О речевой готовности ребенка к школе
консультация

Копылова Ирина Васильевна

О речевой готовности ребенка к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_rechevoy_gotovnosti_rebyonka_k_shkole.docx13.62 КБ

Предварительный просмотр:

                             О речевой  готовности ребёнка к школе

Наиболее значимым  для ребёнка семи лет   является  переход в новый социальный   статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности  к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребёнка. Качество учебной деятельности  будет зависеть от того, насколько хорошо   физически развит  ребёнок;  какова его познавательная активность, есть ли желание  учиться.

Готовность к школьному обучению формируется  задолго  до поступления в школу и не завершается  в первом классе, так как  включает  не только   качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень  развития обобщающей  деятельности мышления.

Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

Особые критерии  готовности  к школьному  обучению предъявляются  к усвоению ребёнком родного языка как средства  общения .Ребёнок должен  владеть  правильным , чётким  произношением звуков  всех  фонетических групп, уметь  слышать и различать   звуки  родного языка, выделять   начальный гласный звук из состава слова.

Родители должны научить  ребёнка пользоваться  разными способами  словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно – ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая,  меховой, образовывать прилагательные от существительных.

Наличие  у первоклассников  даже слабых  отклонений в фонематическом и лексико- грамматическом     развитии  ведёт к серьёзным проблемам в усвоении  программ общеобразовательной школы.

Формирование  грамматически правильной , лексически  богатой и фонетически чёткой  речи, дающей  возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе- одна из важных  задач  в общей системе  работы  по обучению  ребёнка в дошкольных  учреждениях и семье. Ребёнок с хорошо  развитой  речью  легко вступает  в общение  с окружающими, может  понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться  со сверстниками  о совместной   игре.

И, наоборот, невнятная речь ребёнка  затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко  накладывает отпечаток на его характер.

К 6-7 годам дети с речевой патологией  начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно  переживают их, становятся  молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Для  воспитания полноценной  речи нужно устранить    всё, что мешает свободному  общению ребёнка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова, и он не испытывает особых затруднений, если  его речь   несовершенна.

Школьники, у которых  отклонения в речевом  развитии касаются  только  дефектов  произношения одного или  нескольких  звуков, как правило,  учатся хорошо. Такие  дефекты  речи обычно   не  сказываются  отрицательно  на усвоении  школьной программы. Дети правильно соотносят  звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками  звукопроизношения. Среди  этих учащихся  неуспевающих практически нет.

Школьники с несформированной  звуковой стороной речи, как правило,  заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию и артикуляции (шипящих- свистящих, глухих- звонких,  твёрдых- мягких)

Они испытывают трудности  в восприятии на слух близких звуков, не учитывают  смыслоразличительного значения этих  звуков в словах. Такой   уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует  овладению звукового состава слова. Такие  дети  испытывают большие трудности  при чтении  и письме. У них развивается стойкая неуспеваемость  по всем предметам.

Основная задача родителей- вовремя обратить  внимание  на различные нарушения  устной речи своего ребёнка, чтобы предотвратить трудности общения  со сверстниками  и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата  коррекция, тем лучше будет результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая готовность ребенка к школе

Данный материал познакомит родителей и педагогов о речевой готовности ребенка к школьлному обучению. Рассматривается необходимость формирования устной речи будущих первоклассников. Предлагаются некото...

Как проверить речевую готовность ребенка к школе

Рекомендации родителям на тему: "Как проверить речевую готовность ребенка к школе"...

Презентация " Речевая готовность ребенка к школе" (консультация для родителей).

В данной презентации рассмотрены проблемы,возникающие при переходе дошкольников в новый социальный статус школьники.Критерии готовности ребенка к школьному обучению.Перечень проблем,возникающих при пе...

Речевая готовность ребенка к школе.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе...

Речевая готовность ребенка к школе.

Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в кол...

Презентация: "Речевая готовность ребенка к школе"

Важное место при подготовке ребенка к школе принадлежит развитию речи. Сделать речь ребенка правильной и красивой – задача важная и непростая. Речь выступает как средство регуляции психич...