Памятки для родителей ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
статья

Ткаченко Елена Анатольевна

ЭТАПЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 02._prichiny_rechevyh_narusheniy.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

         Под причиной нарушений речи в логопедии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора.

 

I. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ:

1. Наследственная предрасположенность (По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание. Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя).

2. Пренатальная (внутриутробная) патология возникает под воздействием неблагоприятных факторов:

- заболевания матери во время беременности (сердечные заболевания, заболевания печени, почек, легочные заболевания, диабет, другие заболевания, требующие лечения. Инфекционные заболевания: краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция);

- физические и психические травмы, полученные матерью во время беременности,

- тяжелый токсикоз беременности,

- иммунологическая несовместимость крови матери и плода (по резус-фактору, системе АВО и другим антигенам эритроцитов). Резус или групповые антитела, проникая через плаценту, вызывают распад эритроцитов плода. В результате из эритроцитов выделяется токсическое для ЦНС вещество - непрямой билирубин. Под его влиянием поражаются подкорковые отделы мозга, слуховые ядра, что приводит к специфическим нарушениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нарушением слуха.

- курение во время беременности, употребление алкоголя. В настоящее время изучена клиническая картина различных нарушений развития плода и ребёнка алкогольно-эмбрионопатического генеза (происхождения), сочетающаяся с нарушениями речи. Научно доказано влияние алкоголя (даже минимальные дозы: пиво, коктейли, слабое вино) на возникновение различных дефектов речи, описан алкогольный эмбрионопатический синдром, включающий отставание физического, речевого и умственного развития.

3. Натальная (родовая) патология:

- акушерская патология (узкий таз, затяжные или стремительные роды, преждевременное отхождение вод, обвитие пуповиной, неправильное предлежание плода, многоплодная беременность, многоводие, недостаточность плаценты и др.)

4. Постнатальная патология

- Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни (инфекционно-вирусные, нейроинфекции, травмы и ушибы головного мозга, хронические заболевания).

 

II. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ

1. Ограниченность социальных контактов - для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон), необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми на основе характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности. Важным стимулом развития речи является изменение формы общения ребёнка с взрослым. Так, если не происходит замена эмоционального общения, характерного для 1 года жизни, на предметно-действенное общение с 2-3-летним ребенком, то появляется серьёзная угроза возникновения задержки психического и речевого развития.

2. Неправильные методы воспитания - речевые нарушения часто могут возникать при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства: мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание.

3. Двуязычие» -  ребенок, только начинающий овладевать речью, вперемешку слышит слова из разных языков, с разными особенностями звукопроизношения и грамматического строя.

4. Подражание неправильной речи окружающих - речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечеткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание.

5. Сюсюкание с детьми, выражающееся в подлаживании взрослых под детскую речь с воспроизведением при этом всех имеющихся в ней неправильностей и ненормированности произношения.

 Речевые нарушения чаще возникают у мальчиков, у которых и само появление речи наблюдается в несколько более поздние сроки. Это связано с тем, что у мальчиков позднее, чем у девочек, развивается левое полушарие головного мозга, «ответственное» за речевую функцию. Запаздывает у них, по сравнению с девочками, и формирование межполушарного взаимодействия, способствующего лучшей компенсации разного рода нарушений.

Таким образом, вопрос о причинах речевой патологии достаточно сложен и требует одновременного учета многих неблагоприятных факторов в их взаимодействии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Правила речевого поведения родителей по предупреждению нарушения произношения у дошкольников"

Полезный материал для родителей ребят из подготовительной группы детского сада....

Причины речевых нарушений.

Диапазон отрицательно действующих факторов на развитие речи довольно широк. Здесь вы можете познакомиться с некоторыми из них....

Консультация для родителей "Причины речевых нарушений у детей"

В консультации представлена информация о причинах речевых нарушений у детей....

Презентация. Причины речевых нарушений

Презентация в помощь логопеду при проведении родительского собрания...

Причины речевых нарушений

Информирование родителей о причинах речевых нарушений...

Виды и причины речевых нарушений

Причиной нарушения речи в науке считается такое воздействие внешних и внутренних неблагоприятных факторов или их совокупно­сти, при которых возникают речевые нарушения различного рода. Однако прич...

Памятка для родителей "Причины нарушения в поведении детей"

В памятки описываются основные причины нарушения в поведении детей....