Перед школьным марафоном
консультация (1 класс)

Советы родителям будущих первоклассников. Когда ребенок готовится пойти в школу, родителям всегда страшно - справится ли? Ведь школьная программа не рассчитана на слабых: марафон, в который пускается семилетка, требует от него напряжения всех сил.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovimsya_k_shkole.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРЕД ШКОЛЬНЫМ МАРАФОНОМ

                                                        Готовимся к школе

Советы родителям будущих первоклассников

Когда ребенок готовится пойти в школу, родителям всегда страшно – справится ли? Ведь школьная программа не рассчитана на слабых: марафон, в который пускается семилетка, потребует от него напряжения всех сил.

В каких случаях к школе необходимо готовиться особенно внимательно?

  • Если беременность и роды протекали с осложнениями.
  • Если ребенок перенес родовую травму или родился недоношенным.
  • Если ребенок соматически ослаблен, подвержен частым простудам, есть нарушения сна.
  • Если ребенок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально неустойчив. Если вы замечаете двигательную расторможенность.

К сожалению, количество таких детей резко возросло. Согласно медицинской статистике, сейчас в нашей стране абсолютно здоровыми рождается только треть детей. А отправляются в школу, не имея «багажа» хронических заболеваний, еще меньше. Все это не может не отразиться на учебе, потому что, естественно, ребенку с ослабленным здоровьем она дается намного труднее. Тем не менее в первый класс эти дети поступают без особых проблем. Очень важно вовремя обратить внимание на детей, если активность носит не вполне здоровый характер. Но часто в школе учеба непросто дается не только детям с теми или иными отклонениями, а совершенно обычным, на которых вся семья возлагает большие надежды. Именно поэтому так важно задуматься заранее – готов ли ваш ребенок к учебе? Сможет ли высидеть все уроки? Как построить отношения со сверстниками?

Основные моменты, на которые  следует обратить внимание родителям при подготовке ребенка  к школе

 Многие родители ошибочно полагают, что готовность ребенка к школе — это умение читать, считать и писать. Однако это — лишь верхушка айсберга. На самом деле готовность к школе — вопрос значительно более обширный. В теории ни читать, ни писать, ни тем более решать задачи ребенок уметь не должен. Во всяком случае, школа не вправе отказать ребенку в реализации его права на обучение на том основании, что он этого не может — ведь по идее задача школы как раз в том и состоит, чтобы всему перечисленному научить. Но на практике оказывается, что лучше ему бы все это уже уметь, поскольку иначе будет сложно угнаться за темпом обучения и он будет чувствовать себя неуютно в среде «продвинутых» сверстников.

  • Подготовка

Не надейтесь на то, что в школе всему научат. Занимайтесь с ребенком до школы. Если он немного будет уметь читать, считать, рисовать, пересказывать, первые месяцы в школе не покажутся ему такими сложными. Увлеките его развивающими играми. Собирая конструктор, разрисовывая карандашами книжки-раскраски, ребенок тренирует руку для письма. Научите ребенка подробно отвечать на вопросы, рассказывать о своих впечатлениях, сравнивать предметы и явления, делать самостоятельные выводы. Для того, чтобы помочь ребенку не чувствовать себя «белой вороной» и неумехой, родителям следует ответственно отнестись к процессу подготовки к школе и не полениться позаниматься с ребенком, либо найти время и деньги, чтобы поручить это профессионалам — подготовительным курсам (лучше при школе, в которую вы планируете поступать), учреждениям раннего развития ребенка.

  • Развитие общего кругозора (лучшими способами расширить горизонт познаний ребенка являются беседы с ним «о жизни», чтение книг и их обсуждение).
  • Обязательное развитие мелкой моторики — занятия на развитие ловкости кистей и пальчиков. Это необходимо как для развития умения писать, так и для развития речи (оба эти центра «сцеплены» в структуре детского мозга).  Необходимо побольше рисовать, лепить, работать с конструктором, уметь манипулировать с мелкими предметами типа бусинок, монеток, спичек, зубочисток, из них можно выкладывать картины и аппликации, нанизывать их в бусы — все это развивает также внимание и усидчивость.
  • Тренировка памяти

 Заучивание стишков и песен (кроме того, что это поможет блеснуть на утреннике, такая привычка сослужит добрую службу и в школе).

  • Тренировка умения анализировать, классифицировать

 Просить ребенка структурировать историю, выявить, что случилось сначала, что потом (причинно-следственные связи), уметь собрать из частей картинки целое, разложить предметы по какому-либо признаку.    

  • Больше говорите с ребенком для того, чтобы он, во-первых, чаще слышал правильную, четкую, неторопливую, выразительную речь взрослого, которая является для него образцом, а во-вторых, чтобы развивать активную речь будущего первоклассника.                                 Необходимо добиваться полных ответов на Ваши вопросы, стараться дослушивать до конца, иногда специально изображать непонимание, чтобы ребенок более четко и подробно Вам что-либо объяснил. Понимание с полуслова или даже с жеста не очень полезно для развития речи ребенка.                                                                                                                                            Обращайте внимание ребенка на огромное многообразие окружающих его предметов и явлений, таким образом, пополняя словарный запас ребенка. Увиденное на картинке ребенок может с первого раза и не запомнить, а вот увиденное "вживую" - запомнит почти наверняка. При этом можно задавать ребенку вопросы: "какой?", "какая?", "какое?", "что делает?" и т.д. Можно играть в такую игру. Ребенок загадывает какой-то предмет и начинает его описывать, при этом, не называя его. Вы должны отгадать, что это. В идеале ребенок должен описать предмет по следующим параметрам: цвет, форма, размер, материал, к какому классу предметов относится.
  • Важной предпосылкой овладения письменной речью является хорошо развитый фонематический слух. Для того, чтобы успешно работать над ним, необходимо слуховое внимание, которое можно развивать, обращая внимание ребенка на звуки, окружающие его (шум дождя, рев мотора, шелест пакета и многие-многие другие). При этом обращайте внимание на то, откуда слышится звук (слева, справа, сверху, снизу спереди, сзади). Советую поиграть в такую игру: возьмите колокольчик (погремушку), попросите ребенка закрыть глаза и звените колокольчиком с разных сторон, а ребенок должен называть, где звенит (справа, слева, спереди, сзади и т. д.).  

Еще одна игра на развитие слухового внимания. Наполните спичечные коробки разными крупами (горохом, рисом, фасолью и т. д.). Послушайте вместе с ребенком, как гремят коробочки, какая крупа дает тот или иной звук. После этого можно попробовать угадать с закрытыми глазами.

  • Составление коротких рассказов по сюжетным картинкам.                     Основная задача состоит в том, чтобы ребенок научился правильно устанавливать последовательность картинок и составлять минимум по два предложения по каждой из них. Для этой цели подойдут любые наборы сюжетных картинок.

 Важно помнить, что, помимо готовности головы, не менее важна и готовность тела: нагрузка на иммунитет в первый школьный год будет серьезной, поэтому в последнее лето перед поступлением в 1 класс было бы здорово, помимо учебы, заняться и физической подготовкой.

  • Спорт

Регулярные физические нагрузки – это лучшее и «дисциплинирующее», и укрепляющее организм средство. Причем лучше всего, если это будут такие виды спорта, которые требуют терпения и монотонных упражнений – бег, плавание, прыжки в воду. Старайтесь чаще гулять с ребенком на свежем воздухе. Занимайтесь с ребенком закаливанием и ежедневной гимнастикой. Научившись справляться со спортивными нагрузками, ребенку легче будет привыкнуть к учебе. 

  • Выбор школы

Если ребенок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чем-то одном, если Вы видите, что он морально не готов стать первоклассником – посоветуйтесь с психологом. Возможно, ему было бы полезно еще один год посидеть дома и походить на подготовительные занятия. Или же Вам нужно серьезно подойти к выбору школы и программы обучения: нагрузка в первый год учебы должна быть посильной для ребенка

  • Если у малыша есть нарушения здоровья, необходимо обязательно проконсультироваться с врачом и получить рекомендации относительно коррекции состояния и организации процесса обучения (возможно, придется даже выбрать специальную школу)

 Ребенок должен быть и по возрасту готов к учебе: имейте в виду, что в школы с углубленным изучением предметов принимают детей седьмого и восьмого годов жизни, в обычную школу — не ранее 6 лет и 6 месяцев на 1 сентября.

  • Самостоятельность

Чтобы ребенок быстрее мог адаптироваться к школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Поручите ему какие-нибудь домашние дела, чтобы он научился выполнять свою работу без помощи взрослых.

  • Коллектив 

Если ребенок никогда не ходил в детский сад, постарайтесь, чтобы оставшееся время перед школой он мог пообщаться со сверстниками. Иначе одновременно привыкать и к урокам, и к большому коллективу ему будет очень тяжело.

Однако следует помнить, что обученность ребенка не тождественна его способностям и психической зрелости. Более того, обученность — не синоним также и высокой познавательной активности ребенка, ведь нередко родители воспринимают свое чадо как некий «сосуд», который следует наполнить знаниями, а не как факел, который надо зажечь. Подходы эти принципиально разные — если выбран первый, ребенок занимает в процессе «обучения» пассивную позицию и в первом классе выясняется, что при широком диапазоне «вложенных» в него знаний его собственная готовность и желание учиться близки к нулю. Начинаются претензии родителей к учителю: «как же так, ведь он у меня такой умный!» Но ребенок, выясняется, ничего не может и не хочет делать по собственной инициативе — поэтому весь его багаж знаний так и лежит «мертвым грузом», не принося пользы его владельцу… Кроме того, хорошо считающий мальчик или же девочка, рассказывающая стихи страницами, могут быть, что парадоксально, к школе готовы слабо, если обладают низким уровнем психологической, личностной зрелости и коммуникативной (социально-психологической) готовности к школе.                                                                                                         Помимо запаса знаний, ребенку необходимо также:

  • обладать и коммуникативными и социальными навыками —  уметь общаться, понимать и главное применять в повседневной жизни морально-нравственные нормы, принятые в обществе, где он живет;
  • не бояться вступать в контакты со взрослыми и сверстниками;
  • уметь отстаивать свою позицию цивилизованными методами и не проявлять неуместной агрессии — или, напротив, излишней боязливости и робости;
  • осознавать смысл процесса обучения в школе, понимать, что дает получение знаний, каков порядок учебы в школе;
  • уметь подчиняться установленным правилам, знать, что такое дисциплина, и понимать ее необходимость;
  • иметь положительную мотивацию, желание учиться;
  • уметь целенаправленно и по своей инициативе работать над заданием, организовывать, планировать свои действия и отвечать за их последствия (к примеру, самостоятельно собирать свой портфель и следить за выполнением домашних заданий: если вы с первого класса возьмете это на свои родительские плечи, то с вероятностью 70% эта обязанность останется на них до выпускного бала);
  • иметь позитивное отношение к самому себе. 

Итак, вооруженные знаниями из этой памятки для родителей, Вы легче осилите дорогу к школе.                                                                                                      Однако помните: самое главное для первоклашки — не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило в школе.

Удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перед школьным поргом

В данном материале даются  советы родителям будущих первоклассников....

У каждого музея – замечательная миссия: Сберечь все то, что создано, и передать потомкам, Ведь наше настоящее без прошлого немыслимо, И, приходя в музей, мы возвращаемся к истокам! (15-летию школьного музея посвящается)

Автор статьи: Веселова Елена Вадимовна, руководитель музея, учитель истории и культуры родного края.  Содержание работы:1.     История создания школьного музея2....

Перед школьным марафоном. Формирование графического навыка.

Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от развития пространственного восприиятия, от умения ребенка ориентироваться на листе бумаги....

Сценарий выступления школьной агитбригады «Засветись!» перед воспитанниками детского сада.

Сценарий выступления школьной агитбригады «Засветись!» перед воспитанниками детского сада....

Средства и методы преодоления страха перед водой у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Статья об опыте преодоления страха перед водой у детей дошкольного и младшего школьного возраста....

Школьный марафон "В гостях у дедушки Корнея".

Во время мероприятия вспоминали с учащимися сказки замечательного детского писателя Корнея Ивановича Чуковского, зачитывали отрывки, лепили понравившихся героев, проводили эстафету. К концу мероприяти...

Школьный марафон "В гостях у дедушки Корнея".

Как привить ребенку любовь к чтению волнует как учителей, так и родителей. Внеклассные мероприятия по произведениям детских писателей во многом этому способствуют....