Воспитание ненасилием в семье
материал

Семенова Ирина Тимофеевна

Убедить родителей во вреде насилия над детьми и преимуществах ненасильственных методов семейного воспитания;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobr_._vospitanie_nenasiliem_v_seme.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание - продуктивная педагогическая игра

«Воспитание ненасилием в семье»

Цели:

  1. актуализировать проблему ненасилия в семейном воспитании, побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношений со своими детьми;
  2. убедить родителей во вреде насилия над детьми и преимуществах ненасильственных методов семейного воспитания;
  3. договориться о путях, средствах и приемах построения гуманных взаимоотношений с детьми в семье.

Участники: родители учащихся, классный руководитель, социальный педагог, педагог-организатор и школьный психолог.

Подготовка.

  1. беседа классного руководителя с детьми «Кто для нас наши родители?»
  2. Анкетирование учащихся с целью выявления уровня гуманности взаимоотношений родителей с детьми.
  3. анкетирование родителей для определения их представлений о допустимости насилия во взаимоотношениях с детьми.
  4. Процедура анкетирования может быть следующей:

А) каждому школьнику вручается бланк анкеты:

Начало предложения окончания предложения

1. мама со мной ласкова…. Часто иногда редко никогда

2. папа со мной ласков… Часто иногда редко никогда

3. мама на меня кричит… Часто иногда редко никогда

4. папа на меня кричит… Часто иногда редко никогда

5.мама может меня шлепнуть, ударить Часто иногда редко никогда

6. папа может меня шлепнуть, ударить.. Часто иногда редко никогда

Б) классный руководитель разъясняет школьникам инструкцию: «В конце каждого незаконченного предложения даны четыре слова, которыми эти предложения могут заканчиваться. Из этих слов выбери только одно слово, которое соответствует твоему мнению, и подчеркни это слово. Для окончания каждого нового предложения нужно каждый раз заново выбирать одно слово из четырех предложенных».

Анкета для родителей №1

Считаете ли вы, что можно:

  1. делать замечание чужому ребенку?
  2. делать замечание своему ребенку?
  3. кричать на чужого ребенка?
  4. кричать на своего ребенка?
  5. ударить чужого ребенка?
  6. ударить своего ребенка?

варианты ответов:

а) да;

б) затрудняюсь ответить;

в) нет.

Анкета для родителей №2

Согласны ли вы со следующими утверждениями?

  1. Ребенка можно шлепнуть, потому что боль невелика, а польза несомненна.
  2. Меня в детстве тоже порой поколачивали, но это мне не повредило.
  3. Ребенка можно ударить только тогда, когда уже нет других способов воздействия.
  4. Порой так рассердишься-разъяришься, что нет сил вытерпеть детскую наглость, и рука сама поднимается.
  5. Чтобы наставить дитя «на путь истинный», применять средства физического наказания можно и нужно.
  6. Как бы я ни был (а) рассержен (а) и возбужден (а), я всегда могу удержаться, чтобы не ударить ребенка.
  7. Бить ребенка, конечно, нельзя. Но высказать без оглядки все, что о нем думаешь, можно.
  8. В любой ситуации я могу не унизить человеческое достоинство ребенка.
  9. Если я не прав (а), то я могу искренне попросить прощения у ребенка.
  10. в своей жизни я никогда не ударил (а) ребенка.

Варианты ответов:

А) полностью согласен;

Б) трудно сказать;

Совершенно не согласен.

V. Сообщение школьного психолога на тему «Виды жестокого обращения. Последствия жестокого обращения»

  1. Подготовка приглашений родителям на собрание.
  2. Разработка памяток родителям.

Оформление, оборудование, инвентарь:

  1. На доске пишется тема собрания.
  2. для каждой игровой группы оборудуется рабочее место (стол, пять-семь стульев, листы-протоколы результатов групповой работы, ручки, карандаши, бумага для записей).
  3. на листах ватмана оформляются диаграммы результатов анкетирования учащихся и их родителей.
  4. в оформлении собрания используются детские рисунки на тему «Я и мои права»


Ход проведения

  1. Родители по желанию занимают места за рабочим столом той или иной игровой группы.
  2. Социальный педагог, педагог-организатор, психолог, два-три родителя образуют группу экспертов.

III. Вступительное слово классного руководителя.

Дорогие родители, тема нашего собрания «Воспитание ненасилием в семье». Проблемы защиты детей от насилия и жестокого обращения, поднятая на собрании, актуальна. Все чаще на страницах газет, экранах телевизоров и в повседневной жизни мы встречаемся с фактами насилия и жестокого обращения к детям. Разнообразные проявления жестокого обращения к детям имелись и имеются во всех странах, независимо от политического, идеологического и экономического устройства. О распространении насилия над детьми в России можно судить по высказываниям ученых. Так, известнейший социолог, доктор философских наук, академик Г.Г. Силласте утверждает, что до 80% маленьких граждан страны страдают от различных видов жестокого обращения. А конкретно по поводу домашнего насилия один из ведущих специалистов в этой области, доктор психологических наук Н.Ю. Синягина заявляет, что в настоящее время родительская жестокость стала обычным явлением и имеет место приблизительно в 45-49 % семей. Последствия ее впечатляют: до 10% жертв родительской нелюбви погибает, у остальных появляются отклонения в эмоциональной сфере, физическом и психическом развитии.

Ребенку легко причинить вред. Уязвимость детей к насилию объясняется их физической, психической и социальной незрелостью, а также зависимым, подчиненным положением по отношению к взрослым, будь то родители, опекуны, воспитатели, учителя. Большую роль в распространении жестокости к детям играет неосведомленность родителей и лиц их заменяющих, о том, какие меры воздействия недопустимы по отношению к ребенку, непонимание, что не каждое наказание идет ему на пользу. Немаловажное значение имеет и низкая правовая культура населения, недостаточные знания законодательных норм, охраняющих права ребенка и гарантирующих наказание насильников. В том числе нарушение основных прав человека и ребенка.

Правовые аспекты жестокого обращения с детьми.

 Российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних — в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).

Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

IV. Коллективное обсуждение в группах родителей следующих вопросов:

-за что и почему родители оскорбляют и бьют детей?

-каковы последствия физического и психического насилия над детьми?

-как обойтись без унижающих наказаний?

-если наказывать, то как?

Совместная деятельность участников игры при обсуждении каждого вопроса осуществляется в соответствии со следующим алгоритмом:

  • Проблемная постановка вопроса;
  • Выявление мнений в группах;
  • Презентация групповых мнений (выступления от групп);

V. Комментарий экспертов, в котором используются результаты предварительного анкетирования детей и родителей, корректируются коллективные и индивидуальные суждения участников собрания, предлагаются рекомендации специалистов.

Сообщение школьного психолога

на тему «Виды жестокого обращения.

Последствия жестокого обращения»

«Виды жестокого обращения с детьми» 

Что попадает под понятие "жестокое обращение с детьми"?

Жестокое обращение с детьми — действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка, а также его развитию.

Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.

Жестокое обращение с детьми – общий термин, относящийся к четырем основным видам воздействия: физическомусексуальному и эмоциональному насилию, а также к отсутствию родительской заботы (пренебрежению потребностями ребенка).

«Физическое насилие» - нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушает его развитие или лишают жизни. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, а также попытки удушения или утопления. Сюда же относятся различные виды физического наказания - от подзатыльников до шлепков и порки ремнем. Необходимо осознавать, что физическое наказание - это физическое нападение, оно всегда сопровождается словесным оскорблением и психической травмой. Что, несомненно, является прямым нарушением прав и свобод человека и личности ребенка.

«Сексуальное насилие»– это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

 «Психическое (эмоциональное) насилие» – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

Эмоциональное насилие – это любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения (страх, унижение, волнение, подавленность и т. д.), подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни; включает такие действия как вербальные угрозы, оскорбления, унижения, обзывания его такими словами как «дебил», «тупица», частые выражения сомнения в интеллектуальных возможностях, в том числе публичные, понижающие самооценку ребенка, экстремальные или нетипичные формы наказаний, такие как запирание его в темном туалете, пассивное лишение любви, включающее холодность или оставление без ответа попыток ребенка пообщаться. Вместо нормальных реакций родителей на успех ребенка – похвалы, гордости и радости, он подвергается противоположным чувствам родителей – равнодушию и раздражению. Прямо или косвенно ребенку запрещается испытывать и выражать эмоции: «Не реви!», «Не злись», «Что ты тут хохочешь? А ну, потише!», «Отстань, не мешай мне», «Не путайся под ногами!» и т. д.

К психической форме насилия относятся:

·       открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

·       угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

·       замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

·       преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

·       ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

·       однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

·       изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального социального общения;

·       угрюмость, отказ от обсуждения проблемы;

·       «торговля запретами» (например, если ребенок в определенное время не выполнил уроки или не убрал постель, то за этим на определенное время следует запрет смотреть телевизор или гулять);

·       оскорбление ребенка;

·       терроризирование, то есть неоднократное оскорбление ребенка словами и формирование стабильного чувства страха;

·       поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы;

·       брань, издевки;

·       запугивание наказанием («Еще одна двойка или очередная выходка в школе, и я возьмусь за ремень»);

·       моральное разложение (коррумпирование), привлечение и принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку (вовлечение или принуждение к совершению краж, употреблению алкоголя или наркотиков).

Примеры эмоционального насилия: ««Ничтожество. Ты ничего не можешь сделать по-человечески!»; «Ты мне отвратителен! Заткнись!»; «Придурок! Ты не в состоянии даже выслушать меня»; «Вон отсюда! Не могу больше на тебя смотреть»; «От тебя больше неприятностей, чем пользы»; «Лучше бы ты никогда не рождался».

 Пренебрежение нуждами ребенка– это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

·       отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

·       отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

« Последствия жестокого обращения с детьми» 

В чем же общие особенности детей, переживших насилие? Такие дети отличаются заторможенностью реакций, пассивностью к болезненным процедурам, безразличным принятием всего происходящего. Они отличаются так же повышенной чувствительностью к критике, агрессивностью, лживостью, склонностью к воровству. Наблюдаются и эмоциональные расстройства: ночные кошмары, выраженный страх упасть с кровати, боязнь спать в темноте, приступы тревожности, плач без причин, повышенная чувствительность к прикосновениям.

Дети, подвергшиеся насилию, отличаются неконтактностью, излишней тревожностью, навязчивыми действиями (кусание ногтей, выдергивание волос).

Жертвы физического насилия ощущают себя непопулярными, несчастными, непослушными. Отсутствие положительного опыта способствует формированию низкой самооценки, которая при малейших неудачах еще более усугубляется. 

« Пути профилактики жестокого обращения с детьми» 

Родители, никогда так не поступайте...

        Никогда не применяйте угроз.  

        Никогда не унижайте детей. 

        Никогда не выдавливайте силой обещание из ребенка не делать то, что вам не нравится.

        Никогда не требуйте от ребенка немедленного и слепого послушания.

        Никогда не требуйте от ребенка того, к чему он не готов в силу возраста.

        Никогда не применяйте методы, которые заставляют ребенка чувствовать себя "плохим".

Ничто не оправдывает жестокое обращение родителей к своим детям. Родитель и ребенок имеют равные права, в том числе и право быть свободным от страха  и насилия.        

        Жестокость родителей порождает жестокость детей - порочный круг замыкается. Дети вырастают и начинают мстить за свое поруганное детство, коверкая жизнь другим людям - эстафета ненависти и жестокости продолжается.

VI заключительное слово классного руководителя.

Человечество вступило в XXI век с мечтой о мире без войн и насилия. И наша страна особенно нуждается в переменах к лучшему.

Наши дети, которые очень скоро станут руководителями, юристами, преподавателями, родителями, будут людьми, формирующими общество будущего. Поэтому, чтобы мечты о свободной, мирной Земле воплотили в реальность, мы можем внести свой вклад, воспитывая свободных, жизнерадостных, общительных людей, обогащенных знанием своих возможностей, умеющих достигать поставленных целей, - людей, исполненных уважения к себе и окружающему миру.

VII. обсуждается и принимается решение родительского собрания в форме рекомендаций родителям.

Рекомендации родительского собрания

«Воспитание ненасилием в  семье».

(памятка родителям)

   Ребенок – человек! Этот маленький Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достается нашим самым любимым людям.

     Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крику, если мы кричим, грубости, если мы грубим, жестокости, если это мы демонстрируем. Ребенок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека. И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораздо больше способствует гармоничному росту и всестороннему развитию ребенка, чем грубое и жестокое обращение с ребенком.

        Наши необдуманные агрессивные действия по отношению ребенка порой могут быть вызваны даже не проступками ребенка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т.д. Гнев, вылитый в этом случае на ребенка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает.

        Наказывая своего ребенка физически, родители наивно полагают, что самый короткий путь к разуму лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши.  Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью «воспитывают» фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребенка.

        Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:

       - страх;

       - возмущение, протест;

       -  обиду, чувство оскорбленности, жажду мести и компенсации;

       - разрушение «нравственных тормозов»;

       - стремление к обману, изворотливость;

       - потерю способности к здравому рассуждению;

       - ребенок перестает видеть границу между добром и злом, между «можно» и «нельзя»;

       - агрессивное поведение;

       - снижение самооценки;

       - ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют).

    Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает задержку их психического и социального развития. Важно не допустить, чтобы побои и наказания превратились в кошмар для ребенка и его родителей, когда ребенок перестает понимать «за что», «эмоционально «тупеет» и перестает различать, где хорошие, а где плохие поступки. Но еще более важно помнить, что из любого кошмара есть выход. И первый шаг должен сделать тот, кто сильнее и мудрее. Хорошо, если это будет взрослый.

   Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их – дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят родителей, нужно искать выход из унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний.

     Выйти из ситуации, когда покажется, что нужно применить наказание, или предупредить эту ситуацию помогут следующие рекомендации:

1.           Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребенка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.

2.           Принимайте решения совместно с ребенком, а также дайте ему право принимать самостоятельно решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребенку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.

3.           Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить ее так, чтобы ребенку не нужно было бы вести себя неправильно.

4.            Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.

5.           Требуя что-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребенок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.

6.            Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу.

7.           Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.

8.           Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.

9.           Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребенок? Чем вы можете помочь ребенку в этой ситуации? Как поддержать его?

Желаем успехов в трудном деле воспитания детей!

Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад " Воспитание ненасилием в семье "

Об отношениях  детей и родителей в семье ....

Родительское собрание "Воспитание ненасилием в семье"

Данное собрание проводится с целью выяснить какие отношения между детьми и родителями в семьях. Какие методы поощрения и наказания используют родители, по отношению к детям....

Воспитание ненасилием в семье

Беседа для родителей....

Доклад к родительскому собранию - Воспитание ненасилием в семье .

Познакомить с отношениями  между детьми и родителями в семье ученика ......

Воспитание ненасилием в семье

Родительское собрание "Воспитание ненасилием в семье"...

Родительское собрание "Воспитание ненасилием в семье"

Актуализировать проблему ненасилия в семейном воспитании, побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле воспитания...

Воспитание ненасилием в семье.

Родительское собрание...