Сценарий родительского собрания :«Трудовое воспитание в семье»
методическая разработка (3 класс)

Александрова Ксения Алексеевна

 

Родительское собрание

Тема:«Трудовое воспитание в семье»

Цель:формирование понятия о роли трудового воспитания в семье, как важнейшего принципа в воспитании детей

 

Оборудование: презентация, раздаточный материал:анкеты, педагогическая ситуация, памятка .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

Провела: Южакова К., 41 г.

Родительское собрание

Тема:«Трудовое воспитание в семье»

Цель:формирование понятия о роли трудового воспитания в семье, как важнейшего принципа в воспитании детей

Оборудование: презентация, раздаточный материал:анкеты, педагогическая ситуация, памятка .

Этап

Деятельность учителя

Деятельность родителей

Подготовительный

-Здравствуйте, уважаемые родители, рада вас видеть.Благодарю вас за то, что нашли время и пришли на собрание.

-Посмотрите на слайд и прочитайте суждение:  «Одним личным примером ничего не сделаешь. Сколько есть случаев, когда родители трудолюбивые, а дети вырастают бездельниками». Обоснуйте его.

Читают суждение

Отвечают на вопрос

Актуальность собрания

-Мы не просто так заговорили об этом.

-Как вы думаете, как будет звучать тема нашего родительского собрания?

- Тема нашего собрания «Трудовое воспитание в семье». Выбрана она не случайно.

Труд - основа развития и становления человека. Поэтому воспитание привычки к труду важно в любом обществе, независимо от социально-политического устройства последнего.

-Какие цели мы можем поставить перед собой на данном родительском собрании?

-Исходя из нашей цели мы выявили с вами план работы:

1.Расширить представления о том, как привить детям привычку трудиться.

2. Решить педагогические ситуации.

3. Рассмотреть способы, как не навредить ребенку своим поведением.

-Трудовое воспитание в семье

  • -расширить представления о том, как привить детям привычку трудиться;
  • сформировать отчетливые представления о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей младшего школьного возраста в семье;
  • познакомиться с опытом трудового воспитания в семьях;

Основной

«Не для школы — для жизни» — такой призыв встречал учеников древнеримских школ. Уже античные педагоги поняли бессмысленность воспитания, оторванного от жизни, практики. Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях. Положительные качества развивает труд: чем его больше, чем он целесообразнее, тем выше уровень развития и социализации личности.

   Одно из главнейших качеств, которое мы должны воспитать в наших детях, - это любовь к труду, уважение к людям труда, готовность трудиться в одной из сфер общественного производства. Труд должен стать жизненной потребностью подрастающего гражданина России.

       Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателя большого терпения.

       Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

        Воспитание привычки к труду – самое хлопотное дело. И ждать слишком быстрых результатов и результатов легких нельзя. Во-первых, потому что любовь к труду воспитывается только в труде, а во-вторых, потому что всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью и напряжением. Только преодолевая трудности и неумения, ребенок постепенно находит удовлетворение.

А сейчас я предлагаю вам попробовать разрешить проблемные вопросы, которые могут возникнуть.

Каждая группа родителей получает карточку с описанием ситуации или вопросом, обсуждает 2-3 минуты, а затем предлагают решение данной проблемы.

  1. Что ответить на данное суждение?

«Не так просто заставить ребенка делать то, что ему не хочется. Принуждение может вызвать у него протест, а впоследствии и вовсе отвращение к труду».

Вывод.  Надо не принуждать, а приучать ребенка к трудовому усилию. Терпеливо, настойчиво, постоянно. Учить его управлять своими желаниями, воспитывать очень важное качество – волю.

  1. Хорошо или плохо говорить детям:

«Если ты сделаешь то-то, я тебе разрешу посмотреть кино».

«Сходи в магазин – получишь на мороженое».

Вывод:  Реальная награда служит сильно действующим мотивом для ребенка. Дети стараются выполнить поручения по эгоистическим соображениям, рассчитывая на поощрение. На первых порах такие методы могут помочь трудовому воспитанию. Так или иначе ребенок получает определенные трудовые навыки. Однако впоследствии поощрение и награда становятся самоцелью. И это уже плохо. Необходимо в дальнейшем найти другие мотивы, позволяющие заинтересовать детей в трудовой деятельности.

-Так же у вас на партах лежит текст с ситуацией, которую необходимо решить, выбрав верный вариант ответа. Разделитесь на 2 группы, пожалуйста. Приступайте, на выполнение этого задания у вас 1 минута.

  1. 1) Вы решили посадить грядку моркови и хотите, чтобы ребенок помог вам, а он в это время смотрит телевизор.

( - Мы с тобой собирались посадить морковь. Поможешь мне?

  - Интересная передача, да? А когда она закончится? Давай посмотрим вместе, а потом вместе пойдем сажать морковь. )

2)  Вы сказали ребенку убрать книги (учебники), а он не делает и рвется на улицу.

( Игра, чувство юмора.

  - Книжки тоже хотят к своим друзьям.

Обязательно добиться, чтобы дело было сделано. )

3) Ребенок не успевает вовремя выполнить ваше поручение, так как слишком медлителен и неуклюж в движениях. Как поступить?

(Дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: "Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?" Но если вы сумеете набрать терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.)

4) Ребенок выполнил поручение: убрался в своей комнате. Явно постарался. Благодарить или не благодарить? И как благодарить?

( Доброе слово родителей – важная награда. Надо показать, что вы цените его работу. Ведь готовить обед для вас – привычное дело, но приятно услышать похвалу. Дайте почувствовать, что вы считаете его взрослым. )

Чтобы не допускать ошибок в воспитании у детей трудолюбия, я предлагаю вам памятки-советы для родителей.

Учитель раздает памятки.

Памятка родителям.

  1. Будьте последовательны в своих требованиях.
  2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
  3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
  4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
  5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.
  6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.

-Помимо памятки я предлагаю вам ознакомиться с литературой, в которой вы можете найти полезную информацию по данной проблеме.

  1. 1)Диалоги о воспитании. / Книга для родителей. - М.: Педагогика, 1985.
  1. 2) Панков В.А. Трудовое воспитание младших школьников. Пособие для родителей – М.: Просвещение, 1984.

Я благодарю вас за участие в обсуждении темы. Не забывайте о важности и необходимости трудового воспитания, привития трудовых навыков вашим детям.

В.А. Сухомлинский называл трудовое воспитание гармонией трех начал: надо, трудно и прекрасно.

НАДО … Еще КАК! Просто необходимо. Только трудолюбие в сочетании с целеустремленностью и упорством помогут добиться в жизни немеченой цели.

ТРУДНО … Конечно. И родители должны быть к этому готовы. Это требует настойчивости, колоссального терпения и времени.

ПРЕКРАСНО … Да. Потому что ничто не дает человеку такого высокого морального удовлетворения, как сознание того, что трудности преодолены, цель достигнута. Доступна эта радость только тому, кто любит труд.

А русский педагог К.Д. Ушинский писал: "Лучшая форма наследства, которую мы оставляем детям и которую не могут заменить ни деньги, ни вещи, ни даже образование, - это трудолюбие". И пусть наше дерево трудолюбия приносит радость, растет и плодоносит.

Выполняют задания в группах

Отвечают на вопрос

Выполняют задание

-Первый вариант, объясняют почему

Получают памятки

Заключительный

 Наш класс – это тоже семья, в которой воспитание трудолюбия имеет важное значение. Предлагаю вам, уважаемые родители, «посадить» Дерево трудолюбия, на плодах которого вы запишите, какую помощь в трудовом воспитании детей нашего класса вы можете оказать, каким полезным видам деятельности научить ребят (организация мастер-классов, выставок, экскурсий, трудовых дел, акций и т.д.).

Родители делают записи на «яблоках» из бумаги и приклеивают их к нарисованному дереву.

Подготовительная работа

Анкета для родителей.

  1. Есть ли общие трудовые дела у взрослых и детей в вашей семье? Какие?
  2. Кто моет посуду, готовит обед, ходит в магазин, убирает квартиру?
  3. Любит ли ваш ребенок выполнять домашние дела? Почему?
  4. Есть ли у ребенка постоянные трудовые дела? Как он к ним относится?
  5. Что вы делаете, если ребенок отказывается выполнять работу по дому?
  6. Знает ли ваш ребенок, где вы работаете? Бывал ли он у вас на работе?

Анкета для детей № 1.

Вопрос

ДА

( количество человек)

НЕТ

( количество человек)

1.

Помогаешь ли ты дома?

2.

С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?

3.

Есть ли у тебя постоянные обязанности?

4.

Хвалят ли тебя за выполненную работу?

5.

Если ты сделал что-то не так, наказывают ли тебя?

6.

Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые тебе не разрешают?

7.

Как ты думаешь, домашние дела – это трудная работа?

Анкета для детей № 2.

ДОМА Я:

ВСЕГДА

(количество

человек)

ЧАСТО

(количество

человек)

ИНОГДА

(количество

человек)

НИКОГДА

(количество

человек)

1

Убираю свою постель.

2

Убираю свою комнату.

3

Мою посуду.

4

Хожу в магазин.

5

Стираю мелкие вещи.

6

Помогая в уборке квартиры.

7

Ухаживаю за младшим братом (сестрой).

8

Умею кое-что готовить.

9

Помогаю родителям на огороде.

10

Помогаю родителям по их просьбе во всех делах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание. Трудовое воспитание в семье

необходимость трудовых обязанностей для ребенка...

Родительское собрание "Трудовое воспитание в семье"

Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателя большого терпения.  Педагог К.Д. Ушинский писал: ...

родительское собрание "Трудовое воспитание в семье"

Конспект родительского собрания по трудовому воспитанию....

Родительское собрание "Трудовое воспитание в семье"

Родительское собрание проведено с целью формирования у родителей представления о роли , возможностях , путях и способах трудового воспитания детей в семье....

Родительское собрание "Трудовое воспитание в семье" 2 класс

Родительское собрание "Трудовое воспитание в семье"...

Родительское собрание "Трудовое воспитание в семье"

Родительское  собрание проводится в форме  практикума.Цель собрания оценить степень организации труда в семьях учащихся;расширить представления родителей о том, как привить детям п...