Мини - лекторий
консультация

Александрова Татьяна Васильевна

Особенности семейного воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_semeynogo_vospitaniya.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Особенности семейного воспитания.

Семья для ребенка - это место его рождения и становления. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю свою жизнь. Семья - это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости Мудрый педагог это хорошо понимает и успешно использует в организации школьного учебно-воспитательного процесса.

Если в семье нет должной гармонии чувств, если ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к нему самому, то нередко в таких семьях семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит - различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения... Это разные, в чем-то схожие, в чем-то прямо противоположные, жизненные позиции. И, несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные семейные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения...

Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности интеллектуальную, по познавательную, трудовую, общественную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы ее: от элементарных попыток действий (взять в руки ложку, вбить гвоздь, нарисовать человечка, помочь маме...) до сложнейших социально и личностно значимых форм поведения.

Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года... Eго благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома: в школе, на работе, на отдыхе в другом городе, в служебной командировке... И хороший учитель всегда помнит о том, что его ученик, сидящий за школьной партой, мысленно и чувственно связан с домом, с семьей, со множеством волнующих его проблем.

 

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях

конкретной

 семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание – это сложная система. На него влияют наследственность и биологическое

(природное)

здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение,

уклад

 жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место дома), отношение к ребенку.

Все это

 органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному. Задачи семьи и

семейного воспитания:

1) создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

2) обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка;

3) передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

4) научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и

помощь близким;

5) воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

Семейное воспитание также имеет свои принципы. Наиболее общие из них:

1) гуманность и милосердие к растущему человеку;

2) вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных членов;

3) открытость и доверительность отношений с детьми;

4) оптимистичность взаимоотношений в семье;

5) последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

6) оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Однако семья таит в себе и определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного

 воздействия.

 

Воспитываясь в семье, ребёнок жаждет: нежности, ласки, любви, тепла, поддержки, понимания,

 одобрения, заботы, похвалы, улыбки.

Не разбираясь в педагогике, рассчитывая лишь на интуицию, родители нередко идут неправильным

путём.

Наверно, невозможно перечислить все типы воспитания и их нюансы, влияющие негативно на

 психику ребёнка, но ряд из них всё-таки рассмотрим.

1. Кумир семьи.

Наверное, любой из нас не прочь хоть для кого-то стать кумиром, пускай на миг... и, говоря об этом

 типе воспитания, невольно кажется — ребенку повезло: он обожаем, он действительно любим,

любим не просто, а без предела.

Языческое божество, смысл жизни, идол, требующий поклонения... Им восторгаются, над ним

дрожат, все в доме буквально молятся на него, предупреждая каждое желание. Любая прихоть

 ребенка — закон. Во всех поступках его мама с папой находят лишь незаурядность, и даже

шалости «кумира» неповторимы.

Ежесекундно, ежеминутно, родители в нем открывают новые «таланты», любуясь ими и

Демонстрируя нередко эти мнимые способности знакомым, родственникам и друзьям. Такой

ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным эгоистом, лишь

потребляя и не желая отдавать  взамен.

Опережая своих сверстников в запросах, «кумир» семьи нередко отстает от них в элементарных

 Навыках развития: он не способен сам умыться и одеться, родители освобождают ребенка от

всех обязанностей. И это скажется впоследствии, когда настанет трудовая жизнь

2. Гиперопека.

Уже само название «гиперопека» подчеркивает сущность метода, свидетельствуя о «сверхопеке» ребенка.

 Такой ребенок лишен самостоятельности и не стремится к ней. Ведь то, что он отличен от других, ему

 внушили уже с самого рождения, и он прекрасно знает, что неповторим. Любой конфликт с родителями —

это поражение. Ребенок привык повиноваться и следовать советам взрослых, которые продумали всю

 жизнь его до малейших мелочей «разработали», её маршрут, невольно превращаясь в диктаторов. Они,

не сознавая этого, из самых благих побуждений диктуют каждый шаг ребёнку и контролируют его во всём,

наверно, даже в мыслях. Под «пресс - контролем» их ребенок теряет индивидуальность, напоминая

робота. Он твердо знаёт: это надо сделать так, а это — так... Довольно часто при гиперопеке родители

 возносят ребенка, как и кумира, до небес. Однако, вознося, они не только любуются ребенком, но и

 «готовят» вундеркинда. Ребенок загружен до предела. Он хочет оправдать надежды. И чтобы он их

оправдал, его оберегают не только от превратностей судьбы, но и от дуновения любого ветерка. А раз

оберегают, значит, он и вправду большая ценность. Он в самом деле неповторим... и, веря в это, ребенок

 возносит свою персону, день ото дня лишь погружаясь в оранжерейный климат своей семьи:

Гиперопека лишает творческого начала. Жизнь по подсказкам — существование. Такие дети уже став

 взрослыми, могут пополнить ряды неудачников, им очень трудно жить в коллективе.

3. « Гипоопека»

Другая крайность наших воспитательных воздействий. Ребёнок предоставлен сам себе. Он ощущает себя

 ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть, и уделяют ему

минимум внимания. А он способен хоть за капельку внимания на все. Такой ребенок не каждый день

накормлен и не всегда как надо по сезону может быть одет. Он с малолетства вынужден сам думать о себе,

 завидуя всем детям, о которых заботятся родители. Его потребности вообще никто не хочет удовлетворить.

 Ему не покупают книжки и игрушки. Всё это отражается на психике ребенка, и он со временем вдруг

 начинает ощущать себя неполноценным. И этот комплекс, комплекс собственной неполноценности ребенка,

 преследует его потом всю жизнь.

4. «Ежовые рукавицы».

Когда ребенка держат в ежовых рукавицах, он обычно подневольное, бесправное и безголосое существо.

Ему диктуют; ему приказывают, на нем срываются и разряжаются. Ему внушают лишь подчинение. Чуть

что не так — ремень, угрозы и избиёния. Страх заставляет его смириться, страх правит действиями и

поступками. Такой рёбенок, не зная ласки и тепла беспрекословно подчиняясь, ожесточается, черствеет

 и вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, довольно часто с бурными реакциями

протеста.

5. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности.

Еще один неправильный тип воспитания, когда на плечи ребенка родителями возлагается огромная

ответственность, обычно непосильная для возраста ребенка. Свои не оправдавшиеся чаяния, надежды

взрослые мечтают реализовать в детях. И малыши должны учить английский, играть на скрипке, писать,  

читать, едва родившись, чтоб оправдать тщеславие родителей. Такие дети часто обращаются к врачам по

 поводу неврозов.

6. Воспитание «в культе болезни».

Такой тип воспитания обычно встречается тогда, когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим

 заболеванием или когда родители, боясь, что ребенок, заболеет, трясутся в ужасе над ним, предупреждая

 все его желания, а он, воспринимая всякую болезнь как свою привилегию. Такой ребенок  хочет, чтобы в

 доме потворствовали всем его желаниям, дрожали бы над ним. Он хорошо усвоил все свои права, не

думая, что есть еще обязанности. Такой ребенок — маленький тиранчик. Он добивается всего, пусть даже

иногда для этого придется притвориться, придумать новую болезнь. Он ждет сочувствия и сострадания.

Такие дети, вырастая, часто с трудом могут приспособиться к действительности. Они, лелея лишь  самих

себя и не привыкнув ничем жертвовать, нередко выбирают путь приспособленцев или подхалимов.

 Их участь — участь слабовольных и изнеженных людей.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное

 влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы,

 имеющие воспитательное значение: 
о    Принимать активное участие в жизни семьи; 
о    Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; 
о    Интересоваться проблемами ребенка; 
о    Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; 
о    Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; 
о    Уважать право ребенка на собственное мнение;

Итак, родители.  Любите своих детей, но не слепо. Не потакайте их капризам, а требовательно и нежно воспитывайте личность.

Подготовила: педагог- психолог Т.В. Александрова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-презентация. Как создать мини-сайт?

В данной презентации представлена информация о том, что такое мини -сайт, как его создать, зачем?...

Методическая разработка "Создание мини-проекта "Широкая масленица"(паспорт мини-проекта)

Возраст детей начальной школы является благоприятным для формирования культурно-нравственных основ через изучение устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства посредством проектной...

Минем гаиләм-минем шәҗәрәм

"Минем гаиләм-минем шәҗәрәм" темасына тәрбия  сәгате конспекты...

Минем туган ягым, минем мәктәбем, минем профессиональ эшчәнлегем

Кили башлангыч мәктәбендә       1992 нче   елдан эшлим. Педагогик эш стажым – 27 ел.Укытучы буларак тормыш девизым- Укучылар өчен һәр дәрес ачыш, һәр дәрес...

И минем туган авылым, и минем туган җирем!

Туган авыл темасына багышланган сыйныф сәгатенең план-конспекты....