ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
статья (4 класс)

Козонова Юлия Евгеньевна

Семья играет огромную роль в развитии ребёнка с нарушением интеллекта. Огромное значение для поступательного развития общества имеет семья, статус которой во многом определяется уровнем и состоянием детско-родительских отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего взаимодействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья рассматривается как малая социальная группа и имеет две особенности. Во-первых, семья – это саморегулирующая система: микрокультура общения вырабатывается самими членами семьи, что неизбежно сопровождается столкновением разных позиций и возникновением противоречий, которые разрешаются путем взаимного соглашения и уступок, это обеспечивается внутренней культурой моральной и социальной зрелостью членов семьи. Во-вторых, семья существует как санкционированный обществом союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они регулируют ее создание и изменение. В рамках этих институтов создаются нормы и санкции, поддерживающие семью [1].

Как малая социальная группа семья представляет собой особого рода

союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими доверительными связями. В семье складываются доверительные отношения между родителями и детьми, в силу чего семья называется типичной первичной группой: эти отношения играют фундаментальную роль в формировании природы и идеалов личности; они формируют чувства целостности, стремление членов семьи полностью разделять присущие ей взгляды и ценности. Семья образуется особым образом: на основе взаимных симпатий, духовной близости, любви. Для образования других первичных групп достаточно наличия общих интересов.

Итак, под семьей понимаются межличностные интересы между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, связанными общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Функции семьи  это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла следующие основные функции:

  • воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье);
  • воспитательная функция – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;
  • хозяйственно-бытовая функция  поддержание физического здоровья

членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

  • экономическая   получение материальных средств одних членов семьи

для других‚ экономическая поддержка несовершеннолетних  нетрудоспособных членов общества;

  • сфера первичного социального контроля  моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности‚ а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений;
  • духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
  • социально-статусная – предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
  • досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
  • эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Всестороннее развитие личности, максимальная реализация способностей каждого – главная цель в семейном воспитании. Реализация этой высокой цели предполагается в семье как изначальной ступени становления личности, формирования научного мировоззрения, идейной зрелости, политической культуры. Именно в семье должны закладываться такие качеств, как социальная ответственность, самодисциплина, уважение к закону, развиваться навыки самообслуживания. Перед современной семьей становится задача осуществления комплексного подхода к делу в воспитании [11].

Важность влияния семьи на становление и развитие личности ребенка очевидна. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Каждой семье присущ определенный уровень духовности. Чем выше этот уровень, тем больше оснований для семьи быть сплоченной, развивать способности и интересы, удовлетворять культурные потребности своих членов, успешно воспитывать детей, жить богатой нравственной и эмоционально  эстетической жизнью [2].

Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям». Рассмотрим влияние внутрисемейных отношений на развитие ребенка.

  1. Семья выступает как основа чувства безопасности. Отношения

привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений  их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

  1. Важными для ребенка становятся модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, c которыми они находятся в самом близком контакте.  

B этой связи важно отметить, что дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.

  1. Семья имеет большое значение в приобретении ребенком жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать.
  2. Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении.
  3. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье [4].

Семья для ребенка  это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть,  здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там  он свой.

Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Особенность семейного воспитания – органическое слияние со всей жизнедеятельностью растущего человека: включение ребенка во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно-значимых форм поведения.

Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего микроклимата, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулирует ребенка к воспитанию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений [7].

Чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические условия для воспитания ребенка в семье.

Воспитания ребенка с нарушением интеллекта в семье имеет свои особенности, связанные с психофизическими недостатками. Недостаточность интеллектуальной деятельности при олигофрении в той или иной степени сказывается на всех психических процессах, прежде всего познавательных. Замедленно и сужено восприятие, нарушено активное внимание. Запоминание обычно бывает замедленным и непрочным. Словарный запас у детей с нарушением интеллекта беден, речь – с неточным использованием слов, неразвернутыми фразами, обилием штампов, аграмматизмами и дефектами произношения. В эмоциональной сфере отмечается недоразвитие высших эмоций. Поведение таких детей характеризуется отсутствием устойчивых мотиваций, зависимостью от внешней обстановки, случайных воздействий среды, недостаточно подавляемых элементарных инстинктивных потребностей и влечений. Для детей с нарушением интеллекта также весьма характерна сниженная способность прогнозировать последствия поступок.

Для детей с нарушением интеллекта характерны следующие особенности:

  • дети испытывают наибольшее затруднения в понимание причинно-следственных отношениях;
  • мышление таких детей конкретно, им крайне сложно перенести усвоенный  опыт решения задачи в новые условия;
  • все виды деятельности и поведения детей с интеллектуальными проблемами обеднены, однообразны, таким детям сложно переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • наблюдается недоразвитие собственной речи, плохое понимание речи окружающих;
  • дети с нарушением интеллекта обучаются медленно, нуждаются в многократном повторении;
  • за такими детьми необходим присмотр, так как они зачастую не осмысливают опасность, не могут прогнозировать последствий своих действий;
  • дети часто не умеют общаться со сверстниками, их не привлекают к участию в играх, состязаниях. Вся их жизнь сопровождается тяжелым ощущением неполноценности [10].

Для воспитания детей с нарушением интеллекта очень важна семейная атмосфера. Психология семейного воспитания выдвинула представления об оптимальной родительской позиции. Позиция родителей в воспитании оптимальна, если они принимают ребенка таким, каким он есть, тепло относятся к нему, объективно оценивают его и на основе этой оценки строят воспитание; если ни способны изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменениями обстоятельств жизни ребенка.

Условия это, прежде всего, та семейная атмосфера, когда каждый из родителей и членов семьи понимают свою ответственность за воспитание детей. Условия правильного семейного воспитания – рационально организованный быт, режим жизни в семье.

Распространенной ошибкой семейного воспитания является внимание родителей только учебному труду детей, недооценка ими  бытового труда, участие детей в работах по самообслуживанию. Между тем, как показывает опыт, детей в бытовом, общественно полезном труде необходимо для воспитания многих важных черт характера ребенка [12].

Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Единые согласованные требования семьи и школы – одно из условий правильного воспитания детей в семье.

Важнейшей основой семьи является супружеская, родительская, сыновняя, дочерняя любовь. Семейные отношения так же должны характеризоваться сердечностью, особой тактичностью, взаимной уступчивостью, стремлением каждого выполнить свои обязанности. Поэтому формы предъявления требований в семье, по выполнению ее членами указанных обязанностей должны быть, как правило, корректными: просьба, намек, предложение о помощи и т.д. По своей сути требования семьи к каждому своему члену в основном сводится к следующему: уважение к семье, ее жизненным планам, почтительное отношение к матери и отцу, наличие потребности выполнять свой долг по отношению к каждому члену семьи, прислушиваться к общему мнению семьи и видеть в семейном коллективе  благоприятные условия для развития своей личности.

Таким образом, воспитание ребенка с нарушением интеллекта в семье включает работу родителей по следующим основным направлениям:

  1. постоянная стимуляция психического развития, соответствующая возрастным и индивидуальным особенностям ребенка;
  2. создание благоприятных условий для обучения и охранительного режима;
  3. формирование эмоционально-положительного, предметно-практического и речевого взаимодействия ребенка с родителями.

Все это будет способствовать социальной адаптации ребенка и предупреждению формирования патологического поведенческого стереотипа. Критерием правильного воспитательного подхода может служить состояние психофизиологического комфорта у ребенка и остальных членов семьи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика / Ю. П. Азаров. М., 1993.
  2. Варга А.Я., Смехов В.А. Коррекция взаимоотношений детей и родителей / Вестник МГУ. Психология, 2006, №4.
  3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. 2-е изд., испр. и доп. – М., «Просвещение», 1973.
  4. Гаврилова Т.П. Семья и формирование личности / Сб. Научн. Тр. АПН СССР, НИИ Педагогики: пор ред. А.А. Бодалева М., НИИ ОП, 2001.
  5. Гребенников И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. М., 1991.
  6. Зайцев Д.В. Особенности детско-родительских отношений в современной семье / Психологические основы обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. Саратов, 2000.
  7. Литвинова А.В. Родители и дети / А.В. Литвинова. М., 2004.
  8. Мамайчук И.И., Киреева Л.А. Психолого-педагогическая помощь семье. Л.,2006.
  9. Обучение и воспитание детей с нарушений интеллекта / под. ред. Б.П. Пузанова. М., 2000.
  10. Психологические проблемы современной российской семьи: в 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. В.К. Шабельникова, А.Г. Лидерса. М., 2005.
  11. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка / Е.Р. Смирнова. Саратов, 2006.
  12. Соловьева О.В. Теория воспитания в вопросах и ответах [Текст]: учебно-методическое пособие / О. В. Соловьева. Саратов, ИЦ «Наука», 2009.
  13. Ткачёва В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 2008. №4.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность заключается в том, что особую значимость приобретает изучение особенностей детско-родительских отношений и их влияние на становлении самооценки именно в младшем школьном возрасте, потому ...

Особенности сопровождения детей с нарушением интеллекта и ТМНР

Педагогическое сопровождение детей       с ментальными нарушениями...

Статья на тему: Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта

Особенности речевого развития у детей с нарушением интеллекта.Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когн...

Особенности развития личности у детей с нарушениями интеллекта

В статье рассказывается особенностях, встречающихся в развитии личности детей с нарушением интеллекта....

Курсовая работа по теме: Особенности работы с семьями, воспитывающими детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Курсовая работа по теме:"Особенности работы с семьями, воспитывающими детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"....

Особенности восприятия и внимания у детей с нарушениями интеллекта

Особенности восприятии и ощущений умственно отсталых детей детально изучены, начиная с академии И.П. Павлова и его школы (о корковом характере процессов восприятия и ощущения, которые коренным образом...