Здоровье ребёнка в ваших руках.
консультация (1 класс) на тему

Миронова Елена Алексеевна

Советы родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_rebyonka_v_vashih_rukah.docx40.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровье ребенка в ваших руках»

Уважаемые, родители! Помните, здоровье ребенка в ваших руках!

Давно замечено: в тех семьях, где взрослые болеют мало, и дети, как правило, здоровы.

Родителям необходимо для сохранения здоровья детей поддерживать и закреплять их умения в домашних условиях, стремиться к совершенствованию навыков поведения и самим родителям.

Сегодня очень важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей.

К сожалению, в силу недостаточного развитого культурного уровня нашего общества, здоровье еще не стоит на первом месте среди потребностей человека. Поэтому многие родители не могут служить для ребенка положительным примером здорового образа жизни, так, как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видео фильмов закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкам на  свежем воздухе. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни.

Что могут родители сделать родители для приобщения детей к здоровому образу жизни?

  1. Прежде всего, необходимо активно использовать ПРИРОДНЫЕ ФАКТОРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, т.к. естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма.
  2. Ребенку необходим спокойный, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ. Перебранки в присутствии ребенка способствуют возникновению у него невроза или усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности детского организма.

Учитывая это, мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении. Вспомните: стоит нам улыбнуться – сразу становится легче, нахмуриться – подкрадывается грусть. Нахмурились начал выделяться адреналин, способствующий грустному, тревожному настроению, улыбнулись – помогли другому гормону – эндорфину, обеспечивающему уверенное и бодрое настроение.

А наше раздражение механически переходит и на ребенка.

Эмоциональная устойчивость и связанное с ней поведение воспитываются. Здесь важно умение правильно и рационально относиться к тому, что мы видим, воспринимаем, слышим. Так давайте же больше улыбаться и дарить радость друг другу!

  1. Взрослые должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является ПРАВЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫЙ РЕЖИМ ДНЯ. Режим дня – это оптимально сочетаемые периоды бодрствования и сна детей в течение суток. Он удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму. Прогулка – один из существенных компонентов режима дня. Этот наиболее эффективный вид отдыха хорошо восстанавливает снижение в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Дети должны гулять не менее двух раз в день по два часа, летом неограниченно.   Не менее важной составляющей частью режима является сон, который особенно необходим ослабленным детям. Важно, чтобы малыш ежедневно (и днем, и ночью) засыпал в одно и тоже время. Таким образом, домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада, и особенно в выходные дни.
  2. ПОЛНОЦЕННОЕ ПИТАНИЕ – включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В,С,Д, минеральными солями(кальцием, Фосфором, железом, магнием, медью), а также белком. Все блюда для детей желательно готовить из натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок, специй и консервантов. Чаще включать в рацион детей творог, гречневую  и овсяную кашу. Немаловажное значение имеет и режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами  пищи.
  3. У детей важно ФОРМИРОВАТЬ ИНТЕРЕС К ОЗДОРОВЛЕНИЮ СОБСТВЕННОГО ОРГАНИЗМА. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенка насильно принуждают заниматься Физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому.
  4. Для укрепления здоровья и нормализации веса ЭФФЕКТИВНЫ ХОДЬБА И БЕГ, которые предохраняют организм человека от возникновения болезней. Они обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма.
  5. ЗАКАЛИВАНИЕ – это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию ряда факторов окружающей среды путем систематического кратковременного воздействия на организм этих же факторов в малых дозах. В результате закаливания организм приспосабливается к меняющимся условиям окружающей среды. Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счет того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразным защитными реакциями - увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи. При закаливании одновременно происходит и повышении иммунитета за счет увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание стало бы общим семейным делом.

Наряду с традиционными методами закаливания

- ВОЗДУШНЫЕ ВАННЫ

- ВОДНЫЕ НОЖНЫЕ ВАННЫ

- ПОЛОСКАНИЯ ГОРЛА

широко используют и нетрадиционные

- КОНТРАСТНОЕ ВОЗДУШНОЕ ЗАКАЛИВАНИЕ из теплого помещения дети попадают в «холодное»

- ХОЖДЕНИЕ БОСИКОМ при этом укрепляются своды и связки стопы, идет и профилактика плоскостопия. В летний период предоставляйте детям возможность ходить босиком по горячему песку и асфальту, по мелким камушкам и шишкам, которые действует как сильные раздражители. Напротив, теплый песок, мягкая трава, комнатный ковер действуют успокаивающе. При ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется кровообращение во всем, улучшается умственная деятельность.

- КОНТРАСТНЫЙ ДУШ наиболее эффективный метод закаливания в домашних условиях. После непродолжительной зарядки ребенок встает под душ, обливается водой 36-38 градусов в течение 30-40 секунд, затем температура воды снижается на 2-3 градуса, а продолжительность обливания сокращается до 20-25 секунд. Процедура повторяется два раза. Через 1-1,5 недели разница температур воды возрастает до 4-5 градусов. В течение 2-3 месяцев температура доводится до 19-20 градусов.

- ПОЛОСКАНИЕ ГОРЛА ПРОХЛАДНОЙ ВОДОЙ со снижением ее температуры является методом профилактики заболеваний носоглотки. Полоскание горла начинается при температуре воды 36-37 градусов, снижается каждые 2-3 дня на 1 градус и доводится до комнатной температуры.

При этом следует помнить, что перерыв в закаливании на 2-3 недели снижает сопротивляемость организма простудным факторам и поэтому крайне нежелателен.

Нельзя не учитывать и индивидуальные особенности ребенка, его возраст, его чувствительность к закаливающим процедурам.

Не рекомендуется проводить закаливание на фоне отрицательных эмоциональных состояний, например, страха, обиды, беспокойства. это может привести к невротическим расстройствам.

Какой можно сделать вывод по поводу закаливания?

Если мы хотим видеть своего ребенка здоровым – надо ежедневно проводить закаливающие процедуры. Минимальное закаливание – это воздушные и водные процедуры, правильно подобранная одежда.

Оказывается, что закаливать организм ребенка можно и продуктами питания. Повысить сопротивляемость организма помогают некоторые растения – биостимуляторы и адаптогены. Последние приспосабливают, адаптируют организм к воздействию некоторых вредных физических, химических, биологических факторов, в том числе и к непривычным условиям среды.

- кустарники, накопители витамина С, помогают против простуды – черная смородина, шиповник повышают устойчивость организма к охлаждению и ОРВИ

- «напиток защиты – морковный сок» повышает устойчивость организма к заболеваниям верхних дыхательных путей, богат витамином А.

      8. Чтобы повысить защитные силы организма ребенка, рекомендуется ПРИЕМ ВИТАМИНОВ.  Слово «витамин» происходит от латинского «вита» - «жизнь». Витамины участвуют в обмене веществ и регулируют отдельные биохимические и физиологические процессы. Недостаток витаминов в пище или изменение процессов их усвоения приводит к нарушению обмена веществ и в конечном счете к развитию гипо – и авитаминозов. Чтобы достичь определенного уровня насыщенности витаминами, необходимо применять препараты, включающие комплексы витаминов в оптимальных соотношениях, особенно в зимнее – весенний период. Кстати, использование поливитаминов по 1-2 драже в день в обычных дозировках в период эпидемии гриппа и гриппоподобных заболеваний снижает заболеваемость детей не менее чем в два раза.  

       9. Удар по здоровью ребенка наносят ВРЕДНЫЕ НАКЛОННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ. Не секрет, что дети курящих родителей болеют бронхолегочными заболеваниями гораздо чаще, чем дети некурящих.

     10. Тяжелые последствия для здоровья ребенка имеют ТРАВМЫ И НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ. Дети очень любознательны и во всем стараются подражать на, взрослым. Они могут включать электронагревательные приборы, любят играть с мелкими предметами, особенно яркими и блестящими (кольца, булавки, пуговицы, броши). Иногда их сосут, засовывают в нос, ухо, проглатывают. И нередко инородные тела, попадая в дыхательные пути (семечки, орехи, монетки), вызывают угрозу жизни ребенка. Опасность представляют и оставленные на виду таблетки, так как ребенок может отравиться лекарствами. Поэтому родителям следует:

-постоянно контролировать действия ребенка и рассказывать, что и где опасно,

-хранить в специальных местах предметы бижутерии, косметические принадлежности, лекарства, горячие кастрюли, химические вещества и моющие средства,

-закрывать окна и балконы,

--запретить ребенку брать в рот монеты, пуговицы, сосать пальцы.

Кодекс здоровья.

  1. Помни: здоровье не все, но без здоровья – ничто!
  2. Здоровье нужно не только тебе, но и людям, которым ты обязан помогать и защищать.
  3. Здоровье – не только физическая сила, но и душевное равновесие.
  4. Здоровье – это твоя способность удовлетворять в разумных пределах свои потребности.
  5. Здоровье – это физическая и гигиеническая культура нашего тела: нет ничего красивее человеческого тела.
  6. Здоровье – это душевная культура человека: доброта, надежда, вера и любовь к тем, кто тебя окружает.
  7. Здоровье – социальная культура человека, культура человеческих отношений.
  8. Здоровье – это любовь и бережное отношение к природе: природа не брат и не сестра, а отец и мать человечества.
  9. Здоровье это стиль и образ твоей жизни. Источник здоровья и источник всех бедствий зависят от тебя и твоего образа жизни.
  10. Хочешь быть здоровым – подружись с физической культурой, чистым воздухом и здоровой пищей.
  11. Помни: солнце нам друг и все мы – дети солнца, но с его лучами не шути: загорание не должно стать сгоранием на солнце.
  12. Ходи периодически по земле босиком – земля дает нам силу, отводит из тела лишнее электричество.
  13. Учись правильно дышать – спокойно, неглубоко и равномерно.
  14. Семья – наша опора и наша счастье: делай в семье так, чтобы каждый член семьи чувствовал свою нужность и зависимость друг от друга.
  15. Люби нашу землю – мать и кормилицу, бережно относись к ней и ко всему живому, чему она дала жизнь. Хочешь жить – люби жизнь!
  16. Здоровье – наш капитал. Его можно увеличить, его можно прокутить. Хочешь быть здоровым – будь им!  

Секреты психологического здоровья.

По определению Всероссийской организации здравоохранения, «здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Современная статистика свидетельствует : здоровье детей от рождения к моменту поступления в школу ухудшается, что отрицательно влияет на процесс усвоения образовательной программы.

Нервно-психическое здоровье ребенка – это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества жизненный уровень большинства населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, от этого страдают, в первую очередь, наши дети. Многие родители загружены работой, учебой – вследствие этого дети часто остаются без внимания. Они испытывают дефицит общения с близкими им людьми, переживают постоянные стрессы, потому что не удовлетворяются их базовые потребности: в родительской любви, ласке, защищенности.

В результате этого нарастает напряженность, появляется агрессивность и озлобленность – сначала на родителей, потом на всех окружающих. Поэтому необходимо на ранних стадиях обучать детей цивилизованным способам выхода гнева и саморегуляции поведения, чтобы к 5-6 годам у ребенка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции.

В психологических исследованиях выделяются ослежненные варианты психического развития детей:

- невротические состояния проявляются в эмоциональных срывах, неустойчивости поведения, агрессивности или же вялости, апатичности. Они связаны иногда с плохим самочувствием, усталостью или с конкретной эмоциогенной ситуацией (отобрали любимую игрушку, обидели). Разрешается ситуация, поправляется здоровье, и нежелательныепроявления проходят. Однако дети с подобными реакциями входят в группу риска, у них может развиться невроз;

- аутизм – проявляется в замкнутости, отстраненности, в погруженности в собственный, непонятный для окружающих, мир. Эмоции стерты, мимика невыразительна, с детьми трудно, а порй невозможно вступить в общение. Такие дети мало разгоаривают, не играют со сверстниками. Им совсем не свойственны ни эмоциональныое сопереживание, ни сочувствие кому-либо;

- гиперактивность с нарушение внимания – носит характер синдрома, то есть целого блока специфических проблем. Дети подвижны, расторможены, импульсивны, у них недостаточно развиты прцессы внимания, им трудно сосредоточиться, снижена работоспособность, повышена утомляемость, плохо развиты движения руки. Такие дети, несмотря на достаточный высокий уровень способностей, плохо учатся, постоянно конфликтуют со сверстниками, им невыносимо трудно что-либо делать с другими.

Основными  способами снижения всех этих состояний являются игры, хоровое пение, творческая деятельность (лепка, рисование пересказ, придумывание сказок, сочинение стихов), аутогенная тренировка, упражнения на устойчивость к стрессу, психогимнастика.

Остановимся на ведущем методе для дошкольников.

Игра для ребенка – это естественное состояние, играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы, развивает сои способности, воспитывается с нравственной стороны и, наконец, приобретает массу всевозможных знаний.

Игры могут быть свободными, когда дети играют во что хотят и как хотят. Они дают материал для наблюдений: в них ярко выступают индивидуальные черты каждого ребенка. Организованные игры тоже знакомят с детьми, а также служат для развития внимания, находчивости, умения управлять собой и подчиняться правилам, а главное – для развития чувства товарищества.

Мы обращаемся к вам с огромной просьбой:

Играйте вместе с детьми! Вместе играя и смеясь, мы можем построить и оздоровить наши взаимоотношения. В игре лучше всего создается безопасная обстановка для общения людей, независимо от их характера и возраста. Шутки и веселье рождают сердечность, совместная игра может совершенно неожиданно перейти в наполненную ощущением праздника жизнь. 

   

Памятка : «Чаще говорите детям…»

Важно относиться к ребенку особенно бережно, чтобы не растоптать нежные ростки его индивидуальности.

Дети для успешного развития нуждаются в том, чтобы чаще слышать от родителей следующие слова:

Ты мне нравишься таким, какой ты есть!

Когда ты родился мы с папой ждали именно тебя.

мне интересно твое мнение.

Как ты считаешь, что лучше для тебя?

Я понимаю тебя.

Ты прекрасно растешь! Мне нравится!

Мне понятно твое волнение(беспокойство).

Ты можешь быть сильным и в то же время попросить о помощи, когда это нужно.

Я покажу тебе, но не буду делать этого за тебя.

Дорогие родители! Пожалуйста, следите за своей речью и не давайте детям отрицательные установки. Если же вы все-таки оговорились, то поспешите исправить ситуацию, заменив отрицательную установку на положительную.

Примеры замены.

Отрицательные установки

- Сильные не плачут.

- Ты совсем как твой папа(твоя мама).

- Отец твой пьет, и ты такой же будешь.

- Грустно, что ты у нас Иванушка-дурачок.

- Уж лучше бы тебя вообще на свете не было!

- Если будешь так поступать, с тобой никто не захочет дружить.

Положительные установки

- Поплачь, легче будет.

- Какой молодец наш папа!

        - Какая умница наша мама!

        - Что бы там не говорили про твоего папу, в тебя я верю.

        - В тебе все прекрасно!

        - Какое счастье, что ты у нас есть! Мы тебя так ждали.

        - Как ты относишься к людям, так и они будут относится к тебе.

Как воспитывать детей?

Рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. Именно от него зависит общее развитие ребенка.

Воспитание по типу золушки.

Родители , придерживающиеся этого стиля воспитания, чрезмерно придирчивы к своим детям, требуют от них беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения семейным традициям. Родители стесняются дать детям так нужную им ласку, теплоту. Робкие, вечно под страхом наказания и оскорблений, многие из таких детей вырастают пугливыми личностями, не способными постоять за себя. В некоторых случаях у детей появляется стремление к самоутверждению через агрессивность и конфликтность. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям. Эти дети, обостренно переживая несправедливое отношение к ним родителей и других взрослых, уходят в мир фантазий вместо того, чтобы активно действовать. Родителей мало заботит нравственная сторона, важно, чтобы ребенок был послушным и беспрекословно выполнял требования старших. Родители убеждены, что имеют все права на ребенка – наказывать его по своему усмотрению, ограничивать его свободу, навязывать ему свои вкусы, контролировать все его действия. Чрезмерный контроль родителей за действиями ребенка исключает всякое доверие между детьми и родителями. В условиях недоверия и ограничения свободы подавляется поисковая активность детей, гасится инициатива и воображение. Чем старше становится ребенок, тем большую нетерпимость он проявляется к требованиям родителей. На этой почве возникают конфликты.

Воспитание постоянной опекой.

Родители тепло относятся к своим детям, но контролируют каждый их шаг, не позволяют им ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых. Постоянная опека приводит к тому, что ребенок лишен самостоятельности. его инициатива подавляется, он не может проявлять свои способности. Из таких детей вырастают зависимые, необщительные, инфантильные, неприспособленные к жизни, эгоцентричные люди. Они привыкают к тому что за них кто – то все решает, и им не остается ничего другого, как подчиниться чужой воле.

Воспитание по типу кумира семьи.

При таком стиле воспитания выполняются все требования и алейшие капризы ребенка. Вся семья стремится удовлетворить его желания и прихоти. Эгоизм, безответственность, необходимость получить удовольствие сразу, потребительское отношение к окружающим – вот следствия такого воспитания. Дети растут своевольными, упрямыми, не признающими запретов, не задумывающимися о материальных и иных возможностях родителей.

Воспитание равнодушием.

Ребенок предоставлен сам  себе, никем не контролируется Он не получает ни тепла, ни внимания. никто не формирует в нем навыки социальной жизни, не обучает его  пониманию «что такое хорошо, а что такое плохо».У таких детей возможны серьезные нарушения поведения, вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно было бы охарактеризовать как безнадзорность и равнодушное отношение родителей. Для исправления таких детей требуются значительные усилия.

Воспитание подарками.

Существует и такой стиль воспитания, когда родители не занимаются достаточное время своими детьми, отделываясь от них своими подарками. Дети, воспитывающиеся таким образом, не получают от родителей ласки, тепла и заботы, а только заменители любви. Родители перепоручают воспитание своих детей родственникам, репетиторам или случайным людям, лишь бы дети не мешали им делать карьеру, работать или даже отдыхать. Воспитание отражается на психике ребенка, он не чувствует себя счастливым, нужным близким людям. Очень часто такие дети впоследствии сдают своих родителей в дома престарелых, лишая их заботы на старости лет.

Воспитание доверием.

Родители предоставляют детям определенную самостоятельность, относятся к ним тепло, уважают их человеческое достоинство, позволяют часто самим регулировать свое поведение, готовы прийти на помощь, снисходительны к ошибкам, воспитывают социально адаптированных, независимых детей, способных к сотрудничеству. Ребенку нужнее поддержка старших, вера, что если он сегодня не умеет что –то делать, то завтра это у него обязательно получится. Оптимальная родительская позиция направлена на благо ребенка. Родители принимают ребенка таким, какой он есть, тепло относятся к нему, объективно оценивают его и на основе этой оценки строят воспитание. Но тем не менее контроль необходим ребенку, потому что он теряется в окружающем мире, среди людей, правил, вещей. Но контроль не должен ущемлять его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля.

«Делай, как я сказал! – Может быть, ты сделаешь так, как я предложу!»

Теневой театр

Настольный театр

Настольный театр

Библиотека

Библиотека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье ребенка в ваших руках.

Тезисы  для родительского собрания по здоровьесбережению....

2014 г. "Здоровье ребёнка в наших руках"

Формирование  мотивации к здоровому образу жизни зависит в первую очередь от родителей....

Родительское собрание на тему "Здоровье детей в Ваших руках, родители"

Родительское собрание на тему "Здоровье детей в Ваших руках, родители"...

Консультация для родителей "Здоровье ребёнка в наших руках!"

Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?...

Консультация для родителей "Здоровье ребёнка в наших руках".

Человеческое дитя – здоровое…развитое…Это не только идеал и абстрактная ценность,Но и практически достижимая норма жизни.Как добиться этого?В современном обществе, предъявляются новые, более высокие т...

Родительское собрание на тему "Здоровье ребенка в ваших руках"

Родительское собрание проводится для родителей учащихся начальных классов. Ранее была опубликована презентация к собранию "Зеленая аптека на окне"...

Памятка для родителей "Здоровье ребенка в ваших руках"

Памятка для родителей "Здоровье ребенка в ваших руках"...