Вредные привычки.
консультация на тему

Влияние вредных детских привычек на взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vrednye_privychki.docx36.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа №6»

г. Сергиев Посад.

«Вредные привычки».

(Родительское собрание во 2 классе)

Подготовила и провела: учитель

первой квалификационной категории

Сорокина Н.В.

Цель собрания:

  1. Обсудить с родителями влияния вредных детских привычек на взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми.

2.Способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребенку в преодолении вредных привычек.

Участники: классный руководитель, родители второклассников, школьный психолог.

Форма проведения: обучающий практикум.

Организация родительского собрания:

подготовка приглашений для родителей;

консультация школьного психолога с целью разработки ситуаций для обсуждения,

подбор книг и статей из журналов по теме собрания;

подготовка рекомендаций для родителей;

                                 

                                                       Грубить не будут дети,

                                                       Не будут грызть ногтей.

                                                       И станут все на свете

                                                       Любить таких детей.

                                                                           С.Баруздин

                                Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Тема собрания.

  1. Что такое привычки?
  2. Какие бывают привычки?
  3. Когда появляются привычки?
  4. Где и как дети приобретают привычки? (Обмен мнениями).

Привычка – поведение, действия, ставшие для ребенка обычными, постоянными.

Многие вредные привычки могут впервые появиться в школьные годы. Однако не надо во всем обвинять школьную обстановку, учителей, сверстников. И хорошие, и плохие привычки мы приобретаем в семье.

Каждая привычка имеет свои причины и требует индивидуального подхода. Рассмотрим частные случаи.

 II. Обучающий практикум для родителей по преодолению вредных привычек

Обучающий практикум позволит родителям осознать значимость данной проблемы в развитии личности ребенка и помочь детям в преодолении вредных привычек.

Ситуация первая. Ребенок говорит неправду.

Наверняка это случалось и до того, как малыш пошел в школу. Но вранье маленького ребенка достаточно безобидно. А вот ложь, касающаяся школьных проблем, доставляет серьезные неприятности и ставит иногда родителей в крайне неловкое положение.

Ирина, мать восьмилетней Кати, встретила как – то учительницу дочери. Та сочувственно посмотрела на нее и спросила: «Ну как у вас дела? Катюша рассказала о конфликте в семье. Надеюсь, все разрешилось». Ирина чуть сквозь землю не провалилась.

Оказалось, что никаких проблем не было, просто дочь постоянно врала. Маме говорила, что им ничего не задают, а учительнице – что не может делать задания из –за семейных проблем. Ирина наказала дочь, но теперь не знает, как строить отношения с ней, чтобы подобная ложь впредь не повторялась.

Что делать?

а) Постараться понять ребенка, в какой бы ситуации он не оказался.

б) Исключить жесткие наказания, в том числе за ложь.

в) Как можно чаще демонстрировать ребенку свою любовь, а не воспитательные принципы.

г) Постараться самим, особенно при детях, не ссылаться на мнимую болезнь, сильную занятость и т.д., чтобы избежать выполнения обременительных для вас обязанностей. Если ребенок возьмет с вас пример, ему сложно будет объяснить, что врать нехорошо.

Ситуация вторая. Ребенок ябедничает.

В начальной школе у ребенка складываются первые серьезные дружеские отношения со сверстниками, но привычка ябедничать отнюдь не способствует хорошему общению с коллективом.

Причины, по которым дети ябедничают, кроются в отношениях со взрослыми. Возможно, ребенку не хватает внимания и общения. Поэтому он хочет казаться лучше, заслужить похвалу родителей, учителя, ребят.

Что делать?

а) пресекать подобные поступки или, во всяком случае, никак их не поощрять.

б) Объяснить ребенку, почему людям не нравятся ябеды.

в) Пояснить, что жаловаться «стучать» - те то же самое, что рассказывать взрослым о чем – то опасном.

Ситуация третья. Ребенок берет чужие вещи

Воровство – это не всегда просто привычка. Маленькие дети могут просто не знать о том, что вещи бывают чужие. А в воровстве школьников часто кроется желание обратить на себя внимание взрослых. Однако если человек крадет чужие вещи, не обращая внимания на свое окружение и обстоятельства, и если ситуация не меняется с возрастом, значит, это уже не поступок, а болезнь. Все же чаще дети воруют по другим причинам. Обычно мелкие кражи совершают ребята из неблагополучных в психологическом смысле семей, где они не чувствуют заботы и любви. Внимание к ним проявляется, только когда происходит что–то неординарное. А обделенный вниманием ребенок рад даже наказанию или скандалу.

Что делать?

а) Ни в коем случае не наказывать детей физически. Ограничиться рассказом о своей и чужой собственности. Постараться объяснить ребенку, что, даже если он в чем-то очень нуждается, воровство -не способ решения проблемы.

б) Не осуждать его публично. Если кража совершена в классе, не стоит посвящать в это всех учителей, родителей, одноклассников – с плохой репутацией справиться сложнее, чем просто исправить некрасивый поступок.  

в) Не делайте негативных прогнозов относительно будущего своего чада и не озвучивайте их ему.

г) не напоминайте все время о проступке и не уделяйте ему слишком большого внимания.

Лучше подумайте о том, как вы можете больше проводить с ребенком времени.

Ситуация четвертая. Ребенок курит.

Привычка появляется, как правило, в подростковом возрасте под влиянием дурного примера. Школьники начинают курить, чтобы продемонстрировать всем свою взрослость и независимость. Наказания здесь не помогут, наоборот, ребенок будет курить еще больше.

Что делать?

а) Информация о вреде курения должна быть понятной. Слишком часто разговоры на эту тему перестают восприниматься.

б) Устрашающие рассказы о будущих болезнях на подростков действуют мало – юному возрасту свойственна уверенность:«Со мной такое не случится».

в) Положительные примеры оказывают лучшее действие. Можно ненавязчиво предложить ребенку статьи о молодежных кумирах, которые относятся к курению резко отрицательно.

 Ситуация пятая. Ребенок говорит плохие слова.

Несправедливо списывать эту привычку на влияние школы: ругательства ребенок узнает задолго до того, как идет в первый класс И, конечно, сам их произносит до тех пор, пока, наконец, не поймет, что это неприлично. В подростковом возрасте ребенок часто ругается опять же, чтобы почувствовать себя взрослым и независимым

Что делать?

а) не использовать в своей речи ненормативную лексику.

б) При каждом новом «словечке» вашего чада спокойно объяснить ему, что так говорить не стоит.

Ситуация шестая Ребенок постоянно опаздывает.

В младшей школе ребенок еще не может следить за временем и часто опаздывает. Подросток делает это, чтобы привлечь внимание окружающих и показать свою независимость.

Что делать?

а) Школьникам первых-вторых классов классов нужно помогать ориентироваться во времени, напоминать ми о важных делах.

б) В отношении подростков действовать нужно жестче. Любители опаздывать перестают так делать, если их не пускают в класс, а после уроков дают дополнительные задания; но это может сделать учитель, а родителям остается просто додержать такое отношение преподавателя к своему чаду. Эта и другие привычки могут появиться в школе, что естественно, ведь новые условия заставят ребенка искать новые пути взаимодействия с окружающим миром.

в) Однако не стоит обвинять во всем школьную обстановку, учителей и сверстников. Семья имеет основное влияние на становление личности ребенка. Родителям вполне по силам уберечь ребенка от негативного влияния школы и компании, если они сами будут смотреть на жизнь с оптимизмом и поддерживать дома теплую дружественную атмосферу. Самое главное- ребенок должен знать, что дома он всегда может найти поддержку, что здесь его любят и ценят таким, какой он есть.

III.Выступление школьного психолога

Даже мелочи могут много значить.

Взрослые нередко совершают ошибку, не замечая тех мелочей в поведении детей, которые ведут их в правильном направлении. Вместо этого мы ждем каких-то громадных сдвигов, чтобы только потом отметить перемены. При таком отношении ждать придется очень долго. На самом деле большие перемены никогда не произойдут, если игнорировать перемены маленькие.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок двигался в правильном направлении, внимательно следите за отдельными конкретными признаками того, что его поведение улучшается, каким бы незначительным это улучшение ни казалось. Так вы поможете ему измениться и установит хорошие отношения с другими людьми.

Привычка отдавать должное улучшению в поведении детей – метод, который         мы называем поощрением небольших перемен. Он поразительно эффективен, но обычно мало используется.

Детям нужно давать возможность порадоваться их маленьким победам. Если они ликуют по поводу небольших достижений, то потом будут проявлять настойчивость и от малых подвигов смогут перейти к большим свершениям.

 Как можно вознаграждать перемены в поведении ребенка?

Последуйте программе из семи пунктов, которую мы вам предлагаем.

  1. Нацельтесь на то, чтобы изменить всего один стереотип в поведении ребенка. Например, чтобы он вовремя одевался по утрам или перестал драться с младшим братом.
  2. Сформулируйте, чего конкретно вы хотите добиться, и опишите ход событий на манер сценария. Ваши пожелания должны быть проиллюстрированы настолько конкретно, чтобы и ребенок мог понять их. Не говорите: «Веди себя хорошо!» или «Возьмись за ум!». Этого не достаточно, чтобы объяснить, чего именно вы добиваетесь. Подскажите ребенку, что конкретно нужно сделать в данный момент.
  3. Запишите ответ на такой вопрос: «Что именно может стать первым признаком перемен к лучшему в поведении моего ребенка?» Пытаясь определить первый признак перемен, выберите наименьший из возможных заметных вам проступков. Не ждите слишком многого. Спокойная игра с братиком в течение двух мину - уже  маленький пример улучшения; это уже признак того, что есть движение в правильном направлении.  
  4. Расскажите ребенку, чего вы добиваетесь. Сядьте рядом с ним и прямо объясните, в чем состоит проблема, какие поступки вы ждете от ребенка, в чем вы видите первые приметы перемен. Дайте ребенку шанс высказать свое мнение о том, что от считал бы первым признаком перемен .Если он предложит нечто другое, отличное от того, что вы надеялись услышать, проанализируйте его мнение. Если его идея не имеет отрицательной направленности, попробуйте с ним согласиться.
  5. Понаблюдайте какое-то время и постарайтесь заметить, когда ребенок не совершает плохих поступков и когда но делает первый шаг к намеченному позитивному типу поведения.

Подтвердите, что заметили первые признаки изменений к лучшему.

  1.  Говорите ребенку, что вы обратили внимание на его успехи.
  2.  Заведите дневник и отмечайте в нем положительные перемены в ребенке. Это поможет тщательно следить за его продвижением к цели.

В этом методе продвижение к намеченному типу поведения важно разбить на такие малые шажки, которые дадут вам множество поводов отмечать улучшение в поведении. Не забывайте помечать себе каждый раз, когда такая перемена произошла.

Две ошибки, которые могут затруднить путь к успеху.

Мы, взрослые, попадаем в две ловушки при осуществлении этой программы из семи пунктов. И обе ошибки могут остановить поступательное движение. Первая: мы не замечаем малых улучшений, вторая: позволяем себе реплики с подкалыванием.

Иногда бывает трудно заметить хоть какой – то прогресс в поведении. Но если вы хотите добиться перемен нужно находить любое улучшение, как бы мало оно ни было.

                                  Основы поведения

 Семь шагов к хорошему поведению 

  1. Поставьте цель изменить определенный стереотип в поведении.
  2. Опишите себе поведение, которого вы добиваетесь.
  3. Запишите ответ на такой вопрос:«Что было бы первым признаком изменения в поведении ребенка?»
  4. Объясните ребенку, чего вы добиваетесь.
  5. Покажите, что вы заметили, что ребенок начинает идти к намеченной цели.
  6. Оставляйте ребенку записки, где вы признаете, что заметили его успехи.
  7. Ведите дневник, в котором делайте записи об изменении к лучшему.

IV. Вопросы родителей по теме собрания

V. Подведение итогов родительского собрания

1. Знакомство родителей с выставкой психолого–педагогической литературы по теме собрания.

2. Обсуждение рекомендаций для родителей.

Рекомендации для родителей

  1. качества наиболее значимы для вас, и поступайте так, как бы вы хотели, чтобы поступали ваши дети.
  2. Хвалите за хорошее поведение.  Акцентрируйте внимание на тех поступках, которые достойны вашего одобрения.
  3. Не упускайте шанса извлечь урок.  Иногда дети находят значительные суммы денег. Поговорите с детьми о ценности, которую представляют деньги, и они поспешат отдать их хозяину в том случае, если за ними кто-то вернется. Детей лучше убедить, что правило «что нашел-то мое» распространяется только на мелкие монеты.
  4. Следите за тем, что смотрит ваш ребенок.  Если дети, бесконтрольно сидя у телевизора, видят насилие или секс, у них, скорее всего, сложится искаженное представление о том, как строить свои отношения с людьми. Дети импульсивны по натуре, хорошие привычки не формируются сами собой.
  5. Говорите о последствиях.  Родители могут советоваться с детьми при выборе наказания, которое будет справедливым. К ним приходит осознание того, что их голос что–нибудь да значит. Имея возможность выбора, в более старшем возрасте дети будут готовы к ситуациям, которые потребуют от них выбора. Если в младшем возрасте они не научатся делать выбор в каких-то пустяках, как они будут решать, пить им или нет, в четырнадцать лет.
  6. Помогите вашему ребенку взглянуть на ситуацию с другой стороны.  Если ребенок ударил братика или сестричку, постарайтесь донести до него, что  чувствует при этом младший. Или попробуйте ребенка, нашедшего чужую игрушку, задуматься о том, как переживал бы он сам, потеряй он свою вещь, и убедите вернуть ее владельцу.

Чем в итоге безошибочно проверяются нравственные качества ребенка? Тем, как он ведет себя в отсутствие родителей.

Перечислим закономерности детского воспитания.

Закономерности детского воспитания.

  1. Позвольте ребенку испытать естественные последствия его поведения.

Ваш ребенок не написал контрольную, потому что не подготовился к ней, или лишился любимого свитера, забыв его в школе, или у него нет денег, потому что он их потерял. Здесь начинается чувство ответственности. Предупреждайте детей о возможных последствиях. Наказание должно быть справедливым.

Распространенная ошибка- наказание, не связанное логически с самим нарушением. Если ваш ребенок прыгает по дивану, когда смотрит телевизор, бессмысленно лишать его прогулки. Вы ведь хотите, чтобы он увидел связь между своим поведением и наказанием – тогда выключите телевизор.

  1. Подчеркивайте хорошее.  Увидев, что ребенок помогает по дому, играет с младшей сестрой, читает книгу или рисует – похвалите ребенка, обнимите его. Ежедневной критики должно быть по крайней мере в три раза меньше, чем позитивных действий, особенно физических проявлений ласки и любви.
  2. Учитывайте характер вашего ребенка.  Разница характеров у детей- главная причина, по которой воспитание никогда не будет усредненным. Доказано, что индивидуальные черты тесно связаны с генами. От характера ребенка зависит степень его активности, умение сосредоточиться, реакция на новое, экспрессивность. И, как теперь стало известно исследователям, попытки изменить характер ребенка бесполезны.

VI. Решение собрания  

Оказывать детям помощь и поддержку в преодолении вредных привычек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Парад вредных привычек"

Внеклассное мероприятие "Парад вредных привычек"...

Вредные привычки. Здоровый образ жизни.

Последствия вредных привычек. Пропаганда здорового образа жизни. Внеклассная работа во 2-4 классах....

Классный час "Вредные привычки"

Классный час  "Вредные привычки" для учащихся начальной школы...

Проектная работа на курсах повышения квалификации "Влияние вредных привычек на здоровье школьников"

Актуальность темы работы заключается в том, что в настоящее время  здоровье большого количества людей страдает  от наличия  вредных привычек. Эти зависимости не рождаются сами по себе; ...

Классный час в 4-Б классе по теме: «Вредные привычки – знак беды!»

Сегодня мы хотим понять и разобраться, какой вред наносят здоровью: табак, алкоголь и  наркотические вещества.Здоровый человек – счастливый человек!!!...

Поговорим о вредных привычках. А курить, правда, вредно?

Театральная копилка. Сценарий для классного часа или к уроку Окружающий мир по теме "Профилактика табакокурения"...

Час общения "Почему вредные привычки называют вредными?"

Занятие направлено на формирование здорового образа жизни, на недопущении наркотической деятельности, употреблении психоактивных веществ,алкологя,курения. ...