Обращение к родителям первоклассников
консультация (1 класс) на тему

Шубина Надежда Николаевна

В материале представлены:

1.Адаптация первоклассника

2.Поговорим о режиме дня первоклассника

3.Советы родителям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация первоклассника


Мы все и родители, и учителя, с волнением и нетерпением ожидаем того дня, когда наш ребенок пойдет в первый класс, станет школьником. Это важное событие в его жизни, но оно не менее значимо и для нас. Особенности адаптации ребенка к школе во многом зависят от нашего поведения, и в наших силах сделать так, чтобы этот процесс прошел для него наиболее безболезненно.

 

Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения коренным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д. 

 

Но что же происходит в реальности? Никаких волшебных изменений с ребенком не происходит. И второго, и третьего, и десятого сентября он остается все тем же вчерашним дошкольником. Ребенок изо всех сил старается соответствовать нашим требованиям, но у него это не всегда получается. И к стрессу первых школьных дней прибавляется боязнь не выполнить родительские наставления.

Важно, чтобы мы понимали: невозможно стать школьником в один момент. Должно пройти время, прежде чем малыш станет настоящим школьником. Адаптация ребенка к школе занимает не один день и не одну неделю. Первое время ребенок находится как бы на границе школьного и дошкольного возраста, и переступит он эту границу не сразу. Маленький первоклассник сочетает в себе школьника и дошкольника. Ребенку необходимо понять, в каких ситуациях он должен быть школьником (например, на уроке, во время приготовления домашнего задания), а когда он имеет право вести себя как дошкольник. Подробные требования реальны и абсолютно выполнимы для ребенка. Мы же должны предъявлять ему разумные ограничения в том, что касается учебы (понятно, что школа и домашние задания требуют все-таки школьных форм поведения и более серьезного отношения), и терпимо относиться к проявлению "дошкольничества".

 В поддерживании у первоклассника "внутренней позиции школьника" неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.

Необходимо помнить, что ребенок имеет право на дошкольные формы поведения. Это значит, что не стоит осуждать его интерес к играм и игрушкам. Это абсолютно естественно занятие для вчерашнего дошкольника. Зачастую мы рассматриваем чтение и письмо как "серьезные", "нужные" занятия, тогда как игра представляется нам пустой тратой времени. Такое представление мы невольно передаем нашим детям, например, когда радуемся, увидев у него в руках книжку, и никак не реагируем на игрушку. Тем самым мы показываем ребенку, что школьником быть хорошо, тогда как дошкольником - плохо. А теперь давайте представим, каково в этой ситуации ребенку, который понимает: играть плохо, но так хочется, а вот учиться хорошо, но сил заниматься уже нет. Мы сами создаем ребенку конфликтную ситуацию, разрешить которую ему непросто. Ребенок либо отказывает себе в праве играть, либо мучается угрызениями совести, либо идет на конфронтацию ("Все равно буду!").

 

Избежать такую ситуацию можно, признав игру естественным занятием первоклассника. Если мы активно поощряем его учебные успехи, важно поддержать и его игровую инициативу. Это значит, что мы не только говорим: “Какой молодец, взял книжку и читает!", но также и "Как же ты здорово умеешь играть!". Можно даже разрешить ему взять с собой в школу маленькую игрушку.

 Для многих детей характерно некоторое усиление интереса к игре. Это естественное явление, помогающее, кроме всего прочего, снять напряжение. Игровая деятельность постепенно сойдет "на нет" с возрастом, но если стараться ее искоренить, это не принесет ребенку никакой пользы.

 Очень важно опираться на желание ребенка учиться. Как правило, большинство детей идут в первый класс, горя желанием стать школьниками. Важно всячески поддерживать это желание. Если родитель искренне интересуется школьной жизнью ребенка, расспрашивает его о школе, делится своим школьным опытом, это, безусловно, укрепляет учебную мотивацию ребенка. И здесь возникает очень сложный вопрос: как относиться к школьным успехам и неудачам ребенка, как хвалить его или ругать?

 

Многочисленные "можно", "нельзя", "надо", "положено", "правильно", "неправильно" лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.

Обучение в школе - это совершенно новая деятельность для ребенка. Для того чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к школе, важно, чтобы он понимал: учиться ему по силам, он может справиться с учебными заданиями. На первых порах ребенку необходимо ощущение собственной успешности. Оно значительно облегчает трудности адаптации и способствует повышению учебной мотивации. Вот почему в первое время ему особенно важно поощрение. Но хвалить первоклассника - это не просто называть его молодцом или умницей. Здесь есть несколько тонкостей.

 Поощрение должно быть конкретным: мы хвалим не ребенка самого по себе, а какую-то черту его поведения, результат его деятельности. Когда мы говорим ребенку: "Ты сегодня очень аккуратно написал буквы!", или :"Мне очень нравится хвостик у этой цифры!", ребенок получает информацию о том, что нужно делать, чтобы быть хорошим школьником, и понимает - для него это возможно. Если же мы говорим: "Умница, отлично!", - то не очень понятно, за что ребенка хвалят, и ему трудно сориентироваться в том, какое поведение является одобряемым. 

Бывает и так, что порой не знаешь, за что ребенка похвалить. В этом случае нужно найти что-то такое, что у него все-таки получается хорошо, пусть это всего лишь один крючок из прописей. И в том случае, когда у ребенка что-то не получается, обращаться к этому, чтобы помочь ребенку поверить в свои силы.

 

В школе ребенок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий. Первые оценки связаны для него как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребенка оставались знания, а не оценки, необходимо определиться прежде всего нам самим. Отношение ребенка к оценкам во многом зависит от нашего отношения к ним. Если мы, говоря о школе, прежде всего, расспрашиваем об оценках и бурно реагируем как на хорошие, так и на плохие, для ребенка оценка станет основной частью школьной жизни. 

 

 Давайте задумаемся, какие вопросы мы задаем нашим школьникам. Когда мы спрашиваем: "Как дела в школе? Что получил?", мы тем самым показываем, что нас интересуют, прежде всего, оценки. Зато вопросы: "Что ты сегодня узнал нового? С кем из ребят ты сегодня играл? Какие уроки были для тебя самыми интересными?" - дают ребенку понять, что главное в школе - учение и общение.

 Для многих детей отметка - это оценка не его работы, а его самого: "Если я получаю хорошие оценки, значит, я хороший". Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки. Поэтому оценки, которые получает ребенок, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нем и на наши чувства к нему. Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим.

 Если ребенок болезненно переживает из-за оценок, можно помочь ему, используя слово "зато", то есть постараться найти в работе какое-то достоинство. Хорошо, если это не просто утешение взрослого, а совместное с ребенком обсуждение задания. Например, это может выглядеть так: "Задачу ты решил неправильно. А что тебе удалось? Да, зато у тебя получилось очень красивые цифры".

 

Конечно, школьная жизнь - это не только радостные моменты. Иногда ребенок бывает грустным, обиженным, рассерженным на школу, учителя, одноклассников. Важно дать ему возможность выразить негативные чувства. Если мы говорим: "Не расстраивайся, что ты злишься? Как ты можешь так говорить?" - мы тем самым усиливаем стресс и отдаляемся от ребенка. Первокласснику необходимо наше понимание. Если мы внимательно выслушаем его, признаем, что обучение в школе действительно может быть неинтересным или трудным, мы поможем ребенку освободиться от гнетущих мыслей и чувств. Сказав ребенку: "Я вижу, ты расстроился. Тебе было обидно. Даже, наверное, в школу ходить не захотелось" - мы оказываем ему необходимую эмоциональную поддержку.

Начало обучения в школе для ребенка - это, прежде всего большие нагрузки. Необходимость следовать новым правилам поведения, сосредоточенно заниматься в течение урока, выполнять домашние задания - все это создает значительное напряжение для нервной системы ребенка. Часто первоклассник становится беспокойным, раздражительным, импульсивным или же вялым, сонным, малоподвижным, слезливым. Такое изменение поведения ребенка - скорее всего признак переутомления. Иногда ребенок сам говорит о том, что он устал. Как же можно избежать переутомления?

 

 1. Прежде всего необходимо создать для ребенка щадящий режим. Если он привык спать днем, лучше сохранить дневной сон или хотя бы обеспечивать ему возможность краткого послеобеденного отдыха. Лучше ограничить виды деятельности, возбуждающе действующие на ребенка: посещение театра и цирка, приглашение гостей и нанесение визитов. Желательно ограничить также просмотр телевизора и время, проводимые за компьютером.

2. Если ребенок сильно устает, можно укладывать его пораньше. Хорошее воздействие оказывают расслабляющие ванны с солями или травами (пустырником, шалфеем). Важно, чтобы ребенок бывал на улице. Желательно гулять с ним хотя бы немного каждый день. Если ребенок не спит днем, можно совершать прогулку после школы в середине дня.

3. В школе двигательная активность ребенка ограниченна. Поэтому очень важно дать ребенку возможность подвигаться во второй половине дня. Бег, подвижные игры, плавание, общефизическая подготовка хорошо помогают снимать напряжение.

4. И наконец, очень важно ограничить время приготовления уроков. Многочасовое выполнение домашних заданий не только не способствует усвоению материала, но и приводит к переутомлению. Время, отведенное на приготовление уроков, не должно превышать одного часа. Лучше, если ребенок занимается в течение получаса, после чего следует физминутка. Возможно, задание не будет выполнено идеально. Но давайте задумаемся, что для нас важнее: здоровье ребенка или одна безупречно написанная строчка?

Быть родителями первоклассника действительно непросто. Бывает, что нам не хватает терпения, выдержки, когда мы занимаемся с ребенком. Не  забывайте о том, что ребёнку трудно осваивать совершенно новую деятельность, поэтому он имеет право на ошибки.

По материалам сайта 
http://nsportal.ru/

 



Предварительный просмотр:

Поговорим

о режиме дня первоклассника

Всем нам приятно иметь дело с людьми организованными, ответственными, умеющими планировать, а значит - ценить своё время и в срок выполнять порученное дело. В настоящее время эти качества становятся ещё более актуальными. Люди, которые умеют планировать своё время, работу, более устойчивы к стрессовым ситуациям, они в большей степени способны сохранять доброе расположение духа. А это значит, что у них гораздо больше шансов сохранить своё здоровье.

   Так что же такое "Режим дня"? Это рациональное чередование видов деятельности и отдыха в течение суток с учётом возрастных возможностей и особенностей человека. От того, как строится наш день, как чередуются работа и отдых, достаточно ли нам сна, вовремя ли мы принимаем пищу, зависит не только наша работоспособность, но и самочувствие, настроение, здоровье.

   Для здоровья и правильного развития детей продуманный распорядок занятий, отдыха, питания имеет огромное значение. Повторяясь из дня в день, определённый распорядок дня настраивает на учёбу, отдых, физическую активность, тем самым облегчает выполнение всех дел, успешнее идёт учёба.

   Режим дня школьника, особенно первоклассника, сильно отличается от режима дня дошкольника. И родители должны осознавать, что перестроиться , в первую очередь, нужно им самим. Если дошкольнику можно в садик не пойти, проспать, прийти позже, то со школой такая ситуация неприемлема.

   Итак, подъём.  В нашей школе занятия начинаются в 8.30, это значит, что ребёнок должен попасть в школу в 8.10. 

   Обязательно необходимо учесть, что ребёнку нужно выделить определённое время, чтобы он мог спокойно собираться по утрам в школу. Осуществить подъём надо примерно за полтора часа до начала уроков. Время каждый выбирает в зависимости от удалённости вашего дома от школы.

   До завтрака ребёнок должен сам застелить постель, сделать гимнастику, умыться, причесаться. Гимнастика - не прихоть, а реальная необходимость. Она помогает преодолеть сонливость, почувствовать себя бодрее. Ребята, которые не выполняют гимнастику по утрам, труднее включиться в общий ритм школьных занятий.

  На завтрак отведите 20 минут. Этого вполне достаточно, чтобы ребёнок поел и вымыл за собой посуду.

   На дорогу в школу отводите столько времени, сколько нужно, чтобы она стала спокойной полноценной прогулкой, а не нервной пробежкой. Когда ребёнок спешит, боясь опоздать к началу занятий, то потом не может быстро включиться в работу. Первоклассник должен знать, что он не опаздывает, у него есть время спокойно раздеться, переобуться, приготовиться к уроку.

   Утренние часы - время наиболее высокой работоспособности организма, поэтому они и отводятся на наиболее трудные виды деятельности, т.е. на учёбу. Между занятиями и выполнением уроков нужен перерыв 2 - 3 часа, большую часть этого времени ребёнок должен провести на свежем воздухе. Другой способ восстановления сил - дневной сон.

   Самое лучшее время для выполнения домашних заданий - с 16 часов. Физиологи установили, что между 14 и 15 часами возбудимость клеток головного мозга понижается, поэтому падает работоспособность, а повышается она к 16.00.

   С самого начала приучайте первоклассника садиться за уроки в одно и то же время. Сначала это будет непросто. Выполнение домашних заданий у первоклассника не должно занимать больше часа. Следите за осанкой ребёнка, за перерывами, и, чередованием устных и письменных заданий.

   Очень важно, чтобы в распорядке дня у ребёнка нашлось время для любимых занятий и игр. Эмоциональные впечатления необходимы для каждого человека. Во многих семьях многочасовой просмотр телепередач - обязательная составляющая вечернего времяпрепровождения. Для ребёнка столь продолжительное сидение у телевизора не безобидно. Это большая эмоциональная и зрительная нагрузка, которая  нагрузка "съедает" возможность общения с родителями, друзьями. 

   Ложиться спать первокласснику необходимо не позже девяти часов вечера, именно  это время наиболее оптимально для детей такого возраста. И в этом вы должны проявить свою настойчивость.

 

Подведём итоги:

подъём 7.00 - 7.15

утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели

завтрак 7.15 - 7.30

дорога в школу 7.40 - 8.00

занятия в школе 8.30 - 12.20 (13.05)

дорога из школы или прогулка 12.20 - 13.30

обед 13.30 - 14.00

послеобеденный сон или отдых  14.00 - 15.00

прогулка, игры на свежем воздухе, помощь по дому 15.00 - 16.00

полдник 16.00 - 16.15

выполнение домашних заданий 16.15 - 17.15

прогулка, полезный труд 17.15 - 19.00

ужин, свободное время, тихие игры 19.00 - 20.00

приготовление ко сну 20.00 - 20.30

ночной сон 20.30 - 7.00

 

По материалам сайтов:                                

http://www.debotaniki.ru/                                                                

http://radostysnami.ru/

 



Предварительный просмотр:

Советы родителям первоклассника

 

1. Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если "вчера предупреждали".

 

2. Не торопите, умение рассчитать время - ваша задача, и если вам это плохо удаётся, то вины ребёнка в этом нет.

 

3. Не прощайтесь, предупреждая: "смотри, не балуйся" и т. п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.

 

4. Забудьте фразу: "Что ты сегодня получил?". Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбуждён, если жаждет чем-то поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.

 

5. Если видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.

 

6. Выслушав замечание учителя, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы разговор с учителем происходил без ребёнка.

 

7. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо 2 - 3 часа отдыха (хорошо бы полтора часа поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов.

 

8. Не заставляйте делать все уроки за один присест, после 15 - 20 минут занятий необходимы 10 - 15-минутные "переменки".

 

9. Во время приготовления уроков "не сидите над душой", дайте возможность ребёнку поработать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка (не волнуйся, всё получится, давай разберёмся вместе, я тебе помогу), похвала (даже если не очень получается) необходимы.

 

10. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий. "Если ты сделаешь, то ...". Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребёнка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

 

11. Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребёнку, не отвлекайтесь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы. радости и неудачи.

 

12. Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики, решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдёте много полезного.

 

13. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учёбы.

 

14. Учтите, что даже "совсем большие" дети (мы часто говорим "Ты уже большой" 7-8-летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Всё это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.

 

Завтра новый день, и мы должны сделать всё, чтобы он был спокойным, радостным и добрым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обращение к родителям

Ваш ребенок идет в 1 класс. Обучение будет проводиться по новому Стандарту. Предлагаю Вам краткую информацию о введении ФГОС....

обращение к родителям первоклассников

Письмо-обращение к родителям первоклассника. Обращение раскрывает основную цель, которую родитель должен поставить перед ребёнком-учеником, а так же как сам родитель должен относиться к новому социаль...

Обращение к родителям первоклассников.

В данной статье идет обращение к родителям о том, как вести себя с перквоклассниками. Как помочь им привыкнуть к школьной жизни....

Обращение к родителям первоклассников.

Материал поможет родителям первоклассников преодолеть ступень адаптации ребёнка к школе....

Обращение-памятка к родителям первоклассника

Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка.  Несколько советов для родителей первоклассника, как поддержать ребёнка  в его желании добиться успеха....

Обращение к родителям будущих первоклассников

Скоро для вашего ребенка наступит знаменательный день - он первый раз переступит порог школы. Это великое событие в его жизни и жизни вашей семьи.     Уже сейчас у Вас возникают вопросы...

ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. (из выступления на родительском собрании для первоклассников)

ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ.(из выступления на родительском собрании для первоклассников)  Подготовила:Ноева Сата Ивановнаучитель начальных классов...