Советы родителям будущих пятиклассников.
консультация (4 класс) на тему

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Впереди переход в 5 класс, сложный и ответственный период,  как в социально-психологическом, так и в физиологи­ческом плане. Хочется обратить внимание родителей на то, что нынешним школьникам предстоит начать самостоя­тельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, жесткие требования которых поставят перед ними проблемы правильного выбора профессии и трудоустройства.

Исходя из вышесказанного следует, что выпускники школ должны быть социально мобильны, инициативны, уметь легко и пла­стично реагировать на изменяющиеся условия и находить адек­ватные способы самореализации и самоопределения, только тогда они станут конкурентоспособными членами общества.

В этом им должны помочь не только учителя, но и  родители через формирование  универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), то есть способности учащихся к самосовершенствованию и саморазвитию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sovety_roditelyam_budushchih_pyatiklassnikov.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Советы родителям будущих пятиклассников

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Впереди переход в 5 класс, сложный и ответственный период,  как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.

Хочется обратить внимание родителей на то, что нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, жесткие требования которых поставят перед ними проблемы правильного выбора профессии и трудоустройства. Так в документе «Проект Стратегия развития образования города Москвы до 2025» сказано:  «По оценкам ведущих аналитиков глобальная цифровизация экономики может изменить и ликвидировать после 2020 года до 25 % рабочих мест…. Социальное неравенство в обществе может усугубиться в условиях цифровой экономики - ожидаемо перераспределение доходов в сторону высококвалифицированных специалистов…. Профессия перестает быть раз и навсегда зафиксированным набором квалификационных характеристик…. Профессия становится гибким набором компетенций, обеспечивающих профессиональную мобильность.»

Исходя из вышесказанного следует, что выпускники школ должны быть социально мобильны, инициативны, уметь легко и пластично реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные способы самореализации и самоопределения, только тогда они станут конкурентоспособными членами общества.

В этом им должны помочь не только учителя, но и  родители через формирование  универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), то есть способности учащихся к самосовершенствованию и саморазвитию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы, который проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.

Какие же общие умения важны для успешного обучения? Среди них можно отметить следующие:

*умение определять,  «что я не знаю»: осуществлять рефлексивные действия, обнаруживать незнание, находить причины затруднений, ставить цель, определять задачи предстоящей учебной деятельности

* планировать свою деятельность по открытию нового знания через коммуникацию с другими участниками социума, письменными источниками, используя ИКТ.

* уметь реализовывать запланированное

*проводить рефлексию (анализировать полученный результат по достижению поставленных целей учебной деятельности и, если необходимо, осуществлять новые шаги по целеполаганию, планированию и самоанализу).

Также, родители должны учитывать, что к четвёртому классу у большинства школьников складывается разное отношение к учебным предметам (одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше). Дифференциация учебных интересов во многом связана с индивидуальными склонностями и способностями ребенка.

 Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и на первый взгляд одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Именно такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребенка, и необходимо поддерживать.

Эффективная и грамотная помощь детям со стороны родителей должна быть направлена на формирование универсальных учебных действий: 

  • личностных
  • познавательных
  • коммуникативных
  • регулятивных

При этом важно:

  1. Поддерживать правильное психологическое взаимодействие с ребёнком.

В некоторых учебных учреждениях создаются профильные классы при переходе в среднее звено. При этом пятиклассникам приходится налаживать общение не только с учителями - предметниками  (вместо одного, в начальной школе), но и с обновлённым коллективом одноклассников. Советы родителям:

  • Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. 
  • Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: "Как прошел твой день в школе?” Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам и используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подробные беседы о школьной жизни вашего ребенка.
  • Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.

  • Обеспечьте соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня.
  • Создайте необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, секций и кружков различных направленностей и  т. д.).
  • Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять оценки.
  • Не ругайте детей за плохие результаты обучения, тогда они не будут хитрить и обманывать. Напротив, между вами установятся доверительные отношения.
  • Если ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в школе все хорошо, но на поверку выходило иначе, почаще беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
  • Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их. Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребёнка и тем более не делайте поспешных выводов. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией. Не вовлекайте в ситуацию непонимания своего ребенка, иначе вы можете случайно поставить его в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.

  1. Важно формировать адекватную самооценку ребёнка.
  • Поощряйте желание ребёнка  не только делиться своими успехами в школе, но и конструктивно воспринимать неудачи, разбираясь в их причинах. Поддерживайте его стремление к  исправлению собственных ошибок, преодолению трудностей в обучении.
  • Избегайте сравнения результатов учебной деятельности ребёнка с одноклассниками .
  • Способствуйте формированию желания ребёнка к участию в конкурсах, олимпиадах, проектах разного уровня, предоставляющих возможность не только развитию талантов и способностей, пополнению портфолио, но и  позволяющих получить независимую оценку в рамках программы обучения и вне её.
  • Активно содействуйте использованию всех ресурсов, предоставляемых учащимся: библиотекой Московской электронной школы, с возможностью отработать материал, вызывающий сложности в изучении, развиваться и учиться новому;  сайтом Московского центра качества образования «Мои достижения», где  можно оценить достижения по различным общеобразовательным предметам. Также можно выбрать метапредметные проверочные работы или выявить уровень знаний по заданиям из международных тестов. 
  1. Следите за правильной  организацией  учебной деятельности во второй половине дня.

Помните, что появление в 5 классе новых дисциплин и педагогов может привести к затруднениям при выполнении домашней работы по школьным предметам.  Поэтому рекомендуется не ослабевать контроль за качественным  ежедневным выполнением всех домашних заданий.

Для выработки этой привычки, нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе - как важному и серьезному делу.

При этом не нужно подменять школьника в работе. Иногда родители делают за детей уроки. В этом случае страдает нравственность. Дети привыкают ко лжи и лицемерию.

Учите детей самостоятельности через помощь в  выделении  учебной задачи. Ребенок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями он должен обладать , чтобы суметь выполнить то или иное задание. Выделяя каждый раз учебную задачу на примере только что усвоенного материала, взрослые способствуют тому, чтобы ребенок научился сам видеть ее и в новом материале, и в том, который еще только подлежит усвоению. При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на вопросы. 

Главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении (вступать в коммуникацию с учителем, учебником, учебным пособием, словарём, атласом, энциклопедией, прибегать при необходимости к  видеоурокам и другим интернет. ресурсам) ,  и приучать ребят ко все большей и большей самостоятельности.

Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится не интересно на уроке, он не пытается умственно работать, а не желание напрягаться мысленно перерастает в привычку, приводит к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно.

Возникает вопрос, а когда же оставлять ребенка наедине с уроками? Делать это нужно как можно раньше, но не резко, а постепенно. Затянуть процесс этого «сидения» тоже вредно. Такие дети, которые делают уроки только с кем-нибудь из взрослых, никогда не смогут выполнить порученное им дело.

При разумной помощи и системе контроля дети приучаются выполнять уроки в одно и то же время, постепенно научатся распределять время самостоятельно.

В заключении хотелось бы привести стихотворение неизвестного автора, очень чётко отразившего ту помощь, которая должна быть оказана родителями при переходе в 5 класс:

Не жалейте время для детей,
Разглядите взрослых в них людей, 
Перестаньте ссориться и злиться, 
Попытайтесь с ними подружиться. 
Постарайтесь их не упрекать, 
Научитесь слушать их и понимать. 
Обогрейте их своим теплом, 
Крепостью для них пусть станет дом. 
Вместе с ними пробуйте, ищите, 
Обо всем на свете говорите, 
Их всегда незримо направляйте 
И во всех делах им помогайте. 
Научитесь детям доверять – 
Каждый шаг не нужно проверять, 
Мненье и совет их уважайте, 
Дети – мудрецы, не забывайте. 
Взрослые, надейтесь на детей 
И любите их душою всей!

Статья составлена по материалам сайтов:

http://teacher-almaty.clan.su/publ/38-1-0-2109

http://progimnaziya63.ru/soveti-pedagogov/soveti-uchitelya/376-roditelyam-chetveroklassnikov.html

http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-nikolaevna-zarickaja/sovety-psihologa.html

https://lobodanovaov-push-school5.edumsko.ru/folders/post/roditel_skoe_sobranie_vash_rebenok_-_chetveroklassnik

https://cyberpedia.su/16x14155.html

http://pospelova.ucoz.ru/publ/zabotlivym_roditeljam/individualnye_sposobnosti_sklonnosti_detej/27-1-0-24

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/612822/

https://znanio.ru/media/roditelskoe_sobranie_v_1_klasse_tema_trudnosti_adaptatsii_pervoklassnikov_k_shkole-134710/156148


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей будущих пятиклассников

Как помочь своему ребёнку не потеряться среди массы новых предметов и новых  учителей при переходе во вторую ступень обучения? Какие факторы влияют на успешность обучения в 5 классе? На эти и другие в...

Рекомендации родителям будущих пятиклассников.

Проблемы адаптации волнуют прежде всего родителей. но они со своими проблемами идут к учителю. Здесь можно найти выходы из трудных ситуаций....

анкета для родителей будущих пятиклассников

Переход ребенка в среднее звено школы всегда сложен как для родителей, так и для детей. Я предлагаю анктету для родителей, где они смогут указать какого они хотят видеть классного руководителя для сво...

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

Советы родителям будущих пятиклассников

В статье даны советы родителям будущих пятиклассников для успешной адаптации учащихся....

Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.

Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....

Советы родителям будущих пятиклассников

Советы родителям будущих пятиклассников...