родительский всеобуч "Воспитание самостоятельности"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Алтухова Алёна Васильевна

Материал предназначен  классным руководителям 1-4 классов и родителям младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл текст к всеобучу20.62 КБ
Office presentation icon анализ анкетирования1.24 МБ

Предварительный просмотр:

Добрый вечер! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Сегодня мы поговорим с вами об очень ценном качестве, которое необходимо человеку в жизни. О самостоятельности.

Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает младший школьный возраст. Самостоятельность – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

Этапы развития самостоятельности.

  1. Дети действуют по образцу взрослых, копируя их действия (Этап подражания).
  2. Самостоятельно выполняют части работы (Этап частичной самостоятельности).
  3. Выполняют определённую работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, наиболее значимых видах деятельности (Этап более полной самостоятельности)

     Самостоятельность ребёнка можно развивать во всех сферах его жизни: дома, в школе, в общении и игре с детьми и взрослыми. Ведущая роль в развитии взрослости детей принадлежит родителям.

Изменения необходимо начать с себя, нужно попробовать изменить своё поведение к ребёнку. Старайтесь в своих фразах не употреблять слово “ты” (“Ты всегда оставляешь в комнате грязь”, “Ты опять не сделал домашнее задание?”). Ребёнок чувствует, что он плохой и обижается.  А употребляйте слово “Я”. “Я думал, мы с тобой договорились о том, что уборку в комнате надо делать ежедневно”.

   Степень самостоятельности детей в младшем школьном возрасте зависит от их личностных качеств. Нельзя сравнивать способности своего ребёнка с достижениями других детей. Некоторым достаточно, чтобы взрослые контролировали результат их деятельности, а другим нужен контроль на протяжении всего процесса. Кому-то хватит одного напоминания, а кому-то неусыпное внимание взрослого. Надо набраться терпения на этом трудном пути формирования самостоятельности.

  Процесс воспитания самостоятельности надо начинать  постепенно.

1). Приучайте ребёнка  к самостоятельности в выполнении домашних обязанностей. Пусть помогает вам по хозяйству, постепенно появится личная обязанность, за которую отвечает только он и никто другой. Хвалите ребенка за любую инициативу.

2).Предоставьте возможность ребёнку самому себя обслуживать: собирать ранец, брать спортивную форму). Не стойте над душой у ребенка. Так он никогда не научится быть самостоятельным.

3).Привлекайте ребёнка к обсуждению семейных планов. Выслушивайте его мнение.  Определите область его ответственности за часть его собственных и общесемейных дел.

.Если вы говорите, что что-то сделаете, то делайте это непременно, иначе ребёнок не будет слушать ваши предупреждения.

            Большинство родителей хотят, чтобы их ребёнок как можно скорее был самостоятельным в своих действиях: и в самообслуживании, и в учёбе. Стремление их понятно. Из-за большой занятости родителям некогда вести за ручку, одевать, кормить, встречать из школы, провожать на кружки, помогать делать домашнее задание. И многие мамы и папы ещё с детства прививают навык самостоятельно одеться, раздеться, сложить свои вещи, завязать шнурки. Это очень помогает ребёнку в 1 классе не отстать от других, быстро справиться с переодеванием на физкультуру или одеться самому в гардеробе. К сожалению, это умеют не все дети. От этого они расстраиваются, плачут, отстают в темпе от класса. Если ребёнок уверенно себя чувствует, у него многое получится, так как ему не надо много времени тратить на самообслуживание. Поступив в школу, жизнь ребёнка меняется. Надо всё успеть, желательно быстро ориентироваться, видеть, что происходит вокруг, и самому не отставать. Младший школьник находится во временных рамках: урок, перемена, урок. Родителям кажется, что ребёнок всё умеет, всё выдержит. Но если вспомнить, сколько времени он учился навыкам самообслуживания, повторяя свои действия ежедневно! И сколько раз он их повторял! Это совсем не значит, что ребёнок так же освоиться в школе.

            Кажется, что связь между самостоятельностью ребенка в быту и учебной самостоятельностью самая прямая. Чем раньше он научится обслуживать себя, устанавливать контакты с взрослыми и сверстниками, следовать определенным правилам, тем легче ему будет приспособиться к школьным требованиям. На деле это может оказаться не совсем так.
Иной младший школьник вполне самостоятелен дома. Сам одевается-раздевается, легко заводит дружбу с незнакомыми детьми на детской площадке или на даче, помогает маме по дому, разбирается в папиных инструментах, может даже один сходить в магазин...
А на уроке его приходится постоянно побуждать к работе, он не может сам записать домашнее задание, не проверяют сделанное, не могут по собственному желанию выбрать цвет карандаша и т. д. Ребенку нужно переодеться в раздевалке, подготовится к уроку, решить задачу и записать предложение, выполнить  
проверочную работу, сделать домашнее задание. Но понимаем ли мы при этом, что не всё из перечисленного – проявления самостоятельности в учении? Ведь самостоятельность в переодевании и самостоятельность в поиске способа выполнения задания не идентичны. Подобное расхождение во взглядах определяется тем, что в учении важна учебная самостоятельность, а вне школы чаще проявляется бытовая. Но какая самостоятельность важнее и нужнее ребенку семи - десяти лет? Какая самостоятельность преобладает в этом возрасте?

        На уроке важнее учебная самостоятельность: учитель хочет, чтобы ученик был инициативен, хорошо ориентировался в учебном материале, учился оценивать свои силы и возможности, не боялся нового, неизвестного. Что же такое учебная самостоятельность?

    Учебная самостоятельность школьника – это умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне. Оно связано с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению. То есть на первый план выходят такие особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Таким образом, в данной работе более актуальна учебная самостоятельность.Помощь взрослого заключается в том, чтобы заставить эти качества проявиться в полной мере, не подавлять их постоянной сверх опекой. К чему может привести этот тотальный контроль? Ребенок постепенно перестает отвечать за свои поступки; перекладывает свою вину на взрослого. Важно дать ему понять, что успех зависит, прежде всего, от его инициативы и самостоятельности, а вовсе не от маминых или папиных усилий.

Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся до сих пор является актуальной. Это объясняется тем, что современный учитель ставит перед собой комплекс задач для достижения основной цели образования: формирование готовности учащихся к самоопределению и саморазвитию в постоянно изменяющихся условиях развития нашего общества.

Домашние задания – это первый вид деятельности в жизни ребёнка, за который он несёт полную ответственность, это первое отражение взрослой жизни.

Когда же, наконец, мой ребёнок будет делать уроки сам? Вопрос этот важен не только с точки зрения заботы о времени взрослых, но и потому, что навык самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще.

Следовательно, развитие самостоятельности детей – это забота об их будущем. 

Это означает, что ребенок может:

  • сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнять;
  •  спланировать очередность действий: что он будет делать сначала, что потом и т.д.;
  •  распределить время
  •  понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;
  •  применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи;
  •  представить себе алгоритм действий, который помогут ему в случае затруднения при выполнении задания.

  Самостоятельность редко появляется сама по себе.

 Как это не парадоксально, самостоятельность детей – это результат ряда последовательных действий взрослых, прежде всего родителей.

  • Правило Гиппенрейтера: «Если ребенку трудно,  и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

При этом:

  • возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте ему делать самому;
  • по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему».

Важно помнить

то, что сегодня ребенок делает с помощью родителей, завтра он сможет выполнять сам, если делать дело с ним, а не за него.

Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо — ВАШ РЕБЕНОК!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

100 % (21 из 21 ) приняли участие в анкетировании

Слайд 2

Самостоятельный ли ты человек ?

Слайд 3

Любишь ли ты работать самостоятельно?

Слайд 4

Умеешь ли ты самостоятельно выполнять ДЗ?

Слайд 5

Помогают ли тебе родители при выполнении ДЗ?

Слайд 6

Ели тебе учительница даёт задание самостоятельно подготовиться и рассказать в классе про животных Кольского полуострова, что ты сделаешь?

Слайд 7

Если тебе задали написать дома сочинение «Моя семья», что ты сделаешь?

Слайд 8

Сколько времени ты тратишь на выполнение ДЗ ?

Слайд 9

В списке учебных предметов отметьте те, которые наиболее лёгкие при выполнении ДЗ и те, которые трудные при выполнении ДЗ.

Слайд 10

Почему тебе трудно учиться?

Слайд 11

71% (15 из 21) приняли участие в анкетирование.

Слайд 12

Считаете ли вы своего ребёнка самостоятельным ?

Слайд 13

Часто ли вам приходится помогать ребёнку в выполнении домашних заданий?

Слайд 14

Сколько времени обычно тратит ребёнок на домашнюю работу? .

Слайд 15

Если ребёнок медленно выполняет домашние задания, то в чём вы видите причину? .

Слайд 16

В списке учебных предметов отметьте те, которые наиболее лёгкие при выполнении ДЗ и те, которые трудные при выполнении ДЗ.

Слайд 17

Что следовало бы изменить в школе, чтобы вашему ребёнку было легче учиться? Свои предложения внесли 3 родителей. Группа продлённого дня - 2 родителей. Меньше времени проводить в школе-1 родитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему"Домашние задания. Как научить ребенка быть самостоятельным?"

Цель родительского собрания : выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома; дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать ...

Родительское собрание "Самостоятельность ребенка"

Родительское собрание проходит на основе анализа и сравнения проведенного анкетирования среди учащихся и родителей....

Родительское собрание "Самостоятельность- важное качество для младшего школьника"

Родительское собрание «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста». План: Рассказ о самостоятельности детей раннего возраста. Решение проблематичных ситуаций. Совместная деятел...

Родительское собрание : «Самостоятельный ребёнок – отлично, но родительский контроль должен быть ежедневным»

   «Уроки задают тебе, ты их и делай», - заявляет усталая мама, приходя с работы  поздним вечером. Услышав подобную фразу, ребенок ощущает ваше глубокое равнодушие к своим нуждам...

Презентация для родительского собрания"Самостоятельность ребенка"

Презентация для родительского собрания  на тему "Как воспитать самостоятельность ребенка"...

Родительское собрание «Самостоятельный ребёнок – отлично, но родительский контроль должен быть ежедневным»

Очень важным моментом в жизни школьника является приготовление домашних заданий. Часто выполнение домашних заданий затягивается на час, а то и на два, прежде всего потому, что у ребенка не сформирован...