Создание благоприятной семейной обстановки
методическая разработка

Александрова Татьяна Васильевна

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей о создании благоприятной семейной атмосферы

  • Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

  • Время для ночного отдыха каждого ребенка требуется сугубо индивидуальное. Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.

  • Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать контрольные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?».

  • Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

  • Ребенок должен чувствовать, что он любим.

  • Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

  • Старайтесь больше внимания уделять своим детям, умейте их выслушать, понять и принять их такими, какие они есть, побольше говорите с ними, расширяйте их кругозор, объясняйте им непонятное.

Очень важно в эти годы не оттолкнуть их от себя, не отмахнуться от их вопросов из-за своей занятости или просто нежелания возиться с ними. Один, два, три раза не захочется вам поговорить с ребенком - потом он сам не подойдет к вам. Он будет искать других советчиков, с кем можно обо всем поговорить. И очень часто может получить плохие советы, а родители навсегда утратят возможность влиять на нравственное становление своего чада.

Подготовила: педагог-психолог Т.В. Александрова



Предварительный просмотр:

Беседа с родителями.

 Принять своего ребенка с ОВЗ  таким, какой он есть.

Часто родители не могут принять проблемы ребенка. Не видят всей реальной картины и не могут адекватно оценивать его возможности и способности. Это в свою очередь приводит к тому, что ребенок не получает квалифицированную помощь вовремя и в полном объеме. Отсюда следующая ступень, мы упускаем время. И тот момент, когда ребенок находится в сензитивном периоде для формирования и развития какого-либо навыка, может быть упущен. Дальше будет сложнее.

А бывает и такое, что родители завышают требования к своему ребенку. Загружают его  непосильной  работой.  И порой, в большей помощи нуждается не ребенок, а родители.
Что же делать, как помочь мамам и папам полюбить своего ребенка, принять его таким, какой он есть и самое главное, дать им понимание, что они могут помочь своему ребенку?

Причины родительского непринятия:
1. Родители стесняются своего ребенка. Им стыдно, что он не такой, как все. Стыдно, что на них смотрят в общественном месте. Особенно это касается тех родителей, детки которых имеют явные физические и психические нарушения . Стыдно, что у таких благополучных людей, такой ребенок.


2. Мы зачастую не видим реальных проблем ребенка, просто "замыливается глаз", нам кажется, что они многое умеют и вообще они самые талантливые.  Например, я работаю в школе для деток с интеллектуальными нарушениями, так вот, когда их видишь впервые , кажется, что они прямо совсем ничего не умеют. А когда с ними долго общаешься или работаешь, то начинаешь видеть в них очень даже не глупых людей. Потому что мы видим только хорошее, видим из способности и возможности.

3. Родители не хотят портить жизнь своему ребенку. Многие папы и мамы считаю, что если ребенок получит заключение ПМПК или того хуже, инвалидность, то все, это клеймо на всю жизнь. Часто слышу, как же я его в коррекционную школу отдам, ему же еще потом с этим жить.

Это самые частые причины. А ведь есть еще неблагополучные семьи, когда ребенок никому не нужен, есть некомпетентные в области психологии родители и так далее.

Когда в семье рождается ребенок с ОВЗ, то родители испытывают огромный стресс. Примерно такой же, как при потери близкого человека. Многие просто не видят выхода из подобной ситуации и уходят в депрессию. Мамам при такой ситуации приходится немного легче, чем папам. Ведь процесс принятия ребенка у женщин и мужчин проходит по-разному.

Мама уже имеет с ребенком неразрывную связь, которая формируется во время беременности. И после рождения малыша материнские инстинкты помогают женщинам принять ребенка независимо от обстоятельств. Но, как правило, дальше может возникнуть другая проблема. Приняв ребенка, женщина не может принять его диагноз и особенности. Отсюда возникает как раз причина под номером два. Женщина не осознает проблем ребенка и считает, что он самый лучший. Часто приходится работать с такими мамами, тактично объясняя, что ребенку необходим специалист. Отцам в плане принятия ребенка с ОВЗ гораздо сложнее. Они воспринимают ребенка только по факту рождения. И подсознательно все мужчины перекладывают на женщину всю ответственность за формирование плода в процессе беременности. Даже генетические заболевания, которые наследует малыш по отцовой линии, вызывают у пап бурю негодования. Отсюда уже новая проблема, уход отца из семьи, негативное отношение к жене и так далее. Поэтому принятие больного ребенка отцом гораздо тяжелее, чем матерью.

А вот несколько советов для родителей особых деток.

1. Не считать себя жертвой сложившейся ситуации. Ребенок представляет для вас ценность просто потому, что он есть. Примите его таким, какой он есть. Он нуждается в вашей любви и заботе.
Он просто особенный, но ваш и ничей больше. Никто не будет любить его так, как мама и папа. Такие дети обычно очень искренние и доверчивые.

2. Не обращайте внимания на окружающих людей. Не нужно стесняться своего ребенка. Вам не должно быть ни за что стыдно. Пусть будет стыдно тем, кто "косо" смотрит. Видимо у этих людей есть проблемы с ценностями и этичным поведением. Не боритесь с такими людьми, они все равно будут и их мнение не должно вас волновать.

3. Не обижайтесь на чужих детей. Поймите, что никто не обязан принимать вашего ребенка, так как вы. Порой бывают ситуации, что на площадках другие дети ведут себя некорректно. Не хотят вступать в диалог. Вот ваша задача, как родителей построить это взаимодействие с внешним миром. У меня недавно была ситуация. Мы летели в отпуск, и в аэропорту к моей двухлетней дочке подошел очень тяжелый мальчик такого же возраста примерно с множественными внешними нарушениями. Он хотел обнять мою дочь. Моя, конечно же, испугалась, учитывая, что она сама не очень любит контакты с чужими людьми. Я уже хотела взять ситуацию в свои руки, чтобы мама мальчика не чувствовала себя неловко. Но она очень мудро поступила в данной ситуации, не стала говорить ребенку пойдем отсюда, не стала говорить моей, что так некрасиво. Она просто спокойно объяснила ей, что он хороший и просто хочет ее обнять, он любит общаться с другими детками и хочет с ней познакомить. Вот поведение грамотного родителя.

4. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Многие мамочки любят хвастаться, что умеет делать их ребенок. Цените те хорошие качества, которые есть у вашего малыша,  его возможности и достижения. Понятие нормы в развитии ребенка относительно. У каждого своя норма и свой вектор развития. Не смотрите на других, смотрите на своего малыша.  Вот например мамочка из моей истории радовалась, что она его воспитывает добрым и ласковым мальчиком, что он старается найти контакт с другими детками.

5. Не замыкайтесь на своем горе. Общайтесь, дружите, гуляйте, ходите везде, будьте коммуникабельны. Это очень важно как для родителей, так и для детей. Старайтесь найти друзей среди деток с нормой, такие контакты очень полезны. Говорите об этой проблеме, не стесняясь. Развивайтесь сами, этим вы поможете не только себе, но своему ребенку. У нас на работе, например, есть несколько мамочек, которые получили дефектологическое образование, потому, что имеют ребенка с ОВЗ.

И это только часть того, что родители могут сделать для себя и своего ребенка.

Таким образом, важно понять несколько правил:

1. Ребенок с ОВЗ это не приговор и его можно и нужно любить. Он нуждается в любви не меньше, чем другие дети.

2. Мамочки, не злитесь на ваших пап, если он сразу не может принять проблему, мужчинам в этом плане сложнее. Но только совместными усилиями можно решить проблему.

3. Чем раньше вы примите проблему, тем больше шансов у вашего малыша на счастливую жизнь.

3. Следуйте советам и будьте счастливы!



Предварительный просмотр:

Беседа: «Воспитание «особого» ребенка»

Главная проблема ребенка с ОВЗ заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

 Ребенку с ОВЗ необходима социальная реабилитация:

  • Медицинская реабилитация – лечебные мероприятия, направленные на восстановление и развитие функций, нарушенных болезнью, на выявление и активизацию компенсаторных возможностей организма с целью обеспечения условий для возвращения к активной самостоятельной жизни.
  • Психологическая реабилитация – комплекс психологических мероприятий, ориентированных на коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций и состояний.
  • Педагогическая реабилитация – восстановление, коррекция и компенсация утраченных и нарушенных функций в процессе общего или специального образования. Ребенок усваивает основы необходимых знаний  и вырабатывает умения и навыки, постигает опыт взаимоотношений в обществе, усваивает бытовые ( культура семейных взаимоотношений), деловых (культура профессиональных отношений), правовых стереотипов поведения.

Важно изучить и научиться применять в процессе воспитания своего ребенка эффективные методы и методические приемы взаимодействия с детьми.

Первый метод, который может применяться в процессе семейного воспитания «особого» ребенка — это метод моделирования различных бытовых ситуаций. Ребенок развивается, наблюдая за ежедневными событиями в доме: приготовление еды, стирка белья, разговор родителей по телефону и т. д. Для того, чтобы «особый» ребенок усвоил эти ситуации, чтобы он чувствовал себя в них комфортно, родители могут создавать подобные ситуации и обучить ребенка элементарным действиям: как нужно брать телефонную трубку, куда нажимать, как вежливо ответить на звонок, что дает ребенку определенный опыт, который постепенно накапливаясь, готовит его к самостоятельной жизни. Моделируя различные ситуации и предлагая ребенку конкретное их решение, родители помогают избежать ситуаций неопределенности, которые вызывают у «особого» ребенка тревогу, а иногда и агрессию.

Второй метод — игровой: различные сюжетно-ролевые игры, игры, моделирующие поведение, домашние спектакли, развивающие и подвижные игры. Игра — это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования коллектива. Игра увлекает ребенка, доставляет ему радость, вызывает положительные чувства и переживания, удовлетворяет его интересы в творческом отображении жизненных впечатлений. Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество — порядок — очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.

Третий метод — это смена обстановки. Выезды на природу, прогулки в лес, на озеро и т. п. Природа дает ребенку с ограниченными возможностями очень многое. Они чувствуют себя более раскрепощенными, на них не давит город своими порядками. В лесу можно и покричать, и побегать, а выплеск эмоциональной энергии необходим ребенку. Такие поездки имеют образовательное значение. Можно познакомить ребенка с названиями цветов и деревьев, насекомых и птиц. Можно поиграть с ребенком в простые подвижные игры. Научить его чему-то, например, тому, что нельзя брать в рот, а что съедобно. Научить собирать ягоды, грибы, примером показать, как нужно охранять природу и т. п.

Четвертый метод — доступные ребенку творческие задания: нарисовать, вылепить из пластилина или глины, вырезать из бумаги, раскрасить картинку, сделать аппликацию и пр. В настоящее время проводится большое количество конкурсов и выставок работ детей-инвалидов. Они могут быть  полезными, надо им только немного помочь.

Пятый метод — тесное сотрудничество специалистов и семьи. Некоторые специальные (коррекционные) образовательные учреждения практикуют совместные советы родителей и специалистов. На совете обсуждается дальнейшая программа для ребенка, разрабатывается так называемый маршрут развития ребенка. Может обсуждаться в каком классе (группе) лучше заниматься ребенку, какие виды деятельности для него предпочтительнее, какими навыками он уже владеет, а какие ему еще нужно прививать, и т. д. Это действенный метод, который помогает и ребенку, и родителям. Специалисты могут помочь составить план домашнего воспитания, рассказать, как и чем можно заниматься, на что нужно обратить внимание.

Шестой метод. Действенным методом в работе с ОВЗ является театр, в котором сосредоточено много важных моментов реабилитации, где ребенок приобретает знания через деятельность. Спектакль, созданный родителями, обладает особой энергией. Дети могут непосредственно взаимодействовать с героями в домашней обстановке. Если это кукольный спектакль (куклы могут быть изготовлены дома совместно с ребенком, что несложно), то это придает спектаклю необыкновенную волшебную силу. Ведь не только куклу можно создать, можно еще самим и написать сказку, обсудить какую-то проблему, которая актуальна в данный момент, и сказочным образом найти пути разрешения этой проблемы.

Взаимодействуя со своими детьми, родители и сами начинают лучше понимать ребенка, искать творческое разрешение возникающих проблем. Общение с нормально развивающимися детьми — это одна из ступеней социальной адаптации ребенка с отклонениями в развитии. Родителям следует это всячески поощрять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О создании благоприятной семейной атмосферы

Памятка для родителей о благоприятной семейной атмосфере....

Советы родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы

Эти советы помогут родителям и их детям создать в семье атмосферу радости, любви и уважения....

"Создание благоприятной семейной атмосферы"

Памятка для родителей "Создание благоприятной семейной атмосферы"...

Создание благоприятной семейной атмосферы

Создание благоприятной семейной атмосферы...

Доклад "Создание благоприятной семейной атмосферы "

Знания и умения о создании теплой атмосферы в семье...

Создание благоприятной семейной атмосферы

Памятка для родителей«Создание благоприятной семейной атмосферы»Помните: от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.Время для ночного отдыха к...