Выступление на родительском собрании будущих первоклассников.
материал (1 класс) на тему

Иванова Наталья Викторовна

Что должен знать и уметь ребёнок, идущий в 1 класс школы?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании будущих первоклассников.

Что должен знать и уметь ребёнок, идущий в первый класс школы?

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

(доктор пед.наук Леонид Абрамович Венгер)

Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня вы пришли на первую встречу со школой, порог которой переступят в сентябре ваши малыши. Совсем скоро в жизни вашей семьи наступит ответственный момент – ваш малыш сделает первый шаг по лестнице жизни. Всем вам, конечно, хочется, чтобы он поднимался по ней спокойно и уверенно. Наша общая задача состоит в том, чтобы трудности, которые встретятся на пути наших детей, были преодолимыми. Вместе с вами мы будем помогать детям учиться, радоваться общим успехам, помогать преодолевать трудности.

Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет ребёнок учиться в дальнейшем. Первый класс – это серьёзное испытание, как для ребёнка, так и для родителей.        

Для того, чтобы ваш ребёнок чувствовал себя в первом классе уверенно, а учёба давалась ему наиболее легко, будущему школьнику ещё до поступления в школу необходимо освоить целый ряд умений и навыков.

Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:

1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребёнка и его соответствием возрастным нормам, т.е. ребёнок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.

2. Психологическая готовность к школе подразумевает определённый уровень сформированности: общей осведомлённости и социально-бытовой ориентировки, знаний и представлений об окружающем мире, умственных операций, действий и навыков, познавательной активности, речевого развития, связным высказыванием речи.

3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать своё поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребёнка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником.

ОБЩИЙ КРУГОЗОР

Ребёнок, поступающий в 1 класс, должен знать:

7-летний ребёнок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:

  • Своё имя, фамилию и отчество;
  • Свой возраст и дату рождения;
  • Ф.И.О. родителей, их род занятий и место работы;
  • Имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
  • Свой адрес и номер домашнего телефона;
  • Страну, в которой живёт, столицу;
  • Основные достопримечательности своего города;
  • Основные цвета и их оттенки;
  • Части тела человека;
  • Предметы одежды, обуви, головные уборы;
  • Профессии, виды спорта;
  • Виды транспорта;
  • Известные русские народные сказки4
  • Великих русских поэтов и писателей;

В области развития речи и готовности к овладению грамотой:

  • Чётко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
  • Знать все печатные буквы алфавита;
  • Знать разницу между гласными и согласными звуками;
  • Уметь определять место звука в слове;
  • Уметь составлять рассказ по картинке;
  • Уметь составлять несколько предложений о предмете;
  • Уметь последовательно передавать содержание сказки;
  • Различать тексы по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;
  • Заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
  • Отгадывать загадки.

Развитие правильной речи – важное условие умственного развития и подготовки ребенка к школе.

Современная школа требует от ребенка высокого уровня умственного и речевого развития. Язык (речь) человека не только средство общения, но и средство выражения мысли. Чем образнее и правильнее речь, тем точнее выражается мысль. Развитие речи влечет за собой развитие мыслительных операций, и, наоборот, развитие мышления способствует развитию речи. Если уровень речевого развития ребенка высок, то он не только хорошо читает и грамотно пишет, но и лучше понимает и воспринимает изучаемое, четко излагает свои мысли.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза - индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни.) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Итак, необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа.

Наличие у младших школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Основная задача родителей вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка в дошкольном возрасте, чтобы оказать логопедическую коррекционную помощь до школы и предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем лучше будет его результат.

Развитие фонематического восприятия, готовности к анализу и синтезу звуко-слогового состава слова

Игра «Звуки громко пропоём мы с мячом моим вдвоём»

а) а-а-а, о-о-о, у-у-у… 
б) а-а-о, у-у-ы, и-у-у… 
е) ам-ам-ам, ор-ор-ор, ут-ут-ут… 
ж) ас-ас-ос, ул-ул-ын, ик-ук-ук… 
з) ац-оц-ац, уш-ум-уш, то-по-то… 
и) ар-ир-ор, ум-им-ам, си-ми-чи… 
Задание «Повторить только те слова, которые начинаются со звука «а» («о», «р» и т.д.) или которые содержат звук «т» («с», «ы» и т.д.)

1. Учитель: аист, Оля, Аня 
Ребёнок: аист, Аня 
2. Учитель: Петя, игра, сок 
Ребёнок: Петя

Игра «Звуковая цепочка»

Например: весна-автобус-слон…

Игра «Слог да слог – и будет слово – мы в игру сыграем снова»

Вариант 1. Учитель-логопед  говорит детям: Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: 
са-хар, са-ни. Затем учитель поочерёдно бросает мяч детям и говорит первый 
слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. 
Вариант 2. Учитель бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «сы» или «ши», «со» или «шо». Ребёнок заканчивает слово. 
Например: ша- шары 
са- санки 
шо- шорох 
со- сорока

Задание «Что изменилось?»

Учитель-логопед произносит пары слов, а дети говорят, что изменилось. 
Например: дом-дым, мышка-мишка, корка-горка, сон-слон, жаль-шаль, мех-смех, рад-ряд, угол-уголь, тук-так, тук-стук, ветер-вечер.

Задание «Какой звук чаще всего слышишь?»

Учитель произносит чистоговорку, а ребёнок называет тот звук, который он чаще всего слышит в ней. 
*У Сени и Сани в сетях сом с усами. 
*Зойкиного зайку зовут Зазнайка. 
*Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки. 
*Мороза моржи не страшатся, моржи на морозе резвятся. 

Задание «Чистоговорки, скороговорки, приговорки»

Учитель просит детей повторить чистоговорки, скороговорки, приговорки: (быстро, чётко, громко, выразительно)

*По семеро в сани уселись сами. 
*Шишки на сосне, шашки на столе. 
*Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход. 
*На берёзе галка, на берегу галька. 

Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса

Игра «Мяч бросай и животных называй»

В зависимости от темы игры возможны варианты: назвать фрукты, овощи, ягоды и т.д. 
Вариант 1. 
Учитель называет обобщённое понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч учителю, должен назвать относящееся к этому обобщающему понятию предметы. 
Обобщающие понятия: овощи, фрукты, ягоды, деревья, домашние животные, дикие животные, перелётные птицы, зимующие птицы, мебель, посуда, одежда, обувь, игрушки, инструменты, транспорт. 
Вариант 2. 
Учитель называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова. 
Учитель: огурец, лук, репа, а дети – овощи.

Игра «Животные и их детёныши»

у тигра - тигрёнок у медведя - медвежонок у коровы - телёнок 
у льва - львёнок у верблюда - верблюжонок у лошади - жеребёнок 
у слона - слонёнок у волка - волчонок у свиньи - поросёнок 
у оленя - оленёнок у зайца - зайчонок у овцы - ягнёнок 
у лося - лосёнок у кролика - крольчонок у курицы - цыплёнок 
у лисы - лисёнок у белки - бельчонок у собаки – щенок

Игра «Кто как разговаривает»
Корова мычит 
Тигр рычит 
Змея шипит 
Комар пищит 
Собака лает 
Волк воет 
Утка крякает и т.д.

Игра «Кто как передвигается?»
Летают Птицы, бабочки, жуки, мухи… 
Плавают Рыбы, дельфины, киты… 
Ползают Змеи, гусеницы, черви… 
Прыгают Зайцы, кузнечики, жабы…и т.д.

Игра «Кто, чем занимается?»

строитель - строит, повар - варит, носильщик - носит, рабочий - работает, художник - рисует, фотограф - фотографирует, продавец - продаёт, охотник - охотится, парикмахер - стрижёт, маляр - красит, врач - лечит, учитель - учит, прачка – стирает, пианист – играет, пастух – пасёт и т.д.

Игра «Горячий – холодный»

. Можно предложить детям составлять предложения со словами.

Игра «Лови и бросай, да цвета называй»

Красный мак, огонь, флаг… 
Оранжевый апельсин, морковь… 
Жёлтый солнце, репа… 
Зелёный огурец, трава, лес… 
Голубой небо, незабудки… 
Синий море, колокольчик… 
Фиолетовый слива, сирень…

Игра «Что бывает круглым?»

1. Что бывает круглым? 
2. Что бывает длинным? 
3. Что бывает высоким? 
4. Что бывает зелёным? 
5. Что бывает холодным? 
6. Что бывает гладким? 

Игра «Кто кем был?»

Цыплёнок – яйцом, лошадь – жеребёнком, корова – телёнком, дуб – жёлудем, рыба – икринкой, яблоня – семечком, лягушка – головастиком, бабочка – гусеницей, хлеб – мукой, шкаф – доской, велосипед – железом, рубашка – тканью, ботинки – кожей, дом – кирпичом, сильный – слабым и т.д.

Задание: назвать части предметов (по картинкам), части тела и лица человека.

Задание: подобрать родственные слова (по картинкам) 
Например, ДОМ, ДОМИК, ДОМИЩЕ

Задание: подобрать прилагательные к существительным (как можно больше) 
Например, яблоко (какое?) – спелое, сладкое, красное, грязное, чистое, вкусное, ароматное, гнилое, червивое, сочное, аппетитное и т.д.

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ МАМЫ И ПАПЫ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

1. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребёнок маленький.

2. Определите общие интересы.

3. Приобщайте ребёнка к экономическим проблемам семьи.

4. Не ругайте ребёнка, не оскорбляйте ребёнка, особенно в присутствии посторонних.

5. Научите ребёнка делиться своими проблемами.

6. Чаще разговаривайте с ребёнком.

7. Отвечайте на КАЖДЫЙ вопрос ребёнка.

8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребёнка.

9. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребёнком.

10. Не стройте ваши взаимоотношения с ребёнком на запретах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к родительскому собранию будущих первоклассников

В презентации определены основные особенности будущих, первоклассников. даны рекомендации родителям....

презентация к родительскому собранию будущих первоклассников

В презентации определены основные особенности будущих, первоклассников. даны рекомендации родителям....

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 2012

С недавних времен наши первоклашки стали на год моложе: теперь обучение начинается не с 7, а с 6 лет и 6 месяцев. Именно столько им должно быть на 1 сентября 2012 года и это одно из первых условий при...

Речевое развитие детей (этапы и сроки появления). Выступление на родительском собрании будущих первоклассников

Школьный логопед обязательно выступает на собраниях для родителей как учеников начальных класов, так и для родителей будущих первоклассников. Вашему вниманию представляю небольшое выступление на собра...

Выступление на родительском собрании будущих первоклассников.

Программа “Школа России”(под ред. А. Плешакова)Если путь твой к познанию мира ведёт, -Как бы ни был он долог и труден - вперёд!...

ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. (из выступления на родительском собрании для первоклассников)

ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.(из выступления на родительском собрании для первоклассников)  Подготовила:Ноева Сата Ивановнаучитель начальных классов...

Выступление на родительском собрании будущих первоклассников

Выступление на родительском собрании будущих первоклассников Назначение работы: опыт, представленный в статье, будет полезен для начинающих педагогов, для педагогов, имеющих затруднени...