Родительское собрание в 1 классе по теме:«О внимании и внимательности»
консультация (1 класс)

Бодрова Наталья Георгиевна

Родительское собрание посвящено теме развития произвольного  внимания учащихся, что столь необходимо для успешной учёбы в школе.

Памятки для детей и родителей в виде инфографики по предметам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание по теме:

«О внимании и внимательности»

          1 класc

                                                                                                  Подготовила: учитель начальных классов

                                                                                                  Бодрова Н.Г

        

                                                         

Задачи:

 1. Осмысление важности развития внимания младших школьников для продуктивной учебной деятельности.

 2. Выявление проблем развития внимания.

 3. Обретение родителями опыта продуктивного взаимодействия с детьми по развитию у них произвольного внимания.

 4. Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания.

 5. Познакомить родителей с методами и приемами развития внимания первоклассников.

 6. Познакомить родителей с понятием «внимание» и его основными свойствами, с уровнем развития произвольного внимания учащихся класса;

Ход проведения собрания

К.Д. Ушинский говорил: “...внимание есть та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира”.

Наша встреча сегодня посвящена проблемам, связанным с успешностью учебной деятельности ваших детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности младших школьников.

         С проблемой невнимательности детей чаще всего сталкиваются родители, чьи дети приступили к систематическому школьному обучению. И это вполне понятно, поскольку учебная деятельность требует от ребёнка новых, более высоких форм произвольного поведения, способности управлять своими психическими процессами, в том числе и вниманием.

         Как правило, родители прекрасно понимают, что хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного обучения. Именно поэтому, отправляя ребёнка в школу, вы говорите ему: «Будь внимательным! Не отвлекайся на уроке! Хорошо слушай учителя!» Однако, если у ребёнка существуют проблемы с вниманием, одними требованиями «быть более внимательным» здесь не обойтись.

         Назовём основные свойства внимания, которыми ребёнок должен владеть.

  • Концентрация
  • Устойчивость
  • Распределение
  • Переключение

           Умение концентрировать своё внимание помогает ребёнку сосредоточенно и, не отвлекаясь, на посторонние дела, работать на уроке, в течение длительного времени выполнять однообразную и рутинную работу.

            Умение переключать внимание помогает переключаться на различные виды деятельности, предлагаемые учителем на уроке.

             У младших школьников основные свойства внимания развиты слабо в силу недостаточной зрелости нейрофизиологических механизмов мозга. Наиболее слабо организовано внимание первоклассников, оно имеет небольшой объём, слабо распределяемо, неустойчиво.

              Не найти, пожалуй, ни одного младшего школьника, в тетрадях которого время от времени не встречались бы так называемые ошибки «по невнимательности».   На протяжении обучения в начальной школе в развитии внимания происходят существенные изменения, идёт интенсивное развитие всех его свойств: резко (более чем в 2 раза) увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.  

               К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Считается, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для целенаправленного развития внимания ребёнка.

               Нынешнее поколение детей учёные называют «поколением невнимательных». Действительно, сейчас все учителя отмечают, что никогда не было такого количества детей, которые или вообще не усваивают программу, или усваивают её с большим трудом. И основной проблемой здесь является недостаточность произвольного внимания.

               Причин может быть несколько. Учёные склонны предполагать, что, возможно, существуют некоторые циклические процессы в развитии детской популяции. Был период акселерации, когда у детей отмечалось ускорение физического развития. Сейчас статистика во всём мире показывает, что этот процесс остановился или даже пошёл вспять.

                 А что при этом происходит с вниманием?

         Внимание напрямую зависит от развития лобных отделов головного мозга. Если ребёнок в период своего раннего развития не получает достаточно тактильной и зрительной  информации, идущей от матери, если нервные клетки не работают, то происходит их физиологическая гибель. Сейчас, к сожалению, мамы недостаточно общаются с ребёнком (их заменяют няни, телевизоры, компьютеры). У детей, которые довольно рано начали смотреть телевизор, не развивается речь, мышление. Ведь ребёнок воспринимает речь во взаимодействии со взрослыми и в игре..

Тест для родителей «Я и мой ребенок»

Вопрос

Варианты ответов

Количество баллов за ответ на вопрос

А.  

Могу и всегда так делаю

Б.

 Могу, но не всегда так поступаю

В.

Не могу

1. . В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком

2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

5. Сохранить самообладание, даже если ребенок вывел вас из себя?

6. Поставить себя на место ребенка?

7. Поверить хотя бы на минуту, что вы - добрая фея (прекрасный принц)?

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

11. Выделить ребенку день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет и ни во что не вмешиваться?

12.Часто ли вы спрашиваете ребенка: «как прошел твой  день»?

13. Можете ли вы устоять против детских просьб и слез, если вы уверены, что это каприз?

 

 Ключ к тесту:

 Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» - в 2 очка, ответ «В» -в 1 очко.

 Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относиться к нему с уважением. Придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

 Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос второстепенный. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, а в других случаях - излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

 Число очков менее 16 говорит о том, что у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

-Сейчас, я вам дам несколько упражнений по развитию внимания.

Упражнения, способствующие развитию основных свойств  внимания.

  1. Развитие произвольного внимания.

                Упражнение 1. Переписать без ошибок зашифрованные слова, а затем их расшифровать.

А В О Р О К

РО Т Е Ф  В С

Ш А Н И А М

     Упражнение 2.

     Переписать без ошибок следующие строчки и представить себе, что могли бы означать эти слова.

1. АММАДАМА   РЕБЕРГЕ АССАМАСА    ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС    ДАТАЛАТТА

2. РЕТАБЕРТА    ГРУММОПД  ЛАЙОНОСАНДЕРА

Упражнение 3.

Корректурная проба.

Из части текста вычеркнуть буквы А, О, М, К.

Упражнение 4.

В ниже приведённых рядах букв можно предложить ребёнку найти «спрятавшиеся» там слова.

АВРОГАЗЕТААТМ

НИВСЛШКТДОМРМЧЕВНГМШЬ

ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД

Упражнение 5.

Ребёнку предлагается разделить «склеенные» между собой слова.

                   ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНАКНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙСАМОВАРЛУЧИГРАОКНО

Упражнение 6.

Ребёнку предлагается разделить «склеенные» между собой предложения.

БЫЛАЗИМАЗИМОЙХОЛОДНОМОРОЗЩИПЛЕТЩЁКИПОГОДАХОРОШАЯСВЕТИТСОЛНЦЕДЕТИРАДУЮТСЯТЁПЛЫМЛУЧАМ

Упражнение 7.

Ребёнку предлагается вычеркнуть повторяющиеся слова.

МОРЕСОЛНЦЕЛЕСВОДАМОРЕЗЕМЛЯСОЛНЦЕЛУЧНЕБОВОДАРЫБАЛЕСУТКАМОРЕСОЛНЦЕПАРОХОДВОДАЗЕМЛЯПОХОДМОРЕЛИСКРЫБАНЕБОДЕТИМОРЕ

Упражнение 8.

Ребёнку предлагается расставить числа в порядке возрастания.

5, 8, 1, 6, 4, 12, 7, 2, 1. 8, 10, 4, 3, 2, 0, 5, 2, 8, 5, 7, 18, 22, 11, 16, 8, 13, 8, 6, 19, 21, 15, 17, 12, 14, 30, 27, 32, 6, 4, 8, 19, 42

Упражнение9.

Предложите своему ребёнку решить следующую задачу.

      На столе лежали книга, ручка, краски, фломастер, тушь. Один предмет убрали и заменили другим. И оказалось, что на столе лежат ручка, тушь, ластик, книга, краски. Что убрали со стола и что положили на стол? 

Упражнение 11.

   Мама попросила сына купить в магазине мясо, мыло, спички. Сын купил по просьбе мамы масло, сало, спички, мясо. Что же он забыл купить?

  1. Развитие концентрации внимания.

                          Концентрация внимания - это способность сосредотачиваться на каком-либо задании в течение длительного времени.

   Типичная отговорка ребёнка, когда он садится за уроки- срочно захотелось попить, поесть, позвонить и т.п. Вывод таков: ребёнку трудно сосредоточиться, и он ищет любой повод, чтобы отложить нудные занятия.

             Упражнение 1. Сохраняем позу.

     Научиться сохранять позу в течение длительного времени помогут игры: «Море волнуется», «Замри» или «Памятник» (изобразить какого-нибудь известного человека или героя и замереть без движения.)

               Упражнение 2. Сбрасываем напряжение.

      Сделать 5-7 глубоких вдохов и выдохов; потянуться всем телом, вытягивая руки за голову, а ноги - вперёд; потереть переносицу, виски, ладонь о ладонь.

                Упражнение 3. Загадочно молчим.

      Посторонние разговоры тоже мешают сосредоточиться. Игра в «молчанку» позволит ребёнку научиться сдерживать не относящиеся к делу реплики и возгласы. Можно поиграть всей семьёй в игру, где участники должны отгадать какое-то слово или словосочетание, которое один из игроков изображает с помощью мимики и жестов.

               Упражнение 4. Направляем взор.

       Умение концентрировать внимание предполагает способность длительно удерживать нужный объект в поле зрения. Многим детям не хватает именно этого умения. Игры вида: точное попадание в цель - городки, стрельба в тире, набрасывание колец, дротики и т.п. В домашних условиях складывание башни из спичек, девочкам полезно вышивать, мальчикам - выжигать.

               Упражнение 5.

        Расставьте в комнате предметы в произвольном порядке. Попросите ребёнка внимательно посмотреть и запомнить, где что находится. Затем ребёнок выходит за дверь. Пока его нет, вы переставляете или меняете 2-3 предмета. Задача вошедшего - определить, что изменилось за время отсутствия.

                Упражнение 6.

        В печатном тексте находить и вычёркивать определённые буквы. Такие упражнения позволяют ребёнку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно по 5 минут в день в течение 2-4 месяцев.

  1. Увеличение  объёма внимания и  кратковременной памяти.

         Запоминание чисел и порядка расположения предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. Постепенно число предметов увеличивается.

  1. Тренировка распределения внимания.

          Одновременное выполнение двух разно направленных заданий (чтение рассказа  подсчёт ударов карандаша по столу или выполнение задания на внимание и прослушивание записи сказки). По окончании упражнения через 5-10 минут определяется эффективность выполнения каждого задания.

  1. Развитие навыка переключения внимания.

          Игра «Запрещённые движения», «Выполняй команду только со словом «дети», «Путаница», «Нос, пол, потолок» (взрослый умышленно путает детей неправильным показом), 1 хлопок - присесть, 2 хлопка- попрыгать, 3 хлопка- поднять руки и т.п.

           Главное, занятия с ребёнком должны носить систематический характер, и  не только в обязательно отведённое время, но и как бы между прочим. Например, по дороге домой, во время приготовления ужина и т.п. Поиск грибов, собирание на берегу реки камешков, спичек или других мелких предметов на полу, выбор нужных деталей мозаики или конструктора- это тоже упражнения на тренировку внимания. (Подумайте, всегда ли ваш ребенок с удовольствием делает подобные задания и все ли доделывает до конца).

             Самое главное в таких занятиях - заинтересованность взрослых, их внимание к самому ребёнку, его успехам и достижениям.

        В завершение разговора предлагаю вам памятки и упражнения по развитию внимания младших школьников в домашних условиях. Они вместе с текстом ,который вы тоже можете взять с собой, будут, я надеюсь, весьма полезными в вашей домашней «школе».   Будьте терпеливы и настойчивы, и успех обязательно придет!

В заключение для родителей   ПАМЯТКА  по развитию внимания учащихся.

  1. Помните, что внимание - один из самых важных процессов психических процессов.
  2. Внимание является важной составной частью результативности учебной деятельности ребёнка.
  3. Для того, чтобы ваш ребёнок был внимательным, старайтесь помочь ему тренировать его внимание.
  4. В основе внимания лежит интерес. Чем интереснее и разнообразнее будут игры и забавы, которые вы предлагаете ребёнку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребёнка.
  5. Развивая внимание своего ребёнка, учитывайте круг его увлечений. Отталкиваясь от его увлечений, привлекайте его внимание к другим процессам и явлениям, связанным с его увлечением.
  6. Постоянно тренируйте внимание своего ребёнка. Используйте для этого прогулки на свежем воздухе, поездки, походы, любую возможность.
  7. Развивая внимание ребёнка, не назидайте и не фиксируйте его неудачи. Больше внимания обращайте на достигнутые им успехи.
  8. Стимулируйте  интерес к развитию внимания собственным примером и примерами из жизни других людей.
  9. В семейном кругу демонстрируйте достижения ребёнка по развитию собственного внимания.
  10. Наберитесь терпения, и не ждите немедленных, успешных результатов.
  11. Используйте специальную литературу, которая поможет вашему ребёнку достичь успехов.

         



Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание 2 класс.Тема:Оценка и отметка.

Встреча с родителями расширила  педагогическую грамотность. Теперь мамы и папы знают критерии и требования к оценке разных видов деятельности....

Родительское собрание. 3 класс. Тема: "Знаете ли вы своего ребёнка?"

Родительское собрание с элементами тренинга....

Родительское собрание, 4 класс. Тема "Мудрость родительской любви".

Цель: привлечение внимания родителей к проблеме проявления родительской любви к своему ребенку,консультирование родителей по выбору стиля семейного воспитания детей....

Родительское собрание 1 класс по теме: "Партнёрские отношения родитель-дети-учитель".

Родительское собрание по теме: "Партнёрские отношения между детьми-родителями-учителем". Совместная деятельность родителей и детей....

Родительское собрание 2 класс на тему "Критерии оценок во 2 классе.Как к ним относиться"

В презентации даны критерии оценок за 2 класс по математике и русскому языку.Даны советы для родителей....

Сценарий родительского собрания 2 класс. Тема собрания: «Просвещение родителей по теме «Компьютер и здоровье ребёнка»»

Цель собрания: - провести беседу с родителями по теме: «Компьютер и здоровье ребенка», обсудить плюсы и минусы использования детьми компьютера.Подготовительные мероприятия:- анкетиров...