Как помочь первокласснику?
консультация (1 класс) на тему

Миронова Елена Алексеевна

Советы родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_pervoklassniku.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь первокласснику?

В воспитании ребенка следует соблюдать

«золотую середину»

Когда ваш малыш отправляется в первый раз в первый класс, именно перед вами встает множество проблем, и одна из основных – как грамотно помогать ребенку в приготовлении уроков. Ведь от того, как маленький человек начнет продвигаться по тернистому пути знаний, во многом зависит его будущее.

Золотая середина во всем.

Не правы те родители, которые сразу предлагают детям полную свободу в приготовлении уроков, следуя принципу: «Уроки заданы не мне, а тебе, поэтому ты должен сделать их сам». Малыш расценивает такое отношение как равнодушие к главному делу его жизни и формирует его отношение к учебе: раз родителям это неважно, то и мне тоже. Кроме того, предоставляя полную свободу ребенку, можно упустить большую долю качества выполнения заданий. На первых порах дети делают много ошибок и помарок, поскольку еще не умеют распределять внимание, слишком сильно напрягаются и быстро утомляются им необходимо помочь.

Не правы и те родители, которые оказывают детям чрезмерную опеку. Изо дня в день, самостоятельно доставая из портфеля учебники и тетрадки, открывая их и трясясь над каждым пунктиком, можно сформировать безответственность и уверенность у ребенка в том, что всего можно добиться, не прикладывая особых усилий. Плоды такого обучения достигаются родителями в старших классах, когда сложность материала повышается, а способность ребенка к освоению трудностей не сформирована.

Поэтому придерживайтесь «золотой середины».

На что обратить внимание?

Главная задача родителей состоит в том, чтобы наладить сам процесс приготовления домашних заданий. Надо наладить рабочее место (которое должно быть максимально удобным и освещенным!), определить последовательность приготовления уроков, уточнить распорядок дня, чтобы помочь ребенку выбрать удобное время для приготовления уроков. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов.

Выполняя задания, малышу часто важно ваше одобрение, поэтому роль родителей состоит в том, чтобы подбодрить ребенка, объяснить ему то, что он не понял или забыл, но ни в коем случае не подменять его деятельность своей.

Приступить к выполнению задания лучше всего через час – полтора после возвращения из школы.

Если у ребенка есть дополнительные занятия, можно сделать уроки чуть позже, но не следует откладывать их на вечер.

Детям, занимающимся во вторую смену, лучше всего делать задания утром.

От родителей требуется приучить ребенка ВОВРЕМЯ садиться за уроки. С самых первых заданий он должен научиться работать, не отвлекаясь.  Но неправильно требовать того, чтобы малыш не вставал из – за стола, пока не приготовит уроки. В этом возрасте время непрерывной работы не должно превышать 20 – 25 минут, затем следует сделать перерыв. Лучше, если перерыв будет заполнен физической нагрузкой.

Не следует давать детям дополнительных заданий помимо тех, которые дали в школе. Это может вызвать нервное переутомление и сказаться на состоянии здоровья.

Первые оценки, первые неудачи…

Введение оценок – важный психологический момент обучения, и очень многое здесь зависит от учителя и родителей. Положительные оценки могут привести к формированию у ребенка не только чувства собственного достоинства, но и превосходства. Также следует опасаться того чтобы мотивы познавательной деятельности не подменялись мотивами получения высокой оценки. Ведь оценка – не самоцель. Она лишь свидетельствует о степени усвоения знаний. Ребенок ходит в школу не за пятерками, а за знаниями. Только в них смысл обучения.

Если на первых порах оценки невысокие, нужно понять причину такого положения дел. Наиболее частые причины неудач – невнимательность, неаккуратность, медлительность. Этому можно помочь последовательными доброжелательными занятиями. При этом обязательно следует выражать уверенность в том, что все получится. Ребенку это необходимо.

В тех случаях, когда ребенок испытывает стабильные трудности в течение достаточно длительного времени, и занятия не помогают, следует обратиться за квалификационной помощью (к психологам, педагогам, медикам).

Это следует сделать во избежание отрицательных психологических последствий и развития проблем со здоровьем.

Надежный тыл – родительская любовь.

Преодолеть любые трудности ребенку легче, если он чувствует за плечами надежный тыл – родительскую любовь и поддержку. Причем выражать и испытывать  чувства – далеко не одно и то же. Дети воспринимают не только слова, но и невербальные сигналы: интонацию, выражение лица, взгляд, улыбку, они очень чувствительны. Если хвалите ребенка, а в душе выражаете скрытое недовольство, ваш ребенок это обязательно почувствует и перестанет вам доверять. Ни в коем случае не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми, у которых, на ваш взгляд, больше достоинств. Ваш ребенок всегда должен чувствовать, что он неповторим и что вы любите его таким, какой он есть.

Не пойду в школу!       Не хочу учиться!

По статистике психологов, на сегодняшний день наблюдается печальная тенденция – все больше первоклассников не хотят идти учиться уже с первых дней. Около 80% детей не желают идти в первый класс, хотя тридцать лет назад более 99% ребят шли в школу с огромным желанием. К декабрю число нежелающих учиться растет. Это связано с тем, что сейчас будущих первоклассников успевают «замучить» уже до школы, взвалив на них огромные нагрузки. Интенсификация обучения сильно увеличивается, а возможности детей к обучению остаются прежними.

Дети за последние годы не стали ни более умными, ни более развитыми, но вот запас сведений, с которыми они приходят к школе, растет, - причем далеко не, всегда это сведения, необходимые ребенку на первом этапе.

И фразы «Не пойду в школу! Не хочу учиться!...» часто можно услышать из уст не только первоклассников, но уже и дошколят. Причины такого положения вещей могут быть разными: трудности усвоения материала, отрицательные переживания, связанные с процессом обучения, отсутствие интереса к обучению, неправильная позиция родителей, несложившиеся отношения с учителем и др. ситуацию ни в коем случае нельзя запускать. Всем вместе следует немедленно разобраться в проблеме, понять причины и принять меры. Подростку привить любовь к обучению будет гораздо труднее, чем младшему школьнику.

Также не забывайте о том, что:

  1. В семье необходимо сохранять доброжелательную обстановку, ориентировать ребенка на успех, не просто поощряя его, а каждый день, отмечая его достижения, даже если они очень незначительные. Никогда нельзя сравнивать своего ребенка ни с кем, кроме его самого (вчера ты написал три буквы ровно и красиво, а сегодня уже целых пять).
  2. Очень важно приучить ребенка к здоровому образу жизни (отдых, спорт, прогулки, полноценное питание, режим дня, полноценный ночной сон).
  3. Уделять особое внимание развитию речи и мышления ребенка. Необходимо учить его рассуждать, четко и коротко строить фразы, выделять суть в любой информации. Все это делает любую работу осмысленной и настраивает детей к деятельности. Надо уходить от прямого пересказа текста, чаще использовать диалоговый режим общения, когда ребенок анализирует, объясняет, почему он делает так, а не иначе. Отвечая на вопросы ребенка, надо самим взрослым давать логические, четкие объяснения. При обучении чтению сначала можно предложить ему разобрать текст «про себя» и, лишь затем читать вслух. Навык чтения (понимание смысла прочитанного текста), формируется ко второму – третьему классу только при чтении «про себя», и в дальнейшем его практически невозможно скорректировать. Без беглого чтения никогда не будет грамотного письма.
  4. Не следует перегружать первоклассника занятиями в различных кружках.
  5. У первоклассника должна быть сформирована учебная мотивация: он должен хотеть учиться и иметь интерес к обучению. А интерес к обучению в первую очередь зависит от инициативности и творческой активности ребенка.
  6. Ребенок должен обладать достаточным запасом общих и практических знаний, которые в психологии называют понятийным мышлением. Обратите внимание – это совсем не специальные школьные навыки и умения (чтение, письмо, счет).
  7. У ребенка должна быть сформирована произвольная регуляция деятельности, т.е. умение подчинять свои действия некоторым правилам, которые предъявляет учитель.
  8. Кроме того, особое значение для успешной адаптации первоклассника имеет состояние его здоровья.

Как сберечь здоровье первоклашки?

Определенное психоэмоциональное напряжение и физическую нагрузку испытывают дети, впервые севшие за парту. Чтобы помочь сохранить им интерес к учебе и здоровье, надо придерживаться некоторых правил.

  1. Режим для первоклассника. У детей семи – восьми лет деятельность головного мозга недостаточно совершенна, преобладают процессы возбуждения, торможение развито недостаточно. Именно поэтому ребенок быстро утомляется, истощаются нервные клетки коры головного мозга. Вот почему так важно соблюдать режим дня. На приготовление домашнего задания первоклассник должен тратить не более одного часа, причем, только со второго полугодия. В первом полугодии ему вообще не рекомендуется задавать домашнее задание. Учтите, что максимальный уровень работоспособности имеет два пика – с 9 до 12 и с 16 до 18 часов. Это время и должно совпадать с учебной  деятельностью.
  2. Психологический режим. Подавленное, угнетенное состояние приводит к падению тонуса мышц, появлению сутулости. Поэтому поддержание положительного эмоционального состояния учащихся – одно из важных условий успешности обучения.
  3. Как избежать близорукости? Необходимо соблюдать следующие правила: книга должна находиться в наклонном по отношению к глазам положении на расстоянии от них не менее 30 сантиметров. Письменный стол лучше освещать верхним светом и настольной лампой мощностью 100 ватт. Во время выполнения домашних заданий через каждые полчаса полезно делать десятиминутные паузы, выполнять физические упражнения и гимнастику для глаз: переводить взгляд на дальние предметы, смотреть вдаль и вверх, совершать круговые движения глазами. Естественный (дневной) свет на письменный стол должен падать слева, цветы на окнах и шторы не должны задерживать свет.
  4. Как сохранить слух? Следует помнить, что сильное звуковое раздражение утомляет слух, а если такое воздействие будет систематическим и длительным, это приведет к его понижению. Поэтому во время занятий и сна надо соблюдать тишину.

Итак, школа.

Как избежать того, чтобы «школьные годы чудесные» не превратились в постоянный стресс?

Вот немаловажная проблема: соотношение ваших амбиций с возможностями ребенка.

Родителям хочется увидеть аккуратные чистые записи, а вместо этого они видят перед собой кляксы, помарки, ошибки….

Никогда не заставляйте ребенка переписывать домашнее задание по нескольку раз. Этим вы не научите его писать правильно и кроме негативных эмоций ничего не добьетесь. Здесь дело не в количестве, а в качестве. Повторное выполнение уже сделанного (пусть и с ошибками) задания воспринимается как скучное, бессмысленное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы. Гораздо конструктивней обращать внимание ребенка на его успехи, пусть даже самые небольшие, и медленно продвигаться вперед, постоянно закрепляя достижения малыша. Научитесь радоваться любым его успехам и помогать ему в борьбе с неудачами.

Со временем для организации занятий будет требоваться все меньше времени, поэтому прямое участие родителей и выполнения заданий можно будет заменить только присутствием и контролем качества выполнения работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 1 классе "Как помочь птицам зимой".

Урок по окружающему миру в 1 классе. Тема: "Как помочь птицам зимой. Перелётные и зимующие птицы" В уроке использован проблемный диалог, самостоятельная работа учащихся, групповая работа. ...

Как помочь ребенку учиться?

Домашнее задание. Как помочь ребенку учиться?     «Папа у Васи силен в математике...» – помните эту забавную частушку из известного детского кинофильма? А продолжение ее? ...

Домашнее задание. Как помочь ребёнку учиться?

Что касается учебы детей, родители склонны впадать в две крайности. Одна из них – чрезмерная опека, при которой несчастный ученик даже буковку не смеет написать без разрешения взрослых, а...

Как помочь ребенку написать отзыв о книге

Здесь вы найдете полезный материал о том, как вместе с ребенком составить отзыв о прочитанной книге. http://eleklim.ucoz.ru/publ/dlja_roditelej/pedagogika/kak_pomoch_rebenku_napisat_otzyv_o_knige_ra...

Как помочь ребенку хорошо учиться в школе?

Довольно часто родители жалуются на то, что ребенок неплохо начал учебу в первом классе, а потом утратил интерес к ней. И уже в третьем-четвертом классе не хочет не только делать уроки, но и ходить в ...

Как помочь ребенку в приготовлении домашнего задания?

Данная презентация поможет родителям понять как правильно готовить домашние задания с детьми....

Родительское собрание "Как помочь ребенку полюбить чтение"

Представлена разработка родительского собрания для 2 класса....