Детская агрессивность и её причины.
консультация (4 класс) на тему

Формирование у родителей умения выявлять причины агрессивности детей и корректировать свое поведение в отношениях с ребенком в конфликтных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_agressivnost_i_eyo_prichiny.docx48.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа №6»

г. Сергиев Посад.

«Детская агрессивность и её причины».

(Родительское собрание в 4 классе)

Подготовила и провела: учитель

первой квалификационной категории

 Сорокина Н.В.

Форма проведения: родительский лекторий.

Цели собрания: сформировать у родителей умение выявлять причины агрессивности детей и корректировать свое поведение в отношениях с ребенком в конфликтных ситуациях.

Задачи собрания: выявить причины детской агрессии; познакомить с методами ее коррекции; наметить пути сотрудничества педагогов и родителей в профилактике детской агрессивности.

                                        Ход собрания

I. Подготовительный этап

1. Из дневника классного руководителя сделать выписки случаев детских конфликтов в классе, их причины. Последствия. Методы разрешения конфликта (без называния фамилий).

2. Провести беседу со школьным психологом с целью выяснения причин детской агрессивности, а также составления списка литературы, рекомендованной для родителей.

3. Приготовить бланки теста – опросника для детей и родителей (Приложения 2 и 3).

4. Подготовить текст беседы для педагогического всеобуча.

II. Организационный этап

На доске выписать цитаты педагогов по теме собрания (Приложение 1). Подготовить выставку психолого – педагогической литературы для родителей. На собрании могут присутствовать школьный психолог, воспитатель группы продленного дня.

III. Этап педагогического всеобуча

       На сегодняшнем собрании мы попытаемся найти причины детской агрессивности и, если это возможно, пути коррекции поведения детей. В современный период развития нашей страны, когда идеалы пионерии и комсомола перестали быть значимыми, а новая философия, идея воспитания гражданина России отсутствует, вряд ли найдется человек, который бы утверждал, что не происходит нарастание агрессивности нашего общества в целом и отдельной личности в частности. Агрессия «молодеет» с каждым годом. И педагогам, и родителям в таких условиях повседневной жизни трудно определиться, на что должны быть направлены их усилия, чтобы помочь адаптироваться их ребенку в мире, полном насилия и агрессии.

    Агрессивное поведение детей станет понятнее, если разобраться в сущности самого понятия агрессии. Обычно под ней понимают действия или только намерения, имеющие целью причинения вреда другому человеку, предмету. Агрессия может проявляться как физически (нанесение вреда здоровью людей, порча предметов), так и вербально, т.е. словесно (оскорбления, унижения, преследования и др.).

    Для чего вообще людям агрессия? Иногда она выступает средством достижения какой - нибудь цели (отнять что-либо, принудить к чему -то). А 

иногда используется как способ самоутверждения и как защитное поведение.

    Столкновение же с детской агрессивностью всегда  вызывает у взрослых недоумение, растерянность. Обычно первое, что делают родители,  - наказывают ребенка. Если проявления агрессии становятся постоянными, , они могут обратиться к психоневрологу. Но проявление жестокости и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у детей каких – либо физических отклонений. Часто ребенок, сталкиваясь с неразрешимой для него проблемой, просто не знает, как себя правильно вести. Чтобы помочь ему, необходимо, прежде всего, выяснить возможные причины его агрессии. Давайте рассмотрим их.

      Разовые вспышки агрессии могут перерасти в психическое нарушение, если детство ребенка сопровождается грубым жестоким поведением родителей – и тогда он «заражается» их агрессивностью. Это один из факторов. Второй – когда ребенок живет в атмосфере неприятия его, нелюбви к нему, и у него формируется ощущение опасности и враждебности окружающего мира. Это происходит также, если часто и длительно не удовлетворяются какие – то потребности маленького человека (не столько материальные, сколько духовные).

     Получается, что устойчивые проявления жестокости у детей дошкольного и младшего школьного возраста начинаются со взаимоотношений со взрослыми: родителями и позже с учителями. Стиль повеления взрослых здесь является решающим. Необходимо найти такое сочетание снисходительности и строгости, чтобы избежать развития агрессивного поведения ребенка.

    Исследования показали, что, когда взрослые заранее не делают свое отношение к грубости и жестокости ясным, но после совершения проступка ребенка строго наказывают, это приводит постепенно к закреплению в нем агрессивности. Но и всепрощающая снисходительность мам и пап приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать нормы поведения.  

     Как же мы, взрослые, должны себя вести? Наибольший эффект даст осуждение агрессии ребенка, обсуждение с ним причин ее проявления, совместный поиск выхода из конфликтной ситуации, но без строгих наказаний.

     Причиной агрессии могут быть и взаимоотношения со сверстниками. Период развития, в котором находятся сейчас наши дети (10 – 11 лет), противоречив. У ребенка возникает чувство взрослости. В организме происходят изменения (не будем забывать и об акселерации), расширяются права и обязанности в семье. Возникают противоречия со старшими. Родители и учителя взывают к чувству взрослости ребенка, когда напоминают ему о его обязанностях. Но зачастую не могут преодолеть в себе стремление ограничить его самостоятельность. И, наоборот, сам младший подросток, требуя к себе отношения как ко взрослому, не всегда умеет правильно распорядиться своими правами. Общение со сверстниками становится для него большей ценностью, чем общение с родителями, учителями. Но потребность самоутвердиться, найти свое место в коллективе не всегда удовлетворяется в той мере, как хотелось бы ребенку. Агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иногда понимают поведение окружающих как враждебное. Например, дружеское подтрунивание над внешним видом, поступком, ошибкой в выполнении задания они могут воспринимать как насмешку, оскорбление. Отсюда возникает желание дать «отпор» обидчику.

     Отдельно следует рассмотреть такую причину, как отношения в семье. Агрессивное поведение родителей  в отношениях между собой и со своими детьми: оскорбления, крики, хамство, унижение друг друга – все это приводит к тому, что такое общение становится нормой жизни для ребенка.

     Противоречивое отношение к ребенку, когда мама и папа  предъявляют к нему противоположные требования, также может спровоцировать проявление агрессивности.

       Еще одна причина – непоследовательность родителей в формировании нравственных ценностей, когда сегодня им удобны одни нормы в поведении ребенка, а завтра другие. Ребенок видит нечестность, непорядочность, несправедливость, болезненно переживает такие ситуации. Это приводит к озлоблению, агрессивности по отношению к взрослым.

     Особенности биологического развития самого ребенка, некоторые черты его характера также могут обуславливать его агрессивность. Дети с гипервозбудимостью, раздражительные, склонные к эмоциональным вспышкам нуждаются в помощи специалистов.

    Как мы выяснили, детская агрессия может быть следствием разного рода проблем: нарушения внимания, проблем общения, неудач в учебе. Поэтому в каждом конкретном случае важно понять, когда агрессия ребенка возникает в результате конфликтной ситуации, а когда это – следствие проблем личностного развития. Наиболее распространенными являются следующие жалобы родителей:

  1. агрессия проявляется в высказываниях ребенка (грубость, угрозы, неприличные).
  2. ребенок агрессивен но отношению к окружающим (дерется).
  3. агрессия проявляется в рисунках, сочинениях, играх ребенка.
  4. редко, но встречается такая форма, аутоагрессия – причинение вреда самому себе.
  5. агрессия к животным.

   Рассмотрим природу, причины проявления этих видов агрессии и рекомендации психологов.

    Итак, что делать, если ваш ребенок агрессивен в своих высказываниях? Чаще всего в этом виноваты сами взрослые. Кто–то из членов семьи выражается таким способом. У ребенка закрепляется вывод: если что-то не получается, если тебя не понимают, если нет другого выхода для снятия напряжения, можно поступать таким образом. Так называемые бранные или неприличные слова рано или поздно появляются в лексиконе каждого ребенка. Часто родители малышей, услышав впервые из уст своего ребенка такие слова, не сердятся, а удивляются, как такой малыш уловил интонацию и предназначение  этих слов. У кого-то это быстро проходит, с кем-то приходится вести разъяснительные беседы. Проблема засорения нашей речи «ненормативной лексикой» в настоящее время регулярно обсуждается в средствах массовой информации: газетах, ток-шоу. Уже стали привычными и не шокируют взрослых телезрителей «крепкие» словечки и выражения в современных теле- и радиопередачах, в книгах, газетах, журналах.

     Поэтому совсем неудивительно, что современные дети не только рано узнают о существовании подобных слов, но и начинают их активно использовать. При этом они вряд ли понимают значение эти слов. Почему же   в таком случае эти «нехорошие» выражения закрепляются в их речи? Что детей в них так привлекает? Прежде всего та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. Для подростка ругающийся человек – это взрослый, бесстрашный, никого и ничего не признающий. Его жесты, мимика, интонация очень выразительны. Все это в совокупности не может остаться незамеченным окружающими.

    Собственные наблюдения ребенка и реакция окружающих не может не привести его к выводу, что умение вставить в свою речь «крепкое» словечко является одним из признаков взрослости. А еще если и родители, оправдывая свою несдержанность, говорят, что использовать такие слова можно только взрослым, то ребенок, конечно, намеренно начинает употреблять запрещенные выражения в своей речи. Это возвышает его в собственных глазах и в глазах сверстников, делая его «взрослым», независимым человеком.

    Иногда, когда у ребенка не складываются отношения с родителями, он, заметив, что эти слова шокируют окружающих, начинает использовать ругательства, чтобы позлить, подразнить взрослых. В этом случае бранные слова становятся еще одним орудием мести.

     Вообще, эта проблема возникла давно. Даже образованные люди, понимая, что это не прилично, не гнушались бранными словами. Это и средство доказать свою независимость, взрослость, и своеобразный вызов обществу с его сформированными моральными устоями. Без таких выражений, по мнению многих, теряют всю соль анекдоты.

    Таким образом, если взрослые начнут искоренять эти слова из речи подростка, возникнет противоречие, фальшь в связи с тем, что ребенок наблюдает вокруг: на улицах, на экранах телевизоров, и, к сожалению, иногда и дома. Наверное, в этом случае лучше объяснить ребенку, что для определенных слов есть свое время и место. Может, это утверждение вызовет у родителей удивление, гнев, но, согласитесь, это лучше, чем вызвать недоверие ребенка.

     Поводом поверить вам и принять вашу точку зрения будет акцентирование случаев неприличного поведения в общественных местах. Действительно, неприятно на улице проходить мимо компании подростков, которые через слово вставляют в свою речь мат и неприличные выражения. Особенно, если это делают девочки.

    Но надо признать, что бывают ситуации, когда употребление бранных слов помогает выплеснуть негативную энергию, раздражение. Кроме того, люди ругаются от отчаяния и злости, когда очень хочется кого-то стукнуть или что-то разломать. А это все-таки гуманнее, чем физическое насилие. Другое дело, что лучше бы высказывать все, что накопилось, в одиночестве.

    Бесполезно постоянно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать произносить их. Это сделает ругательства еще более привлекательными в глазах ребенка. Он будет употреблять их, но постарается, чтобы вы этого не слышали. Но в этом случае услышат другие люди. Тогда информацию о поведении своих детей вы будите слышать от учителей, соседей, знакомых.

     Итак, каковы же советы психолога, если агрессивность ребенка проявляется в употреблении нецензурных выражений?

1. Объясните детям, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.

2. Следите сами за собственной речью.

3. Если ребенок спрашивает значение того или иного бранного слова, не следует уходить от ответа. Постарайтесь так объяснить ребенку значение слова, чтобы ему самому не захотелось его употреблять. В крайнем случае скажите, что слово настолько отвратительное, что вы не можете произнести его вслух.

4. Если ребенок интересуется, почему люди произносят такие слова, скажите, например. Что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить другого человека.

5. Если ребенок поймал на «нехорошем» слове вас, имеет смысл извиниться  перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, это сблизит вас, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.

   Если подытожить сказанное, родителям ре стоит пугаться бранных слов, застывать в шоке, услышав их от ребенка, не стоит отрицать их существование. Лучше просто дать понять: «Я знаю о существовании и значении этих слов, но мне они не нравятся». Пусть он поймет, бранные слова, особенно если они говорятся в чей-то адрес, оскорбляют и унижают человека.

    Следующее направление выражения агрессии детей – это их игры. Они начинают появляться впервые в 4-5 лет. Детей привлекают отрицательные герои, и многие охотно примеряют на себя роли таких персонажей. Если вспомнить наше с вами детство, то можно с уверенностью сказать, что мы выбирали только роли положительных персонажей. Современные дети растут с другими идеалами. Это связано с тем, что многие отрицательные герои мультфильмов (особенно американских) более могущественны и поэтому привлекательны для ребенка. Кроме того, детям могут быть интересны эти роли тем, что это дает им возможность попробовать побыть плохим, непослушным, злым, агрессивным, а значит независимым, «взрослым». Иногда такое поведение в игре ребенок переносит и в реальную жизнь. Причиной такой ситуации может быть низкая самооценка, неудачи в общении. Если ребенок в глазах окружающих не выглядит хорошим, то он принимает на себя отрицательную роль. Он своим выбором сообщает окружающим: «Вы говорите, что я плохой, я и буду плохим, вам назло!». Такой ребенок, несомненно, нуждается в помощи специалиста.

     Иногда агрессия наблюдается в рисунках, сочинениях школьников. Это выражается в прогнозировании различных катастроф, несчастных случаев, в рисовании жестоких сцен. Такие случаи, скорее всего, иллюстрируют высокий уровень тревожности ребенка. Школьник испытывает постоянные и длительные неудачи в учебе, родители упрекают его в том. Что он не оправдывает их надежд, и он не чувствует поддержки дома. В этом случае нужно уменьшить нагрузки ребенка, помочь ему реализоваться в других видах деятельности.

     Некоторые дети, сталкиваясь с трудностями, направляют агрессию на самих себя. Ребенок может причинять себе боль, унижать, оскорблять себя. Иногда можно наблюдать такую картину в случае каких-то неудач ребенка: он не может решить задачу, собрать пазлы и т.д. В подростковом возрасте это может вылиться в суицидальные попытки. С такими проявлениями агрессии необходимо как можно раньше обратиться за консультацией к детскому психиатру и невропатологу. Подобное поведение психиатры называют самоагрессией, или аутоагрессией. Оно вызвано неуверенностью в себе, порождается недостатком родительской любви, тепла и понимания со стороны окружающих, но может быть и признаком психического заболевания. Иногда такое поведение может носить демонстративный характер: «Мол, вот как мне плохо» или «Вот как я мало себя ценю».

   Наиболее часто встречается все же агрессия, направленная на окружающих людей. Физическая агрессия по отношению к окружающим у ребенка бывает по нескольким причинам:

  1. желание самоутвердиться;
  2. защита (а лучшая защита, как известно, нападение);
  3. от безысходности;
  4. от несдержанности.

     Если в первых трех случаях такое происходит от неуверенности в себе и тревожности ребенка, то последний вариант – показатель неумения вести себя, отсутствия навыков культуры поведения, избалованности, эгоизма. Чтобы быть успешным в обществе, человек должен научиться договариваться, уступать, сдерживать свои эмоции, выражать их более приемлемым способом. Это нужно развивать с раннего детства, опираясь на реальные ситуации. Чем больше этому уделяется внимания в жизни малыша, тем легче будет подростку реализовать себя в будущем. Ведь умение находить компромисс, уважать мнение других людей – неотъемлемая составляющая любой профессиональной деятельности.

    Что же делать, если ребенок даже по ничтожному поводу лезет в драку? Ругать, наказывать его?

    Но ведь мы сами часто даем выход своим отрицательным эмоциям. Другое дело, что большинство из нас умеет сдерживать гнев или выражает свои чувства в более приемлемых формах. Так вот, задача родителей в том и заключается, чтобы научить ребенка не столько сдерживать, скрывать свои эмоции, сколько в том, чтобы научить его управлять ими. Дети, безусловно, более ранимы, их легко обидеть или обмануть, поэтому в большинстве случаев детская агрессивность  - это понятная реакция на обиду. Так ребенок протестует против запретов и ограничений, налагаемых взрослыми.

     На способ выражения гнева сильное влияние оказывает отношение к нему окружающих. В обществе преобладает установка: «Злиться – это стыдно, нехорошо». Дети понимают, что нужно научиться подавлять чувство гнева, испытывают вину за него. Ребенка, активно и часто выражающего гнев, считают агрессивным, а его поведение называют асоциальным. Однако асоциальное поведение, в том числе агрессия, рождается именно из подавленного чувства гнева. Подрастая, дети находят способы «сбрасывать

 отрицательную эмоциональную энергию, протестуя, выражая сарказм, оскорбляя окружающих.

     Бывает, что очень вспыльчивый ребенок старается сдерживаться на людях (например, в школе), но дома срывается: устраивает истерики, скандалит, грубит родным, дерется с братьями и сестрами. Такое проявление агрессии не приносит ему желаемого облегчения. Он недоволен случившимся и чувствует себя виноватым. Напряжение же от этого усиливается еще больше.

  Одна из наиболее часто встречающихся форм выражения гнева и протеста – истерика. Это и способ чего-то добиться от родных, и результат накопленного напряжения, стресса, волнения. Особо подвержены таким срывам дети подвижные, активные, возбудимые, впечатлительные, нервные.

      Агрессивные дети, каковы бы ни были причины их поведения, попадают в замкнутый круг. Им не хватает понимания и любви со стороны близких, но своим поведением они еще больше отталкивают их. А враждебное отношение окружающих, в свою очередь, провоцирует ребенка, возбуждая в нем чувство страха и гнева. Поведение, которое воспринимается как асоциальное, является отчаянной попыткой обратить на себя внимание. Вполне возможно, что ребенок сначала выражал свои потребности в более мягкой форме, но взрослые не придали этому значения.

     Еще одной причиной асоциального поведения у ребенка могут быть ссоры между родителями, свидетелем которых он является очень часто. Чрезвычайно суровая, или, наоборот, слишком слабая дисциплина, непоследовательность родителей в своих требованиях и поступках, равнодушие к детям также могут стать причиной агрессивного поведения ребенка.

     Итак, взрослым, наблюдающим агрессивность   ребенка по отношению к окружающим, надо понять, что он имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или тумаков, а словами. Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет желаемого результата. Иногда ребенку нужно просто человеческое общение, понимание, одного лишь ласкового слова бывает достаточно, чтобы снять его озлобленность.

    Какие же рекомендации можно дать родителям?

  1. Взрослым необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессивность проявляют дети, которые никогда не знали, какую реакцию родителей вызовет их поведение в этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения отца мог получить либо наказание, либо равнодушную реакцию.

2. Следует избегать неоправданного применения силы и угроз. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злоба, жестокость и упрямство.

3. Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него самоконтроль. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. Самое главное – научит ребенка разряжаться, избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях». Ребенку следует предложить социально приемлемые методы для выражения подавленного гнева. Например:

            а) Остаться одному в комнате и высказать все, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.

            б) Когда сложно сдержаться, можно бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, бегать вокруг дома, написать все слова, которые хочется высказать в гневе.

            в) Успокоиться помогают глубокие вдохи или счет до десяти, перед тем как что-то сказать или сделать. Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее.

   Еще одна разновидность детской агрессии – это жестокость по отношению к животным. В раннем детстве в основе «садистских опытов» над животными и насекомыми может лежать обычное любопытство. Ребенку интересно, что будет делать жук, если его посадить в банку, привязать к лапке нитку и т.п. Маленькие дети часто мучают животных, сами не понимая того, что причиняют им боль, страдания. В этом случае можно просто поговорить серьезно с ребенком, обсудить с ним, что чувствует животное, что бы оно сказало, если бы умело говорить.

    Жестокость школьников постарше уже не является простым любопытством. Она, как правило, свидетельствует именно об агрессивности. Но в этом случае причиной агрессии, скорее всего, бывают домашние конфликты, неудовлетворенность, проблемы с общением. Например, если ребенка наказывают физически, он, не имея возможности дать отпор, вымещает свои обиды на домашних животных.

     Жестокое отношение к бездомным животным воспринимается ребенком как шутка, забава, игра, которые, по его мнению, могут поднять его авторитет у сверстников. Ему кажется, что в глазах окружающих он будет считаться сильным, бесстрашным. К сожалению, в подростковом возрасте школьники очень часто оказываются род влиянием компании и участвуют в издевательстве над животными для того, чтобы не показать своей «слабости». Впоследствии это может развиться и в преступную деятельность, агрессию по отношению к случайным прохожим.

    Вот какие рекомендации психологов по этой проблеме:

  1. Наблюдайте за играми ребенка. Если вы заметили, что в ходе них ребенок проявляет агрессию к игрушкам или домашним животным, насторожитесь, постарайтесь найти причины этого. Давно известно, что в играх дети реализуют и показывают свои мечты, фантазии и страхи.
  2. Обсуждайте с ребенком, на какого персонажа книги или мультфильма он хочет быть похож, почему тот или иной герой ему нравится или наоборот.
  3. Если ребенок рассказывает вам свой сон, не отмахивайтесь, даже если заняты. Во сне дети часто видят то, что вызывает у них сильные переживания, чего им не хватает в жизни. Обращайте особое внимание на те сюжеты сновидений, которые из раза в раз повторяются.
  4. Приучите ребенка рассказывать о том, что его волнует, за что он переживает. Пусть он привыкнет прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится. Высказывая свои мысли, сами применяйте для выражения чувств выражения «я рассердился», «я обиделся», «я расстроился» и введите эти слова в активный словарный запас своего ребенка.
  5. Ни в коем случае в порыве гнева не обзывайте ребенка – он будет копировать ваше поведение и слова в общении как с животными, так и людьми. Чем больше агрессии с вашей стороны, тем больше ее зародится в душе ребенка. Тогда, не имея возможности ответить своим непосредственным обидчикам (в данном случае родителям), дети отыграются на кошке, собаке или побьют более слабого.
  6. Не пытайтесь исправить асоциальное поведение ребенка бесконечными нотациями. Лучше постоянно подавайте пример гуманного поведения, заостряйте внимание на таких примерах в жизни, книгах, фильмах.

   В последние годы психологи рассматривают отдельно такую причину возникновения детской агрессии, как СМИ. На ребенка начинают оказывать влияние передачи телевидения, кино, детективы, наполненные различными проявлениями агрессии. За все школьные годы дети проводят у телевизора почти 15 тыс. часов. За это время они видят в среднем около 13 тыс. случаев насильственной смерти. Еще в исследованиях 70-х гг. психологами было установлено, что дети, видевшие по телевизору множество актов насилия, более склонны к агрессивным действиям, чем дети, не видевшие их. Способствует этому и компьютерные игры. Совершая в них виртуальные акты насилия, ребенок перестает видеть грань между игрой и реальностью.

    При подготовке к родительскому собранию в нашем классе было проведено исследование отношения детей к телепрограммам. (Приложение 2 )

Предлагаем ознакомиться с его результатами. (Проводится обсуждение ответов детей).

- Какие выводы вы можете сделать из нашего обсуждения? (Необходимо обдумать этот вопрос, организовать контроль за просмотром телепередач, самим быть внимательнее при выборе программ, если ребенок находится перед телевизором.)

    Итак, из всего сказанного выше вытекают следующие правила поведения:

  1.  Не фиксировать внимание на агрессивном поведении ребенка, самим не проявлять грубость, жестокость. Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Выражение удивления, огорчения, недоумения близких по поводу враждебного поведения – вот что формирует у детей сдерживающие начала.
  2.  Постараться быть внимательным к ребенку и почувствовать его эмоциональное напряжение.
  3.  Реагировать и отзываться на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка. Он хочет в каждый момент чувствовать, что его понимают и ценят.
  4. Учиться слушать и слышать своего ребенка.
  5. Уметь принимать его таким, какой он есть.
  6. Чаще включать в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.

  1. Этап социологического опроса родителей

Родителям предлагается ответить на вопросы, касающиеся проявления агрессивности детей в их семьях, путем выхода из конфликтных ситуаций, необходимости помощи специалистов. (Приложение 3).

   Опрос проводится с целью составления плана работы со школьным психологом, детским врачом-психиатром и т.д. Результаты опроса анализируются рослее собрания, составляется план работы по организации помощи родителям.

V. Выступление гостей.

     Выступление школьного психолога.  

Психолог может сам построить свое выступление, основываясь на наблюдениях за детьми данного класса.

      Выступление воспитателя ГПД.

   Воспитатель может рассказать о проявлении агрессии во внеурочное время, не называя имен и фамилий детей. Можно предложить для анализа рисунки, которые вызвали тревогу. Желательно привести в примеры наиболее удачные случаи выхода из детских конфликтов.

   В заключении необходимо подвести родителей к тому, что бы они, слушая рассказы своего ребенка о ссорах, не возмущались бы поведением и поступками других детей, а спрашивали бы как повели себя их дети, как можно было предотвратить драку или ссору.

VI. Подведение итогов родительского собрания

    Родителям предлагается определить ценность услышанной информации с точки зрения практической помощи в вопросах воспитания.

   Возможное решение родительского собрания

  1. Обсудить с членами семьи необходимость контроля за выбором телепередач для просмотра детьми.
  2. Классному руководителю составить график консультаций школьного психолога для родителей, выразивших это желание в анкетах.
  3. С целью предупреждения развития детской агрессивности принять участие  в следующих общешкольных мероприятиях….(перечисление).
  4. При обсуждении детских конфликтов дома учить ребенка анализировать

VII. Анализ итогов родительского собрания  

    Классному руководителю предстоит проанализировать результаты ответов родителей, зафиксировать результаты по схеме:

  1. Наиболее частые виды проявления агрессии у детей:

а) по отношению к другим детям       %;

б) животным     %;

в) предметам    %;

г) аутоагрессия    %.

2. Методы устранения проявлений агрессии, используемые родителями:

         а) беседы….%;

         б) наказания….%;

          в) медикаментозные препараты……%.

Использовать полученные данные в работе с классом.

Приложение 1       Цитаты для оформления доски.

«Человек обладает способностью любить. И если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли…» (Э.Фромм)

«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми». (О.Уайльд)

«Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро». (Н.Макиавелли)

Приложение 2     Анкета для учащихся.

1. Какие телепередачи вы выбираете для просмотра?

2. Что вам в них нравится?

3. дают ли вам советы родители при выборе телепередач?

4. Какие телепередачи любят смотреть ваши родители?

5. Какие телепередачи вы смотрите всей семьей?

Приложение 3       Тест – опросник для родителей.

  1. Возникали ли у ваших детей случаи агрессии. Если да, то какой вид детской агрессии вы наблюдали?

          а) по отношению к другим детям;

         б) по отношению к животным;

         в) по отношению к предметам;

         г) аутоагрессия.

 2. Жаловались ли ваши дети на то, что они становились объектом агрессии со стороны сверстников? Что вы им советовали?

3. Какие методы вы принимали для устранения проявления агрессии?

             а) беседы;

             б) наказания;

             в) медикаментозные препараты;

             г) другие методы.

4. Как вы оцениваете их эффективность?

             а) помогли;

             б) помогли ненадолго;

             в) не помогли.

5. Обращались ли вы к специалистам?

6. Какую помощь вы бы хотели получить в школе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание Детская агрессивность и её причины

данное собрание было проведено с родителями учащихся 4 класса. На собрании были выявлены причины детской агрессивности и намечены пути её преодоления...

Детская агрессивность и её причины. Пути коррекции поведения детей.

Материал подготовлен к выступлению на педсовете школы. Рекомендации, памятки, психологические игры, анкеты могут быть использованы педагогом при подготовке к родительскому собранию по данной теме....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Детская агрессивность и ее причины"

Вашему вниманию представляю материал для подготовки к выступлению по темам, затрагивающим детскую агрессивность.На основе этой презентации можно приготовить выступление к родительскому собранию, разви...

Детская агрессивность и ее причины

Презентация для родительского собрания...

Тема род.собрания "Детская агрессивность и ее причины"

Тема для родительского собрания "Детская агрессивность и ее причины" (презентация)...

Консультация для родителей "Детская агрессивность и его причины"

Консультация для родителей "Детская агрессивность и его причины"...

Детская агрессивность и ее причины.

Материалы для родителелей .Памятки, рекомендации....