, у взрослого в семье и трудовом коллективе, определяют состояние его социального здоровья.

О том, как сохранить физическое здоровье ребёнка, мы знаем немало. Но как сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье? Какие для этого есть правила? Это правила морали, нормы нравственного поведения. Так же, как и правила сбережения физического здоровья, они накапливаются как опыт жизни и передаются от старших к младшим.

 

Совет 6 

Создавайте в общении и взаимодействии с ребёнком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки. 

Нельзя научить человека быть нравственным, если дать ему несколько уроков и учебник в руки, если он не будет включён в решение нравственных дилемм, если он не будет совершать ценностный выбор. Воспитание может быть только деятельным. В своё время Джон Грэй говорил, что ребёнок не научится прощать, если ему прощать некого, не научится сотрудничать, если всё всегда проходит так, как хочется ему, не научится сочувствию и уважению, если он не видит, что другие испытывают боль и переживают неудачу, не разовьёт в себе отвагу и оптимизм, если ему не придётся столкнуться лицом к лицу с неприятностями.

Зрелость личности проявляется в том, что человек сознательно удерживается от плохого поступка. Не потому, что боится наказания, не потому, что хочет получить награду, а потому, что подругому поступить просто не может. Постарайтесь, чтобы ваши дети почаще задумывались о последствиях своих действий и цене своих заблуждений. Если разговор об истоках нравственности и её влиянии на человеческую жизнь закончится одновременно с окончанием изучения нового школьного предмета, если приобретённый ребёнком опыт не станет источником его дальнейшего развития, то все усилия можно считать бесполезными. Новый школьный курс — это только начало большого и трудного пути. Главную поддержку на этом пути ребёнку должны оказывать вы — самые близкие для него люди, тогда дорога не покажется сложной, тогда соблюдение нравственных норм станет естественным и радостным.

 



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»

Программа

работы с родителями

«Мы вместе»

Составитель:

Демакова Светлана Станиславовна

учитель начальных классов

г. Покачи

2022

Педагогика должна стать наукой для всех:

 и для учителей, и для родителей.

В.А.Сухомлинский

Пояснительная записка

   Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель).  

Взаимодействие с семьей - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.

Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Во - первых - это коллектив, объединенный не только общностью цели и деятельностью по ее достижению, но кровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь - своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности.

Во-вторых, это сравнительно стабильный коллектив, где общение происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности.

В - третьих, семья - разновозрастной коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим.

Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности.

Сегодня как никогда актуальны идеи восстановления статуса семьи и родителей в обществе, формирование новых устоев семейной культуры. Ещё В. Сухомлинский говорил: «Воспитание детей надо начинать с родителей». Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность,  всего учебно-воспитательного процесса. Образовательное учреждение, было, есть и останется одним из социальных институтов, обеспечивающих реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума, способное внести огромную лепту в восстановлении семейственности.

Данная программа  является организационной основой деятельности образовательного учреждения в сфере воспитания детей, направлена на создание системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребенка.

Программа адресована ученикам начальной школы и их родителям.

Законодательные и нормативно-правовые документы включают следующее:

  • Конвенцию ООН о правах ребенка;
  • Конституцию РФ;
  • Закон РФ «Об образовании»

Цель программы: Организация совместного продуктивного сотрудничества и сотворчества классного руководителя и родителей в воспитании и развитии детей.

 Задачи:

  • повышение уровня педагогической культуры родителей и их активности в воспитании;
  • создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;
  • создавать условия для духовного общения детей и родителей;
  • создавать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей;
  • выработать единые установки в подходе к воспитанию в школе и в семье;
  • компенсировать пробелы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи.

Для организации совместной деятельности классного руководителя и родителей необходимо  использовать активные формы взаимодействия с семьями учеников, поддерживать инициативу родителей в делах класса и школы. При этом добиваться того, чтобы дети с родителями понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье.

Ожидаемые результаты программы:

  • включенность родителей в управление образовательным процессом в школе;
  • положительная мотивация учащихся на учебную деятельность;
  • укрепление внутрисемейных взаимоотношений забота о духовно-нравственном воспитании детей;
  • осуществление тесного неформального взаимодействия с семьями воспитанников;
  • активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов по работе с семьёй;
  • создание активно действующей, работоспособной системы поддержки семейного воспитания;
  • укрепление института семьи, возрождение и сохранение лучших традиций семейного воспитания.

Оценка результатов достижение цели программы состоит в сравнительном соотношении замыслов, сформулированных на этапе целеполагания, с полученным результатов в соответствии с Образом выпускника и ожидаемыми конечными результатами программы.

Эффективные формы работы с родителями в рамках ФГОС НОО

В последнее десятилетие у всех возрастных групп детей значительно уменьшился объем непосредственного эмоционального общения с взрослыми и сверстниками. У значительного числа современных детей, наряду с достаточно высоким уровнем умственного развития, обнаруживается задержка в их личностном развитии.

    Очевидно, что успехи в развитии общества сегодня должны быть связаны не только с научно-техническими достижениями и новыми информационными технологиями, но и с нравственным преображением личности.

     Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта  (ФГОС) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта - это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.

    Важным аспектом работы с родителями  в рамках введения ФГОС  является информационное сопровождение и просвещение. При этом основным источником информации о ФГОС  для родителей являются  педагоги и администрация школы.

    Значимую роль в информационном сопровождении родителей, кроме традиционных форм взаимодействия, играет  Интернет-сайт школы, который включает  информационные рубрики для родителей:

  • - форумы для обсуждения;
  • - полезные ссылки (переход на электронный дневник, сайт класса, сайт департамента образования, на портал государственных услуг);
  • - материалы для родителей (материалы для подготовки к уроку, задания повышенной сложности, объявления, новости школы и класса).

      Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого одним из направлений деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой растёт, формируется и воспитывается ученик. При этом объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребёнка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие классного руководителя с родителями. Изучается семейная атмосфера, взаимоотношения, а затем выстраивается система работы.

     

 План мероприятий по работе с семьей «Мы вместе»

1 класс

Диагностико – коррекционная

работа

Психолого – педагогическое просвещение

Совместная

 деятельность

сентябрь

Советы родителям: «Режим дня первоклассника».

Родительское собрание:

1. «Чтобы помочь ребенку решать его проблемы, нужно их знать. Режим дня. Единые требования к учащимся в школе».

2. Выборы родительского комитета.

3. Планирование работы в классе.

Заседание родительского комитета,  распределение поручений.  

Планирование работы на год.

октябрь

Советы родителям: 

«Как помочь ребенку в период адаптации к школьной жизни?»

Индивидуальные консультации:

«Формирование у ребенка ответственности за учебный труд».

Заседание родительского комитета:

1.О подготовке к празднику «Мы школьниками стали».

ноябрь

Полезные советы родителям: «Как воспитать трудолюбие в детях».

Тест для родителей:

« Адаптация первоклассника».

Родительское собрание:

1.  «Трудности адаптации первоклассников».  

2. Итоги 1 триместра.

Индивидуальная беседа:

«Причины и последствия детской агрессии». (Беседа с родителями, чьи дети проявляют агрессию по отношению к другим детям.)

Заседание родительского комитета:

1.О подготовке к родительскому собранию.

2. Подготовка к празднику «День именинника».

декабрь

Посещение семей по мере необходимости.

Индивидуальные консультации:

«О возрастных психофизиологических особенностях младшего школьника».

Заседание родительского комитета:

1.О подготовке к Новому году.

2.Участие в конкурсе новогодних игрушек.

январь

Советы родителям: «Как заинтересовать детей чтением книг».

 Родительское собрание:

 «Воспитание у детей интереса к чтению».

 

День здоровья.

февраль

Анкетирование детей и родителей о навыках здорового образа жизни ребенка.

Тематическая консультация:

«Воспитание здорового образа жизни ребенка».

2.Итоги 2 триместра.

День открытых дверей для родителей.

Праздник  для пап к 23 февраля.

март

Диагностика уровня воспитанности детей.

 «Умелые руки не знают скуки». Презентация творческих работ родителей и детей.

Заседание родительского комитета:

1.Подготовка к 8 марта.

2.Проведение праздника Масленицы.

апрель

Тест: «Какой Вы родитель?»

Анкетирование детей:

 «Твои отношения с родителями».

Памятка для родителей: «Будь хорошим родителем». Посещение семей опекаемых детей.

Тематическая консультация:

 «Семейный досуг».

Конкурс творческих работ, посвященных  Дню смеха.

май

Анкетирование родителей с целью выяснения степени удовлетворенности организацией и качеством учебно-воспитательного процесса, для корректировки планов деятельности классного руководителя на следующий учебный год.

Памятка для родителей: «Как научить ребенка учиться».

Родительское собрание:

1. « Без  внимания нет образования. Итоги учебного года. Организация летнего отдыха».

Индивидуальная беседа с родителями слабоуспевающих детей по теме « Как помочь преодолеть проблемы адаптации, организации помощи в усвоении знаний».

Заседание родительского комитета:

1.О подготовке к празднику

«До свидания, 1 класс!»

2 класс

Диагностико – коррекционная работа

Психолого – педагогическое просвещение

Совместная

 деятельность

сентябрь

Советы родителям «Как заинтересовать детей чтением книг».

Родительское собрание:

1. «Ребенок стал второклассником».

2. Выборы родительского комитета.

3. Планирование работы в классе.

Заседание родительского комитета, распределение поручений.

Планирование работы на год.

октябрь

Посещение семей по мере необходимости.

Индивидуальные консультации:

 «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии».

Выпуск классной газеты.

ноябрь

  1. Педагогический тренинг: « Что значит для вас школьная отметка вашего ребенка»
  2. Памятка для родителей: « Как относиться к отметкам ребенка!»

Родительское собрание:

1. «Первые уроки школьной отметки». «Переживание ситуации успеха — залог успешности ученика».  

2. 2.Итоги 1триместра.

Индивидуальная беседа с родителями  гиперактивных детей:

«Разрешение конфликтных ситуаций,  диагностика  и  коррекция».

Заседание родительского комитета:

1.О подготовке к родительскому собранию.

2. Подготовка к празднику «День именинника».

декабрь

Советы родителям «Как помочь ребёнку хорошо учится? Задачи, содержание и особенности учебной деятельности учащихся».

Индивидуальная беседа с родителями  детей, часто пропускающих уроки по болезни, как укрепить здоровье детей.

«Сохранение и укрепление здоровья детей в период их обучения в начальной школе».

Индивидуальная беседа с родителями  о планах на организацию зимних  каникул с детьми.

Заседание родительского комитета:

1.О подготовке к Новому году.

2.Участие в конкурсе новогодних игрушек.

январь

Анкетирование детей и родителей о навыках здорового образа жизни ребенка.

Тематическая консультация:

«Воспитание здорового образа жизни ребенка».

1. Праздник «Папа, мама, я - здоровая семья».

2. День здоровья.

февраль

Анкетирование детей «Телевизор в твоей жизни».

 Родительское собрание:

 «Телевизор в жизни ребенка».

2.Итоги 2 триместра.

1. Рейд родительского комитета по проверке за питанием в столовой.

2. Праздник  для пап к 23 февраля.

март

Диагностика уровня воспитанности детей.

 Вовлечение родителей в творческую, проектную и исследовательскую деятельность младших школьников.

Заседание родительского комитета:

1.Подготовка к 8 марта.

2.Проведение праздника «Масленица».

апрель

Тест: «Какой Вы родитель?»

Анкетирование детей «Твои отношения с родителями».

Памятка для родителей «Будь хорошим родителем».

Тематическая консультация:

«Семейный досуг».

Конкурс творческих работ, посвященных  Дню космонавтики.

май

Диагностика степени заботы о ребенке со стороны родителей.

Анкета для родителей «Удовлетворенность обучением ребенка в школе».

Родительское собрание:

1.  «Роль отца и матери в воспитании».

2. Итоги года.

Заседание родительского комитета:

1.О подготовке к празднику

 «До свидания, 2 класс!»

Поход.

3 класс

Диагностико - коррекционное

Психолого – педагогическое просвещение

Совместная

 деятельность

сентябрь

Советы родителям «Как заинтересовать детей чтением книг».

Родительское собрание

1. «Ребенок стал третьеклассником».

2. Выборы родительского комитета.

2. Планирование работы в классе.

Заседание родительского комитета, распределение поручений.

Планирование работы на год.

октябрь

Посещение семей по мере необходимости.

 Тематическая консультация:

 «Учим детей мыслить».

Выпуск классной газеты.

ноябрь

Анкетирование детей и родителей «Участие ребенка в трудовых делах дома».

Полезные советы родителям «Как воспитать трудолюбие в детях».

Родительское собрание:

1.«О роли семьи в трудовом воспитании ребенка».

2.Итоги 1 триместра.

Заседание родительского комитета:

1.О подготовке к родительскому собранию.

2. Подготовка к празднику «День именинника».

декабрь

Посещение семей на дому.

Индивидуальные консультации:

«Проблемы успеваемости и как их преодолеть».

Заседание родительского комитета:

1.О подготовке к Новому году.

2.Участие в конкурсе новогодних игрушек.

январь

Практикум: знакомство с валеологической диагностикой состояния здоровья детей.

День здоровья.

февраль

Тест для родителей: 

« Психологический портрет вашего ребёнка».

Памятка: « Как сохранить психическое здоровье ребенка».

Родительское собрание:

1. «Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и  личностных качеств ребёнка».

2.Итоги 2 триместра.

День открытых дверей для родителей.

Праздник  для пап к 23 февраля.

март

Диагностика уровня воспитанности детей.

 «Умелые руки не знают скуки». Презентация творческих работ родителей и детей.

Заседание родительского комитета.

1. Подготовка к 8 марта.

2. Концерт для мам и бабушек.

апрель

Тест: «Какой Вы родитель?»

Анкетирование детей «Твои отношения с родителями».

Памятка для родителей: «Будь хорошим родителем». Посещение семей опекаемых детей.

Тематическая консультация:

«Семейный досуг».

Конкурс творческих работ, посвященных  Дню смеха.

май

Диагностика степени заботы о ребенке со стороны родителей.

Анкета для родителей «Удовлетворенность обучением ребенка в школе».

Родительское собрание 

1. «Значение общения в развитии ребенка».

2. Итоги года.

Заседание родительского комитета:

1.О подготовке к празднику «До свидания, 3 класс».

Поход.

4 класс

Диагностико – коррекционная работа

Психолого – педагогическое просвещение

Совместная

 деятельность

сентябрь

Анкетирование взрослых и детей о детской дружбе.

Памятка «Правила товарищества».

Родительское собрание:

1. «О детской дружбе».

2. Выборы родительского комитета.

2. Планирование работы в классе.

Заседание родительского комитета, распределение поручений.

Планирование работы на год.

Выпуск классной газеты.

октябрь

Посещение семей на дому.

Индивидуальная беседа с родителями слабоуспевающих детей.

Поздравление бабушкам ко дню пожилого человека «Бабушки и внуки».

День открытых дверей для родителей.

ноябрь

Анкетирование детей и родителей «Участие ребенка в трудовых делах дома».

Полезные советы родителям «Как воспитать трудолюбие в детях».

Родительское собрание:

1.«О роли семьи в трудовом воспитании ребенка».

2.Итоги 1 триместра.

Заседание родительского комитета:

1.О подготовке к родительскому собранию.

2. Подготовка к празднику «День именинника».

декабрь

Анкетирование детей.

Тест для родителей «Я – родитель, я – приятель».

Памятка для родителей «Чтобы ребенок не стал трудным».

Индивидуальные консультации:

«Эти трудные домашние задания».

Заседание родительского комитета.

1.О подготовке к Новому году.

2.Участие в конкурсе новогодних игрушек.

Новогодний праздник.

январь

Памятка для родителей «Как любить своего ребенка».

Посещение семей по мере необходимости.

 Родительское собрание:

 «Воспитание сознательной дисциплины  у детей».

Консультация соцпедагога.

День открытых дверей для родителей.

февраль

Анкетирование детей и родителей о навыках здорового образа жизни ребенка.

Тематическая консультация:

«Профилактика вредных привычек у детей».

День здоровья.

Праздник  для пап к 23 февраля.

март

Диагностика уровня воспитанности детей.

 Презентация творческих работ родителей и детей.

Заседание родительского комитета:

1.Подготовка к 8 марта.

2.Конкурс для девочек «Мисс совершенство».

Праздник Масленицы.

апрель

Диагностика уровня воспитанности детей.

Тематическая консультация:

 «Обучение младших школьников решению своих жизненных задач».

Заседание родительского комитета.

1.О подготовке к празднику семьи.

Праздник семьи.

Создание проекта «Моя родословная».

май

Анкета для родителей «Удовлетворенность обучением ребенка в школе».

Итоговое родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослей».

Заседание родительского комитета:

1.О проведении выпускного  вечера «Прощай, начальная школа!».

2.Награждение активных родителей.

Выпуск классной газеты.

Поход.

     

Заключение

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности педагога. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.

Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом  постепенно становятся готовыми к взаимодействию.  Сегодня в школе  есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они    ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя  в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители и воспитатели. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление вашей деятельности.

Здоровье, счастье и успешность детей - норма жизни в современном обществе и совместная цель родителей и педагогов.

А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается  благодаря

  • педагогическому такту и этике взаимоотношений;
  • педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
  • педагогическому просвещению родителей;
  • умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
  • единству требований школы и семьи.

Литература

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.

2. Валькова Л. Н. « Семейный клуб — одна из активных форм повышения компетентности участников образовательного процесса»,  2010.

3. Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская деятельность классного руководителя в школе. М.: Вербум – М:, 2003.

4. Осипова М. П. работа с родителями. Минск: УП «Экоперспектива», 2003.

5. Решетников П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. М.: ГИЦ-В, 2002.

6. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе. М.: ГИЦ-В, 2003.

7. Журнал «Классный руководитель» для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы. № 6, М:, 2007.

8. Интернет-ресурсы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методы и формы работы с родителями

      И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного  руководителя  с  родителями  учеников  ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

Методы работы с родителями

  • -наблюдение;
  • -индивидуальные беседы;
  • - тестирование;
  • -анкетирование;
  • - диагностика;
  • -анализ детских рисунков и рассказов о семье;  

Формы работы с родителями:

  • - Формы участия родителей в управлении ОУ:
  • - социальные заказчики образовательных услуг и исполнители дополнительных образовательных услуг;
  • - эксперты качества образования;
  • - защитники прав и интересов ребенка.
  • - Формы психолого-педагогического просвещения родителей:
  • - Университет педагогических знаний
  • - Лекция      Школьные и классные родительские конференции
  • - Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
  • -  Открытые уроки  
  • - Индивидуальные тематические консультации
  • - Классные родительские собрания  

    Родительские чтения –  форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.  

    Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка,  поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

    Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится психологом школы с группой, состоящей из 12–15 человек.  

    Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами.

Тематические  консультации  дают  рекомендации  по  проблеме, которая   волнует   родителей. В  каждом   классе   есть  учащиеся   и   семьи, которые   переживают   одну  и  ту  же   проблему. Иногда  эти  проблемы   носят   настолько     конфиденциальный   характер, что  их    возможно   решать    лишь  в   кругу  тех   людей, которых   эта  проблема   объединяет. Примерные   темы:

1.  Ребенок  не  хочет  учиться.

2.  Как   развить  плохую  память  ребенка.

3.  Единственный  ребенок  в  семье.

4.  К чему  может   привести  тревожность  детей.

5.  Талантливый   ребенок  в  семье.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОТ РЕБЕНКА

«Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха — поймут все без труда.
Слова порой запутаны, пример же — никогда.
Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провёл.
Добро увидеть в действии — вот лучшая из школ.
И если все мне рассказать, я выучу урок.
Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить и умным словесам.
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет.
Зато пойму, как ты живёшь: по правде или нет.»
 

1. Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне всё, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

***

2. Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить своё место.

***

3. Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.

***

4. Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие «хвори». Я могу получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне чересчур много внимания.

***

5. Не позволяйте моим дурным привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня на их продолжение.

***

6. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

***

7. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

***

8. Мне важно знать от вас что правильно, а что нет. Но более всего мне важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами что правильно, а что нет.

Памятка родителям № 1

  • Любите своих детей, тогда они станут настоящими личности, самодостаточными, удачливыми в жизни.
  • Внушайте каждому ребенка, что все человеческие существа достойны уважения и любви.
  • Поощряйте в детях таланты и способности мыслить положительными образами
  • Будьте терпеливы, верти в себя и ребенка, радуйтесь каждому мгновению, проведенному рядом с ним!
  • Вам представилась удивительная возможность вновь пережить то, что осталось далеко позади.

Памятка родителям № 2

  • Учитель - ваш союзник, только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в обучении.
  • Ежедневно интересуйтесь учебными успехами вашего ребенка.
  • Регулярно контролируйте выполнение домашнего задания и оказывайте посильную и разумную помощь своим детям.
  • Помните, что чтение - окно в мир познания. Хорошее чтение - залог успешного обучения.
  • Заинтересовывайте ребенка художественной литературой. Истина верна: много будешь читать, много будешь знать.
  • Содействуйте тому, чтобы ваш ребенок участвовал во всех классных и общешкольных мероприятиях.
  • Выслушивайте рассказы о ваших детей о себе, о школе, о друзьях до конца. Поделиться своими переживаниями - естественная потребность детей.

Памятка родителям № 3

  • Правила трёх " П ": Понимай, Признавай, Принимай своего ребенка таким, каким он есть.

Понимание - умение видеть своего ребенка " изнутри ", умение смотреть на ситуацию и со своей собственной точки зрения.

Принятие - безусловно положительное отношение к ребенку, его индивидуальности (независимо от того радует он вас или нет); признание его уникальности.

Признание - право ребенка в решение тех или иных проблем.

  • Оценивайте поступки ребенка, а не его личность.
  • Не сильно надейтесь на собственный пример - увы, только дурные примеры заразительны. Пример, конечно, важен, но только в том случае, если вы уважаете своего ребенка.
  • Присматривать за детьми надо безнадзорные дети - проблема для родителей и общества.
  • Учите детей различать, что важно, а что второстепенно.
  • Управляйте своими мыслями, так они имеют свойство материализовываться, а негативная мысль, облаченная в слова, - страшное оружие.

КОНТРОЛИРУЙТЕ СВОИ ЭМОЦИИ!

Помните: великодушие и красота спасут мир.

Памятка родителям № 4

  • Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности.
  • Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: " Не балуйся ", " Веди себя хорошо ", " Чтобы сегодня не было замечаний в твоём дневнике "... Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов.
  • Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться.
  • Если ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделится чем - то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
  • Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайте, пусть успокоится и расскажет сам о том, что его беспокоит, тревожит, волнует.
  • Будьте внимательны на жалобы ребенка на головную боль, усталость, трудности учебы.
  • Учтите, что все дети любят сказку перед сном, песенку, ласковые слова. Это всё успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

10 заповедей для родителей

  1. Никогда не занимайтесь воспитанием в плохом настроении.

Основой эффективного стиля обучения в семье является положительная эмоциональная установка. Воспитание детей - одно из самых прекрасных занятий человека, и ему непременно должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие, расположенность к общению. Чтобы убедиться в принципиальной важности этого простого совета, достаточно ответить на несколько вопросов. Где вам уютнее - в компании друзей, расположенных к вам, радующихся общению, или на сборищах угрюмых субъектов, где каждый занят своим делом? Нравится ли вам, когда на вас кричат, либо вы предпочитаете нормальный тон разговора? Любой человек моментально даст на эти вопросы однозначные ответы в повседневном общении с детьми. Разве нету у нас квартир, в которых обстановка напоминает «заговор молчунов», организация быта отдает безалаберностью, а основные детали выяснение отношений звучат так громко, что хорошо слышно соседям. Для тех кто, не относит семью к подобным, эта заповедь отменяется за ненадобностью.

  1. Ясно определите, что вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.

Дети не повторяют жизнь родителей, им суждено пройти свой путь. И они необязательно хотят того же что и вы.  Поэтому, лучше всего договоритесь о каких-то принципиальных пунктах.

3.Предоставьте самостоятельность. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг. Не подменяйте воспитание опекой.

Взрослые не любят, когда вмешиваются в их дела, руководят поступками, навязывают готовые решения, копаются в мелочах. Дети - тоже. Однако дети - люди неопытные, И хотя им очень хочется до всего дойти самим, сделать это, они могут лишь с помощью взрослых, которая должна быть тактичной, своевременной и умеренной, именно помощью, а не выполнением того ли иного дела «вместо», «за» ребенка.

4.Лучше    всего    не    подсказывайте    готового    решения,    а  показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.

При этом очень важны эмоциональное стимулирование, немедленная реакция на каждое достижение ребенка. И здесь...

5. Не пропустите момент, когда достигнут первый успех.

Никогда не ждите особого случая - хвалите ребенка за каждый удачный шаг. Этим вы эмоционально поддержите его. Ребенок чувствует,  что   его  достижения   не   остались   незамеченными. Причем хвалите не вообще, а конкретно. Не «ты молодец», а «ты молодец, потому что...», и обязательно дайте почувствовать свое настроение - в данном случае свою радость по поводу его успеха. Если ребенок делает какое-то неверное движение, совершает ошибку, то необходимо...

6. Своевременно сделать замечание, оценить поступок сразу и сделать паузу – дать осознать услышанное.

Любое замечание надо делать сразу после ошибки. При этом запомните...

7.  Главное оценить поступок, а не личность.

К сожалению, именно в этом пункте таится самая распространенная и самая серьезная родительская ошибка: «Ты плохой» (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации «Ты поступил плохо» (оценка поступка). Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно, Если критикуют поступок, конкретная ошибка, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость защищаться, а с ней и не нужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т.д. Из строгого, даже жесткого, но спокойно и справедливого анализа поступка рождается вера в свои силы, в справедливость родителя, в его последовательность. Для того чтобы указать ребенку на ошибку, не нужно вспоминать всю свою жизнь и все истории, которые вам представляются подходящими к моменту. Чем короче замечание, - тем лучше. После замечания обязательно...

8. Прикоснитесь к ребенку и тем самым дайте почувствовать, что сочувствуете его ошибке,  верите в него,  несмотря  на оплошность.

Дайте понять (но не обязательно говорите), что по окончании неприятного разговора инцидент будет исчерпан. Сущность человека и его поступка - не одно и то же. Ведите себя именно так. Нет никакого терпения матери и отца. Не поддавайтесь ложной мысли о том, что дети делятся на талантливых и неталантливых, хороших и плохих. Каждый ребенок может достигнуть много, но для этого он должен видеть конечную цель. Как футбол без голов и ворот превращается в бессмысленную беготню с мячом, так жизнь без цели - не больше чем цепь хаотических порывов. Если вы хотите быть действительным помощником в жизни своих, детей, то не ждите, пока они сделают ошибку. Включайте в построение системы перспективных целей - от дальней к средней и от нее к сиюминутной.

9. Воспитание должно быть поэтапным.

Если вы приведете высокого, прыгучего, честолюбивого молодого человека в сектор для прыжков в высоту, укажите ему на планке отметку мирового рекорда и скажите: «Прыгай!», то ничего путного не добьетесь. Планку надо поднимать постепенно. Так высоты к следующей, штурмует планки человеческого роста ребенок. Задача родителя - своевременно и точно поднимать планку, руководствуясь системой перспективных целей.

10. Воспитатель должен быть строгим, но добрым.

И в этом суть своевременности. Ведь, если в отношении дурного поступка проявилась жесткость и бескомпромиссность - как он того заслуживает, а человеку дать понять, что относится к нему хорошо - это дает результаты в воспитании. И не надо мучиться выбором, какой метод воспитания лучше: «авторитарный» или «либеральный». Ни беспредметная жестокость, ни беспредметная доброта не годятся в качестве принципов воспитания. Все хорошо в свое время, и надо уметь принимать методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда    воспитание    будет   своевременным, или «демократическим»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Советы родителям на каждый день.

1.     Говорить сыну или дочери:   «Людям  должно  быть  с  тобою легко!  Не бойтесь повторять это.

2.     Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений: «Ты всегда»,  «Ты  вообще»,   «Вечно  ты».   Ваш  ребёнок  вообще   и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этом и скажите ему.

3.     Не расставайтесь с ребёнком в ссоре, сначала помиритесь, потом идите по своим делам.

4.     Старайтесь,    чтобы    ребёнок    был    привязан   к    дому,   возвращаясь домой не забывайте сказать: «А все-таки, как хорошо у нас дома».

5.     Внушайте ребенку давно  известную  формулу  психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других!»

6.  Наши разговоры с детьми нередко бедны, поэтому каждый день    читайте    с    детьми    вслух    (даже     с   подростками) интересную   книгу,   это   сильно   обогатит   ваше   духовное общение.

7. В спорах с сыном или дочерью хоть иногда уступайте, чтобы им не показалось, будто они вечно не правы. Эти вы научите уступать, признавать ошибки и поражения.

Рекомендации родителям учащихся 1-4 классов

1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. При этом не ограничивайтесь дежурными вопросами: "Что получил?", "Как дела?", а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т.д.

 2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на Ваш взгляд, достижения ребёнка, его посильные успехи. При встрече с неудачами старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий. Не запугивайте ребёнка, страх не активизирует его деятельность.

3. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях.

4. Покупайте и дарите книги, диски, картины.

5. Помогайте ребёнку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.

6. Активно слушайте своего ребёнка, так как выявлено, что рассказ самому себе вызывает психическую травму.

7. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребёнка, создавайте у него позитивное, положительное отношение к школе.

8. Принимайте участие в делах класса и школы. Ребёнку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Анкетирование родителей

Анкета для родителей №1 «Мой ребёнок»

(1 класс)

1.Когда он родился, то_________________

2.Самым интересным в первые годы жизни в нем было____________________________

3.О здоровье можно сказать следующее___

4.Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы _________________________

5. Его отношение к школе было_________

6.Трудности воспитания связаны с _______

7.Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на___________________________

Анкета для родителей №2

(2 класс)

Цель: определить проблемы родителей и их детей в семье, обозначить увлечение детей, узнать насколько интересны были проведенные мероприятия в классе за прошедший год.

  1. У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) чем-нибудь интересным, куда-нибудь пойти вместе, поговорить подольше о чем-нибудь.

(да, нет).

  1. Не люблю когда сын или дочь приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался сам.

(да, нет)

  1. Сколько времени вы общаетесь со своим ребёнком?

а) все свободное время

б) от случая к случаю

в) не общаюсь вообще.

4. Чем увлекается ваш ребёнок?

5. Считаете ли вы физическое наказание приемлемой мерой воспитания? (да, нет)

6. Что преобладает в характере вашего ребёнка, какие качества характера ему свойственны?

7. Отношение вашего ребёнка к занятиям в школе?

а) положительное

б) отрицательное

в) безразличное.

8. Какие внеклассные мероприятия вам запомнились больше всего?

Анкета для родителей №3

(3 класс)

Цельвыявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Она состояла из 12 вопросов, к каждому из которых предлагалась шкала цифр. Эти цифры означали ответы: «совершенно согласен», «согласен», «трудно сказать», « не согласен», «совершенно, не согласен».

  1. Класс, в котором учится Ваш ребёнку, можно назвать дружным:

4 3 2 1 0

  1. В среде одноклассников Ваш ребёнок чувствует себя комфортно:

4 3 2 1 0

  1. Педагоги проявляют доброжелательное отношение к Вашему ребёнку:

4 3 2 1 0

  1. Мы испытываем чувство взаимопонимания в контакте с администрацией и учителями нашего ребёнка:

4 3 2 1 0

  1. Педагоги справедливо оценивают достижения Вашего ребенка в учебе:

4 3 2 1 0

  1. Ваш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями:

4 3 2 1 0

  1. Учителя учитывают индивидуальные способности Вашего ребёнка:

4 3 2 1 0

  1. В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны Вашему ребёнку:

4 3 2 1 0

  1. В школе работают различные кружки, секции, клубы, где может заниматься Ваш ребёнок:

4 3 2 1 0

  1. Педагоги дают Вашему ребенку глубокие, прочные знания:

4 3 2 1 0

  1. В школе заботятся о физическом развитии и здоровье Вашего ребёнка:

4 3 2 1 0

  1. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения Вашего ребёнка:

4 3 2 1 0

Цифры означают следующие ответы:

4 – совершено, согласен; 3 – согласен; 2 – трудно сказать; 1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №4"

Родительское собрание в 3 классе

«Пропаганда здорового образа жизни»

Автор: Демакова Светлана Станиславовна

Учитель начальных классов

г. Покачи

Родительское собрание в 3 классе

«Пропаганда здорового образа жизни»

Цель: формирование здорового образа жизни, повышение социальной активности и укрепление здоровья у учащихся и родителей.

Задачи:  

- способствовать  улучшению взаимоотношений детей и родителей;

-способствовать созданию позитивного психологического климата в семье;

-создать условий для реализации творческих способностей родителей по повышение социальной активности и укрепление здоровья у учащихся и родителей.

Ход проведения собрания.

1.Вступительное слов  учителя

От любого компонента здоровья, будь то физическое, психическое или социальное зависит успешность (или неуспех) ребенка.

1.Что такое «Здоровье»? При подготовке к данному собранию этот вопрос был задан и вашим детям.  (Зачитать несколько высказываний детей)

Как утверждает медицинская наука, здоровье человека определяется четырьмя основными факторами:

  • 50–55 % зависит от образа жизни :малоподвижный образ жизни, вредные привычки, неправильное питание, психологический климат.
  • 20–25 % влияние окружающей среды и экологии (только от 5 до 10 процентов детей рождаются здоровыми).
  • 20 % – наследственность (по наследственности передаются такие заболевания, как болезнь Дауна, болезни, связанные с обменом веществ, вирусные и другие заболевания).
  • И только 5 % зависит от медицины.

Усугубляют состояние учащихся в процессе обучения следующие негативные факторы здоровья:  

  • малоподвижный образ учащихся;
  • перегрузка учебного процесса многими дисциплинами;
  • стрессовые воздействия во время обучения;
  • несбалансированное питание;
  • отсутствие здорового образа жизни во многих семьях;
  • несоблюдение режима дня;
  • несоблюдение гигиенических требований.

2.Выступление медицинского работника по теме « Состояние здоровья учащихся 3-4 классов» 

  • Результаты медицинских осмотров говорят о том, что школьники имеют различные нарушения состояния здоровья

Как сделать, чтобы ребенок не терял здоровья? Как сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей?

3.Работа в группах

Каким вы представляете себе здорового ребенка?

Чтобы ответить на этот вопрос ,предлагаю вам поработать в группах.

Составьте портрет  «здорового ребенка». (Родители работают в группах, обсуждают, выступает представитель каждой группы.)

4.Физминутка

Оздоровительно-гигиенические

Их можно выполнять как стоя, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, подтянуться, повертеть головой, «поболтать ножками. Необходимо проводить и зарядку для глаз. Не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз.

Танцевальные Они особенно любимы детьми, так как выполняются всегда под весёлую музыку. Все движения произвольны, танцуют кто как умеет. 

Ритмические Они сродни танцевальным, так как выполняются под музыку, но отличаются более чётким исполнением элементов. 

Физкультурно-спортивные Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счёт, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Сюда можно включить бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте…

Двигательно-речевые Этот вид физкультминуток самый популярный. Дети коллективно читают небольшие весёлые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их, например: 

Пришёл денёк, сел на пенёк, 

День сидел, день глядел. 

На ель залез, совсем исчез. 

Игровые Проводятся игры- минутки. Они простые по содержанию, но вносят радостное оживление и являются средством не только физической, но и эмоциональной разрядки. 

Подражательные (имитационные) Дети охотно подражают движения лягушат, обезьянок, кузнечиков, кошек, зайчика, лисы, птиц м т. д. Занимайтесь вместе с ребенком! Это еще одна возможность общения с ребенком!

5.Рассказ о режиме дня  школьников начальных классов, полезных и вредных привычках

6.А сейчас мы проведем  «Блиц – турнир»

Игровое поле перед вами. Группа, выигравшая право первого хода, выбирает любую тему и номер вопроса.

Тема 1. Личная гигиена

- Предупреждение заболеваний (профилактика)

- Состояние полного физического, психического и социального благополучия (здоровье)

- Кожа не только покрывает все тело человека, кожей человек ощущает…(давление, вибрацию, тепло, холод, боль.)

 - Гигиена рта включает в себя…(чистку зубов, языка и полоскание ротовой полости)

Тема 2. Режим учебы и отдыха

- Правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение одного дня, недели, месяца, года это- (режим)

- Невыполнение режима дня приводит к…(к нарушению функций центральной нервной системы)

- Назовите причины переутомления (неправильная организация труда, чрезмерная учебная нагрузка, невыполнение режима дня)

- Продолжительность сна (зависит от возраста)

Тема 3. Двигательная активность

- Недостаток движения (гиподинамия)

- Целенаправленный процесс взаимодействия человека с миром (деятельность)

- Нерегулироемое сознание действие, сформированное путем многократного повторения (навык)

- В пользу чего еще в 1863 году И.М. Сеченов впервые привел доводы и практические результаты (активного отдыха)

7. Решение практических задач « Необходим совет»

1.Алексей перешел в другую школу. В новом классе он сразу подружился с ребятами, оказалось, что у них много общих интересов. Но некоторые ребята курят и настаивают на том, чтобы Алексей тоже курил. Как поступить Алексею.

2.Вы заходите в лифт, а вместе с вами заходит ваш сосед с сигаретой. Ваши действия?

3.Давай покурим, говорит тебе одноклассник. Чего боишься?     Сейчас только младенцы не курят? Ваши действия? (Примеры дать детям).

8.Обобщение темы собрания

Воспитать ребенка здоровым – это значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Его основные компоненты: рациональный режим, систематические физкультурные занятия, закаливание, правильное питание, благоприятная психологическая обстановка в семье. А это хорошие дружеские отношения, доверие и взаимопонимание, желание поделиться своими проблемами с близкими людьми, возможность найти поддержку и помощь, совместное проведение досуга.

-Всем спасибо! До новых встреч!  (Каждому родителю вручается памятка)

«Памятка родителям»

Дорогие родители! Школа предлагает вам сотрудничество в воспитании вашего ребенка. Ваш ребенок для вас - это ваше будущее, это ваше бессмертие. Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. И вы, конечно, хотите, чтобы ваше физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши достоинства, но и преумножило их.

Мы - школа, учителя — тоже крайне заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок стал полноценным человеком, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Для этого мы работаем, отдаем детям свои души и сердца, свой опыт и знания. Для того чтобы наше сотрудничество было плодотворным, мы рекомендуем вам придерживаться в воспитании вашего ребенка следующих основных правил семейного воспитания:

1. Семья — это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости. Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семь, и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой, он считает, что «все должно быть для него». За такую безрассудную любовь к себе он зачастую отплачивает злом - пренебрежением к родителям, к семье, к людям. Не менее вредно, конечно, равнодушное, тем более пренебрежительное отношение к ребенку. Избегайте крайностей в любви к ребенку.

2. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.

3. Воспитание ребенка в семье - это достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка - это пример родителей, их поведение, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях, это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений. Слова - вспомогательное средство. Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому для себя, для всей семьи.

4. Развитие ребенка - это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он может и должен сделать сам. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, пусть он научится делать все то, что умеете вы. Не страшно, если он сделает что-то не так, как надо: ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясняйте ему его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, но не наказывайте за них. Предоставьте ему возможность попробовать себя в разных делах, чтобы определить свои способности, интересы и склонности.

5. Основа поведения ребенка - это его привычки. Следите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные. Научите его различать добро и зло. Разъясняйте вред куреня, алкоголя, наркотиков, распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, свою семью, добрых людей, свой край. Важнейшей привычкой для него должно стать соблюдение режима дня. Выработайте вместе с ним разумный режим дня и строго следите за его выполнением.

6. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Еще более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам непонятны, придите к нам, и мы вместе обсудим возникшие проблемы.

7. Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики. Психическое развитие ребенка, формирование его личности в большой степени зависит от стиля семейного воспитания. Нормальный стиль - это демократический, когда детям предоставляется определенная самостоятельность, когда относятся к ним с теплотой и уважают их личность. Конечно, необходим некоторый контроль за поведением и учением ребенка с целью оказания ему помощи в трудных ситуациях. Но важнее всячески способствовать развитию у него самоконтроля, самоанализа и саморегуляции своей деятельности и поведения. Не оскорбляйте ребенка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше доверие, основанное на знании, будет воспитывать у него личную ответственность. Не наказывайте ребенка за правду, если он признался в своих ошибках сам.

8. Приучайте ребенка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, подготовка счастливого супружества.

9. Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его заботиться самому о своем здоровье, о физическом развитии. Помните, что за годы обучения в шкале ребенок переживает в той или иной форме возрастные кризисы: в 6-7лет, когда у ребенка возникает внутренняя позиция, осознание своих чувств и переживаний; кризис полового созревания, проходящий обычно у девочек на 2 года раньше, чем у мальчиков; и юношеский кризис поиска своего места в жизни. Будьте внимательны к ребенку в эти кризисные периоды, меняйте стиль своего отношения к нему по мере перехода от одного возрастного периода к другому.

10. Семья - это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте.

Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть он приносит вам радость и счастье! «Здоровье – не всё, но без здоровья все – ничто» когда-то сказал Сократ, эти слова актуальны и в наше время.

10. Решения собрания

1.Пусть в каждой семье господствует дух здоровья, культ здоровья.

2.Хотите ли ВЫ, не хотите ли,

   Но дело, товарищи, в том, что

   Прежде  всего,  мы -  родители,

   А всё остальное -  потом!

3.Вести в семье здоровый образ жизни, отказавшись от вредных привычек  самим  и  поддерживать у детей стремление к здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа комплексного курса ОРКСЭ

Краткая характеристика особенностей преподавания и календарно-тематическое планирование курса ОРКСЭ...

Родительское собрание Выбор модуля комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Собрание проводится с родителями 3 класса во втором полугодии. В кабинете стоит компьютер с интерактивной доской для показа презентации....

Родительское собрание "Родителям о новом курсе ОРКСЭ"

Почему приходится выбирать родителям, что же изучать их ребенку в данном курсе?Потому, что учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя 6 модулей, один из которых изучают...

Презентация модуля ОПК курса ОРКСЭ для 4 класса

Преподавание в школе основ православной культуры не является чем-то совершенно новым в системе российского образования или чем-то неизвестным традиционной российской педагогике. На протяжении многих в...

Возможности использования технологии развития критического мышления при преподавании модуля "Основы светской этики" в комплексном курсе ОРКСЭ

Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции  создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного со...

Родительское собрание по теме: «Введение курса ОРКСЭ в начальной школе»

Родительское собрание для 3 класса о введении курса ОРКСЭ в начальной школе. На собрании родители (законные представители) учащихся знакомятся с новым кусом и модулями, которые входят в курс. Также ро...

ОБЩЕШКОЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ по вопросам свободного и компетентного выбора модуля учебного курса ОРКСЭ на 2018-2019 учебный год

ознакомление родителей с  задачами нового курса, его структурой, содержанием, организацией...