статья "Что такое готовность к обучению в школе"
статья

Гурко Светлана Вениаминовна

в статье рассматриваются основные критерии готовности ребенка к обучению в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧТО ТАКОЕ «ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Гурко С.В., учитель

начальных классов

ГБОУ СОШ № 251

Г. С-Петербург

Итогом развития ребенка дошкольного возраста является его готовность к обучению в школе. Проблема готовности ребенка к школе является важной с точки зрения его успешного обучения и освоения школьных знаний, с точки зрения адаптации ребенка к школе и с точки зрения развития личности ребенка.

Многие родители спрашивают, что сделать, чтобы ребенок хорошо адаптировался к школе, к новым условиям. Подавляющее большинство детей оказывается готовым к новым требованиям, изменению нагрузки (социальной, интеллектуальной, психологической и физической) к 7-ми годам. Некоторая часть детей, и, к большому сожалению, она увеличивается в силу ряда причин в последнее время, только к 8-ми годам готова к обучению. И никто из детей, с учетом комплекса всех их возможностей, а не только физических и интеллектуальных не оказывается способным легко и успешно адаптироваться к современной школе в 6 лет. Речь идет не о первых неделях или месяцах обучения в школе, а о том, насколько успешным учеником ребенок будет на протяжении всего периода обучения в школе.

Готовность к школьному обучению – это уровень психического и физического развития ребенка, необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Готовность к школе – это не некая программа, которой можно просто обучить. Это свойство личности ребенка, которое развивается при общих благоприятных условиях в многообразных ситуациях жизненного опыта и общения, в которые вовлечен ребенок в семье, детском саду и других социальных группах. Если мы вспомним требования, которые предъявляет к ребенку школьная жизнь, и постараемся проанализировать умения, которыми должен обладать ребенок, то их можно сгруппировать в несколько больших групп.

  1. Физическая готовность – уровень физического и биологического развития будущего первоклассника, состояние его здоровья.
  2. Интеллектуальная – наличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию.
  3. Социальная – готовность взаимодействовать с окружающим социумом.
  4. Личностная – сформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника.
  5. Эмоционально-волевая – умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок.
  6. Специальная – основные учебные умения.

Подготовка детей к обучению в школе предполагает, прежде всего, полноценное физическое развитие и воспитание, направленное на здоровый образ жизни, на сохранение здоровья. Одним из естественных средств, укрепляющих здоровье, являются всевозможные виды движений. Физическая готовность – это определенный уровень зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков, координации движений, моторики.

Под интеллектуальной готовностью многие родители ошибочно подразумевают умение читать слова, считать, писать буквы. На самом деле интеллектуально готовый к школе ребенок – это в первую очередь любознательный ребенок с пытливым умом. Познавательная активность, умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать, анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы, – вот те интеллектуальные навыки и умения, которые помогут ребенку в овладении школьными дисциплинами. Это его главные помощники в такой нелегкой и новой для него учебной деятельности.

Социальная готовность – это умение влиться в новый коллектив, приняв его правила и законы, умение соотносить свои личные желания с интересами, желаниями и потребностями других членов класса, умение налаживать отношения с учителями, персоналом школы. Будущий школьник не должен бояться: отвечать на вопросы учителей, задавать вопросы, просить о помощи, если есть необходимость, высказывать свою точку зрения.

Личностная готовность – это степень сформированности личностных качеств ребенка, таких как способность к адекватной самооценке, умение соподчинять мотивы своего поведения, умение понять и принять новую социальную роль школьника, новый уровень свободы и ответственности за свои действия и поступки.

Эмоциональная готовность к школе подразумевает совокупность качеств, которые позволяют ребенку преодолевать эмоциональную неуверенность в себе и своих силах, различные блокады, которые мешают воспринимать учебные импульсы или ведут к тому, что ребенок замыкается в себе. Умение адекватно переносить удачи или неудачи, разочарования, ошибки, справляться с ними является еще одной стороной эмоциональной готовности к школьному обучению.

Специальная готовность – развитие тонкой моторики для успешного овладения письмом, концентрация и удержание внимания на некоторое время на поставленной задаче, умение слушать и слышать, запоминать, способность к последовательному логическому мышлению.

Родители окажут большую помощь педагогам школ и, в первую очередь, своим собственным детям, если постараются формировать у будущих школьников только положительное отношение к школе и к учебе, будут всячески поощрять желание детей учиться. По оценкам специалистов готовность к школьному обучению формируется у детей в период между шести- и семилетним возрастом. Однако каждый ребенок имеет индивидуальный темп развития. Решение о том, отдавать ли его в школу, должно приниматься родителями на основе оценки всего перечня необходимых качеств.

Что должен уметь будущий школьник:

  • внимание — выполнять задание, не отвлекаясь, около 15 минут; находить 5—6 отличий между предметами; удерживать в поле зрения 8—10 предметов; выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу; копировать в точности узор или движение.
  • память — запоминать 8-10 картинок; рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины; повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
  • мышление — определять последовательность событий, складывать разрезную картинку из 9-10 частей; находить и объяснять несоответствия на рисунках; находить и объяснять отличия между предметами и явлениями, находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
  • математика — называть числа в прямом и обратном порядке; соотносить цифру и число предметов; составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; пользоваться арифметическими знаками действий; измерять длину предметов с помощью условной меры; ориентироваться на листе бумаги; определять время по часам.
  • развитие речи — правильно произносить все звуки; определять место звука в слове; использовать в речи сложные предложения разных видов; составлять рассказы по сюжетной картине или по серии картинок, из личного опыта, не менее чем из 6—7 предложений; составлять предложения из 5—6 слов, разделять простые предложения на слова; делить слова на слоги.
  • развитие мелкой моторики — свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования; изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием; штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры; ориентироваться в тетради в клетку или в линию; передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
  • ознакомление с окружающим миром — называть свое имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей; название своего родного города (села), столицы, Родины; последовательность времен года, частей суток, дней недели; называть весенние, летние, осенние, зимние месяцы; отличать хищных животных от травоядных, перелетных птиц от зимующих, садовые цветы от полевых, деревья от кустарников; называть все явления природы, название нашей планеты и спутника Земли.

Список литературы:

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2001.
  2. Выготский Л.С. Детская психология. Т.4 – М., 1984.
  3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2004.
  4. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М., 1997 г.
  5. https://go2school.ru/faq/kak-opredelit-gotovnost-rebenka-k-shkole
  6. Физическая готовность ребенка к школе. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру (maam.ru)
  7. ПсихоПсихологическая 🥇 готовность ребёнка к школе: показатели, нюансы обучения и советы родителям | FindMyKids Blogлогическая 🥇 готовность ребёнка к школе: показатели, нюансы обучения и советы родителям | FindMyKids Blog
  8. Психологическая готовность к обучению в школе — Студопедия (studopedia.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение уровня готовности к обучению в школе 1 ступени в условиях предшкольного образования в группе кратковременного пребывания на базе школы.

Подготовка детей к школе - одна из актуальных проблем, волнующая как педагогов, так и родителей.  Особого внимания требует организа­ция образования детей старшего дошколь­ного возраста на базе об...

Психологическая готовность к обучению в школе

Критерии психологической готовности детей к обучению в школе. рекомендации психолога....

Готовность к обучению в школе

Готовность к школе – это не отдельные знания и умения, а их совокупность, комплекс, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя их уровень развития может быть разным!...

Готовность к обучению в школе: проблемы подготовки и трудности в обучении.

Начало учебного года – время и радостное и тревожное. Успешная адаптация в первом классе во многом зависит от того, насколько ребенок готов к обучению в школе. Свою точку зрения на проблему «предшколь...

Родителям на заметку "Готовность к обучению в школе"

Детские психологи утверждают, что в нежелании детей учиться в большинстве случаев виноваты родители! Именно они, действуя из самых лучших побуждений, но неграмотно или даже грубо, отбивают у реб...

ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ НА УСПЕШНОСТЬ АДАПТАЦИИ

От отношения учителя к ученикам на этом начальном этапе адаптации к школе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения учитель - ученик, отношения, определяющие в значительной степени ...

Проект "Формирование социально-психологической готовности к обучению в школе у детей с нарушениями зрения посредством обучения линейной графике (в процессе коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога)"

В публикации представлен Проект, раскрывающий содержательные  и организационные аспекты  коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога, направленной на формирование социально-п...