ПАМЯТКА "Что должен знать будущий первоклассник"
статья на тему

Басс Наталья Михайловна

        Независимо от уровня дошкольной подготовки начало обучения в первом классе является для шести-, семилетнего ребенка коренным переломом в жизни. Помощь родителей необходимое условие для успешного вхождения ребенка в школьную жизнь. Как же подготовить ребенка к школе? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_bud_pervoklassnika.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Что должен знать и уметь будущий первоклассник?

Общее развитие

• знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;
• знать, в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира;
• знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;
• ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать дни недели;
• иметь представления о природных и погодных явлениях;
• знать основные цвета;
• знать понятия «право-лево»;
• знать названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки;
• уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов;
• знать праздники;
• уметь рассказать, чем он любит заниматься;

Интеллектуальное развитие
• решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;
• находить лишний предмет в группе;
• добавлять в группу недостающие предметы;
• рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;
• группировать предметы по признаку и называть его;
• восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности.

Слух, зрение, внимание, память, речь
• находить 10-15 отличий на двух похожих картинках;
• точно копировать простой узор;
• описывать по памяти картинку;
• запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его;
• писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»);
• прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку;
• пересказать услышанный рассказ;
• составлять рассказ по картинке

Основы математики

 уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа; уметь сравнивать числа первого десятка; уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
• выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;
• знать понятия «больше-меньше-поровну»;
• знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;
• уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;
• решать простые арифметические задачки;
• уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.

Чтение
• отличал буквы от звуков, гласные от согласных;
• мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова;
• подбирал слова на заданную букву;
• делил слово на слоги;
• читал предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное.

Навыки письма

  • Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать(30-35 минут).
  • Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
    • правильно держать ручку и карандаш в руке;
    • проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
    • обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
    • уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;
    • копировать с образца геометрические фигуры;
    • уметь продолжить штриховку рисунка;
    • уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.

                                   Готов ли ваш ребенок к школе?
Как много сил при подготовке к школе родители тратят на то, чтобы научить свое сокровище писать, считать и, конечно, читать. Но, как показывает жизнь, для успешной адаптации это не самое главное. Главное – это то, может ли ребенок ПРИНЯТЬ те требования, которые сразу, с первых же дней, предъявляет ему школа (сидеть на уроке, слушать учителя, выполнять задания), умеет ли он контролировать свое поведение и ПОДЧИНЯТЬ его установленным правилам. Это и есть основной критерий готовности ребенка к школе.

Важной стороной психологической готовности к школе является и эмоционально-волевая готовность:

способность управлять своим поведением

умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок

стремление преодолевать трудности

стремление к достижению результата своей деятельности.  

 

Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.  Ребенок должен уметь:

1. Понимать и принимать задачу, ее цель.

2. Спланировать свою деятельность.

3. Подбирать средства для достижения цели.

4. Преодолевать трудности, достигая результат.

5. Оценивать результаты деятельности.

6. Принимать помощь взрослых при выполнении задания.

 

  Эмоциональная готовность подразумевает наличие сравнительно хорошей эмоциональной устойчивости у ребенка – отсутствие капризов, импульсивных реакций, способность длительное время выполнять не очень привлекательные задания. Готовый к школьному обучению ребенок может понимать и принимать условные правила поведения, нормы и правила взаимодействия учителя и ученика. Иначе говоря, делать не то, что хочется, а то, что требует педагог.

 

  Социальная и личностная готовность подразумевают сформированность тех качеств, которые обеспечивают установление взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, вхождение в жизнь класса, выполнение совместной деятельности - умение общаться со сверстниками, считаться с другими детьми, как с партнерами, умение играть «по правилам», контактность, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

  Ребенок должен:

· Знать правила общения.

· Уметь вступать в контакт со сверстниками и взрослыми.

· Уметь управлять своим поведением без агрессивности.

· Уметь быстро осваиваться в новой обстановке.

    О социальной зрелости свидетельствуют:

· потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп;

· способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения, умение выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, правильно воспринимать ситуацию урока.  Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно в школе.

   Очень хорошо, если к моменту поступления в школу ребенок психологически готов к новой учебной деятельности, в школе такой ребенок будет, скорее всего, успешным учеником. Если же не все психические функции готовы к школьному обучению, важно не терять время и посветить оставшиеся до школы месяца развивающим занятиям.

Какова продолжительность занятий с ребенком в домашних условиях? Продолжительность ежедневных домашних занятий по развитию познавательных способностей будущих первоклассников (по индивидуальной рекомендации учителя) не должна превышать 30 минут.

Помните, что для ребенка 6-7 лет игра является основным способом познания окружающего мира. Поэтому в занятия необходимо включать игровые элементы.